Урок-обобщение по истории
план-конспект занятия по истории (11 класс) по теме

Истомина Диана Константиновна

Войны России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-obobshchenie_po_istorii.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - обобщение

Урок позволит  не только проверить знания учащихся по теме, но и поможет создать у старшеклассников целостную картину по определенному периоду истории.

Это позволяет сопоставлять, сравнивать события, даты, имена.                                                 «Войны России с XV по XVIII вв».

       Работа рассчитана на 2 урока. Дополнительные задания даются по желанию. Можно предусмотреть работу с учебником при ответах на задания. Поэтому рекомендуется с темы «Внешняя политика Ивана III» начать составлять таблицу по войнам России данного периода, что позволит старшеклассникам лучше усвоить материал и видеть проблему в целом. Рекомендуется также оценивать задания по бальной системе.

                                         1 задание.

Проанализируйте внешнеполитические задачи России

с XV в. по конец  XVII в.

1 вариант:  на Юге

2 вариант:  на Западе.

                                             2 задание.

Назовите итоги решения внешнеполитических задач России к концу XVIII века.

          1 вариант: на Западе                                                                                        

          2 вариант: на Юге.                                                              

                                            3 задание.

Кто такие?  Указать век и событие.

1 вариант: Ермак, Мазепа, Карл XII, Левенгаупт, Р. Ченслер.

2 вариант:  Б. Хмельницкий, хан Кучум, Август III, Владислав, Костюшко.

                                          4 задание.

Выбрать мирные договора к странам, с которыми были заключены. Указать век.

          1 вариант: с Польшей                                                              

          2 вариант: со Швецией

                        Ям-Запольский,  Столбовский,  Плюсский, Поляновский,

                       Кардисский,  Прутский,  Ништадский,  Рештский,  Абоский,

                      Вечный мир,  Каспийский,  Верельский,  Ясский.

( могут быть «лишние» договора).

                                   5 задание.

Выбрать из списка, указав век и войну:

           1 вариант: полководцев                                                                              

           2 вариант:   флотоводцев

Иван IV,  В. Голицын,  Петр I,  А. Меншиков,  Ф. Апраксин,  М. Голицын,

 А. Суворов,  В. Фермор,  П. Румянцев,  Ф. Ушаков,  Г. Потемкин,

Г. Спиридов,  З. Чернышев,  П. Салтыков.

                                     6 задание.

    С каким событием связано понятие?  Объяснить.

               1 вариант: Дикое Поле, крепость Свияжск, Запорожская Сечь,                                                                                                                                                                    Северный Союз, Георгиевский трактат.

              2 вариант: Стояние на Угре, Азовское сидение, засечные черты,

Чертов мост, Малороссия.                                                                                                                      

                                                       7 задание.

                                     Расставить по хронологии.

             1 вариант                                                            

1 Ливонская война                                            

2 Крымские походы                                        

3 Чигиринская война                                      

4 взятие Казани                                                

5 Прутский поход                                              

6  взятие Берлина                                            

7 Полтавская битва                                          

8 присоединение Крыма                                

9 третий раздел Польши                                                                                        10 Кючук- Кайнарджирский мир                                                                                

2 вариант

 1 Нерчинский договор

 2 Присоединение Украины

 3 взятие Астрахани

 4 Гангут

 5 Азовские походы

 6 битва у д. Лесной

 7 Первый раздел Польши

 8 взятие крепости Измаил

 9 Семилетняя война                                              

10 разгром турецкого флота.

                           

                              Дополнительные задания.

О ком идёт  речь?

1   Государственный деятель и флотоводец.

    Сподвижник Петра I. Воевода, губернатор. Управлял Финляндией. Начальник  Адмиралтейского приказа и главнокомандующий флотом. Одержал ряд побед. Удостоен высшего чина в военно-морском флоте России – генерал-адмирал.

        За злоупотребление властью был оштрафован, во второй раз – подвергнут аресту и  лишен имущества и достоинства. Но, учитывая его заслуги, Петр I в итоге ограничился денежным взысканием.

      Пережил царя на три года.

2  Он был одним из крупнейших государственных деятелей России XVIII века. С  1774 г.  стал фаворитом Екатерины Великой.  Главными сферами его деятельности были военное дело и освоение завоеванных территорий.

А.С. Пушкин писал о нем «Ему мы обязаны Черным морем». В 1783 г.

был удостоен титула «князь Таврический».

3  О ком писал Пушкин А.С. в поэме «Полтава»?

                Верхом, в глуши степей нагих,

                Король и гетман мчатся оба.

                Бегут. Судьба связала их.

                Опасность близкая и злоба

                Даруют силу королю.

               Он рану тяжкую свою

               Забыл. Поникнув головою,

              Он скачет, русскими гоним

4  Генералиссимус.

     В 12 лет зачислен в лейб-гвардии Семеновский полк. Прошел все воинские звания. Отстранялся от должности. Блестяще воевал с турками и французами. Совершил знаменитый Швейцарский поход. Разработал солдатский учебник «Наука побеждать». Граф Рымникский, князь Италийский. Его воспитанники: М. Кутузов, П. Багратион, Н.Раевский.  В годы Великой Отечественной войны был учрежден орден его имени.   Прожил 70 лет.

5  Когда и в связи с чем Петр I сказал: «….И тако шведы над нашим войском викторию получили, что есть бесспорно; но надлежит разуметь, над  каким войском оную учинили? Ибо только один старый полк Лефортовский был, два полка гвардии только были на двух атаках, а наипаче с регулярными войсками никогда полевых боев не видали».

6   Всвязи с чем был отдан этот приказ Петром Великим?

«Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, который ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали».

7   Вставьте пропущенные слова.

В 1787 г.___1___ объявила войну ___2___. В этом конфликте ___1___ поддерживали Англия и Пруссия. Десант ___1___ пытался захватить крепость Кинбурн, но был войсками ___3___. Летом 1788г. в двух сражениях был разгромлен флот ___1___ .В ___4___ году ___3___ разгромил турецкую армию под Фокшанами. В сентябре ___4___г. он

 одержал победу у р. Рымник. За эту победу ___3___ был удостоен почетной приставки к фамилии – граф Рымникский.

8  Вставьте пропущенные слова.

Объявление независимости___1___ от ___2___ означало лишь первый шаг к его полному подчинению ___3___. И ___3___ и ___2___ продолжали борьбу за влияние в Бахчисарае. В 1777г. русские войска вторглись в__1__ и обеспечили избрание на ханский престол российского ставленника.

Однако власть его была не прочной. В ___4___после переговоров с Потемкиным он передал  ханство ___3___ и отрекся от престола. Временно

___2___ смирилась с переходом ___1___ под власть ___3___, опасаясь встретиться с объединенными русско-австрийскими силами.

                                 

  ОТВЕТЫ.

       «Войны России с XV по  XVIII века»

Задание 1  -  в двух вариантах от учащихся требуется умение обобщать, выделять одинаковые тенденции за весь период. В ответах требуется указать: стремление России к расширению территории, к возвращению «исконно русских земель», к защите своих земель от внешнего врага (Польша, Крым, Турция).

Задание 2 – ученики должны указать не менее трех итогов за весь период.

Задание 3 – 1 вариант:  Ермак  – покоритель Сибири, XVI век. Мазепа – гетман Украины, сторонник Швеции в Северной войне, XVIII век. Карл XII – король Швеции, противник России в Северной войне. Левенгаупт – шведский генерал, битва у д. Лесной в Северной войне.  Р. Ченслер – английский лорд, начало торговых отношений России с Англией, XVI век.

                       2 вариант:  Б. Хмельницкий – гетман Украины, воссоединение с Россией, XVII век. Кучум – Сибирский хан, противник России, XVI век. Август III – союзник России в Северной войне, XVIII век. Владислав – польский король, Смута и Смоленская война, XVIIвек. Костюшко – лидер поляков в восстании против России, XVIII век.

Задание 4 – 1 вариант: мирные договора с Польшей – Ям-Запольский, XVI век, Поляновский, XVII век, Вечный мир, XVII век.

                      2 вариант: мирные договора со Швецией (их больше, можно поставить больше баллов) – Столбовский, XVII век, Плюсский, XVI век, Кардисский, XVII век, Ништадский, XVIII век, Абоский, XVIII век, Верельский, XVIII век.

Задание 5 – главное в задании – знать, кто есть кто, за знание века и войны можно ставить дополнительные баллы. Полководцы – Иван IV, В. Голицын, Петр I, Меншиков А., Ф. Апраксин, А. Суворов, В. Фермор, Г. Потемкин, З. Чернышев, П. Салтыков, П. Румянцев.

 Флотоводцы – Петр I, А. Меншиков, М. Голицын,  Ф. Ушаков, А. Орлов,     Г. Спиридов.

Задание 6 – объяснение должно быть кратким, ученики должны показать понимание вопроса.

Задание 7 – 1 вариант – 4-1-3-2-7-5-6-10-8-9

                     2 вариант – 3-2-1-5-6-4-9-7-8-10

В задании можно допустить не более 3 ошибок.

 Ответы на дополнительные задания.

1 – А. Меншиков.

2 – Г. Потемкин.

3 – Карл XII и гетман Мазепа.

4 – А. Суворов.

5 – битва под Нарвой.

6 – Полтавская битва.

7 – 1- Турция, 2- Россия, 3-А. Суворов, 4 – 1789 год.

8 – 1-Крым, 2-Турция, 3-Россия, 4-1783 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический тест по Истории Древнего мира, 5 класс (к уроку обобщения по теме «Римские завоевания в Средиземноморье»)

Публикуемый материал содержит  тестовые задания разных уровней сложности (А, В, С) по теме «Римские завоевания в Средиземноморье». Задания подготовлены к обобщающему уроку по учебнику Ф.А.Михайло...

урок обобщение, всемирная история 10 класса по теме: Первая Мировая Война

Предмет: всемирная история.класс: 10 класс.тема : Первая Мировая Война урок-обобщениевид урока: Самостоятельная работа....

урок обобщение, всемирная история 10 класса по теме: Первая Мировая Война

Предмет: всемирная история.класс: 10 класс.тема : Первая Мировая Война урок-обобщениевид урока: Самостоятельная работа....