Сравнительная характеристика Гитлера и Наполеона
занимательные факты по истории по теме

Гулянова Дарья Михайловна

Два злых "гения" истории в сравнении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gitler_i_napoleon.docx525.98 КБ

Предварительный просмотр:

Наполеон — Гитлер

Наполеон родился в 1760 г.
Гитлер родился в 1889 г.
(разница 129 лет)

Наполеон пришел к власти в 1804 г.
Гитлер пришел к власти в 1933 г.
(разница 129 лет)

Наполеон вошел в Вену в 1812 г.
Гитлер вошел в Вену в 1941 г.
(разница 129 лет)

Наполеон проиграл войну в 1816 г.
Гитлер проиграл войну в 1945 г.
(разница 129 лет)

Оба пришли к власти, когда им было по 44 года.
Оба напали на Россию, когда им было по 52 года.
Оба проиграли войну, когда им было по 56 лет.

Генеральное сражение Отечественной войны 1812 г. состоялось 26 августа (7 сентября) при с. Бородино близ г. Можайска в 124 км от первопрестольной русской столицы Москвы. Во французской историографии и мемуаристике сражение называется Битвой на Москве-реке. 

Принимая решение на битву, русский главнокомандующий генерал от инфантерии светлейший князь М.И. Голенищев-Кутузов исходил из требований императораАлександра I, настроения армии, жаждавшей дать неприятелю бой, и понимания того, что Москву отдавать французам без сражения никак нельзя. 

Для того, чтобы сразиться, требовалось найти поле, которое бы смогло вместить на боевой позиции большую часть русской армии, позволяло ей маневрировать в ходе битвы, обеспечивало природными препятствиями оборону и перекрывало собой Новую и Старую Смоленские дороги, ведущие к Москве. Такое поле было найдено полковником генерал-квартирмейстерской службы К.И. Толем перед г. Можайском. В центре поля находилось с. Бородино, от которого сражение получило свое название.

Итоги Бородинского сражения


В ходе сражения, которое шло от восхода солнца и до его заката, атакующая «Великая армия» смогла заставить противника в центре и на его левом фланге отступить всего на 1–1,5 км. При этом русские войска сохранили целостность линии фронта и свои коммуникации, отразив немало атак вражеской пехоты и кавалерии, сами при этом отличаясь в контратаках. Контрбатарейная борьба при всей своей ожесточенности и продолжительности не дала преимуществ ни одной из сторон.

В руках неприятеля остались главные опорные пункты русских на поле брани – Семеновские флеши и Курганная высота. Но укрепления на них были полностью разрушены, и потому Наполеон приказал войскам оставить захваченные укрепления и отойти на исходные позиции. С наступлением темноты на опустевшее Бородинское поле вышли конные казачьи дозоры, которые заняли командные над полем битвы высоты. Стерегли действия противника и вражеские дозоры: французы боялись нападений в ночи казачьей конницы. 

Русский главнокомандующий был намерен продолжить сражение на другой день. Но, получив донесения о страшных потерях, Кутузов приказал Главной армии ночью отступить к г. Можайску. Отход с Бородинского поля проходил организованно, в походных колоннах, под прикрытием сильного арьергарда. Об уходе противника Наполеон узнал только утром, но пойти сразу в преследование он не решился.

В «битве гигантов» стороны понесли огромные потери, о которых исследователи ведут дискуссии и поныне. Считается, что за 24–26 августа русская армия потеряла от 45 до 50 тыс. человек (прежде всего от массированного артиллерийского огня), а «Великая армия» – примерно 35 тыс. и больше. Встречаются и другие цифры, тоже оспариваемые, которые нуждаются в известной корректировке. В любом случае потери убитыми, умершими от ран, ранеными и пропавшими без вести равнялись примерно трети состава противоборствующих армий. Бородинское поле к тому же стало подлинным «кладбищем» для французской кавалерии.

Бородинское сражение в истории называют еще и «битвой генералов» из-за больших потерь в высшем командном составе. В русской армии убиты и смертельно ранены 4, ранены и контужены 23 генерала. В «Великой армии» убиты или умерли от ран 12 генералов, ранены один маршал (Даву) и 38 генералов.

Об ожесточенности и бескомпромиссности сражения на Бородинском поле свидетельствует количество взятых в плен: примерно по 1 тыс. человек и по одному генералу с каждой стороны. Русских – примерно 700 человек.

Итогом генерального сражения Отечественной войны 1812 г. (или Русского похода Наполеона) стало то, что Бонапарт не сумел разгромить армию противника, а Кутузов не защитил Москву.

И Наполеон, и Кутузов в день Бородина продемонстрировали искусство больших полководцев. «Великая армия» начала битву с массированных атак, завязав непрерывные схватки за Семеновские флеши и Курганную высоту. В итоге сражение превратилось во фронтальное столкновение сторон, в котором шансы на успех у атакующей стороны были минимальные. Огромные усилия французов и их союзников в итоге оказались бесплодными.

Как бы там ни было, и Наполеон, и Кутузов в своих официальных реляциях о состоявшемся сражении объявили своей победой итог противостояния в день 26 августа. М.И. Голенищев-Кутузов удостоился за Бородино чина генерал-фельдмаршала. Действительно, обе армии проявили на поле Бородина высочайший героизм.

Бородинская битва не стала переломным моментом в кампании 1812 г. Здесь следует обратиться к мнению известного военного теоретика К. Клаузевица, который писал, что «победа заключается не просто в захвате поля сражения, а в физическом и моральном разгроме сил противника». 

После Бородина русская армия, боевой дух которой окреп, быстро восстановила свои силы и была готова к изгнанию неприятеля из пределов России. «Великая» же «армия» Наполеона, наоборот, упала духом, потеряла прежнюю свою маневренность и способность побеждать. Москва стала для нее подлинной ловушкой, а отступление из нее превратилось скоро в подлинное бегство с финишной трагедией на Березине.

Картине-панораме "Бородинская битва", созданной известным художником-баталистом Францем Рубо, сегодня исполняется 100 лет.

Картина была заказана художнику к столетней годовщине Отечественной войны 1812 года. К этой дате в 1912 году было приурочено множество торжественных мероприятий, среди которых отдельным пунктом стояло открытие панорамы, над которой Рубо работал в течение двух лет. 11 сентября 1912 года в Москве в специально построенном деревянном павильоне у Покровских ворот состоялось торжественное открытие панорамы, на котором присутствовал император Николай Второй.

В основу сюжета картины взят один из напряжённейших моментов сражения – когда ободрённые захватом Багратионовых флешей французы пытались развить успех, атакуя сразу два укреплённых пункта русских позиций – деревню Семёновская и Курганную батарею. Линия соприкосновения враждующих армий в этот момент проходила по Семёновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления флешей. Командовал ими после ранения Багратиона генерал Дмитрий Дохтуров. Изображённые на полотне русские войска активно обороняются, вступив в жестокий рукопашный бой с французами.

Как известно из истории, русской армии удалось тогда отбить этот натиск противника. На панораме не видно, но именно в это время кавалерия генерала Уварова и казаки генерала Платова разворачивались для рейда на левый фланг французов, рейда, который на два часа остановил атакующий порыв их и позволил русскому командованию подтянуть резервы и устроить армию для дальнейшего отпора.

Панорама, созданная Францем Рубо, позволяет зрителю заглянуть в самое сердце этого драматичного противостояния двух армий. Живописное полотно длиной 115 метров и высотой 15 метров совмещается с объёмными макетами предметного плана, а звуковые эффекты, которые демонстрируются в музее, где экспонируется картина, придают даже ощущение реальности изображаемых событий. Специальное освещение усиливает впечатление перспективы.

Первая панорама была закрыта 26 декабря 1917 года, а в 1918-м и вовсе демонтирована. Лишь к 150-летию Отечественной войны, в 1962 году началась её новая жизнь. На Кутузовском проспекте специально было построено здание, в котором разместился новый музей-панорама "Бородинская битва".

К тому времени картину пришлось буквально восстанавливать: из-за хранения в сырых условиях верхний край панорамы был безвозвратно утерян. Но и после открытия полотно преследовали несчастья: в ночь на 27 июня 1967 года в здании музея произошло возгорание, в огне погибло две трети картины. Восстанавливали её по цветным фотографиям, незадолго до этого снятым немецким туристом.

Франц Рубо имеет французские корни, но родился он в Одессе, в семье французского коммерсанта, обосновавшегося в России. Учился в Одесской рисовальной школе, затем - в мюнхенской Академии художеств.

Панораму "Бородинская битва" художник создавал с такой же тщательностью и вниманием к историческим деталям, которые характеризуют всё его творчество. Он выезжал на Бородинское поле, где тщательно изучал позиции сторон, буквально шагами измеряя их, осматривал сохранившиеся укрепления, беседовал с местными жителями, писал этюды. Саму картину он писал в Мюнхене, причём в очень короткий срок: за 11 месяцев. При этом Рубо был настолько увлечён работой, что был готов продать свой дом, лишь бы иметь деньги для её окончания.

С 1913 года Франц Рубо жил в Германии, где продолжал писать картины, по его собственным словам "исключительно из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником".

После знаменитой военно-исторической реконструкции «День Бородина» музей-панорама «Бородинская битва» — лучший способ окунуться в великое сражение. Монументальное батальное полотно написал по заказу императора Николая II художник Франц Рубо — русский художник с французскими, по иронии судьбы, корнями, сын одесского коммерсанта. Панорама была создана специально к столетнему юбилею Бородинской битвы. Начался музей гораздо раньше — с памятного верстового столба, поставленного ветеранами на месте сгоревшей избы, где проходил знаменитый «совет в Филях». В 1887 году «Кутузовскую избу» воссоздали, а в 1912-м построили рядом мемориальную часовню.

Полотно Рубо — главный экспонат музея, и начать рассказ нужно с него. Художник работал одиннадцать месяцев, прописывая мельчайшие детали батальных сцен: командный пункт Наполеона и Багратионовы флеши, командный пункт генерала Дохтурова и Горки, откуда командовал войсками Кутузов. Полотно в прямом смысле окружает зрителя, втягивает его в события. На гигантской картине (высота 15, длина 115 метров) изображен один из самых драматических эпизодов сражения: идет вторая яростная атака на деревню Семеновское, после ожесточенных боев заняты Семеновские флеши, более известные как Багратионовы, отбита атака солдат Великой армии на Курганную высоту.

Однако на поле боя, где «смешались в кучу кони, люди», практически не найти выделенных героев. Разве что русский кирасир, раненый, без головного убора, продолжает сражаться, и едва различима повозка, на которой увозят с поля боя генерала Багратиона с раздробленной ногой. Когда у Рубо спросили, почему так, он ответил, что на Бородинском поле героями были все русские воины, и он хотел изобразить общий подвиг кутузовской армии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Сравнительная характеристика растровой и векторной графики"

Разработка вводного урока по компьютерной графике для учащихся 8 класса...

Старые правила и новый порядок аттестации педагогов: сравнительные характеристики

Сравнение старых и новых правил аттестации учителей. Подготовлено центром развития методических и управленческих кадров Иркутского ИПКРО....

Презентация "Сравнительная характеристика галогенов"

Презентация включает материал об открытии галогенов, строении атомов, физических и химических свойствах галогенов с видеоопытами , влиянии галогенов на организм человека, кроссворд по теме...

«М.И.Кутузов и Наполеон Бонапарт. (Опыт сравнительной характеристики)»

Аннотация       Работа представляет собой исследовательский проект в форме исторического расследования. Автор выдвигает гипотезу, которая...

План сравнительной характеристики Кутузова и Наполеона для 10М

План-"шпаргалка" для домашнего сочинения...

Сравнительная характеристика героев романа "Война и мир" Кутузова и Наполеона (таблица)

В таблице представлена характеристика Кутузова и Наполеона с указанием глав романа и эпизодов для дальнейшего её заполнения  примерами из текста с опорой на тезисы....