открытый урок по обществознанию в 6 классе "Самая - самая профессия".
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

коваленко любовь николаевна

урок формирует познавательную активности, критическое мышление, умение работать самостоятельно и в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon открытый урок 6 класс76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №11»

с. Александровского

Открытый урок

 

По истории средних веков

В 6 классе.

Тема: «Папство в зените могущества».

Подготовила: учитель истории

Коваленко Любовь Николаевна

2009-2010 уч. год.

Цель урока: Подведение учащихся к пониманию причин могущества католической церкви в Европе и формирование умений изучать исторические источники, а также работать с исторической картой.

1. Обучающий аспект: 

  • Научить работать с историческими источниками, картой;
  • формирование хронологических, аналитических  умений;

2. Развивающий аспект: 

  • развивать личность учащихся на основе овладения историческими знаниями;
  • способствовать развитию логического мышления и творческих способностей учащихся;

3. Воспитывающий аспект: 

  • на основе развития эмоциональной сферы личности средствами воздействия на нее исторических образов воспитывать уважение и пробудить интерес учащихся к истории и духовной культуре народов мира;  
  • подготовить к восприятию духовно-нравственных ценностей человеческой цивилизации.

Тип урока: комбинированный

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, работа с учебником, картой.

Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Ход урока

1. Организационный момент (1–2 мин.).

2. Вступительное слово учителя: (1 мин.)

Ребята, мы начали знакомиться с периодом мировой истории, названным средневековье. Его рамки – V–XV вв., от падения Западной Римской империи до Великих географических открытий.

История средних веков сложная и противоречивая эпоха. Это и нашествие варварских племен, когда были уничтожены достижения высокой римской культуры, шли кровопролитные междоусобные войны, подавлялась свободная мысль. И в тоже время человечество сделало очередной значительный шаг в своем развитии: появились города, что дало огромный толчок развитию хозяйства и культуры. Совершены многие технические изобретения – механические часы, водяные двигатели, доменные печи, горизонтальный ткацкий станок, огнестрельное оружие, более совершенные корабли.

В духовной жизни людей начали происходить немаловажные изменения, характеризующие собой становление и развитие христианской религии. Именно об этом мы с вами и будем говорить на сегодняшнем уроке.

3. Постановка цели и задач урока. (2 мин.)

- Сегодня мы с вами изучим тему “Папство в зените могущества”. Мы поведем разговор о католической церкви и ее могуществе. Обратимся к доске. Прочтите вопрос, написанный на доске: “Каковы причины могущества католической церкви?”

(Учащиеся высказывают свои предположения)

- Ребята, ваши предположения имеют право жить, но точнее на этот вопрос мы сможем ответить в конце урока, когда подробнее познакомимся с изучаемым материалом.

4. Проверка домашнего задания: для того, чтобы перейти к изучению новой темы урока, нам с вами необходимо повторить ранее изученный материал. (15 мин.)

А) Понятийный диктант: устный фронтальный опрос.

  • это участок земли с крестьянами, который давался за военную службу и передавался по наследству (феод).
  • большое хозяйство феодала в котором работали зависимые крестьяне (феодальная вотчина).
  • платежи крестьян, для продуктов крестьянского хозяйства, которую отдавали феодалу (оброк).
  • хозяйство, в котором продукты и вещи изготавливались не для продажи, а для собственного потребления (натуральное). 
  • большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству (сословия).
  • Объединение ремесленников одной профессии называется…(цехом).
  • Ученик ремесленника прошедший курс обучения и получающий за свою работу заработную плату…(подмастерье).
  • Союз купцов, который организовывался для защиты их интересов…(гильдия).
  • Вещь, изготовленная на продажу (товар).

Б) Работа с лентой времени: работа у доски.

Задание: покажите, на доске (закрасить) какое место занимают средние века в истории человечества. Сколько столетий охватывают?

В) работа с понятиями: индивидуальная работа по карточкам.

Карточка №1.

Перечислите факторы, способствующие образованию средневековых городов.

1. рост ремесленного производства, отделение ремесла от с/х.

+

2. усовершенствование орудий труда.

+

3. господство натурального хозяйства.

4. расчистка пространства под пашню, рост урожаев

+

5. прикрепление крестьян к земле.

6. завоевание новых земель.

7. увеличение плотности населения.

+

8. рост церковного землевладения.

9. увеличение добычи железной руды.

+

Карточка №2.

Ответьте на вопросы:

  1. Где и почему возникали города? (На перекрестках торговых путей, у стен монастырей, в гаванях т.к. была большая проходимость народа, можно продать товар)
  2. Многое было нужно средневековому купцу: оружие, чтобы отбиться от разбойников, деньги, чтобы платить многочисленные пошлины, мужество и воля, чтобы не бояться опасностей. А зачем ему была так необходима крепкая телега – даже больше, чем тем, кто совершал такое же путешествие без торговых целей? (Правило “что, с воза упало, то пропало”) 
  3. На чьих землях появились города? (на землях феодалов.)
  4. Как феодалы привлекали новых жителей в города? (они в первые годы не брали с них платежей.)
  5. чем были недовольны жители городов? (феодалы обогащались за счет жителей городов. Требовали платить различные пошлины, у ремесленников забирали лучшие изделия, у купцов – деньги взаймы.)
  6. как добивались самостоятельности отдельные города? (либо с помощью откупа от сеньора, либо вооруженным путем.)

Г) Фронтальный письменный опрос: тест (см. приложение)

5. Изучение новой темы:

 План:  1. Разделение христианской церкви. Борьба светской власти с папством. (рассказ учителя). (5мин)

Итак, мы с вами выяснили, что в средневековой Европе 11 – 13 веков происходят большие изменения в хозяйстве: ремесло отделяется от сельскохозяйственного производства. Происходит бурное развитие ремесла, развитие старых и появление новых городов. Многие города добиваются самостоятельности. Кроме того, в этот период и христианская церковь достигает сильного могущества. Почему? А для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала вспомним некоторые факты из истории христианской религии.

Беседа с учащимися по вопросам:

1. Кого называют христианами? (Людей, исповедующих христианскую религию.)

2. Где появилась новая христианская религия? (в Палестине.)

3. Как называется священная книга христиан? (Библия.)

4. на какие два государства разделилась Римская империя в 395 г. до н. э.? (На Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю.)

Так вот, народы Западной и Восточной Римской империей исповедовали христианство. Но главой церкви в Западной Европе был римский папа, а в Восточной Римской империи (Византии)- патриарх, который должен был подчиниться императору. Различия между церквями были еще в том, что богослужение в церквях З.Е., шло на латинском языке, а в церквях Византии на греческом, причем даже разрешалось переходить на язык местных жителей. Глава церкви З.Е. имел большие доходы в отличии от главы восточной. С течением времени противоречия между главами церквей обострились еще и потому, что каждый из них пытался претендовать на господство над христианской церковью. В конце концов, в 1054 году произошел раскол христианской церкви на западную католическую и восточную православную. (работа с контурными картами). Отношения между императорами и римскими папами в Священной Римской империи складывались тоже очень непросто. Борьба за право быть главным в государстве продолжалась между ними более 200 лет. Эту борьбу выиграли папы. Иннокентий 3 добился того, что перед ним на приемах все присутствующие преклоняли колени и даже целовали туфлю. Что же стало источником такого могущества католической церкви в период Средневековья? Для этого обратимся к тексту учебника §13.

         2. Источники богатства церкви. (просмотр слайдов №9,10  с пояснениями учителя)

         3. Проповеди церкви. (5 мин.) (работа с текстом учебника §13).

         3. Борьба еретиков с церковью. Инквизиция. (5 мин.)

Еретик – человек, выступающий либо против учения, либо против действий церкви.

Сообщение учащегося:  «Откуда происходит слово еретик…»

Служители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. В области, где было много еретиков, церковь организовывала военные походы.

Для борьбы с еретиками папа создал в 13 веке специальный церковный суд – инквизицию. Сообщение учащегося: «Инквизиция».

Таким образом, мы с вами выяснили, что католическая церковь, став сильной и могущественной, жестоко расправлялась с теми, кто пытался поставить под сомнение ее деятельность.

6. Закрепление изученного на уроке: (3 мин.)

1. В чем причины разделения церквей?

2. Как назывались грамоты об отпущении грехов?

3. Каковы были источники богатств церкви?

4. Кто такие еретики?

5. Как церковь боролась с еретиками?

    7. Подведение итогов урока. Рефлексия. (5 мин.)

Учитель благодарит за проделанную работу и оценивает работу каждого ученика. Просит оценить друг друга, аргументировано, формируя коммуникативную культуру. Выставление оценок в журнал и дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 5 классе по теме "Профессия"

Открытый урок в 5 классе по теме "Профессия"  Заключительный урок по теме"Все профессии хороши".На уроке используются все  виды действия....

Конспект открытого урока в 5 классе по теме "Профессии"

Данный урок является уроком закрепления изученной лексики по теме “Professions” по УМК "Enjoy English". На предыдущих уроках учащиеся познакомились с лексикой по теме “Characteristics”, совершенствова...

открытый урок по обществознанию в 6 классе "Самая - самая профессия".

урок в 6 классе по теме "Самая - самая профессия"....

Открытый урок в 6 классе Познай самого себя

Разработан в рамках процессуального мониторинга в рамках ФГОС...

Открытый урок в 8 классе по теме "Профессии" и презентация к уроку

Этот открытый урок  в рамках семинара "Личностно-смысловое включение учащихся на уроках гуманитарного цикла"....

Технологическая карта открытого урока в 9Б классе "Моя будущая профессия"

Данный урок разработан в рамках профориентационных мероприятий "Семь шагов к профессии"...

Открытый урок по учебной практике УП. 01 Профессия – 19601 ШВЕЯ Тема урока: Пошив наволочек от 28.11.2022 г.

Открытый урок учебной практики разработан в соответствии с программой учебной практики УП. 01 по ПМ.01 «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОБРАБОТКЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ» адаптированной для  лиц с ог...