Урок .Права ребёнка
видеоурок по истории (7 класс) на тему

Ирина Александровна Калашникова

Презентация  и план-конспект урока для 7 класса.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема: "Права детей. Международные документы о правах детей"

« Весь мир театр, а люди в нём актёры

и каждый в нём свою играет роль»

В.Шекспир.

 Цель: 1. Познакомить учащихся с международными документами, касающимися   защиты прав, формировать вдумчивое и ответственное отношение к процессу защиты своих прав; повторить обязанности и ответственности ребёнка в семье.

     2. Развивать аналитическое и критическое мышление учащихся.

     3. Способствовать формированию культуре прав человека.

     4. Дать учащимся определённую сумму знаний о правах ребёнка.

Оборудование: набор карандашей, Ксерокопии сокращенного варианта Конвенция о правах ребенка, презентация к уроку, столы сдвинуты для работы в группах.

 Ход занятия:

 1.    Организационный момент.

 2.    Разминка.    Для начала поиграем. Каждая группа составляет команду. Я назначаю - капитанов. (Учитель раздает  карандаши).

Учитель: Игра началась! Дети приходят в замешательство. Учитель  удивляется, что ученики не умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать карандаши по  кругу.              

Учитель: Игра началась! Учитель быстро останавливает игру и требует передавать  карандаши  по одному.

Учитель: Снова играем!  Опять останавливает игру и, по своему усмотрению, объявляет победителей.

Учитель: Что вам не понравилось в ходе игры?  Почему вам показалась игра нечестной? Что надо было изменить, чтобы  игра прошла успешно?

Ответы: В игре должны быть правила. Правила должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными. Они не должны меняться по ходу игры.

Учитель: Так вот ребята  наш урок мы начали с игры, т.к. вся наша жизнь – игра. И на уроках обществознания вы знакомитесь с самыми важными правилами этой игры - законами.  Закон должен отвечать   тем требованиям  или правилам, которые мы с вами не установили в нашей игре и потому она у нас с вами не получилась (Слайд) Закон регулирует все стороны нашей жизни. А незнание закона может привести к замешательству, которое было у нас в игре. На примере разминки в начале занятия, полагаю, мне удалось убедить вас в серьезности и значимости наших уроков права и знаний законов, регулирующих нашу жизнь.

-       Давайте вспомним, как называется основной международный документ по правам человека? (Всеобщая  декларация прав человека – 1948г)

-        А обладают ли дети такими же правами и свободами, что и взрослые?

-   Необходим ли специальный документ по защите прав детей? Почему?

-        Такие документы существуют сегодня, это и есть тема нашего урока.

 3.     Сообщение темы урока. Права детей. Международные документы о правах детей"

 -        Мы с вами изучаем главу «Подросток и закон» и уже многое знаем:

1. Что такое право? (Определение)

2.Кто такие малолетние дети? Ч то они в праве совершать? (6 до 14 лет)

2. Кто такие подростки? Чем они отличаются от малолетних детей? (14 до 18 лет)

3. Что такое дееспособность? Когда она наступает?

  А наш  сегодняшний урок посвящен международным документам о правах детей.

 4.Объяснение нового материала. (Слайд). Учащиеся работают в тетради, записывают информацию со слайда..

1)Декларация прав ребенка - принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей.

2) Конвенция о правах ребенка  - единогласно одобрена Генеральной Ассамблеей ООН  20 ноября 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав.

 Интересный факт - на  утверждение документа в ООН  ушла 1 минута, на выработку её - 10 лет.

Декларация ( с лат. "провозглашение"),

Конвенция ( с лат. "соглашение").

-        Разница между этими 2-я документами состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение статей Конвенции. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. 54 статьи определяют природу ответственности  правительств и родителей за  благосостояние ребенка. В настоящее время  Конвенция ратифицировали, т.е. утвердили верховной властью своего государства, все страны мира за исключением только двух. Присоединение же к декларации – лишь показывает намерение государства следовать ее положениям. Несоблюдение основных принципов декларации никаких правовых последствий не имеет. Поэтому, с юридической точки зрения, более значимым  документом является Конвенция. Конвенция устанавливает необходимые юридические и моральные стандарты для защиты прав ребёнка и не препятствует любым мерам улучшения прав, закреплённых в государственных договорах. Именно работе с Конвенцией  мы уделим особое внимание на уроке.

5. Работа по группам. Карточки с заданиями по группам. (Приложение №1)

-        Итак, Конвенция - очень серьезный документ, адресованный правительствам государств. Но он не слишком трудный, и это нам докажет работа с документом «Конвенция». Возьмите приготовленные ксерокопии.

-        Прежде всего, выясним, кого в Конвенции признают ребенком? (Лицо от рождения до 18 лет.)

Все права ребёнка, т.е. вас  можно разделить на 3 группы (Слайд)

Сейчас мы с вами будем работать в группах - задание каждой группе: найти и зачитать:

1-я группа – права - обеспечивающие  права ребёнка ;

2-я группа – права – защищающие ребёнка;

3-я группа – права - обеспечивающие свободу несовершеннолетних.

 Вашу  работу я буду оценивать по следующим критериям: активность в группе, дисциплинированность, быстрота и правильность ответов. Итак,  у вас 5 минут, чтобы выполнить каждой группе своё задание.

 6. Проверка работы групп.

Учитель обязательно оценивает работу групп и коротко комментирует ответы.

7. Закрепление изученного материала. Тест. ( приложение №1)

 - Как вы себя чувствуете? Какова  температура нашего урока? А сейчас предлагаю измерить температуру «прав человека» в нашей школе. Не удивляйтесь! Перед вами лежат тесты,  отвечая на вопросы, подсчитайте  баллы.  Но прежде внимательно  прочитайте и прослушайте каждое из девяти  высказываний и укажите, насколько точно оно применимо к коллективу нашей школы. (Слайд)

- У кого сколько баллов? В нашем случае хорошо, чтобы температура была близка к 36. Почему температура «прав человека» низка? От кого зависит температура прав человека в школе? Что надо сделать, чтобы поднять температуру?

8. Вспомним изученное

Многие ошибочно полагают, что знать свои права достаточно. Необходимо помнить, что там, где есть права, там есть и обязанности и ответственность. По мере вашего взросления объем прав и обязанностей, прав и ответственности будет возрастать. Мы с вами знакомы с правами ребёнка в семье, давайте ещё раз вспомним их Работа с памятками. (памятка «Права и обязанности подростка». Приложение №2)

Заявляя о своих правах, надо помнить о том, что ваши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Чтобы улучшить правовую атмосферу в классе, семье, школе, надо помнить о правах других людей, об ответственности за свои поступки и  о своих обязанностях.

 9. Итог занятия.  (Слайд)

 -        Назовите основные международные документы по правам ребенка? Когда они приняты?

-        В чем разница между  Конвенцией и Декларацией?

-        Кого в Конвенции считают ребёнком?

-        Назови основные группы прав, которые предусмотрены  в Конвенции?

Итог: На сегодняшнем уроке вы реализовали свое главное право - право знать     о своих правах

10. Урок закончен.  Д/з.  Выставление оценок.

Приложение №1

Задание по группам:

1-я группа «Обеспечение»

1.Вопрос: Как записывается фамилия, имя и отчество ребёнка при гос. регистрации ребёнка.

2. Вопрос: Имеет ли право ребёнок по своему желанию изменить фамилию, имя и отчество?

3. Вопрос Как определяется гражданство ребёнка. родители которого являются гражданами РФ?

4. Вопрос: Как в зависимости от возраста ребёнка, может изменяться его гражданство?

2-я группа «Защита»

  1. Вопрос: В кокой статье Конвенции закреплено право ребёнка на личную жизнь? Изложите основные положения статьи.
  2. Вопрос: В кокой статье Конвенции закреплено право не быть подвергнутым пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания?

3-я группа «Свобода»

1. Вопрос: В какой статье Конвенции изложено право ребёнка на выражение своего мнения и что оно значит?

2. Вопрос: В какой статье Конвенции утверждается право ребёнка на свободу мысли. совести и религии? Изложите основные положения статьи.

Приложение №2

Тест

1)    В моей школе каждому учащемуся обеспечена  безопасность и личная неприкосновенность.

2)    В моей школе  воспитательные мероприятия одинаковы для всех.

3)    Члены коллектива моей школы обязательно будут  выступать против дискриминации, унизительных действий и высказываний.

4)    Когда в моём классе возникают  конфликтные ситуации, мы решаем их сообща.

5)    В вопросах дисциплины  каждому учащемуся моей школы гарантировано справедливое и беспристрастное решение  при определении наказания и вины.

6)    В моей школе никто не посягает на мое личное имущество .

7)    Коллектив моей школы охотно принимает учащихся, преподавателей, персонал разных национальных культур.

8)    Членам коллектива моей школы  предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня в нормальных условиях.

9)    Учащиеся моей школы имеют возможность принимать участие в  разработке правил своей жизни.

Шкала оценки:

1-никогда,  2-редко,  3-часто,  4-всегда.

Максимально возможная температура -36 градусов "прав человека".

                                                                                                           

                                                                                                            Приложение №3

Таблица «Права и обязанности ребёнка в семье»

Права ребёнка в семье

Обязанности ребёнка в семье

1

 Жить и воспитываться в семье, знать своих родителей и совместно проживать с ними, право на общение с родителями и родственниками

трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей

2

Право на заботу родителей и на воспитание родителями, на обеспечение своих интересов

трудоспособные совершеннолетние дети обязаны заботиться о родителях

3

право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

Дети должны уважать родителей

4

Право на защиту своих прав и законных интересов

Дети обязаны прислушиваться к мнению своих родителей

5

Право на изменение фамилии и имени

6

Право на получение содержания от родителей и других членов семьи.

7

Право на расходование средств, причитающихся ребёнку, на его содержание, воспитание и образование.

8

Право собственности на доходы, полученные им и подаренное имущество.

9

право собственности на имущество родителей

Макет рабочей тетради учащегося

1.В ходе урока учащиеся делают в рабочей тетради записи появляющиеся на слайдах презентации к уроку:

1). Тема урока;

2). Эпиграф урока

3) Международные документы, время их принятия

2. В итоговой части урока учащиеся отвечают на поставленные вопросы с опорой на сделанные записи.

ЗАЯВКА

 

на участие в конкурсе

«Лучшая авторская разработка электронного приложения к уроку»

Фамилия:                                              Калашникова

Имя                                                        Ирина

Отчество                                               Александровна

Должность                                            Учитель истории.

Образовательное учреждение             МОУ СОШ №16

Телефон для связи                               3-86-96

Электронная почта                              school16almaz@mail.ru

Принимали ил ранее участие в

конкурсах на лучшую учительскую

разработку                                           нет

Тема разработки                                 Урок:  «Права ребёнка. Международные

                                                                       документы»

Наличие методического

руководства к уроку                           Прилагается

Наличие макета рабочей

тетради ученика                                 Прилагается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Права ребёнка - твои права!"

Дополнительный наглядный материал ко всем мероприятиям на правовую тему....

Урок "Права ребёнка в семье"

В материале рассказывается о правах детей в семьях, причинах жестокого обращения с детьми и предлагается материал для психологической разгрузки...

Классный час в 5 классе на тему «Права ребёнка. Тренинг «Мы, наши права и наши обязанности».

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества....

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

План-конспект классного часа "Права ребёнка - права человека".

Ознакомить обучащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  с основными положениями «Конвенции о правах ребенка»,спобствовать формированию у подростков правовой культ...

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ «Права ребёнка – права человека»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-   пропаганда ценностей прав и свобод человека, распространение знаний о правах ребёнка и механизмах их защиты;-   формирование правовой культуры, развитие интереса ...

Правовой квест "Право имею" посвящён принятие конвенции по правам ребёнка.

Салехард МБОУ СОШ №3 городское мероприятие, среди 7 классов.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15822438","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]20...