общественное движение при Александре I
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Замковая Виктория Александровна

разработка плана - конспекта урока для учеников 8 класса по итсории Отечества 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_obshchestvennoe_dvizhenie_pri_aleksandre_1.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

    Тема урока: Общественное движение при Александре I.

Подготовил учитель истории и обществознания Замковая Виктория Александровна (МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда)

  1. Цели: Образовательные:
  • раскрыть учащимся ситуацию, сложившуюся в обществе после Отечественной войны 1812 года; причины восстания
  • познакомить с личностями, входившими в тайные общества;
  • проанализировать основные идеи  проектов устройства России («Конституция» Н.Муравьева), «Русская правда» П.Пестеля;
  • изучить цели и планы декабристов

2. Развивающие:

  • Развивать наглядно-образное мышление учащихся;
  • Формировать умение работать с таблицами;
  • Формировать и развивать умение учащихся работать с источниками.
  • Развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать.

3. Воспитывающие:

  • Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.
  • Воспитывать уважение к гражданским ценностям, правам и свободам личности.

  • Оборудование:  тексты программных документов Северного и Южного обществ («Конституция» Н.М. Муравьева и «Русская правда» П.И. Пестеля);
  • компьютер, презентация

1. Предпосылки возникновения движения декабристов

 Учитель: в начале XIX в. Россия вышла победительницей из тяжелого противостояния с наполеоновской Францией и содействовала освобождению от иноземного господства некоторых европейских народов. Однако успехи имели оборотную сторону: в стране был законсервирован существовавший строй, сохранялось крепостное право. Продвижение по пути прогресса оказалось замедлено.

В этих условиях вопрос о необходимости преобразований тайно и открыто обсуждался в высших слоях общества. На первый план выступили проблемы принятии конституции и отмены крепостного права. Давайте рассмотрим более детально причины, способствовавшие формированию прогрессивных взглядов у передовой части русского общества.

Учитель совместно с учениками выделяет основные причины появления тайных обществ.(работа с учебником)

Причины появления декабристках организаций :
-Влияние русского и французского просвещения,
-Патриотический подъем после войны 1812 г.,
-Реакция во внутренней политике в 10-е гг. 19 в.
-Реформаторская деятельность Александра I до 1812 г.
-Начало кризиса феодально-крепостнической системы. 

  1. Преддекабристские организации — «Союз Спасения» и «Союз Благоденствия».

Учитель рассказывает о том, когда и при каких обстоятельствах была создана первая организация будущих декабристов — «Союз Спасения», кто являлся участником этого тайного общества, какие ставились задачи, как предполагалось их осуществить, почему на смену «Союзу Спасения» два года спустя пришел «Союз Благоденствия» и в чем заключались различия этих организаций.

  1. Северное и Южное тайные общества. Далее следует рассказ о создании тех тайных обществ, которые участвовали в восстаниях в декабре 1825 г. и в январе 1826 г.

По ходу рассказа учениками составляется таблица.

Название организации

Хронологические рамки

Руководители

Цели

Программные документы

Союз спасения

1816-1818

А. Муравьев, С. Трубецкой, Н Муравьев, М. И С. Муравьевы - Апостолы, И. Якушкин

Уничтожение крепостного права, свержение самодержавия, «препятствовать всякому злу, обличать злоупотребления чиновников и частных лиц»

Устав «Союза Спасения»

Союз благоденствия

1818-1821

А. Муравьев, С. Трубецкой, Н. Муравьев, М. И С. Муравьевы — Апостолы, И. Якушкин, П. Пестель, Е. Оболенский

Пропаганда антикрепостнических идей, поддержка либеральных реформ правительства, содействие подготовке общественного мнения к предстоящим реформам (введению конституции и освобождению крестьян) – для этого отводилось 10 лет

«Зеленая книга» (состояла из 2-х частей)

Северное тайное общество

1821-1825

А. Муравьев, С. Трубецкой, Н. Муравьев, Е. Оболенский, А. Бестужев, К. Рылев

«Конституция» Н.Муравьева

Южное тайное общество

1821-1825

П. Пестель, С. Муравьев — Апостол, М. Бестужев — Рюмин

«Русская Правда» П.Пестеля

4.Работа и анализ источников  (программных документов Северного и Южного обществ). По ходу работы составляется таблица.

Вопросы для сравнения

«Русская правда» П.Пестеля

«Конституция» Н.Муравьева

Государственное устройство

Республика  

глава государства президент,

Однопалатный парламент (Державная дума).

Унитарное устройство

Конституционная монархия

Император – исполнительная власть

2-х палатный парламент – законодательная.

Федеративное устройство

Вопрос об отмене крепостного права

Освобождение крестьян без земли

Личная свобода

Сохранение приусадебного хозяйства «под огороды» и по 2 десятины пахотной земли на двор

Личная свобода

Аграрный вопрос

Создание общественного и частного фонда.

Общественный фонд

Изъятие земли у помещиков:

Более 10тыс. десятин – полное;

5-10 тыс. десятин – половина.

Частный фонд служит «изобилию»

Сохранение частной собственности на землю

«Земля помещиков остается за ними».

Вопрос об отмене сословий

 Отмена сословий

Отмена сословий

Гражданские свободы ?

             ?

               ?

Национальный вопрос

          ?

                ?

  5.Подведение итогов урока .

 6. Домашнее задание: п.8, завершить таблицу , термины стр.59

Список использованной литературы :

Герои Русской Истории. М.,: Белый город, 2005. с.430

Данилов А. А. История России, XIX в.: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 9-е изд.  М. : Просвещение, 2011. 287 с.

История России, XIX век. 8 класс: поурочные планы к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной /авт.-сост. Н. С. Кочетов. - Волгоград: Учитель, 2001. - 127 с.

Мусский И.А. 100 великих заговоров и переворотов – М.: Вече, 2006. – 480с.(Сто великих)

Милов Л.В. (ред.), Вдовина Л.Н., Козлова Н.В., Флоря Б.Н. История России XVII – XIX веков. М.: Эксмо,  2006. 785с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

практическая работа "Общественное движение при Александре 1" 8 класс

практическая работа содержит таблицы по теме "Общественное движение при Александре 1", выполненные с выпощью технологии критического мышления - прием фишбон...

Общественное движение при Александре 1

—Зарождение организованного общественного движения—Тайные общества : «Союз спасения», «Союз благоденствия»—Южное  общество—Северное общество...

Урок истории в 8 классе.Общественное движение при Александре 1

В работе содержится: ход урока и презентация в виде слайдов,которые могут быть использованы в ходе урока....

Тест "Общественные движения при Александре II"

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа. Два варианта заданий с ответами....

Общественное движение при Александре 1

Раскрыть учащимся ситуацию, сложившуюся в обществе после Отечественной войны 1812 года; причины восстания. Познакомиться с личностями, входившими в тайные общества; проанализировать основные иде...

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Общественное движение при Александре I» (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМАТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ)

Одной из наиболее характерных черт послевоенного периода царствования Александра I стало нарастающее общественное движение....

Презентация по истории 8 класс тема: Общественное движение при Александре 1

Презентация по истории 8 класс тема: Общественное движение при Александре 1...