Татарская Республика в 1920-е годы
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Кириллова Диляра Задитовна

Материал предназначен для урока по Истории Татарстана 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tatarskaya_respublika_v_1920-e.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель «Нижнемактаминской СОШ №2»  Ахметзянова Диляра Задитовна

Альметьевский район пгт. Нижняя Мактама

Тема: Татарская республика в 1920-е гг. В условиях перехода к НЭПу. Восстановление народного хозяйства.

Цель: 

  1. Образовательная – Анализ формирования новой экономической политики, приведших к ее возникновению, ход развития новой экономической политики и результаты ее проведения для Татарстана.
  2. Развивающая -  развитие умения формулировать свою точку зрения, быть внимательным к мнению других, делать самостоятельные выводы, обобщения, умения работать с документами.
  3. Воспитательная - воспитание терпимости, толерантности, готовности к компромиссу.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник История Татарстана 9 класс Б.Ф. Султанбеков, А.А. Иванова, А.Г. Галлямова

Ход урока:

№ этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент.

2 мин.

Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих. Объявление цели урока.

Приветствуют учителя, настраиваются на плодотворную работу.

2.

Актуализация знаний.

7

мин

На прошлом уроке мы рассмотрели тему: переход к Новой экономический политике в России.

Сейчас проведем самостоятельную работу и проверим усвоенные вами знания (Приложение 1).

Назовите причины перехода к НЭПу.

Каковы были итоги этой политики?

Назовите не менее 6 причин свертывания новой экономической политики.

Самостоятельная работа

Взаимопроверка сравнительных таблиц

   3.

Новый материал.

Сегодня мы будем говорить с вами Татарстане в условиях перехода к НЭПу.

Записываем тему в тетрадях: Татарская республика в 1920-е гг. В условиях перехода к НЭПу. Восстановление народного хозяйства.

Большевики переходили к более гибкой экономической политике. Нэп начал осуществляться и в Татарии.

Поволжье, в том числе и Татарская республика, не были единственными районами, по которым прошлась голодная смерть. Голодомор испытало на себе и население Южного Урала, Крыма[6]. Но, пожалуй, именно здесь он принял ужасающие масштабы.

К окончанию гражданской войны сельское хозяйство Татарии было обессилено непомерными реквизициями. В 1920 г. в счет продразверстки из республики было вывезено более 10 миллионов пудов хлеба. Из уездов и волостей забирали хлеб, включая и семенной. Под угрозой оказался весенний сев. По предложению председателя Совнаркома РСФСР республике вернули 300 тысяч пудов зерна.

Между тем масштабный голод уже надвигался. В деревнях в ход пошли суррогаты. Серьезные трудности переживало население городов. Вот что сообщалось в одним их официальных документов от 21 марта 1921 г. «На ст. Казань голодный люд положительно осаждал вагоны, пытаясь их вскрыть или просверлить отверстие с целью хищений. Здесь борьба с таким явлением была нелегкая, т.к. желающих достать таким способом хлеб было очень много. Среди них мы видели стариков, женщин и детей с изможденными от голодовки лицами, едва державшихся на ногах. Вид этих людей говорил за то, что никакие угрозы им не страшны, ибо они голодны. За четыре дня нашей стоянки в Казани было застрелено военной охраной 30 голодных, застигнутых на месте хищения, но эти суровые меры были бессильны: живой голодный переступал труп убитого собрата, пытаясь достать то, чего не успел взять первый».

Ситуация была усугублена засухой. В конце июля в Татарии была создана комиссия помощи голодающим (Помгол). Борьба с голодом была признана важнейшей задачей Советов.

Зимой 1922 г. голод принял еще большие масштабы. Пустели целые деревни. Во многих селах не осталось ни кошек, ни собак. Участились случаи трупо- и людоедства. Об этом сообщали многочисленные телеграммы, донесения с мест. К голодомору добавилась эпидемия тифа.

В борьбе с голодом использовались различные меры.

Самостоятельная работа с учебником. Запишите в тетрадях меры по борьбе с голодом. 

Голод оставил в республике страшные отметины. Население Татарии только в результате гибели детей уменьшилась на 326 тысяч человек. Общие людские потери составили около полумиллиона человек.

Огромный урон был нанесен экономике. Особенно сильно пострадало животноводство.

Последствия голода были ликвидированы к концу 1922 г.

Одним из политических последствий голода стали изменения в руководстве республики. Летом 1921 г. на съезде Советов был снят с поста председателя СНК Татарии Сайд Саид-Галиев. К власти пришло правительство Кашафа Мухтарова (1896-1937). Они пытались проводить в Татарии ту национальную политику, которую поначалу декларировала партия большевиков. Им приходилось преодолевать противодействие части местных коммунистов, считавших существование национальных республик временным явлением. Однако руководители обкома, его секретарь на первых порах в целом поддерживали начинания нового правительства. Большую помощь ему оказывал член коллегии Наркомнаца М.Х. Султан-Галиев[8].

Начала меняться позиция центра по национальному вопросу.

Одним из первых шагов нового правительства были меры, связанные с возвращением татар на берега Волги и в ближние окрестности Казани. Этот акт восстановления национальной справедливости расценили как «национал-уклонизм». Град упреков и доносов вызвало предложение главного идеолога обкома партии и СНК республики Гасыма Мансурова (1894-1955) о необходимости использования лояльных мулл в интересах Советской власти.

В 1922 г. была развернута работа по объединению «независимых» советских республик, возникших на территории бывшей Российской империи.

В ходе объединительного процесса ряд представителей национально-государственных образований, в том числе К. Г. Мухтаров, выступил с предложением сделать учредителями Союза ССР также автономные республики. Однако это предложение было отклонено.

Позиция М.Х. Султан-Галиева, других национальных деятелей отражала растущее недовольство республик неравноправным положением. Вот почему было принято решение создать «дело» Султан-Галиева и на его примере запугать приверженцев равноправия.

Доклад «Дело Султан-Галеева»

Вскоре начался процесс замены кадров. К середине 1924 г. почти все члены правительства республики были освобождены от занимаемых постов.

Во второй половине 20-х годов в республике разгорелись острые дискуссии вокруг проблемы перевода татарского языка на новый алфавит на основе латинской графики («яналиф»). Был принят ряд решений, согласно которым «яналиф» был провозглашен «одним из главных направлений развития культуры народов», а арабская графика объявлена «реакционной помехой на пути к социализму». Особо подчеркивалось, что старый алфавит способствует консервации религиозных настроений у населения». В свою очередь майский пленум Татарского обкома приравнял поддержку «яналифа» к выполнению коммунистами своих партийных обязанностей. Отрицательное же отношение к нему стало рассматриваться как нарушение партийной дисциплины, сочувствие «национал-уклонизму». Введение «яналифа» означало разгром культурных и религиозных традиций татарского народа.

. Вскоре «яналиф» был принят в качестве официального алфавита татарского языка.

Но история на этом не закончилась. Еще предстоял перевод татарской письменности на кириллицу. В середине 30-х гг. сам факт подписи стал поводом для серьезных политических обвинений, которые нередко влекли за собой репрессии.

Восстановление народного хозяйства

Запишите тезисы, которые доказывают, что происходило восстановление народного хозяйства.

Краткие записи в тетрадях

Самостоятельная работа

4.

Закрепление изученного материала

НЭП, осуществляемая в Татарии на первых порах столкнулась с рядом трудностей.

Какие это были трудности?

 После прихода к власти правительства Кашафа Мухтарова, были предприняты меры, связанные с возвращением татар на берега Волги и в ближние окрестности Казани. Однако судьба правительства К.Г. Мухтарова, курс на латинизацию и ряд других моментов знаменовали вскоре повороте национальной политики большевиков в сторону ее ужесточения. Этот поворот вскоре проявится и в широко развернутой борьбе с «национал-уклонизмом», «султангалиевщиной», жертвами которой станут десятки партийных и государственных деятелей, представителей интеллигенции республики.

  Несмотря на различные политические потрясения, в республике шло восстановление народного хозяйства. Этот процесс происходил в условиях новой экономической политики.

Назовите основные аспекты восстановления народного хозяйства?

К концу 20-х гг. XX в. на основе НЭПа были решены задачи восстановительного периода. Значительные результаты принесла «культурная революция». Однако на общественно-политическую, духовную жизнь республики неизгладимый отпечаток накладывал формировавшийся тоталитарный режим.

Во-первых, это был голод, в результате которого население республики уменьшилось почти на полмиллиона человек.

Кроме того, был нанесен огромный урон экономике. Особенно сильно пострадало животноводство.

Постепенно заработали рыночные механизмы, появились товары, шла перестройка промышленности, которую перевели на хозрасчет.

Государственные предприятия довольно быстро, если брать за точку отсчета начало НЭПа, заняли доминирующее положение в крупной промышленности республики. В целом, на фоне ужасов гражданской войны и последующей разрухи, общее состояние дел к концу восстановительного периода было удовлетворительным.

5.

Подведение итогов.

Рефлексия:

Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

Что вам показалось наиболее интересным?

Что не понравилось?

Выставление оценок.

6.

Домашнее задание.

Параграф 8-9, пересказ

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СССР 1920 -1930 годы. Презентация к урокам.

Презентация СССР в 1920 -1930 годы поможет эффективно подготовитья учащимся 9 - 11 классов к экзаменам, к олимпиадам и поможет лучше усвоить материал, также поможет учителям....

Выходные данные на статью Зариповой М.А. "Деятельность Антона Александровича Эйхенвальда во Франции в 1920-е годы"

Статья была подготовлена мною для конференции «Русское зарубежье: проблемы искусства и искусствознания 1917-1939», проведенной 25-27 января 2005 года Научным советом по историко-теоретическим проблема...

Презентация урока "Литература 1920-х годов" (11 класс) с использование элементов дистанционного обучения

Ученики 11 класса могут с помощью данной презентации самостоятельно познакомиться с материалом о литературе 1920-годов....

Разработка урока истории в 9 классе по теме: "Политическое развитие СССР в 1920-е годы"

Данная разработка составлена с учетом требований ФГОС, адресована как начинающим учителям, так и педагогам, активно реализующим системно-деятельностный подход....