Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс Тема Персия (использование интерактивной доски Smart Notebook)
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Куприна Светлана Вячеславовна

Конспект  подробно характеризует ход урока, комментирует использование слайдов презентации (прилагается в портфолио).

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПЕРСИЯ»

c использованием интерактивной доски Smart Notebook

Учитель Куприна С.В., МБОУ СОШ № 21, г. Тула

Цель урока: формирование целостного видения истории стран Древнего мира на примере истории создания Персидской державы, изучения особенностей территориально-государственного устройства и управления Персии.

Задачи: 1. Расширение предметных знаний по истории стран Древнего мира.

                2. Развитие навыков работы с исторической картой и  интерактивными  обучающими пособиями, историческим текстом, аналитического мышления.

               3. Воспитание уважительного отношения к культурному наследию государств Древнего мира.

Оборудование урока: интерактивная доска Smart Notebook; программное обеспечение Smart Notebook 10 + разработанная в данной программе презентация по теме урока; ЭОР «Повторение и контроль знаний по истории на уроках и внеклассных мероприятиях» 5 класс (Изд-во Глобус).

Ход урока:

  1. Орг. момент.

   Ну что ж, давайте снова двинемся по истории древнего мира навстречу новому и интересному!

СЛАЙД 1.

  1. Актуализация знаний.

 Пожалуйста, покажите на карте, где располагались территории государств Азии, о которых мы уже говорили на уроках, и назовите примерную дату возникновения государства, которое будете обозначать.

(Египет, Двуречье, Финикия – III тыс. до н.э., Древнееврейское царство, Ассирия – I тыс. до н.э.)

  Объясните, почему территория Ассирийской державы намного больше, чем территории остальных государств?

  Почему Ассирия была более развита, чем другие государства?

(Железо, войско – конница, железное оружие, кожаные мешки, таран)

  Как звали самого известного из последних царей Ассирии? Чем он был знаменит?

 Какое событие произошло в 612 г. до н.э.?

  1. Изучение нового материала.

   На прошлом уроке вы удивлялись территориальному размаху Ассирии. А что вы скажете о государстве, территория которого раскинулась от  южного побережья Средиземного моря, вобрала в себя территорию Египта, Синайский полуостров, Междуречье, все территории северо-восточнее Персидского залива, протянулась на востоке до самых границ с Индией, а на западе - до Малоазиййского полуострова, включила все восточное побережье Средиземного моря и остров Кипр (показываю на доске)?

(Огромная территория, включила все изученные государства)

 Что бы вы хотели узнать об этом государстве?

(Как называется, почему такое большое, что помогло расширить территорию…)

  Таким образом, цели нашего сегодняшнего урока – изучить историю еще одного государства древнего мира – Персии, причин его территориального размаха и могущества, особенностей его развития, а также продолжить совершенствовать умения  работы с исторической картой и интерактивной доской.

     

СЛАЙД 2,3.

Пожалуйста, откройте тетради, и запишите дату, тему урока – Персия.

     СЛАЙД 4.

   Посмотрите на карту. Это те же территории, которые мы с вами видели на предыдущей карте, но в VI веке до н.э. В этот период, после падения Ниневии, Ассирийская держава ослабела и распалась, и в Западной Азии возвысились другие государства – Лидийское царство, Мидийское царство, Вавилонское царство (показываю с выделением).

СЛАЙД 5.

    Все Двуречье было покорено Вавилонским царством. Вавилон стал самым большим и знаменитым городом Западной Азии. Вавилонские войска захватили финикийские города, Сирию, Палестину, Иерусалим. Вавилонское царство стало  почти таким же огромным, как прежде Ассирия.

   СЛАЙД 6,7.

  На полуострове Малая Азия располагалась Лидия со столицей в красивейшем городе Сарды.  На песчаных берегах ее рек можно было найти крупицы золота – песок был золотоносный. Именно в Лидии в VII  веке до н.э.  начали чеканить первую в мире монету из сплава золота с серебром. Богатство лидийского царя Креза было огромным.

    На слайде – иллюстрация, изображающая встречу царя Креза со знаменитым оракулом из греческого города Дельфы.

ПОЖАЛУЙСТА, К СЛЕДУЮЩЕМУ УРОКУ ПОДГОТОВЬТЕ КОРОТКОЕ СООБЩЕНИЕ О ТОМ, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ КРЕЗ ИСКАЛ ВСТРЕЧИ С ДЕЛЬФИЙСКИМ ОРАКУЛОМ, ЧТО ЗА ПРОРОЧЕСТВО ОН ОТ НЕГО УСЛЫШАЛ, И СБЫЛОСЬ ЛИ ЭТО ПРОРОЧЕСТВО.

СЛАЙД 8,9.

    К востоку от Лидии простиралось другое великое царство – Мидийское. Его территория была обширна, но племена, проживающие на ней, не всегда подчинялись мидийскому царю. Одним из таких племен были персы, населявшие земли неподалеку от Персидского залива.

 

СЛАЙД 10. (показываю на карте земли персов)

ПОЖАЛУЙСТА, ПОКАЖИТЕ НА КАРТЕ НАЗВАННЫЕ НАМИ ГОСУДАРСТВА ЗАПАДНОЙ АЗИИ.

СЛАЙД 11. ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДИ: Три великих царства в VI веке до н.э. – Лидия, Мидия, Вавилонское царстово.

СЛАЙД 12.

 Каким же образом персы завладели такими обширными территориями? (военные походы, захваты)

СЛАЙД 13

Запишите в тетрадь: Завоевания персов:

Тетради оставьте перед собой, время от времени мы будем возвращаться к работе в тетрадях.

  Предводителем персов был Кир. Он поднял восстание против Мидийского царя и,разгромив его, стал владыкой огромного государства.

СЛАЙД 14.  Запишите в тетрадь: Мидия,

СЛАЙД 15. С многочисленным войском конных лучников Кир  двинулся  дальше на запад.

 По фрагменту «Истории в девяти книгах» древнегреческого  историка Геродота, с которым мы с вами еще встретимся при изучении  Древней Греции, попробуйте определить, какое же государство подчинил себе Кир после завоевания Мидии. (читаем отрывок, определяем – Лидия. По опорным словам – Крез, Сарды)

  ПОДЧЕРКНИТЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОМОГЛИ ВАМ ОПРЕДЕЛИТЬ ГОСУДАРСТВО, ЗАВОЕВАННОЕ КИРОМ.

СЛАЙД 16. Смотрим за стрелкой – Таким образом, Киру подчинилось и Лидийское царство.

СЛАЙД 17. Запись в тетрадь – Лидия.

Но завоевания этим не закончились. Какое же государство будет следующим?

СЛАЙД 18. Читаем отрывок, думаем. Не можем ответить. Почему? Мало информации.

СЛАЙД 19. Посмотрите, пожалуйста, на эту карту, и попытайтесь вспомнить, какой город располагался на обоих берегах известной нам с вами  реки, изменив течение которой можно было пройти в город по ее обмелевшему руслу? (Вавилон) Покажите этот город на карте.

СЛАЙД 20. Так персы захватили Вавилон, применив хитроумный ход. Произошло это событие в 538 году до н.э. (Рассказ о захвате Вавилона и царевиче Валтасаре)

СЛАЙД 21. Запись в тетрадь - Вавилонское царство (538 г. до н.э.)

О  прекращении правления Валтасара в Вавилоне существует и библейская легенда. Готовясь к следующему уроку, прочтите ее на странице _______, и объясните, как объясняет Ветхий Завет  падение Вавилонского царства.

СЛАЙД 22. Попробуем проследить  направление завоевательных походов  персидских царей. (Читаем, определяем страну, подчеркиваем – Мемфис)

СЛАЙД 23. Таким образом, в 525 году до н.э. персами был захвачен Египет.

СЛАЙД 24. Запись в тетрадь – Египет (525 г. до н.э.)

СЛАЙД 25.

   Вот такой огромной стала территория Персидского государства в конце VI века до н.э. Самым могущественным царем этой державы стал царь Дарий I. Именно в период его правления Персия переживала небывалый расцвет. Все вошедшие в состав государства территории были названы САТРАПИЯМИ, управлять ими поручалось сатрапу, который должен был держать местное население в повиновении персидскому царю. Чтобы обезопасить себя от заговоров и восстаний,  царь содержал огромное количество тайных осведомителей, которые назывались «глаза и уши царя». Население сатрапий платило персидскому царю огромные налоги. Только персы ничего не платили, так как они были народом господ.

       За любые преступления назначались страшные наказания: изменников подвергали мучительной казни, ворам и разбойникам отрубали руки и ноги. Столицей был город ПерсЕполь, в котором строились роскошные дворцы.

  Крупнейшие города державы соединяла Царская дорога. На ней через каждые 20-30 км были расставлены посты с лошадьми и людьми, готовыми немедленно отправиться в путь. Гонцы могли, сменяя друг друга, как на крыльях, мчаться в столицу.

СЛАЙД 26-27.

   Под Новый год, который отмечался весной, в Персеполь прибывали посланцы из всех частей огромной державы. Они приносили царю дары – верблюдов, ослов, лошадей, баранов, драгоценные кубки, золотые браслеты и вазы. Как писал Геродот, «все, что произрастает в Персидском государстве, и все, что изготавливается ремесленниками, доставляется царю».

    В личной охране  царя было десять тысяч «бессмертных» воинов, прекрасно обученных и вооруженных. Когда же начинался большой поход, то несметные полчища собирались из всех покоренных областей.

СЛАЙД 28. Запись в тетрадь – цари Персии  в VI – V веках  до н.э. – Кир Великий, Дарий I столица Персии – Персеполь.

 ТАК ПОЧЕМУ ПЕРСИЮ НАЗЫВАЛИ «ЦАРСТВО СТРАН», А ЕЕ ПРАВИТЕЛЯ «ВЕЛИКИМ ЦАРЕМ, ЦАРЕМ ЦАРЕЙ»?

А ТЕПЕРЬ ПРОВЕРИМ, КАК МЫ УСВОИЛИ ИЗУЧЕННОЕ НА УРОКЕ.

(ЭОР, Персия, многовариантный тест (№ 1)

Оценки за урок, домашнее задание – СЛАЙД 29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по истории Древнего мира 5 класс с использованием ЭОР

План-конспект урока по истории Древнего Египта 5 класс с использованием ЭОР по теме: "Искусство Древнего Египта". Комбинированный  тип урока  изучения нового материала....

Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация

К конспекту урока прилагаются:   презентация по теме урока (Приложение 1), форма  индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»...

разработка конспекта урока по истории древнего мира по теме «Чему учил китайский мудрец Конфуций»

Цель урока: познакомить учащихся с новой страной – Китаем, ее месторасположением, климатически условиями и обществом, ознакомить учащихся с взглядами китайского мудреца КонфуцияЗадачи урока:обра...

План-конспект урока по истории Древнего мира с использованием ИКТ на тему "Победа греков над персами в Марафонской битве", 5 класс.

Цель: проследить основные события греко-персидских войн, поддержать интерес учащихся к теме; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с исторической картой, понятиями и датами...