Учитель истории. - Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам не с пустыми руками. У меня для вас загадка: «Кто утром ходит на четырёх ногах, днём – на двух, а вечером – на трёх?» - Происхождение человека - предмет научных дискуссий. Человечество развивалось долго и неравномерно.
Период первобытности охватывает миллионы лет. В этот период на Земле появляется человек. (слайд «Тема урока: «Первобытный мир — первые шаги человечества») - Он осваивает землю, учится жить в ладу с природой. Иначе говоря, делает первые шаги в познании мира. - Развиваясь, он проходит определённую школу жизни. (слайд «Имя урока»)
Учитель начальных классов. - Постановка проблемы.
- Давайте посмотрим на рисунки. (слайд «Обезьянка и человек») - Чем древний человек отличался от животного? - Чем был похож на животное? - Делим наши выводы в две колонки: сходство и отличие. (слайд «Таблица. Сходство и отличие») - Посмотрите на рис.на с.47, Предположите, о чём мы будем говорить. - Совпали ли наши ответы, прочитаем текст на с.47. - Сегодня на уроке мы будем говорить о первобытном мире. Но давайте вначале посмотрим на ключевые слова урока. (слайд «Ключевые слова») - Первобытный мир
- Прародина человека
- Цивилизация
- Род
- Племя
- Мораль
- Давайте прочитаем разговор компьютера и Анюты. - Свои первые шаги человечество сделало более 2 миллионов лет назад. Эпоху Первобытного мира можно назвать «детством человечества» - начал рассказ Компьютер. - А почему «первые шаги»? Неужели все первобытные люди только учились ходить?! – удивилась Анюта. - Что не поняла Анюта? - Какой возникает вопрос?
(Слайд «Ребёнок в колыбели»)
- Версии детей, актуализация знаний.
- Что такое Первобытный мир? (слайд «Лента времени»).
- А что такое историческая эпоха?
- Вспомните из курса «Окружающий мир» 3 класса, умели ли самые первые люди выращивать растения и животных? - В каком возрасте у человека появляются приобретённые навыки? - Что нам нужно узнать, чтобы ответить на вопрос урока?
- Давайте занесём ваши ответы в таблицу «Знаем – не знаем»: Слайд «Таблица. «Знаем – не знаем»
Знаем | Не знаем | - Первобытный мир – первая эпоха всемирной истории
- Историческая эпоха – большой промежуток времени, часть истории человечества
- Самые первые люди не умели выращивать растения и животных
- Детство – это время роста, взросления человека, когда он приобретает «человеческие навыки»
| - Какие именно изменения в человеческом обществе в эпоху Первобытного мира позволяют назвать его «детством человечества»?
|
- Посмотрите на таблицу. Вы можете сделать какие-то предположения по проблеме урока.
Учитель истории. - Мы знаем, когда появился первый человек. А где он появился? Давайте посмотрим на карту учебника (с.48-49). - Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
- Расселение первобытных людей по планете.
- Какая территория изображена на ней? - Предположите, на каком континенте мог обитать первобытный человек? - В какой части света находится прародина (пояснить!) человечества? - Учёные-археологи обнаружили останки древних людей именно в Африке. - Проследим по карте, как расселялись древние люди?
- Что означают на этой карте условные знаки? - Сделаем вывод: может ли эта карта помочь нам в решении проблемы? - Давайте выполним 1 и 2 задания к карте. (В какой части света находится прародина человечества? Как древние люди расселялись по планете?) Закрепляем.
(Слайд с анимационной картой)
- Чем судьба человечества в эпоху первобытного мира похожа на судьбу маленького ребёнка?
Учитель начальных классов. Слайд «Таблица «Знаем - Не знаем»
- В колонку «Не знаем» вставляем: ОСВАИВАЛИ ПЛАНЕТУ
2. Физминутка. Слайд «Эволюция человека» Песня «Если б не было школ» (1 куплет)
3. Покорение природы людьми первобытного общества. (Слайд «Охота на мамонта») - Мы знаем, для чего древние люди объединялись в группы. - Чему же научились древние люди, чтобы выжить? Учитель истории. Работа в группах - У каждого из вас на парте кусочек пазла. Вам нужно объединиться в группы, собрав картинку. Собрав её, вы узнаете, чей род представляете (лисы, волки, медведи, зайцы)
(Или цветовая жеребьёвка: 1 группа (рыжий цвет) – род Лисы; 2 группа (бордовый цвет) – род Зайца; 3 группа (бурый цвет) – род Медведя); 4 группа (зелёный цвет) – род Волка). Слайд «Задания группам» Задания группам. - Чем община древних людей отличалась от стаи древнейших людей? (по рис. 1 и 2 на с. 50)
- Чем ранняя община людей современного вида отличалась от общины древних людей? (по рис. 2 и 3 на с. 50)
- Чем община людей современного вида отличалась от ранней общины? (по рис. 3 и 4 на с. 50)
- Какие открытия и изобретения сделали первобытные люди? (с. 47 учебника).
- Время подготовки – 3 мин.
- Давайте сделаем выводы: 1) Стаи древнейших людей: без одежды и огня, едят плоды, коренья и мелких животных.
2) Общины древних людей: используют одежду и огонь, живут в пещерах, охотятся.
3) Ранняя община людей современного вида: коллективная охота, лук со стрелами, простейшие жилища.
4) Общины современных людей: выращивают растения, приручают животных, строят дома, посуда из глины. Слайд «Выводы» - Почему люди должны были жить и трудиться сообща?
- Что вам известно о достижениях первобытного общества? - Чем эта эпоха похожа на детство ребёнка?
Учитель начальных классов. Слайд «Таблица «Знаем-Не знаем» - В колонку «Не знаем» вставляем: УЧИЛИСЬ БОРОТЬСЯ С ГОЛОДОМ И ХОЛОДОМ
- Первобытная мораль.
(слайд «Люди на природе») - Что такое «добро»? - Что такое «зло»? Учитель истории. - Что считалось добром и злом в первобытном мире? - Представьте, что так бы рассуждали люди современного общества. Согласились бы вы с ними? - Чем представления персонажей рассказа о добре и зле отличаются от современных? - Знаете ли вы, как называют представления о хорошем и плохом, о добре и зле? - Слышали ли вы слово «мораль»? - Давайте заглянем в словарь! Найдите слово «МОРАЛЬ». Учитель начальных кл. ПЕРВОБЫТНАЯ МОРАЛЬ ОТЛИЧАЛАСЬ ОТ СОВРЕМЕННОЙ Слайд «Таблица «Знаем-Не знаем»
- Заглянем в табличку «Не знаем»: ПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОБРЕ И ЗЛЕ
- Давайте поменяем название колонки «Не знаем» на «Мы узнали»
Знаем | Не знаем | - Первобытный мир – первая эпоха всемирной истории
- Историческая эпоха – большой промежуток времени, часть истории человечества
- Самые первые люди не умели выращивать растения и животных
- Детство – это время роста, взросления человека, когда он приобретает «человеческие навыки»
| - Осваивали планету
- Учились бороться с голодом и холодом
- Появились первые представления о добре и зле
|
- Выражение решения проблемы.
- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (слайд Почему Первобытный мир называют «детством человечества»?)
- Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Учитель истории. - Применение новых знаний.
- А теперь давайте проверим себя, что мы усвоили на уроке! Слайд «Вставьте пропущенные слова» Эпоха первобытного мира - это время появления первых людей и их расселение по планете. В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы - племена, которые состояли из родов, имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени. Слайд Выберите особенности первобытного человека, которыми он отличался от животных. Ходил на двух ногах, жил в пещере, изготовлял орудия труда, ходил на охоту, одевался в шкуры животных, не боялся огня, развивался, придумывал что-то новое, имел подвижные ловкие конечности, общался с помощью речи, мог предвидеть, предсказывать результаты своих действий. Включить песенку «Если б не было школ» (слайд «Имя урока») - Как вы думаете, ребята, почему мы слушали сегодня песенку? - У слова «школа» не одно значение… - Ещё «школа» - это какое-то испытание, пройденное человеком. - Можно ли сказать, что человек прошёл определённую школу жизни, перенеся голод, холод, выживая в древнем мире? - Но пройдя через трудности, главное – оставаться человеком. - В чём проявлялась доброта в первобытном мире? - А сейчас? Слайд «Счастливые дети» Учитель началь. классов. VI.Итог урока. «Свободный микрофон» - Что вам показалось трудным, непонятным? - Что, на ваш взгляд, показалось самым интересным? VII.Домашнее задание. (слайд «Домашнее задание») - Прочитать тему целиком
- Творческое задание (изобразить достижения общечеловеческой культуры в эпоху Первобытного мира)
|
- Человек.
Дети прогнозируют тему урока.
- Почему Первобытный мир называют «детством человечества»?
- Первая эпоха всемирной истории (лента времени, с. 46)
- Большой промежуток времени, часть истории человечества.
- Нет.
- В детстве.
- Что общего у эпохи первобытного мира с детством человека?
- В эпоху первобытного мира люди научились говорить (напоминает детство) - Научились выращивать растения, приручать животных, …
- Все материки, кроме Антарктиды.
- В Африке.
- Из Африки по всем материкам, кроме Антарктиды.
- Да.
- Прародина людей – колыбель, кроватка человека, который ещё не умеет ходить. - Расселение по планете – знакомство со своей комнатой, домом.
Дети выполняют движения под эту песню.
Чтобы выжить.
Группы выступают.
- Жить одному очень сложно.
- В детстве человек получает множество навыков: одеваться, готовить простую пищу, общаться с людьми.
Ответы детей.
Дети читают сценку, описанную в учебнике на стр. 50-51
- Нет.
Ответы детей.
- Мораль.
-
Почему Первобытный мир называют «детством человечества»? Ученики совещаются в группах. Вывод: - Как в детстве, в эпоху Первобытного мира получали знания о мире
- Учились в нем жить
- Отделять добро от зла
Школа – это здание, в котором учатся.
-Да.
- Поделиться куском добычи, поделиться шкурой, огнём. |