обобщающий урок по истории России 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Осипова Елена Николаевна

Обобщающий урок по истории России 6 класс на тему: "Нашествие иноземных захватчиков на Русь XIII веке" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

в 6 классе по истории России на тему:"Нашествие иноземных захватчиков     на Русь в XIII веке"

Цели  урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о борьбе Киевской Руси с иноземными врагами.
  2. Активизация познавательного интереса учащихся к изучению истории России.
  3. Продолжить развитие умения учащихся сопоставлять исторические явления, обобщать исторические факты, сравнивать и делать выводы.

Оборудование:  тестовые задания, иллюстративный материал, листочки,  мультимедийный проектор, компьютерная презентация, карточки с заданиями.

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы проведения урока:  объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,  здоровьесберегающие технологии.

Тип урока: : повторительно-обобщающий урок

Планируемые результаты:

            - учащиеся должны знать важнейшие даты в завоевании Руси монголами, шведами,

            - учащиеся должны понимать причины поражения русского войска на реке Калке против монголо-татар,

            - получить целостное представление об этапах завоевания Руси монголами,

            - учащиеся должны понимать  причины  победы в битве на реке Неве, на Чудском озере против шведов, немецких и датских    

               рыцарей,

            - учащиеся должны уметь использовать услышанный материал на уроках гуманитарного цикла.

 Время проведения: 1 академический час (45 минут).

На доске записи: "Нашествие иноземных захватчиков на Русь  в XIII в."

Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе её.

Ход урока

  1. Организационный момент

Вступительное слово учителя:

-Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок-игра по теме "Нашествие иноземных захватчиков на Русь в  XIII веке".  Законы говорят: "Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе её." Любить Россию – это значит знать и уважать историю своей Родины.

И сегодня наша цель: обобщить знания, полученные на предыдущих  уроках, и выяснить, знаете ли вы историю нашего государства.

История X-XIII веков на Руси была связана со славными страницами военных подвигов.

(звучит музыка "Богатырская наша сила")

-Посмотрите на карту, с кем пришлось воевать Руси в то время?

-А каким образом жители Древней Руси узнавали о наиболее важных событиях?

(Звучит колокол.)

-На этот раз колокол созывает на состязание знатоков истории.

 Разделимся на 2 команды и придумаем себе название, выберем капитана.

II. Актуализация знаний учащихся:

     1) - Прежде чем начать игру,

       Проведем  разминку.

       Взяли в руки ручки,

       А затем листочки.

       1, 2, 3, 4, 5 – эстафету начать.

       На старт – марш – листочки взять,

       Немедленно их подписать,

      И исторические тесты начать.

Тестовые вопросы (получает каждый учащийся для выполнения):

1. В каком веке на Руси началась феодальная раздробленность:

     а) в конце XI века;

     б) в начале XII века;

     в) в середине XIII  века;

     г) в конце XII века.

2. Где была произнесена фраза "каждый да держит вотчину свою":

    а) в Киеве в 989 году;

    б) во Владимире в 1132 году;

    в) в Любече в 1097 году;

    г) в Новгороде в 1095 году.

3. Образование самостоятельных княжеств на территории Киевской Руси:

    а)ослабило её обороноспособность;

    б) положило конец борьбе за власть между князьми;

    в) повлекло за собой упадок ремесла, торговли и культуры;

    г) усилило конфликты между князьми и местными боярами.

4. В начале XII века боярская феодальная республика утвердилась в городе:

    а) Смоленске;

    б) Киеве;

    в) Ростове;

    г) Новгороде.

5. В его обязанности (в Новгороде) входило хранение казны, руководство внешней политикой:

    а) посадник;

    б) владыка;

    в) тысяцкий;

    г) князь.

6. Столицей Владимиро-Суздальского княжества был город:

    а)Суздаль;

    б)Новгород;

    в)Владимир;

    г)Москва.

7. В каком году была основана Москва:

    а) в 1147 году;

    б)  в 1213 году;

    в)  в 1037 году;

    г)  в 1188  году.

8. Основные занятия новгородцев:

    а) земледелие;

    б) торговля;

    в) ремесло;

    г) верно и б), и в).

9. В каком русском княжестве власть поровну принадлежала поровну и боярам и князьям:

    а) Владимиро-Суздальское княжество;

    б) Галицко-Волынское княжество;

    в) Новгородская земля;

    г) Киевское княжество.

10. В XI-XII вв. главную опасность для Руси представляли:

     а) половцы;

     б)печенеги;

     в) хазары;

     г) авары.

 

III.Обобщение и закрепление знаний учащихся по изученным темам.

Игра

1-й этап: "Кто быстрее?"

Задание: продолжить ряды словами, данными в скобках.

 Зависимые люди – монголо-татары – кочевники –

 (барщина, оброк, десятина, закуп, смерд, холоп, боярин, князь, хан, баскак, половцы, печенеги, ярлык, дань, хазары.)

 (Оценивается быстрота и правильность, результаты фиксируются на листочке.)

2-й этап.

Задание: объяснить значение исторических терминов.

 (Играет вся команда, отвечает тот, кто первым поднимает руку.)

Баскак –                                                         представитель монголо-татар на Руси, сборщик дани,
ярлык –                                                           ханская грамота на княжение,
иго –                                                               господство одного народа над другим,
дань–                                                              подарки ханам от русских князей,
натуральное хозяйство –                             хозяйство, в котором продукты и вещи изготовляли не для продажи, а для собственного            

                                                                         потребления,
вече –                                                             народное собрание,
полюдье –                                                       сбор дани

3-й этап. "Поймай дату"

Задание: читается отрывок из стихотворения, узнать событие, о котором здесь идёт речь, определить, когда оно произошло.

Москва-река, тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты рассказала нам о том,
Как люди начали селиться,
За тыном тын, за домом дом
Росло на берегу твоем
Начало будущей столицы. 
(
основание Москвы, 1147 г.)

Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя-внука Чингисхана,
Своё соседство с ним кляня...
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком:
Сжигать и грабить города.
(
1237 г., монголо-татарское иго)

Шла в поход большая рать...
Позади остался дом
И тепло людское.
Впереди сверкало льдом
Озеро Чудское.
(
1242 г., Ледовое побоище)

Как мне о битве на Дону 
Рассказ продолжить мой? 
Читатель, я не обману, 
Сказав о битве той, 
Что не было ещё такой.
И хоть кого спроси, – 
"Мамаево побоище" – 
Все знают на Руси. 
А князя Дмитрия Донским 
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним 
До наших дней живёт. 
(
1380 г., Куликовская битва)

4-й этап.

Задание: описать вооружение воина.  Доспехи и оружие

1 команда: русский ( шлем, латы, кольчуга, меч, лук, стрелы, колчан, боевые топоры.)
2 команда: рыцарь (меч, копьё, топор, палица, щит, кольчуга-латы, шлем-забрало.)
(Команда советуется, отвечает один. Подведение итогов.)

5-й этап: «Вопрос-ответ»

Задание: быстро ответить на поставленный вопрос.

  1. О ком говорится в стихотворении? (Нестор )
    В монастырской келье узкой,
    В четырёх глухих стенах
    О земле, о древнерусской
    Быль записывал монах.
    Он писал зимой и летом...
    Он писал из года в год
    Про великий наш народ.
  2. О каком древнерусском городе идёт речь в стихотворении? (Новгород)
    Старовечный и вечно новый
    над рекой поднимался город...
    А по стенам ходит дозором
    Больше сотни сильных и рослых.
    Иноземец пытливым взором
    Не сочтёт их кафтанов пёстрых...
    Горд он колоколом недрёмным
    Медь гремит его гулко и веще,
    Часто скопищем светлым и тёмным
    Вкруг него собирается вече.
  3. О каком периоде русской истории идет речь? (Феодальная раздробленность, 1237 г., 1240 г.)
    "...Два всадника – с востока и запада – устремились на неё: один на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи, с натянутым луком и калёной стрелой, другой – с тяжёлым копьём, одетый в доспехи."
  4. Когда "свинья" представляла военную угрозу для Руси? (1242 г., Ледовое побоище)
  5.  В годину лихих испытаний новгородцы на своём вече принимают решение: "Настал час послать к Ярославичу. Бить челом, звать в Великий Новгород." Что такое чело? (Лоб)
  6. Это нужно грибнику и ягоднику, это используют турист и охотник, сельские домохозяйки, и это рассказало нам немало о жизни древнего Новгорода? (Береста)

(Подводятся итоги всех этапов конкурса.)

6-й этап

– Конкурс для капитанов и называется он «Самый внимательный».

- Капитаны, возьмите ручку и листочки. Подпишите их. Послушайте задание, я называю Вам события, а Вы записываете его дату:

1) Битва на Чудском озере;

2) Битва на реке Сити;

3)Поход Батыя на г.Киев;

4)  Битва на реке Неве;

5) Походы Батыя на Запад;

6) Захват Волжской Булгарии  войсками монголо- татар.

7-й этап – Следующий  конкурс называется «Шерлок Холмс»

Вы должны будете угадать, что находиться в этом ящике, а я Вам немного подскажу.

1. ЭТОТ напиток пили в древности, ведь чая тогда они не знали. Происходит от слова кысати, что означает «киснуть». Первоначально считался «кислым напитком». Напиток похожий на него, впервые был приготовлен 8 тыс. лет назад в Древнем Египте. Впервые этот напиток упоминается в русских летописях, а с XIV в. он становится распространенным напитком. Этот напиток приготавливается на воде из хлеба с  солодом, а также из  ягод, фруктов.  (квас)

2.ЭТО может быть в рыболовной сети, ЭТО нужно грибнику, ЭТО использует турист т охотник, сельские домохозяйки и ЭТО немало рассказало нам о жизни древнего Новгорода. Что скрывается в этом ящике?   (береста, из неё делают поплавки, используют для разжигания костра, берестяные грамоты рассказали о Новгороде)

8-й  этап.

 А теперь конкурс "Своя игра". Перед Вами текст, в котором пропущены слова. Вставьте слова на место и скажите, о чем идёт речь:

"В результате битв  на реке _________ и ____________ озере  

было отбито нападение на _____  её северных соседей_________________  

  и _______________  феодалов и рыцарей.

III. Подведение итогов урока.

Мы сегодня посмотрели ещё раз, что было с нашей страной в древности. В годы феодальной раздробленности ослабела Русь, и на неё напали враги. Не раз пришлось русскому народу отстаивать свою независимость в кровавых битвах. Поэтому мы должны помнить уроки прошлого и не допускать повторения ошибок.

IV. Домашнее задание. 

Конкурс наш ещё продолжается. Заключительный этап-это домашнее задание.

Вам необходимо самостоятельно разгадать кроссворд "Русь в X-XIII вв."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок по истории России 20века

Урок проводится после завершения курса "История России " в 9классе с целью обобщения и систематизации знаний учащихся....

Повторительно-обобщающий урок по истории России 20века

Урок проводится после завершения курса "История России " в 9классе с целью обобщения и систематизации знаний учащихся....

Обобщающий урок по истории России

Обобщающий урок по теме «СССР в годы «оттепели» и «застоя»....

Повторительно-обобщающий урок по истории России в 9 классе "Россия в конце 20- начале 21вв"

Подробная разработка урока, проводимого в форме групповой работы на основе учебника А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной.Содержит подробные задания для работы в группах, вопросы для рефлексии учащихся....

Нетрадиционный повторительно-обобщающий урок по истории России в форме интеллектуально-познавательной игры с опережающим творческим заданием «Живые страницы истории».

Необычная игровая форма преподнесения сложного и неоднозначного учебного материала по истории России начала ХХ века способствует приобретению учащимися 9 – 11 классов опыта ведения диалога и дискуссии...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по истории России 6 класс

Предлагаю вариант повторительно-обобщающего урока по главе "Древняя Русь" в 6 классе в форме конкурса-игры. Эта форма использована неоднократно, с большим интересом дети готовятся и участвуют в игре. ...

Повторительно-обобщающий урок по истории России для учащихся 6 класса «Первые русские князья»

laquo;Первые русские князья»Повторительно-обобщающий урок по истории России для учащихся 6  класса  Цели:1) образовательные:- обобщить и упорядочить знания по истории Древней Рус...