КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Общественное движение при Александре I» (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМАТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ)
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Чепалов Родион Александрович

Одной из наиболее характерных черт послевоенного периода царствования Александра I стало нарастающее общественное движение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_s_ispolzovaniem_mnematicheskih_tehnologiy.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА № 17 ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

     КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ

«Общественное движение при Александре I»

 (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМАТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ)

                                   

                                                                                 Составил и провел учитель  

                                                                                          истории Чепалов Р.А.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2017


  1. УРОК . Общественное движение при Александре I

Цели урока:

        Образовательная: рассмотреть , какие были общественные движение при Александре I.

        Развивающая: развивать понятийный аппарат, навыки работы с документами и их интерпретации, навыки по составлению таблиц и схем.

        Воспитательная: целеустремленность в получении знаний, убежденность в ценности каждой человеческой личности, независимо от ее социального положения.

Тип урока:  изучение нового материала.

Методы обучения: репродуктивные и ч/п

Формы работы:  лекция учителя с использованием мультимедийных технологий

Организационный момент.

  1. Актуализация знаний по теме:

Одной из наиболее характерных черт послевоенного периода царствования Александра I стало нарастающее общественное движение. Оно впервые в истории России приобрело организованные формы. Первоначально основу деятельности участников возникших тогда кружков и организаций составляли либеральные идеи. Главной из них стало положение о приоритете личности человека и его экономических и политических свобод над всем остальным. Эта установка была принципиально новой для России, где испокон веков главными считались интересы общества и государства, а ценность личности человека самого по себе не признавалась.

Распространение либеральных идей началось в России со времен Екатерины II, которая вела переписку с крупнейшими идеологами либерализма XVIII в. — Руссо, Вольтером и др. Однако в конце своего правления сама же императрица начала гонения на либералов, справедливо опасаясь за судьбы монархии в России.

Вторая волна либеральных идей пришла в Россию в период Отечественной войны 1812 г. и особенно заграничного похода русской армии. Тогда тысячи молодых офицеров впервые увидели, что можно жить иначе, чем в России, и вернулись из-за границы убежденными противниками самодержавия и крепостничества. С другой стороны, либеральные реформаторские проекты самого царя Александра I, обсуждавшиеся всеми образованными людьми, а затем и реформы Сперанского также готовили почву для активного проникновения идей либерализма в сознание передового дворянства.

   Необходимое условие – привлечение дополнительной литературы, справочных пособий.

  1. Изучение нового материала.

Первые тайные общества, ставившие своей целью подготовку и осуществление преобразований, появились почти сразу после окончания заграничного похода русской армии, возникновение таких обществ облегчалось тем, что многие молодые офицеры приобщились во время пребывания за границей к масонским организациям. Число их увеличилось и в России. К началу 20-х гг. в почти 220 масонских ложах было объединено свыше 3 тыс. дворян, чиновников, купцов. Участие в масонстве давало сторонникам идей либерализма опыт, необходимый для создания и деятельности их собственных организаций.

Первым крупным тайным обществом стал «Союз спасения» (1816—1818), принявший после утверждения своего устава наименование «Общества истинных и верных сынов отечества». Его основателем был молодой полковник Генерального штаба А. Н. Муравьев, а членами — С. П. Трубецкой, С. И. и М. И. Муравьевы-Апостолы, Н. М. Муравьев, М. С. Лунин, П. И. Пестель, И. И. Пущин и др. (всего 30 человек). Своими целями участники организации считали уничтожение крепостного права и ограничение самодержавия. Шли споры о путях достижения этих целей. Свою главную задачу члены тайного общества видели в поддержке реформаторских усилий правительства, хотя время от времени в их рядах звучали и призывы к заговору и цареубийству.

МНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА НА ТЕМУ 

Осознание важности широкой общественной поддержки планов либеральных преобразований привело к роспуску «Союза спасения» и созданию на его основе «Союза благоденствия» (1818—1821). Он насчитывал уже около 200 членов, во главе его были те же лица.

Программа «Союза» была изложена в его уставе, получившем название «Зеленая книга». По-прежнему считая необходимым бороться против крепостничества и самодержавия, члены «Союза» более четко определились в путях достижения этой цели. Они считали себя обязанными помогать правительству в реформировании общества и придавали первостепенное значение вопросам образования и воспитания населения с целью распространения либеральных идей. Для этого предполагалось создавать просительские общества, издавать книги, журналы, открывать школы и т. д.

«Союз благоденствия» был распущен, когда стало ясно, что правительство Александра I отказалось от реформ. Его члены стали пересматривать свои планы. На многие мысли наталкивали их известия об успешных военных переворотах в ряде стран Западной Европы, которые произвели там сторонники перемен.

В 1821—1822 гг. были созданы два новых общества — Южное и Северное. Тогда же были образованы и национальные тайные организации, например Патриотическое общество в Польше, Общество соединенных славян и др.

Сообщение учащегося (презентация) с использование  МНЕМАТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ:

Эта организация объединяла офицеров 2-й армии, размещенной на Украине. Руководителем Южной управы был П. И. Пестель. Южное общество состояло из трех частей. Центральное место среди них занимала «коренная управа» в Тульчине, которую возглавляли Пестель и А. П. Юшневский. Они же были избраны директорами всего общества. Кроме того, были еще два отделения — в Каменке (под руководством В. Л. Давыдова и С. Г. Волконского) и в Василькове (С. И. Муравьев-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин). Было решено регулярно созывать съезды руководящих органов общества для обсуждения назревших проблем. Они проходили ежегодно на ярмарке в Киеве. На первом таком заседании в январе 1822 г. был заслушан доклад Пестеля об основах разработанного им конституционного проекта.

Павел Иванович Пестель

    Павел Иванович Пестель (1793—1826) родился в семье петербургского почт-директора, назначенного позже сибирским генерал-губернатором. С 18 лет Пестель проходил службу в лейб-гвардии Литовском полку. В Бородинском сражении он проявил незаурядное мужество, получил тяжелую рану и был награжден золотой шпагой. Участвовал в заграничном походе русской армии, отличился в сражениях под Дрезденом и Кульмом, Лейпцигской «битве народов». С 1814 г. Пестель проходил службу в Митаве, а затем в Тульчине. В 1821 г. он получил звание полковника и был назначен командиром Вятского полка. Современники и друзья считали его одним из самых образованных людей своего времени. В 1816 г. Пестель вступил в «Союз спасения» и стал одним из его вождей. В «Союзе благоденствия» он руководил Тульчинской управой. Благодаря его организаторским способностям она стала самой многочисленной и деятельной в организации. На основе этой управы возникло и само Южное общество.

    ЗАДАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМАТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ:

Свою программу Пестель назвал «Русской правдой» в память о древнерусских законах. Это был первый в истории России цельный проект республиканской конституции. Россия провозглашалась республикой. Государственное управление основывалось на разделении властей. Законодательная власть принадлежала парламенту, состоящему из одной палаты, — Народному вечу. Оно избиралось всеобщим голосованием мужчин, достигших 20 лет. Исполнительная власть передавалась Державной думе, состоявшей из пяти человек, ежегодно менялся один из членов думы. Ликвидировалось сословное деление. Контроль за соблюдением конституции должен был осуществлять Верховный собор из 120 человек, избираемых пожизненно. Провозглашались гражданские свободы: выбора веры, слова, печати, передвижений, равенство перед законом.

Пестель предлагал присоединить к России «для успеха революции» Дальний Восток, Закавказье и некоторые другие территории. Он не планировал предоставления независимости отдельным частям страны, за исключением Польши, которая должна была обязательно вступить в союз с революционной Россией.

Крепостное право Пестель предлагал отменить. Он выступал за обеспечение крестьян достаточным количеством земли. Для этого весь земельный фонд страны предлагалось разделить на две равные части — общественную и частную. В общественную (которой распоряжалась волость) должны были войти бывшие крестьянские наделы, казенные и монастырские земли, а также земли, конфискованные у помещиков, владевших более чем 5 тыс. десятин (у них безвозмездно отбиралась половина их земельных владений). Эти земли бесплатно передавались крестьянам, приписанным к данной волости, и не подлежали купле-продаже. Земли же частного земельного фонда оставались в рыночном обращении и должны были помогать развитию предпринимательства.

 

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ с ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМАТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ:

Северное общество

Это общество было создано в Петербурге. Его основное ядро составили Н. М. Муравьев, Н. И. Тургенев, М. С. Лунин, С. П. Трубецкой, Е. П. Оболенский и И. И. Пущин. Идеи большинства членов общества нашли свое выражение в «Конституции» Н. М. Муравьева.

Н. М. Муравьева

    Никита Михайлович Муравьев (1795—1843) родился в просвещенной дворянской семье. В первые дни Отечественной войны 1812 г. он ушел добровольцем в армию. Отличился в заграничном походе 1813—1814 гг., оказавшем на него большое влияние. В 1816 г. Муравьев написал свои первые статьи в журналы. Он был одним из организаторов и руководителей «Союза спасения», после роспуска которого в 1818 г. вступил в масонскую ложу Трех добродетелей. В 1818—1821 гг. Муравьев был членом руководства «Союза благоденствия», с 1822 г. стал членом Верховной думы и «правителем» Северного общества.  

   АУДИОФРАГМЕНТ

Россия должна была, согласно программе Н. М. Муравьева, стать конституционной монархией. Она объявлялась федерацией, состоявшей из 15 «держав». Каждая из них имела свою столицу, например: Волховская держава со столицей в Петербурге, Черноморская — с центром в Киеве, Украинская — со столицей в Харькове, Кавказская — с центром в Тифлисе и др. В «державах» власть осуществлялась двухпалатными учреждениями — Державной думой (верхняя палата) и Палатой выборных депутатов (нижняя).

Верховная власть в федерации принадлежала двухпалатному (Верховная дума и Палата народных представителей) парламенту — Народному вечу. Круг избирателей этих органов был небольшим из-за высокого имущественного ценза. Ограничивались права главы государства — императора. Он должен был стать лишь «верховным чиновником» страны, имеющим право задержать принятие закона и вернуть его на повторное рассмотрение. Табель о рангах уничтожалась, а все должности становились выборными. Вводились гражданские права и свободы.

   

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока в 7 классе по теме « The Way We Look» с практическим использованием различных технологий по теме.

Систематизировать знания учащихся по теме «The Way We Look»; использование  различных технологий  как средство формирования у школьников компетентностного  (практического) подхода к изу...

конспект урока истории в 8классе по теме "Общественное движение в годы правления Николая I"

конспект урока истории в 8 классе по теме "Общественное движение в годы правления Николая I"...

Конспект урока истории 6 класса по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями"

Данный урок расчитан на обучающихся 6 классов .Цель урока:  выяснить,  какую роль в борьбе  с западными  завоевателями сыграл Александр Невский.Задачи урока:1....

План-конспект урока истории 7 класс на тему: "Международные отношения в XVI-XVIII вв."

Тема урока: Международные отношения в XVI-XVIIIвв.Тип урока: комбинированный урокФорма проведения урока: рассказ учителя, беседа, работа по учебникуЦель урока: 1) Рассмотреть ход Тридцатилетней войны...

Презентация по истории 8 класс тема: Общественное движение при Александре 1

Презентация по истории 8 класс тема: Общественное движение при Александре 1...

Конспект урока в 8 классе по теме "Квадратные уравнения и способы их решения" с использованием коллективной образовательной технологии на уроках алгебры.

Урок в 8 классе по теме "Квадратные уравнения и способы их решения" с использованием коллективной образовательной технологии на уроках алгебры имеет целью отработать навыки решения квадратны...

Разработка урока по теме «Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов»

Цели:1.      Выявление      причин  зарождения, идейных основ  и основных этапов развития общественного движения в России  в первой чет...