Статья на тему "Практическое применение технологии проблемного диалога на уроках истории"
статья по истории (10 класс) по теме

Шиянова Анна Николаевна

  В статье рассказывается о возмрожности применения технологии проблемного диалога на уроках истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое применение технологии проблемного диалога на уроках истории

       Учителем истории и обществознания я работаю 13 лет.

       Роджер Левин писал: «Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.

       Поэтому тема моего педагогического опыта: «Технология проблемно-диалогического обучения на уроках истории».

Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе. Об этом говорится и в Федеральном государственном образовательном стандарте, который определил приоритетные направления развития образования

    В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями: во-первых, имея ограниченные возможности использования полученных по истории знаний вне класса, учащиеся, теряют интерес к ее изучению; во-вторых, при использовании традиционной методики с ее идеей максимальной помощи детям в процессе обучения происходит снижение уровня самостоятельности учеников. Таким образом, возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребенка учиться.

 Таким образом, целью моей педагогической деятельности стало  стремление  повысить  качество обучения, пробудить интерес к знаниям и поднять их престиж, обратиться к реальным запросам ученика.

 Для реализации моей цели я решила обратиться к проблемному методу обучения на своих уроках.

2.Использование технологий проблемного обучения на уроках истории

   Основная цель преподавания истории в школе – развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Что же предполагает данная цель? Развитие личности предполагает:

• формирование творческого мышления,

• способности критически анализировать прошлое и настоящее,

• делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников.

История должна ставить учеников перед проблемами нравственного выбора. Ученик получает право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории. Всему этому способствует технология проблемного обучения.

Данная технология ориентирована на личностную структуру обучения. Преобладающий метод обучения – проблемный. Обучение по данной технологии способствует активизации и интенсификации деятельности учащихся. Это методы, основанные на решении проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся. В результате использования такой технологии, деятельность учащихся направлена на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализ и умение видеть за отдельными фактами явления или законы.

Отработка учебного материала осуществляется активнее и эффективнее, если во главу угла поставлен продуктивный анализ и синтез исторических фактов, событий, личностей, основанный на проблемном методе обучения. При таком обучении в основе познавательной деятельности лежит важная психологическая закономерность – проблемный характер мышления.

2.1.Основная цель проблемного обучения – вызвать к действию внутренние побуждения учащихся, потребность к поиску как необходимому условию в формировании нового отношения к деятельности, подвести их к пониманию возникшей трудности и желанию искать пути, позволяющие преодолеть эту трудность.

2.2.Актуальность данной технологии заключается в том, что сегодня нужны люди, способные решать проблемы, находить неординарные, творческие решения возникших противоречий. А значит, необходимо уже в школьные годы научить учащихся самостоятельной работе при решении проблемных ситуаций. Такие уроки способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету, формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения.

2.3.Сложности данной технологии. Научить всех всему тому, о чем сказано выше, в короткий срок нереально. Необходима длительная и кропотливая работа с учетом индивидуальных особенностей детей и оказание им дифференцированной помощи в преодолении трудностей. На начальной стадии проблемного обучения учащимся необходимы точные указания, где они могут найти дополнительные сведения, что с чем следует сопоставить. Наиболее сильные ученики активно включаются в поиск. Намечают и применяют различные пути подхода к разрешению вопроса. Им не нужно частое вмешательство учителя, они стремятся к самостоятельности.

Ученики со средними учебными возможностями, в отличие от сильных учеников, нуждаются в большей помощи. Главная их трудность – правильно определить этапы действия по проблеме, последовательно и логично раскрыть содержание задачи. Задача учителя –довести до сознания учеников, что является причиной, а что следствием. Это и является основой строгой логической последовательности.

Ученики со слабыми учебными возможностями на первых порах теряются и часто отказываются от самостоятельного познавательного поиска. Для таких учащихся необходимо расписать весь ход действий и указать источники, к которым следует обратиться. Этих учащихся надо учить процессу доказательства.

При постановке проблемы необходимо учитывать объем работы, темп и дать необходимые инструкции и разъяснения, зачем нужна данная работа. Зачастую такая работа требует показа образца.

3.Практическое использование методики проблемного обучения.

3.1.Эапы методики проблемного обучения.

На первом этапе  разрабатываются проблемные вопросы, ситуации. Проблемный вопрос должен быть:

• сложным, сопряженным с противоречиями;

• увлекательным, но соответствующим логике науки;

• ёмким, способным охватить широкий круг вопросов;

• предполагающим научный спор на базе различных толкований;

• создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:

• через углубление проблемного вопроса;

• через поиск разных граней его решения;

• через сопоставление разных вариантов ответов.

Затем определяется форма решения проблемных ситуаций:

• дискуссия;

• научный спор;

• проблемная лекция;

• проблемные задачи и задания;

• задачи исследовательского характера;

• исторические документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.

При разработке вопросов, заданий обязательно учитываются:

• уровень развития школьников;

• характер исторического материала;

• педагогические цели;

• творческие и познавательные способности учащихся, их интересы и потребности.

3.2.Проблемное задание.

Его могут предложить как ученики, так и учитель. Логическое задание выступает в виде вопроса.

Используя технологию проблемного изучения, на заключительном уроке в 7 классе по теме «Петр 1», необходимо дать оценку личности и дел Петра. Данный урок можно провести в форме урока-исследования «Споры о Петре».

Цели занятия:

1. Помочь учащимся осмыслить значение петровских преобразований для истории России.

2. Обобщить и расширить знания учащихся о Петре, его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу России.

3. Продолжить работу по развитию умений анализировать и обобщать, умения дискутировать.

4. Предоставить учащимся возможность сделать выводы о роли и месте Петра 1 в отечественной истории.

Необходимо познакомить учащихся с различными оценками деятельности Петра:

1. Петр 1 направил Россию к свету европейской образованности, ввел ее в число европейских держав.

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

А.С. Пушкин

2. Петр 1 подверг жестокому испытанию национальную самобытность русского народа, заразил ее скверной подражательства чужому.

Нет, не змия Всадник Медный

Растоптал, стремясь вперед, –

Растоптал народ наш бедный,

Растоптал простой народ

Н.Ф. Щербина

3. Реформы Петра при всей их шумности и внешней выразительности лишь

скользнули по поверхности народной жизни.

Формируются три группы. Каждая группа получает задание подобрать фактический материал по отстаиванию своей позиции. Учащиеся, обсуждая и доказывая свое мнение, работают с разными источниками. Это и Соловьев, и Ключевский, и Погодин, и А. Толстой, и Е. Анисимов и др.

Таким образом, учащиеся на уроке учатся мыслить, получают не готовые знания, а добывают их собственными усилиями.

Итог самостоятельной работы учащихся – дискуссия по трем позициям. В ходе дискуссии ребята отвергают третью – мнение о том, что реформы Петра лишь скользнули по поверхности народной жизни -  и приходят к выводу, что однозначно оценить деятельность Петра нельзя. Реформы Петра носили зачастую насильственный характер. Итогом всей работы стали слова М. Горького: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо».

Данная работа требует от учащихся определенных навыков исследовательской работы.

Так, приступая к изучению в 8 классе темы «Россия в годы царствования Александра I», на первом же уроке ребята знакомятся с характеристикой личности императора в пределах учебника. Затем знакомлю учеников с оценкой этого человека разными людьми и ставлю опережающее задание: к концу изучения темы (через 7 уроков) подобрать факты, подтверждающие или опровергающие данную оценку:

- Пушкин: «Дней Александровых прекрасное начало»;

- Вяземский: «Сфинкс, не разгаданный до гроба»;

- Пушкин: «Плешивый щеголь, враг труда».

- Адам Чарторыйский (друг юности императора): Александр «восторгался красотами природы; нередко цветок, зелень, растение либо ландшафт какой-то местности восторгал его. Александр любил смотреть на сельские работы, на грубую красоту крестьянок; полевые труды, простая спокойная жизнь в уединении: таковы были мечты его юности».

На последнем уроке по теме «Россия в царствовании Александра I» ребята получают возможность дать оценку личности Александра I и доказать справедливость этой оценки. Конечно, оценка личности в истории – дело трудное, хотя и необходимое. Этот прием необходим, говоря словами Ключевского, не с целью «винить их в собственных гадостях», а для того, чтобы учить ребят определять объективное место этих личностей в истории и чему-то полезному поучиться у них.

При решении проблемных задач пользуюсь технологией их разработки, предложенной А.Т. Степанищевым и Н.Г. Дайри.

Суть этой технологии такова.

• За основу берется соответствующий факт, событие. Затем выбранному компоненту отыскивается альтернатива. На основе идеи и альтернативы формулируется проблемная задача.

• При разработки проблемных вопросов необходимо руководствоваться только одним – потребностями учебного процесса.

• Работа с использованием элементов проблемности требует систематичности.

Некоторые методические приемы создания проблемных ситуаций:

1) подвести к противоречию и предложить ученикам самим найти способ разрешения;

2) сталкивание противоречий;

3) изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

4) рассматривание явления с различных позиций;

5) побуждать делать сравнения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

6) постановка  проблемных задач с недостаточными или избыточными исходными данными.

Как это сделать на практике?

Подвести к противоречию и предложить ученикам самим найти способ разрешения. Вот так можно подвести учеников к противоречию при изучении вопроса о присоединении Новгорода Иваном III.

Необходимо дать характеристику ситуации, сложившейся в городе. Можно использовать отрывки из исторической литературы (Н. Карамзин «Марфа Посадница», роман Балашова «Марфа-посадница»).

Учитель. Во второй половине 15 века в Новгороде верховодила олигархическая группа, интриговавшая против Москвы, против усиления общегосударственной власти в стране. Новгородские бояре стремились к сепаратизму, искали союза против Москвы со всеми, кто был заинтересован в ослаблении русской государственности: литовскими феодалами, тевтонским орденом, косвенно – с татарским ханом и даже ватиканским престолом. Ватикан поддерживал заговорщиков деньгами, дипломатией, обещаниями.

Народ же не мог поддерживать боярскую верхушку.

И когда под новгородские стены стремительно подошла небольшая московская рать, предводительствовавший ее Иван III обратился к новгородцам со словами: «Я сам опас (то есть защита) для невинных и государь ваш; отворите ворота: когда войду в город – невинных ничем не оскорблю». Что делать новгородцам? Необходимо собраться на вече и смоделировать позиции горожан. Делим учащихся на 2 группы: «за» и «против». Нужны аргументы. Возникает ситуация исторического выбора, которую надо ребятам решить на уроке. Эта проблема побуждает учащихся делать сравнения, сопоставлять факты и прийти к выводу о том, как бы сложилась судьба города, если бы его жители одержали победу на р. Шелони и отразили поход Ивана? Почему победа оказалась на стороне царя? В чем сила и слабость новгородцев?

3.3.Рассмотрение явления с различных позиций

В 8 классе перед изучением темы «Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов».можно поставить перед учащимися учебную задачу следующим образом:

«Сегодня на уроке мы попытаемся понять, ради чего декабристы рисковали своей жизнью, карьерой? Достойны ли декабристы нашей памяти и уважения?»

Изучив ход и итоги выступления, знакомлю ребят с различными точками зрения на выступление декабристов.

Оценки движения декабристов:

1. «Это были утописты, романтические политики или политические дилетанты» (П. Вяземский).

2. «Именно потому, что им не безразлична судьба русского народа, потому что они патриоты и вольнолюбцы, они идут на штурм устоев самодержавия» (В. Ленин).

3. «Вся будущность страны в один прекрасный день была разыграна в кости несколькими молодыми людьми, между трубкой и бокалом вина» (П. Чаадаев).

4«Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье» (А. Пушкин).

После ознакомления с материалом темы проводится дискуссия «Кто же такие декабристы? Патриоты? Злодеи? Авантюристы?».

Итог дискуссии подводится словами М.И. Муравьева-Апостола: «Счастлив тот, кто в состоянии принести жертву своей Родине, он имеет право на уважение и почет своих соотечественников».

3.4.Изложение различных точек зрения

Приём изложения различных точек зрения на один и тот же вопрос можно использовать при изучении в 8 классе темы «Отечественная война 1812 г.».

 Учащихся знакомятся с различными мнениями о результатах и последствиях Бородинского  сражения:

А. Бородинская битва завершилась поражением русской армии, которая не смогла воспрепятствовать дальнейшему продвижению Наполеона.

Б. Русские войска нанесли ощутимый урон французам, поэтому Бородино было успехом Кутузова.

В. Бородино стало генеральной репетицией, без которой не были бы возможны позднейшие успехи русской армии.

Ребята высказывают свои суждения, сравнивают планы Наполеона и Кутузова перед сражением, спорят. В споре рождается истина. Они приходят к выводу, что в Бородинской битве Наполеону не удалось сломить сопротивление русской армии, его армия понесла невосполнимый моральный урон, была потеряна половина войска.

Заканчивая данный урок, определяем коллективно причины победы России в войне 1812 года.

- Некоторые считают основной причиной поражения Наполеона русскую зиму. Так ли это?

- Закончите слова Н.Г. Чернышевского о причинах победы в войне 1812 г: «Главнейшими же причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаны…».

Учащиеся должны аргументировать свой вариант ответа.

3.5.Проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными.

Текст задания-характеристики подобран так, что содержит как хорошо известную для детей информацию, так и новую. Объем новой информации значительно превышает объем старой, известной. Поэтому задания носят более информативный характер, чем обычные контрольные. Чтобы успешно выполнить такое задание, ученик должен обладать не только определенным минимумом исторических знаний, но и уметь работать с текстом (выделить главное, найти ключевое слово-подсказку). С помощью данного вида задания

развивается познавательный интерес. Как, например, при обсуждении личности Аракчеева.

 Этот человек служил трем императорам и одной императрице. Начал службу как преподаватель математики и артиллерийского дела. В конце жизни он мог похвастаться многими званиями, титулами и должностями, которые он занимал: генерал от артиллерии, сенатор, граф, комендант Санкт-Петербурга. В основном вся его жизнь была связана с армией, но в военных действиях Аракчеев участия не принимал, даже в 1812 году. Поэтому он отказался от пожалованного ему в 1814 году звания генерала-фельдмаршала.

 Являясь прекрасным исполнителем, Аракчеев иногда позволял себе спорить с императором. Сначала выступил против идеи военных поселений, а потом стал их организатором и начальником. Занимался крестьянским вопросом, предложил проект, по которому крестьяне получили бы свободу через 200 лет, но в своем имении открыл крестьянский банк и госпиталь для крестьян.

Этот человек на долгие годы стал символом консерватизма и реакционности. При этом в его библиотеке, насчитывающей 15 тысяч томов,  было 100 томов запрещенной цензурой литературы.

А.С. Пушкин писал про него:

Всей России притеснитель,

Губернаторов мучитель

И Совета он учитель.

А царю он – друг и брат.

Полон злобы, полон мести,

Без ума, без чувств, без чести…

Анализ альтернативных оценок прошлого подводит учащихся к пониманию сложности исторического поиска, воспитывает уважение к различным точкам зрения, стимулирует формирование собственного подхода к истории.

Завершающей частью при проблемном обучении является проверка правильности решения проблемы и закрепление нового материала в памяти учащихся. Контроль самостоятельной работой учащихся необходим, прежде всего, для того, чтобы придать уверенности в правильности выполнения работы и исправить ошибки.

3.6.Проблемные технологии на уроках дистанционного обучения с детьми инвалидами.

Основной стратегией обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий является личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учёт его способностей, возможностей, склонностей и потребностей. Это реализуется на основе дифференциации и индивидуализации обучения. Основные задачи сетевого учителя: работа по развитию кругозора учащихся, тренировка памяти, развитие речи, восприятия, мышления и обобщению материала.

Пример структуры урока дистанционного урока истории в 10 классе Тема: Восточнославянские племена в VIII-IX вв.

- Найди в ресурсе i-classa определение понятия славянские племена. Для этого поставь курсор на понятие и открой его.

На рубеже VIII—IX вв. восточные славяне занимали обширную территорию, включавшую бассейны Днепра и Днестра, Буга и верховьев Западной Двины, а также верховья Волги и южное побережье Ладожского озера.
В летописном рассказе о расселении славян, содержащемся в «Повести временных лет», названы полтора десятка
племенных союзов восточных славян.
   -Дайте определение понятию «племенной союз»?

 Восточнославянские племена в VII - IX веках

 Практическая работа с картой: Работая с картой  « Расселение древних славян» заполни таблицу ( задание вне сайта)

Название племенного союза

Место расселения

В дидактическое оснащение курса введены элементы суггестивной педагогики. В начале каждого урока дается целеполагание, которое одновременно является и кратким планом урока (так называемые шаги, которые должен сделать ученик, чтобы пройти урок), призванным настроить учащегося на освоение учебного материала. Объяснение нового материала перемежается с решением проблемных задач и/или контролем, что обеспечивается различными интерактивными учебными модулями. Важнейшей особенностью курса является активное использование созданных в электронной учебной среде пошаговых инструкций, призванных выработать у ученика навыки логического мышления.

3.7.Дистанционное обучение одарённых детей.

Обучение одарённых детей  проходит как в очной, так и в заочной форме.  При обучении одарённых детей я работаю по двум программа « Культурный аспект русской истории»  и « Право. Государство. Политика». После очных лекций учащиеся получают практические задания проблемного характера по электронной почте. Помимо этого они могут поддерживать связь с учителем через интернет в системе skaip.

Пример задания.    Сравнительная таблица.

Проблемы для сравнения

Русь языческая

Русь христианская

3.8.Технологии проблемного обучения  во внеурочной деятельности.

Детское объединение КИД «Единство»

Проблемное обучение использую и во внеурочной деятельности. В рамках работы детского объединения КИД «Единство» мои ученики находятся в постоянном поиске решения различных проблем: « Что значит быть толерантным?», «В чём сила России в единстве народов или в их разногласиях?». Решая проблемные вопросы,  ребята представляют свои ответы всем ученикам школы виде агитационных бригад, проводя « День национальных искусств».

Для расширения кругозора и эрудиции учащихся в программе клуба заложена возможность активизировать умственную деятельность путем проведения различных соревнований, викторин, конкурсов и участия в коммуникационных проектах.

   У учащихся формируется умение участвовать в различного рода мероприятиях и видах деятельности, способствующих пониманию национально-культурных особенностей народов России и воспитывающих уважение к ним.

  Мои учащиеся являются слушателями  федеральной заочной школы одаренных детей «Ступени творчества»

Обучаясь в этой школе ребята выполняют различные проектно- исследовательские работы по темам «Морским судам быть», «Будущее человечества в космосе!», «Рождественские фантазии» «Космическая философия» Циолковского.  

Для того чтобы выполнить исследовательскую работу дети всегда ставят проблему, которую решают в процессе своего исследования.

Пример из исследовательской работы ученицы 7 класса Корнеевой Анастасии. Работа заняла второе место на всероссийском конкурсе.

«Когда я знакомилась с достижениями в области  космонавтики, я  узнала много интересного о первых полётах человека в космос и о первых космонавтах. Особый интерес у меня вызвала первая женщина-космонавт  Валентина Терешкова.

Гипотеза: Великий ли человек Валентина Терешкова?

Цель: Проследить достижения Валентины Терешковой в истории России.

Заключение: Изучая жизнь и деятельность Валентины Терешковой, я выяснила, что эта женщина – великий человек. Она смела и сильна характером , её жизнь достойна примера и уважения. Я считаю мою работу актуальной и полезной для изучения моими сверстниками, так как они смогут не только познакомиться с великой личность  не только России, но и мира, а также изучить кусочек истории нашей Великой страны.»

 При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.

В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

МОНИТОРИНГ

         Моя работа сопровождается ведением мониторингов различного уровня (успеваемость, заболевания, движение учащихся, участие в жизни класса и школы). Мониторинги являются одним из основных показателей деятельности моей работы .

Мои ученики принимают участие в конкурсах и мероприятиях различного уровня. За три года работы по данной теме мои ученики показали следующие  результаты. В 2014г. Черезова А. стала победителем муниципального и призёром  регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. В 2013 году Домащенко П. заняла 1 место в районе в Пермском молодёжном чемпионате по обществознанию. Шеренешева А. заняла первое место в дистанционном проекте « Инфоурок» по истории, а Корнеева А. 2 место в том же проекте. Приходько Ксения 1 место во всероссийском конкурсе художественного творчества «Морским судам быть!». Корнеева Анастасия 2 место во всероссийском конкурсе художественного творчества «Морским судам быть!».Звада Инна и Горошко Валерия  получили специальный диплом  журнала патриотического движения «Виктория» во всероссийском конкурсе художественного творчества «Морским судам быть!».Бойко Елена свидетельство Ставропольской краевой открытой научной конференции школьников за исследовательскую работу «Рождённый в степи».Корнеева Анастасия стала дипломантом туристско-краеведческо движения «Отечество» в номинации  «Моя родословная». В 2014 году Кабаченко Фёдор стал дипломантом районного конкурса «Солдат, твой подвиг не забыт». Бойко Елена стала победителем Всероссийского дистанционного конкурса исследовательских работ ассоциации знатоков общественных наук « Энциклопедист» и приняла участие в международном фестивале детского творчества « Звёзды нового века».

       Как же оценить то, что познано, вложено в своих учеников? Количеством призов и грамот? Наверное, и ими тоже, но главные критерии оценок в другом. Ученики с нетерпением ждут любимых занятий. Не идут, а бегут на урок. С желанием осваивают новое.

Класс

Качество знаний

Обученность

6 А

98 %

100 %

6 Б

98%

100 %

6 В

95%

100 %

6 Г

88%

100 %

6 Д

90%

100 %

7 Б

100%

100 %

7 Г

90%

100 %

2011-2012 учебный год

        2012-2013 учебный год

Класс

Качество знаний

Обученность

7 А

100%

100%

7 Б

98%

100%

97%

100%

7 Г

90%

100%

7 Д

91%

100%

8 Б

100%

100%

8 А

90%

100%

Таким образом, проведённая диагностика подтверждает стабильность сформированности знаний, умений и навыков по предмету, а также повышение уровня познавательного интереса к предмету. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от общепринятых или твёрдо установленных знаний , способность избегать лёгких, неинтересных ответов. Положительная динамика и высокий уровень разработанности характерны для учащихся, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

 Спустя многие годы, с искренним чувством благодарности находят ученики своего учителя, чтобы просто поговорить, рассказать о себе, вспомнить что-нибудь из прошлого.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с применением технологии проблемного диалога Тема: "Subculture in our life" (11 класс)

Предлагаю конспект урока с использованием ИКТ.Материал предлагается учителям английского языка....

Применение технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы

Данный материал был подготовлен для мастер-класса "Современные педагогические технологии в рамках реализации ФГОС", проводившегося в течение методического дня в образовательном учрежден...

Опыт применения технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы как средства развития дивергентного мышления школьников

Данный материал представляет собой обобщение педагогического опыта по применению технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы на ступени основной школы. В учебно-методическом м...

Статья по теме :"Применение технологии проблемного обучения на уроках истории"

Данная статья может быть использована для выступления на методическом объединении учителей  истории и обществознания. В ней приводятся не только теоретические основы технологии проблемного обучен...

Практическое применение технологии проблемного обучения на уроках истории

Методическая разработка содержит описание приёмов технологии проблемного обучения с практическими примерами применения этих приёмов на уроках истории. А также в каждом приёме отражены основные действи...

«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

laquo;ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»...

Статья на тему: " Особенности применения принципа проблемного обучения на уроках технологии в средней школе."

В статье рассмотрены примеры особенностей применения принципа проблемного обучения на уроках технологии в средней школе. Рассмотрены некоторые ситуации на примере проведения уроков....