Разработка урока по теме «Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов»
методическая разработка по истории (9 класс)

Леонова Анна Николаевна

Цели:

1.      Выявление      причин  зарождения, идейных основ  и основных этапов развития общественного движения в России  в первой четверти XIX в.;

2.      Создание условий для развития информационной компетентности обучающихся;

3.  Формирование умений де­лать выводы, использовать исторические документы как источник знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

История России

Класс

9

Тема

Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов

Учебник

История России 9 класс,    Н.М.Арсентьев и др. под ред. А.В.Торкунова, 1 часть.

История Смоленщины. XIX –ХХ вв.  Учебник по истории родного края под редакцией Д.И. Будаева. Пар. 7 «Смоляне в движении декабристов» 

Основные понятия и даты  

декабристы;  «Союз Спасения» (1816-1817 гг.),  «Союз благоденствия» (1818- 1821 гг.),  Южное общество (1821-1825 гг.),  Северное общество (1822-1825 гг.); 14 декабря 1825 г., Конституция.

Блок

Содержание блока

Информационный

Тип урока: Изучение нового материала с использованием современных педагогических технологий (проектная  деятельность)

Мотивационно-целеполагающий

Цели: 

  1. Выявление      причин  зарождения, идейных основ  и основных этапов развития общественного движения в России  в первой четверти XIX в.;
  2. Создание условий для развития информационной компетентности обучающихся;
  3. Формирование умений делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать представления  об идеях, целях, членах тайных обществ, а также о ходе и итогах восстания декабристов;
  • изучить движение декабристов, доказать, что оно оказало большое влияние на развитие общественной и культурной жизни России;
  • познакомиться с личностями, входившими в тайные общества;
  • проанализировать основные идеи документальных проектов устройства России; показать обучающимся причины зарождения организованного общественного движения в России; дать характеристику первых тайных обществ;
  • проследить ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу  декабристов;
  • познакомить с деятельностью декабристов – смолян.

 

Развивающие: 

  • развивать навыки   работы с историческими источниками;
  • развивать наглядно-образное мышление обучающихся;
  • развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать.  

           Воспитательные: 

  • воспитывать чувства ответственности, человеческого достоинства, патриотизма,   гордости за свою страну;
  • Формировать любовь к предмету;
  • продолжить формирование личностной патриотической позиции обучающихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

1) знать, что собой представляло восстание декабристов 1825 года, какие последствия имело для дальнейшей истории страны.

2) умение систематизировать и анализировать информацию из различных исторических источников; делать выводы; формулировать и выделять причины событий и их последствия.

3) развитие познавательного интереса к истории России, расширение кругозора учащихся

4) формирование умений давать сравнительную характеристику идей, деятельности и программных документов декабристов

Личностные:

1) формирование представления о значимости патриотизма для современного человека на примере декабристов;

2) осмысление ценностей современного общества в сравнении с декабристами.
Метапредметные:

1) развитие умений работать с учебной информацией (анализировать, систематизировать, обобщать факты, составлять сложный план, таблицу);

2) продолжить формирование умения работать в группе

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; составление плана и последовательности действий

Коммуникативные УУД: умение слушать других, работать в группе, а также умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД: умение сформулировать проблему, построить логическую цепь рассуждений, привести доказательства своей позиции

Рефлексивно-оценочный

Объект контроля – использование проектной деятельности самостоятельно, под контролем учителя

Приемы контроля – индивидуальный, парная работа, групповая, самоконтроль, взаимоконтроль

Рефлексия: эмоциональное состояние

Содержательный

Первые тайные организации: «Союз спасения», «Союз Благоденствия», причины возникновения первых тайных обществ, «Северное общество», «Южное общество», сравнительный анализ программных документов этих обществ. Причины возникновения декабристов, восстание на Сенатской площади», основные выводы.

Инструментальный

Образовательные технологии: современная педагогическая технология – проектная деятельность, технология коммуникативного обучения, проблемное обучение, технология личностно-ориентированного обучения, технология критического мышления.

Ресурсы

Основные: компьютер, мультимедиа установка,  кластер, презентация, учебник, тетрадь,   тексты программных документов, манифеста.  

Технологический блок

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Планирование работы  

Выработка на личностном уровне внутренней готовности выполнения необходимых требований учебной деятельности; обмен имеющимися знаниями по теме, обсуждение идей.

Активизация  познавательного  интереса, создание проблемной  ситуации.

 

Целеполагание:  формулирование темы урока обучающимися

( задача, способы решения)

Формулирование познавательной цели.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.









Формулирование задачи, предложение способов её решения.

Подведение под понятие, выведение следствий; Определение источников информации и способа сбора и анализа информации

Приветствие учителя. Подготовка к работе, включаются в деловой ритм.

Определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Вопросы о форме работы: индивидуальная или групповая.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и с  одноклассниками

Определяют суть проблемы.

Способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта.

Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Вспоминают домашнее задание (Таблица «Первые тайные общества»)

Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению

2.Аналитический этап

Исследовательская работа обучающихся и самостоятельное получения новых знаний

Организация детей по группам: «Северное общество», «Южное общество»

Консультация  по вопросам задания, наблюдение, советы, косвенное руководство  деятельностью обучающихся.

Демонстрация

программных

документов декабристов

«Южное общество»

«Северное общество»

Организация обсуждения программ по вопросам  главных различий  двух программ.

Демонстрация иллюстраций

Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.

Сенатская площадь (современное состояние)

 «Манифест к русскому народу».

Декабристы – смоляне.

Обращение  внимания   на проблемное задание.

Поиск и выделение информации, формулирование причины формирования взглядов декабристов.

Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма», анализируют деятельность обществ по группам. (Сотрудничество и оценка действий партнера, при необходимости – коррекция)

Прогнозируют свою деятельность, составляют сравнительную таблицу программных документов Северного и Южного обществ.

(Внесение необходимых дополнений в план действий)

3. Этап обобщения

Структурирование полученной информации и интегрирование полученных знании, умении, навыков

Консультация обучающихся.

Выполнение исследования. Работа над проектом, анализ информации, оформление.

Формулирование выводов, контроль, коррекция, умение слушать товарищей.

Оформляют материал в виде стендового журнала, занимаются самооценкой качества проектной работы

4. Презентация полученных результатов

Анализ исследовательской деятельности школьников

 Направление процесса анализа.

  Оценка деятельности.

Презентация ответа, в основе которого лежит созданный стендовый журнал с демонстрацией материалов.

Рефлексия способов и условий действия над проектным заданием.

Участие в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности.

Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, оценка обучающимися того, что уже освоено и что подлежит усвоению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическа разработка урока по истории "Общественные движения в России во второй половине 19 века"

Цель урока: выявить особенности общественного движения в России во второй половине 19 века и причины широкого развития радикального революционного движения. Рассмотрены следующие вопросы:1. «Крестьянс...

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Общественное движение при Александре I» (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМАТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ)

Одной из наиболее характерных черт послевоенного периода царствования Александра I стало нарастающее общественное движение....

Презентация по истории 8 класс тема: Общественное движение при Александре 1

Презентация по истории 8 класс тема: Общественное движение при Александре 1...

Методическая разработка урока на тему «Общественно-политическая жизнь России 1830-1840-х гг.» в 9 классе

Цель урока: формирование у учащихся представления о развитии общественно-политической мысли и движения в России в первой половине XIX в.;  охарактеризовать отличительные черты взглядов представит...

Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов

Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов...

Контрольная работа "Общественное движение при Александре 1. Выступление декабристов"

Контрольная работа "Общественное движение при Александре 1. Выступление декабристов"...