Повторительно-обобщающий урок по истории России для учащихся 6 класса «Первые русские князья»
план-конспект урока по истории (6 класс)

Загороднева  Татьяна Геннадьевна

«Первые русские князья»

Повторительно-обобщающий урок по истории России

 для учащихся 6  класса

 

Цели:

1) образовательные:

- обобщить и упорядочить знания по истории Древней Руси;

- закрепить и усовершенствовать первичные навыки ориентирования в историко-географическом пространстве середины IX-начала XI веков;

- расширить межпредметные связи, повысить интерес к предмету в процессе повторения      изученного материала;

- расширить кругозор учащихся;    

2) развивающие:

- развивать грамотную речь, умения и навыки анализа исторической информации, логическое мышление;

- выявлять творческие способности учащихся;

- развивать умение работать в парах, группах;

- активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе работы;

- развивать навыки самоконтроля и самооценки достигнутых знаний и умений;              

- прививать интерес к изучению предмета;

3) воспитательные:

- формировать уверенность в себе, в своих знаниях;

-воспитывать внимательность, собранность, сосредоточенность, взаимоуважение, взаимовыручку;

- воспитывать аккуратность оформления работ.

Задачи:

1)  создание для учащихся комфортных условий, творческого микроклимата, ситуации успеха;

2) облегчения процесса обучения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_russkie_knyazya_6_klass.docx195.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Первые русские князья»

Повторительно-обобщающий урок по истории России

 для учащихся 6  класса

Цели: 

1) образовательные:

- обобщить и упорядочить знания по истории Древней Руси;

- закрепить и усовершенствовать первичные навыки ориентирования в историко-географическом пространстве середины IX-начала XI веков;

- расширить межпредметные связи, повысить интерес к предмету в процессе повторения      изученного материала;

- расширить кругозор учащихся;        

2) развивающие:

- развивать грамотную речь, умения и навыки анализа исторической информации, логическое мышление;

- выявлять творческие способности учащихся;

- развивать умение работать в парах, группах;

- активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе работы;

- развивать навыки самоконтроля и самооценки достигнутых знаний и умений;              

- прививать интерес к изучению предмета;

3) воспитательные:

- формировать уверенность в себе, в своих знаниях;

-воспитывать внимательность, собранность, сосредоточенность, взаимоуважение, взаимовыручку;

- воспитывать аккуратность оформления работ.

Задачи: 

1)  создание для учащихся комфортных условий, творческого микроклимата, ситуации успеха;

2) облегчения процесса обучения учащихся.

Вид урока:  интерактивный урок-соревнование.

Тип урока:  урок повторения, обобщения и систематизации знаний.

Оборудование урока: ноутбук, проектор, карта, карточки с задачами, тестами и таблицами.

План урока:                           

1) Исторические термины

2) Исторический текст

3) Заполните таблицу

4) Решите задачи

5) Решите тесты

6) Работа с картой                                                                   

Ход урока

Добрый день, дорогие участники, члены жюри и гости данного мероприятия.

Сегодня мы заканчиваем изучение большой темы «Первые русские князья». Эта тема занимает в истории Древней Руси одно из ведущих мест, поскольку отражает сложный период становления нашей государственности.

Современная Россия также переживает непростой исторический период. Также как и тысячу лет назад, перед нами стоят очередные вызовы и задачи. И грамотное их решение во многом зависит от знания и понимания предшествовавшего опыта.

Сегодня применять свои знания на практике предстоит участникам 1 и 2 команд, каждой из которых предстоит выбрать председателя.

Командам предстоит выполнить ряд заданий, на каждое из которых будет отведено определённое время. По окончании отведённого времени председатели команд отдают свои выполненные задания членам жюри. Жюри проверяет работы. После проверки – результаты выполненных работ, выраженные в баллах, появляются на доске.

Итак, переходим к выбору председателей и назначению членов жюри.

Все готовы. Переходим к заданиям.

Задание 1: вставьте в исторические термины пропущенные буквы.

За каждый верно написанный термин команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов – 10. Время на выполнение задания – 3 минуты.

Команда 1.

  1. В...ряги.
  2. ...зычество.
  3. Х...зары.
  4. Св...тослав.
  5. В…зантия.
  6. Волжская Б…лгария.
  7. В…тичи.
  8. Х…рсонес.
  9. П…рун.
  10. Дружи...ик.

Команда 2.

  1. Норма... ы.
  2. Хр...стианство.
  3. П...ченеги.
  4. ...рополк.
  5. Пр...стол.
  6. Хазарский к…ганат.
  7. Др…вляне.
  8. Л...дога.
  9. Мон...стырь.
  10.  Л…дья.

Ответы:

Команда 1.

  1. Варяги.
  2. Язычество.
  3. Хазары.
  4. Святослав.
  5. Византия.
  6. Волжская Булгария.
  7. Вятичи.
  8. Херсонес.
  9. Перун.
  10. Дружинник.

Команда 1.

  1. Норманны.
  2. Христианство.
  3. Печенеги.
  4. Ярополк.
  5. Престол.
  6. Хазарский каганат.
  7. Древляне.
  8. Ладога.
  9. Монастырь.
  10. Ладья.

 

Задание 2: вставьте пропущенные слова в исторический текст.

За каждое верно вставленное слово команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов – 6. Время на выполнение задания – 5 минут.

Команда 1.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Вставьте необходимые  слова в места пропусков.

 

   В лето 6415 (907) . Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же он с собой множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов – всех их называют греки «Великая Скифь». И с этими со всеми пошел Олег на конях и на кораблях; и было  кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду. Греки же замкнули гавань ________, а город затворили.

        И повелел Олег своим воинам сделать ________ и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к Олегу:

- Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь.

И остановил Олег воинов, и вынесли ему греки яства и вино, но не принял Олег вина, ибо было оно________. Испугались греки и сказали:

- Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас от Бога.

        И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей; а потом дать дани для русских городов: прежде всего для Киева, а затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов, ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу.

        И согласились на это греки, и начали они просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. И обещали греческие цари уплачивать дань. И давали друг другу присягу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили к клятве по закону русскому, и клялись те оружием своим и Перуном, богом своим, и Велесом, богом скота, и утвердили мир.

И было так. И повесил Олег ________ свой на ________ Царьграда,  показуя победу, и пошел от греков.

И пришел Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега ________, так как были люди язычниками и  непросвещенными.

Команда 2.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Вставьте необходимые  слова в места пропусков.

 

В лето 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен новгородских, с мери, со всех кривичей, а ________брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной  монете и по белке от дыма.

        В лето 6370 (862). Изгнали варягов за________, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было в них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе:

        - Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море, к варягам, к ________. Те варяги называли себя русью, как другие зовут свеи, а иначе норманны, другие готы, так и эти. Сказали русичи чудь, словене, кривичи и весь:

        - земля наша ________ и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и ________ нами.

        И собрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли. И сел старший, Рюрик, в ________, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – люди новгородские от рода варяжского, а прежде были словене.

        После же двух лет умерли Синеус и брат Трувор. И принял всю власть Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому белоозеро. Варяги в тех городах – пришельцы, а первое население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и теми всеми владел Рюрик.

Ответы:

Команда 1

цепями

колёса

отравлено

щит

врата

Вещим

Команда 2

хазары

море

Руси

велика

владеть

Новгороде

Задание 3. Заполните таблицу, вставив недостающие слова в указанные графы.

За каждое верно указанное слово команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов – 6. Время на выполнение задания – 3 минуты.

Команда 1.

Рюрик

Святополк

Команда 2.

Игорь

Владимир

Ответы:

Рюрик

Олег

Игорь

Ольга

Святослав

Ярополк

Владимир

Святополк

Физпауза (3 минуты).

Я буду зачитывать некое утверждение. Вы должны определить истинно оно или ложно. Если вы считаете, что утверждение истинное, то ставите руки на пояс и выполняете наклон вперед, а в противном случае – руки за голову и совершаете вращение туловищем вправо и влево.

  1. Первым правителем Древней Руси является Рюрик (+).
  2. Первой столицей Древней Руси является Киев (-).
  3. Князь Олег Вещий приходится сыном князю Рюрику Варяжскому (-).  
  4. Князь Олег Вещий находился у власти 30 лет и 3 года (+).
  5. Крещение Руси состоялось в 988 году (+).
  6. Главным торговым маршрутом на территории Древней Руси являлся «путь из варяг в греки» (+).
  7. Князь Владимир «Красное Солнышко» стремился перенести столицу Руси из Киева -  на Дунай, в Болгарию (-).  
  8. Князем, заказавшим убийство трёх своих братьев, был Святополк «Окаянный» (+).

Задание 4. Решите задачи.

За каждую верно решённую первую задачу команда получает 2 балла; за вторую – 3 балла. Максимальное количество баллов – 5. Время на выполнение задания – 8 минут (по 4 минуты на каждую задачу).

Команда 2.

Задача 1 (максимальное количество баллов – 2).

Год образования Древнерусского государства совпадает с годом первого упоминания Киева, который на три года моложе Новгорода. В каком году был основан Новгород?

Задача 2 (максимальное количество баллов – 3).

Найдите в приведенном перечне племенных союзов те, которые не относятся к восточным славянам. Выпишите их порядковые номера.

  1. Поляне.
  2. Древляне.
  3. Валахи.
  4. Словене.
  5. Кривичи.
  6. Ятвяги.
  7. Дреговичи.
  8. Полочане.
  9. Черемисы.

Команда 1.

Задача 1 (максимальное количество баллов – 2).

Святославу Игоревичу, на момент гибели его отца, князя Игоря, было всего три года. Святослав взошёл на престол и стал киевским князем в 957 году. В каком возрасте Святослав взошёл на престол?

Задача 2 (максимальное количество баллов – 3)

Найдите в приведенном перечне городов те, которые располагались не на территории Древнерусского государства. Выпишите их порядковые номера.

  1. Киев.
  2. Чернигов.
  3. Смоленск.
  4. Преслав.
  5. Царьград.
  6. Искоростень.
  7. Итиль.
  8. Полоцк.
  9. Ростов.

Ответы:

Команда 1.

Задача 1.

Год образования Древнерусского государства – 862. Этот же год (862) – является годом первого упоминания Киева. Поскольку Киев моложе (появился позже) Новгорода на три года, следовательно, Новгород был основан в 859 году (862-3=859).

Указан правильный ответ – 1 балл.
Дано подробное объяснение с решением – 2 балла.

Иное – 0 баллов.

Задача 2.

Ответ: 3,6,9.

Каждая верно указанная позиция – 1 балл.

Каждая неверно указанная позиция - -1 балл.

Максимальный балл – 3. Минимальный балл – 0.

Команда 2.

Задача 1.

Год окончания правления (гибели) князя Игоря – 945. Если Святославу на этот момент времени было 3 года, то он родился в 942 году. Следовательно, в 957 году, когда Святослав взошёл на престол, ему было 15 лет (957-942=15).

Указан правильный ответ – 1 балл.
Дано подробное объяснение с решением – 2 балла.

Иное – 0 баллов.

Задача 2.

Ответ: 4,5,7

Каждая верно указанная позиция – 1 балл.

Каждая неверно указанная позиция - -1 балл.

Максимальный балл – 3. Минимальный балл – 0.

5. Решите тестовые задания.

За каждое верно решённое тестовое задание команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов – 5. Время на выполнение задания – 5 минут.

Команда 1.

1) В каком веке согласно летописному преданию в Новгород на княжение были призваны варяги:

 а) VII в.

б) VIII в.

в) IX в.

г) X в.

2) Какой термин связан с правлением князя Игоря:

 а) полюдье;

б) повоз;

в) Крещение Руси;

г) урок.

3)Укажите имя киевского князя Х в., войска которого разгромили Хазарский каганат:

 а) Олег;

б) Игорь;

в) Святослав;

г) Владимир.

4) Укажите годы правления князя Игоря: 

а) 879–912;

б) 912–945; 

в) 957–972; 

г) 980–1015.

5) Как назывался вооруженный отряд при князе в Древней Руси:

а) рекруты;

б) рядовичи;

в) стрельцы;

г) дружина.

Команда 2.

1) Как назывался сбор дани князем на Руси в X веке:

 а) десятина;

б) полюдье;

в) вира;

г) вервь.

2) Что согласно летописи стало одной из причин призвания варяжских князей в IX в:

 а) разгром Русью Хазарского каганата;

б) неудачная война Руси с Византией;

в) набеги печенегов на Русь;

г) межплеменные усобицы на севере Руси.

3) Прочтите отрывок из «Повести Временных Лет» и укажите год, когда произошли описанные события.

« И сказал тогда князь: « Не посрамим земли русской, но ляжем костьми, мертвые сраму не имут!».

 а) 907 г.

б) 941 г.

в) 970 г.

г) 988 г.

4) Укажите имя князя, в годы правления которого был заключён первый письменный договор между Русью и Византийской империей.

 а) Рюрик;

б) Олег;

в) Игорь;

г) Владимир.

5) Слова летописи: «Ты, князь, ищешь чужой земли, а свою покинул» – обращены
к князю:

а) Святославу; 

б) Олегу; 

в) Владимиру Мономаху; 

г) Игорю.

Ответы:

Команда 1

1 – в; 2 – а; 3 – в; 4 – б; 5 – г.

Команда 2

1 – б; 2 – г; 3 – в; 4 – б; 5 – а.

6. Работа с картой.

Вам предлагается список союзов племён (не обязательно восточнославянских), которые необходимо распределить по современным зарубежным странам и территориям России. За каждую верно обозначенную позицию – 1 балл. Максимальное количество баллов – 10. Время на выполнение задания – 6 минут.

Команда 1.

 Поляне, Сумь, Чудь, Корела, Мадьяры, Словене, Вятичи, Валахи, Касоги, Кашубы

Венгрия

Республика Карелия

Украина

Эстония

Новгородская область

Северный Кавказ

Румыния

Подмосковье

Польша

Финляндия

Команда 2.

Древляне, Ляхи, Ятвяги, Чудь Заволочская, Кривичи, Дреговичи, Мордва, Водь, Печенеги, Ясы.

Литва

Украина

Северный Кавказ

Архангельская область

Польша

окрестности Санкт-Петербурга

Республика Мордовия

Белоруссия

Псковская область

Смоленская область

C:\Users\Ярослав\Downloads\84290.jpg

Ответы:

Команда 1

Мадьяры

Венгрия

Корела

Республика Карелия

Поляне

Украина

Чудь

Эстония

Словене

Новгородская область

Касоги

Северный Кавказ

Валахи

Румыния

Вятичи

Подмосковье

Кашубы

Польша

Сумь

Финляндия

Команда 2

Ятвяги

Литва

Печенеги

Украина

Ясы

Северный Кавказ

Чудь Заволочская

Архангельская область

Ляхи

Польша

Водь

окрестности Санкт-Петербурга

Мордва

Республика Мордовия

Древляне

Белоруссия

Кривичи

Псковская область

Дреговичи

Смоленская область

Итог урока.

Итак, наше занятие подошло к концу. Члены жюри подсчитывают количество баллов, набранные командами. Я надеюсь, что сегодняшнее мероприятие было для вас интересным и поучительным. Поделитесь своими  впечатлениями. Что нового узнали? Что показалось интересным? Что не получилось?

Возьмите сигнальные карточки и оцените своё настроение от урока:

- белый цвет означает положительное настроение;

- серый – нейтральное;

- чёрный – негативное.

А закончить наше занятие мне бы хотелось изречением великого древнегреческого философа Аристотеля: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

УРОК ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС "УДЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ИСТОРИИ"

Урок  разработан на основе технологии развития критического мышления, центральный прием - фишбоун. В приложении содержится текст на основе которого составляется фишбоун....

Методическая разработка урока по истории на тему: «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» для учащихся 6 классов.

Методическая разработка урока по истории на тему: "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества" для учащихся 6 классов....

История России 6 класс "Первые русские князья"

Историческая викторина для 6 класса.Презентация может использаваться как урок для повторения "Первые русские князья"....

Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.

За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...

Урок по истории России в 6 классе "Первые князья"

Урок по истории России в 6 классе "Первые князья"...