Первобытный мир - первые шаги человечества.
план-конспект урока по истории по теме

Реизова Елена Николаевна

Интегрированный урок в 4 классе история+окружающий мир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_v_4_klasse.rar2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Козлова Н.Е.

Конакова Е.Н.

Интегрированный урок окружающего мира и истории в 4 классе.

Тема урока: «Первобытный мир — первые шаги человечества».

Имя урока: «Если б не было школ, до чего человек бы дошёл!

До чего человек докатился, в дикаря бы опять превратился!»

Цели урока:

1) образовательные: формирование представлений об эпохе Первобытного мира;

2) воспитательные: воспитание представления  о добре и зле;

воспитание чувства взаимопомощи, дружелюбия.

3) развивающие: развитие умения находить, формулировать и решать проблему урока;

развитие умений работать с географической картой, словарём;

развитие умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Задачи урока:

  1. Узнать о времени появления первых людей.
  2. Проследить расселение первобытных людей по планете.
  3. Выявить достижения людей Первобытного мира.
  4. Сравнить представления о добре и зле в Первобытном мире и в наше время.
  5. Учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира

Оборудование:

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • презентация;
  • песенка «Если б не было школ»;
  • рисунок «Эволюция человека»;
  • «свободный микрофон».

Образовательные технологии:

  • ТКМ (технология критического мышления);
  • личностно ориентированная.

Методы обучения:

  • проблемный;
  • частично-поисковый.

Форма урока: урок-исследование.

До урока звучит песенка «Если б не было школ».

(в перемену обращаем внимание ребят на слова песенки).

1 этап. Учитель начальных классов начинает урок.

 Вступительное слово учителя. Знакомство с новым учителем истории. Постановка проблемы.

Формулирование с учащимися темы урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель истории.

- Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам не с пустыми руками. У меня для вас загадка: «Кто утром ходит на четырёх ногах,  днём – на двух, а вечером – на трёх?»

- Происхождение человека - предмет научных дискуссий. Человечество развивалось долго и неравномерно.

Период первобытности охватывает миллионы лет. В этот период на Земле появляется человек.

(слайд «Тема урока: «Первобытный мир — первые шаги человечества»)

- Он осваивает землю, учится жить в ладу с природой. Иначе говоря, делает первые шаги в познании мира.

- Развиваясь, он проходит определённую школу жизни.

(слайд «Имя урока»)

Учитель начальных классов.

  1. Постановка проблемы.

- Давайте посмотрим на рисунки.

(слайд «Обезьянка и человек»)

- Чем древний человек отличался от животного?

- Чем был похож на животное?

- Делим наши выводы в две колонки: сходство и отличие.

(слайд «Таблица. Сходство и отличие»)

- Посмотрите на рис.на с.47, Предположите, о чём мы будем говорить.

- Совпали ли наши ответы, прочитаем текст на с.47.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о первобытном мире. Но давайте вначале посмотрим на ключевые слова урока.

(слайд «Ключевые слова»)

  • Эпоха
  • Первобытный мир
  • Прародина человека
  • Цивилизация
  • Род
  • Племя
  • Мораль

- Давайте прочитаем разговор компьютера и Анюты.

- Свои первые шаги человечество сделало более 2 миллионов лет назад. Эпоху Первобытного мира можно назвать «детством человечества» - начал рассказ Компьютер.

- А почему «первые шаги»? Неужели все первобытные люди только учились ходить?! – удивилась Анюта.

- Что не поняла Анюта?

- Какой возникает вопрос?

(Слайд «Ребёнок в колыбели»)

  1. Версии детей, актуализация знаний.

- Что такое Первобытный мир?

(слайд «Лента времени»).

- А что такое историческая эпоха?

- Вспомните из курса «Окружающий мир» 3 класса, умели ли самые первые люди выращивать растения и животных?

- В каком возрасте у человека появляются приобретённые навыки?

- Что нам нужно узнать, чтобы ответить на вопрос урока?

- Давайте занесём ваши ответы в таблицу «Знаем – не знаем»:

Слайд «Таблица. «Знаем – не знаем»

Знаем

Не знаем

  • Первобытный мир – первая эпоха всемирной истории
  • Историческая эпоха – большой промежуток времени, часть истории человечества
  • Самые первые люди не умели выращивать растения и животных
  • Детство – это время роста, взросления человека, когда он приобретает «человеческие навыки»
  • Какие именно изменения в человеческом обществе в эпоху Первобытного мира позволяют назвать его «детством человечества»?

- Посмотрите на таблицу. Вы можете сделать какие-то предположения по проблеме урока.

Учитель истории.

- Мы знаем, когда появился первый человек.

А где он появился? Давайте посмотрим на карту учебника (с.48-49).

  1. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
  1. Расселение первобытных людей по планете.

- Какая территория изображена на ней?

- Предположите, на каком континенте мог обитать первобытный человек?

- В какой части света находится прародина (пояснить!) человечества?

- Учёные-археологи обнаружили останки древних людей именно в Африке.

- Проследим по карте, как расселялись древние люди?

- Что означают на этой карте условные знаки?

- Сделаем вывод: может ли эта карта помочь нам в решении проблемы?

- Давайте выполним 1 и 2 задания к карте. (В какой части света находится прародина человечества? Как древние люди расселялись по планете?) Закрепляем.

(Слайд с анимационной картой)

- Чем судьба человечества в эпоху первобытного мира похожа на судьбу маленького ребёнка?

Учитель начальных классов.

Слайд «Таблица «Знаем - Не знаем»

- В колонку «Не знаем» вставляем: ОСВАИВАЛИ ПЛАНЕТУ

2. Физминутка. Слайд «Эволюция человека»

Песня «Если б не было школ» (1 куплет)

3. Покорение природы людьми первобытного общества.

(Слайд «Охота на мамонта»)

- Мы знаем, для чего древние люди объединялись в группы.

- Чему же научились древние люди, чтобы выжить?

Учитель истории.

Работа в группах

- У каждого из вас на парте кусочек пазла. Вам нужно объединиться в группы, собрав картинку. Собрав её, вы узнаете, чей род представляете (лисы, волки, медведи, зайцы)

(Или цветовая жеребьёвка: 1 группа (рыжий цвет) – род Лисы; 2 группа (бордовый цвет) – род Зайца; 3 группа (бурый цвет) – род Медведя); 4 группа (зелёный цвет) – род Волка).

Слайд «Задания группам»

Задания группам.

  1. Чем община древних людей отличалась от стаи древнейших людей? (по рис. 1 и 2 на с. 50)
  2. Чем ранняя община людей современного вида отличалась от общины древних людей? (по рис. 2 и 3 на с. 50)
  3. Чем община людей современного вида отличалась от ранней общины? (по рис. 3 и 4 на с. 50)
  4. Какие открытия и изобретения сделали первобытные люди? (с. 47 учебника).

- Время подготовки – 3 мин.

- Давайте сделаем выводы:

1) Стаи древнейших людей: без одежды и огня, едят плоды, коренья и мелких животных.

2) Общины древних людей: используют одежду и огонь, живут в пещерах, охотятся.

3) Ранняя община людей современного вида: коллективная охота, лук со стрелами, простейшие жилища.

4) Общины современных людей: выращивают растения, приручают животных, строят дома, посуда из глины.

Слайд «Выводы»

- Почему люди должны были жить и трудиться сообща?

- Что вам известно о достижениях первобытного общества?

- Чем эта эпоха похожа на детство ребёнка?

Учитель начальных классов.

Слайд «Таблица «Знаем-Не знаем»

- В колонку «Не знаем» вставляем:

УЧИЛИСЬ БОРОТЬСЯ С ГОЛОДОМ И ХОЛОДОМ

  1. Первобытная мораль.

(слайд «Люди на природе»)

- Что такое «добро»?

- Что такое «зло»?

Учитель истории.

- Что считалось добром и злом в первобытном мире?

- Представьте, что так бы рассуждали люди современного общества. Согласились бы вы с ними?

- Чем представления персонажей рассказа о добре и зле отличаются от современных?

- Знаете ли вы, как называют представления о хорошем и плохом,  о добре и зле?

- Слышали ли вы слово «мораль»?

 - Давайте заглянем в словарь! Найдите слово «МОРАЛЬ».

Учитель начальных кл.

ПЕРВОБЫТНАЯ  МОРАЛЬ ОТЛИЧАЛАСЬ ОТ СОВРЕМЕННОЙ

Слайд «Таблица «Знаем-Не знаем»

- Заглянем в табличку «Не знаем»:

ПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОБРЕ И ЗЛЕ

- Давайте поменяем название колонки «Не знаем» на «Мы узнали»

Знаем

Не знаем

  • Первобытный мир – первая эпоха всемирной истории
  • Историческая эпоха – большой промежуток времени, часть истории человечества
  • Самые первые люди не умели выращивать растения и животных
  • Детство – это время роста, взросления человека, когда он приобретает «человеческие навыки»

  • Осваивали планету
  • Учились бороться с голодом и холодом
  • Появились первые представления о добре и зле

  1. Выражение решения проблемы.

- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (слайд Почему Первобытный мир называют «детством человечества»?)

- Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Учитель истории.

  1. Применение новых знаний.

- А теперь давайте проверим себя, что мы усвоили на уроке!

Слайд «Вставьте пропущенные слова»

Эпоха первобытного мира - это время появления первых людей и их расселение по планете.

В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы - племена, которые состояли из родов, имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени.

Слайд

Выберите особенности первобытного человека, которыми он отличался от животных.

Ходил на двух ногах, жил в пещере, изготовлял орудия труда, ходил на охоту, одевался в шкуры животных, не боялся огня, развивался, придумывал что-то новое, имел подвижные ловкие конечности, общался с помощью речи, мог предвидеть, предсказывать результаты своих действий.

Включить песенку «Если б не было школ»

(слайд «Имя урока»)

- Как вы думаете, ребята, почему мы слушали сегодня песенку?

- У слова «школа» не одно значение…

- Ещё «школа» - это какое-то испытание, пройденное человеком.

- Можно ли сказать, что человек прошёл определённую школу жизни, перенеся голод, холод, выживая в древнем мире?

- Но пройдя через трудности, главное – оставаться человеком.

- В чём проявлялась доброта в первобытном мире?

- А сейчас?

Слайд «Счастливые дети»

Учитель началь. классов.

VI.Итог урока. «Свободный микрофон»

- Что вам показалось трудным, непонятным?

- Что, на ваш взгляд, показалось самым интересным?

VII.Домашнее задание.

(слайд «Домашнее задание»)

  1. Прочитать тему целиком
  2. Творческое задание (изобразить достижения общечеловеческой культуры в эпоху Первобытного мира)

- Человек.

Дети прогнозируют тему урока.

- Почему Первобытный мир называют «детством человечества»? 

- Первая эпоха всемирной истории (лента времени, с. 46)

- Большой промежуток времени, часть истории человечества.

- Нет.

- В детстве.

- Что общего у эпохи первобытного мира с детством человека?

- В эпоху первобытного мира люди научились говорить (напоминает детство)

- Научились выращивать растения, приручать животных,

- Все материки, кроме Антарктиды.

- В Африке.

- Из Африки по всем материкам, кроме Антарктиды.

- Да.

- Прародина людей – колыбель, кроватка человека, который ещё не умеет ходить.

- Расселение по планете – знакомство со своей комнатой, домом.

Дети выполняют движения под эту песню.

Чтобы выжить.

Группы выступают.

- Жить одному очень сложно.

- В детстве человек получает множество навыков: одеваться, готовить простую пищу, общаться с людьми.

Ответы детей.

Дети читают сценку, описанную в учебнике на стр. 50-51

- Нет.

Ответы детей.

- Мораль.

-

Почему Первобытный мир называют «детством человечества»?

Ученики совещаются в группах.

Вывод:

  • Как в детстве, в эпоху Первобытного мира получали знания о мире
  • Учились в нем жить
  • Отделять добро от зла

Школа – это здание, в котором учатся.

-Да.

- Поделиться куском добычи, поделиться шкурой, огнём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока истории в 10 классе. Тема: "Первобытная эпоха".

Зрительный ряд урока истории в 10 классе. Раздел: всеобщая история. Тема: "Первобытная эпоха"....

План урока: Мораль в первобытном обществе

План урока содержит четко сформулирванные цели и задачи. Дано подробное содержание и рекомендации, а так же интересный кроссворд для закрепления пройденного материала....

Урок-игра "По следам первобытного человека"

Итоговый урок 5 класс "По следам первобытного человека" , мхк 5 класс...

Жизнь первобытных людей

Повторительно-обобщающий урок в 5 классе построен с использованием технологий развивающего обучения. Задания, предложенные учащимся на этом уроке, направлены на применение знаний в новой ситуации, на ...

Игра-викторина «Умницы и умники». 5 класс. Тема: «Жизнь первобытных людей».

Викторину наиболее целесообразно провести по окончании изучения темы "Жизнь первобытных людей". Данная форма проведения мероприятия способствует повышению мотивации изучения предмета и активизации дея...

Урок игра "Жизнь первобытных людей"

Для лучшей адаптации пятиклассников при изучении нового предмета считаю целесообразней использования игровых технологий. Этот урок содержит  игровой материал для обобщения изученного, а так же те...