Отмена крепостного права в России
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Разработка урока по теме "Отмена крепостного права в России" с использованием видеоматериала и исторических документов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otmena_krepostnogo_prava_v_rossii.rar2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Отмена крепостного права

Автор: Султанова Н.В.

Рамки: компетентностный подход

Задачи урока:

1\ образовательные: активизировать изучение основных исторических понятий, событий, фактов;

2\ развивающие: формирование умений анализа и обобщения на основе изучения первоисточников; развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия; формирование умений вырабатывать и аргументировать самостоятельные решения;

3\ воспитательные: воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества при работе в группах, толерантное отношение к позиции другого человека.

Ход урока:

1\ Подготовительный этап: знакомство с основными целями занятия.

2\ Ознакомительный этап: Знакомство учащихся с содержанием конкретной ситуации.

Учитель: Понимание необходимости отмены крепостного права зародилось у передовой части русского общества еще в 18 веке. «Борьба с мерзостью крепостного права» была лозунгом тайных обществ и основных течений общественной мысли 1 половины 19 в. Начало положил император Павел 1 указом 1797 г. о трехдневной барщине, в 1803 г. Александр 1 издал указ о «вольных хлебопашцах», а в 1842 г. Николай 1 – закон об «обязанных крестьянах». Дальше этого не пошло, т.к. подавляющая часть дворянства была против освобождения крестьян. Однако передовая часть дворянства осознавала необходимость отмены крепостного права. В их взглядах не было единодушия. Помещики нечерноземных губерний готовы были освободить крестьян с землей, но желали получить большой выкуп. Помещики черноземных губерний высказывались против освобождения, либо освобождение крестьян без земли.

В такой исторической обстановке Государь поручает Министерству внутренних дел разработать проект отмены крепостного права, в 1857 г. образовывает Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян», за которым последовал рескрипт ( письмо императора к подданным) о создании губернских дворянских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы. Секретный комитет переименовали в Главный комитет, при котором работали Редакционные комиссии ( глава – Ростовцев), изучавшие проекты дворянских комитетов. С 1859 г. царь вызывает в столицу представителей от дворянских комитетов ( сначала из нечерноземья, потом – из черноземных губерний) , чтобы ознакомиться с их мнением по данному вопросу. Разработка проекта заканчивается утверждением в Государственном совете.

19 февраля 1861 г. Александр 2 подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

С.М.Соловьев отмечал: «Александр 2, будучи наследником, высказался решительно против освобождения … ставши императором … он в обращении к дворянству также высказался против освобождения». И тем не менее по его велению крепостное право вскоре было отменено.

1\ Что повлияло на его взгляды? Какова необходимость отмены крепостного права?

( первая группа учащихся выступают от имени Александра 1 и определяют причины отмены крепостного права)

2\ Как проводить реформу? Какова ее сущность?

( вторая группа выступают от имени членов Редакционной комиссии и разрабатывают проект)

3\ Какими могут быть предполагаемые итоги и результаты отмены крепостного права?

( третья группа – аналитики – предполагают, какими последствиями для страны обернется отмена крепостного права)

3\ Аналитический этап:

Учащиеся:

1\ Первый раунд:  просматривают видеоматериал, изучают первоисточники, работают с раздаточным материалом; ведут дискуссии – обсуждают и вырабатывают  альтернативные решения; оформляют свои решения в таблицах, схемах.

2\ Второй раунд: Дискуссии – представляют результаты анализа; подводятся итоги дискуссии и найденных решений по заданному кейсу:

 

        

        

4\ Итоговый этап: рефлексия

Учащиеся:

анализируют умения работать в группе, удачи и сложности при выработки различных                    способов действий в принятии альтернативных решений.

Учитель:

1\ анализирует познавательную деятельность  учащихся; отмечает лучшие решения

2\ дает инструкцию по выполнению домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отмена крепостного права в России

Презентация к уроку по истории России в 8 классе...

конспект урока "Отмена крепостного права в России" с интерактивными дидактическими материалами

Материал содержит кнспект урока, лист опроса, задания для интерактивной доски, тестирование по теме....

Лекция "Отмена крепостного права в России"

Разработка конспекта лекции на урок в 10 классе по теме "Отмена крепосного права в России"...

тест "Отмена крепостного права в России"

данный тест содержит два варианта, может использоваться как в 8 так и в 10 классе...

Презентация "Отмена крепостного права в России"

Презентация к уроку в 8 классе, можно использовать на уроках в 10 классе.  В презентации карикатуры, диаграммы, историческая викторина, ребусы,задача...

Отмена крепостного права в России в XIX веке

Отмена крепостого права в России в XIX веке. Подготовка, причины,этапы и иитоги отмены крепостной зависимости крестьян в России....