Внеклассное мероприятие для старшеклассников "Холокост - трагедия 20 века"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с понятием и историей холокоста, узнают о жестокостях фашисткого режима.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kholokost.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие для старшеклассников

Тема. Холокост – трагедия XX в.

Форма. Урок мужества

Цели.-познакомить с понятием «холокост»,

            -Воспитывать чувство сострадания к жертвам холокоста.

         Над Бабьим Яром памятников нет,

Крутой обрыв,

Как грубое надгробье.

Мне страшно,

Мне столько лет сегодня,

   Как самому еврейскому народу.

В годы Второй мировой войны (1939-1945 годы) нацисты истребили на территории Германии и оккупированных стран Европы 6 миллионов евреев, уничтожили тысячи еврейских общин. Это было самое трагичное время за всю историю еврейского народа. Убивали не только евреев. Жертвами нацистского террора стали представители и других народов Европы, в том числе и бывшего Советского Союза. Но тотальное уничтожение касалось только еврейского народа.

Сознаем ли мы в полной мере причины того, что убийство человека человеком достигло сегодня значительных масштабов? Мир холокоста существует и сейчас, ведь это не только еврейский вопрос. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа. Понять причины фактов массового уничтожения людей, осмыслить мировую историю в XX веке, остановить фашизм, который возрождается, невозможно без знания истории холокоста.

Холокост (от Holocaust, что по-гречески обозначает «сожжен целиком») — означает гибель значительной части еврейского населения Европы в ходе систематического преследования и уничтожения нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных территориях в 1939— 1945 годах.

Трагедия холокоста — это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Разговор о катастрофе, которая постигла еврейский народ в годы Второй мировой войны, — это разговор и о проблемах современной цивилизации.

Мы хотим рассказать о жизни людей еврейской национальности в те страшные годы. Программа уничтожения евреев реализовывалась поэтапно. Вспомним, как это было.

В ноябре 1918 года закончилась Первая мировая война. В соответствии с Версальскими соглашениями, Германия утратила 12 процентов своей территории, большую часть угольной и сталелитейной промышленности и надеялась возвратить жизненно важные ресурсы, развязав новые военные действия. Расформирование воинских частей привело к массовой безработице.

В 1932 году к власти пришла Национал-социалистическая рабочая партия Германии (нацисты), а в 1933-м ее лидер Адольф Гитлер был назначен канцлером Германии. Воспользовавшись, как предлогом, общим недовольством и экономическими трудностями, Гитлер всячески пропагандировал расистскую теорию, открыто выступая против евреев, обвиняя их за поражение Германии в Первой мировой войне, в распространении коммунистических идей, стремлении разрушить демократические режимы в Европе.

   В книге «Mein Kampf» («Моя борьба»), опубликованной в 1923 году, Гитлер утверждал, что евреи не способны к продуктивной деятельности, не могут создать своего государства, а потому используют творческую энергию других наций. Они якобы поставили перед собой цель поработить наиболее активные народы. Гитлер провозгласил беспощадную борьбу против еврейства, выступив за чистоту немецкой (арийской) расы и считая себя призванным спасти мир от «еврейского засилья». В скором времени он переходит от ограничения прав евреев к их вытеснению из общественной, политической и экономической жизни Германии, а чуть позже—к физическому уничтожению.

1 апрелем 1933 года датируется первый официальный бойкот евреев — собственников магазинов, юристов, врачей. Выдвигалось требование исключить еврейских учеников и студентов из школ и университетов. Арийское происхождение постепенно становилось условием для поступления на работу по ряду специальностей; усилилась антисемитская пропаганда. 15 сентября 1935 года были приняты Нюрнбергские законы «О защите немецкой крови и немецкой чести». 14 ноября нацисты приняли Положение о национальном гражданстве: в юридическом документе впервые было сформулировано, кто является евреем, и определен статус метисов. Условием для зачисления на любую государственную службу стало арийское происхождение. Первая инструкция по выполнению Нюрнбергских законов запретила смешанные браки между евреями и метисами во втором поколении.

7 ноября 1938 года еврейский юноша по имени Гершель Гриншпан застрелил фон Рета, второго секретаря немецкого посольства в Париже. Родители Гриншпана были в группе евреев — польских граждан, которых за две недели до того выгнали из Германии. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года по всей Германии прокатилась волна погромов. Во время этой вакханалии были сожжены дотла 267 синагог и около тысячи магазинов и домов евреев. Было арестовано до 30 тысяч евреев. Битое стекло, которое усеяло тротуары по всей стране, дало название погрому—  «ночь битого хрусталя», или «хрустальная ночь».

Это произошло на глазах у всего мира, который ничего не сделал для того, чтобы защитить евреев. Через год, 1 сентября 1939 года немецкие войска вступили в Польшу. Началась Вторая мировая война.

Ученики читают стихи Людмилы Титовой.

Я исходила вдоль и поперек

Людскую душу в дни смертей и плена,

 Я заглянула в каждый уголок,

Где боль жила, где верность, где измена.

В те дни, когда пути зашли в тупик,

И пало все, что свято и велико,

Я, оторвавшись от стихов и книг,

Читала в людях, как в стихах и книгах.

Я открывала душу наугад,

Война и плен пытали наши силы,

Так половодье роет берега

И размывает клады и могилы.

             Никто не верил слухам о беде,

Всю ночь кошмарил город, и в кошмаре

Рождался новый, трудный день

И задыхался в копоти и гари.

Над городом стояла тишина,

Стеной стояли серые солдаты,

И чья-то участь в этот день проклятый

Была бесповоротно решена.

После того как Польша была захвачена нацистами, в их кровавых руках оказалось свыше 2 миллионов евреев. Гитлер рассматривал варианты создания еврейских резерваций в районе Люблина или на принадлежавшем Франции острове Мадагаскар в Индийском океане. 21 сентября 1939 года был издан приказ шефа РОСА Гейлриха о создании в городах близ больших железнодорожных станций специальных еврейских кварталов (гетто). Туда же должны были переселяться евреи из ближайшей сельской местности. Первое гетто было создано в октябре 1939 года.

В конце 1940 года нацисты организовали в Варшаве самое большое гетто Европы для 500 тысяч евреев, трети населения города. Но площадь этого гетто составляла всего 4,5 процента городской территории. Здесь царили голод, нищета, болезни, эпидемии. И главное стремление нацистов — быстрее, быстрее! Не дать миру опомниться! Однако даже такие темпы уничтожения евреев их не устраивали. Слишком медленно, необходимы новейшие технологии для уничтожения миллионов людей, чтобы скрывать следы преступлений. 20 января 1942 года в предместье Берлина, Ванзее, был вынесенный смертный приговор всему еврейскому населению Европы.

Из протокола совещания в Ванзее: «Начальник полиции безопасности СД обергруппенфюрер СС Гейдрих сообщил в начале совещания, что рейхсмаршал (Геринг) назначил его на должность уполномоченного по подготовке окончательного решения еврейского вопроса в  Европе». В процессе обсуждения еврейского вопроса принимался во внимание тот факт, что в Европе проживало около 11 миллионов евреев. На востоке евреи, которые находились под надлежащим надзором, должны были использоваться как рабочая сила. Большими рабочими колоннами

(в отдельности мужчины и женщины) трудоспособных евреев нужно было перевести в те области, где их можно использовать на строительстве дорог. Причем, несомненно, предполагалось, что большая часть их вымрет в результате естественного отбора.

Для полного уничтожения евреев на территории Польши (в Хелмно, Собибори, Майданеке, Треблинке, Белжице и Освенциме) создали лагеря смерти. Главным из них стал лагерь уничтожения, Аушвиц-Биркенау, построенный возле города Освенцим. Здесь впервые в истории человечества стали использовать газовые камеры для массового уничтожения людей. За годы войны в них погибло полтора миллиона человек, в том числе свыше 1 миллиона 100 тысяч евреев из 27 стран. Настоящая индустрия смерти!

Звучит мелодия скрипки.

 Я там играл,

Был избран

В музыканты

Оркестра смерти.

Каждый день играл

Идущим

В душегубки,

В ничто.

Откуда нет пути назад.

Лишь трупы

Вывозят в крематорий.

Теперь уж некуда бежать,

Теперь уж нечего бояться,

Но и мелодия, она

Все крутится в мозгу.

   И я опять, сегодня, здесь,

    Вчера,

    Стою перед оркестром.

    Играю марш

    Идущим в никуда,

   В ворота смерти.

   О, да! Я стал старик,

   Покрылся сединой.

   Немногое осталось.

  Но все еще нетрудно

  Черты на снимке

  Угадать. Я — этот музыкант,

  И это — Аушвиц.

(Г. Лейба. Скрипач из Аушвица )

Известный варшавский педагог Януш Корчак погиб в гетто вместе со своими воспитанниками из детского дома. До последней минуты он вел с детьми уроки. Читал, рисовал, играл с ними и танцевал. Ему предлагали жизнь. Детей — в камеру, ему — свободу. Он отказался. И пошел на смерть вместе со своими учениками. Так умирают святые.

Евреи всех оккупированных нацистами стран подлежали регистрации, им вменяли в обязанность носить повязки или нашивки с шестиконечными звездами, платить контрибуцию.

              Мне желтую звезду —

                 кленовый ломкий лист —

вручает на ходу сентябрь-авангардист.

Еврейский новый год в один из этих дней

Закружит хоровод невидимых теней.

А бабье лето льет сусальный листопад.

О, праведнейший Лот, не оглянись назад!

Там, за спиною, залп и пламени язык,

взгляни — и станешь столп, и превратишься в крик.

Тебе дано сполна по праведным делам,

но там твоя жена, и ваши дети там.

(Гелий Аропов)

Жизнь в гетто — это голод, страх, невыносимые условия существования. Эсэсовцы регулярно проводили акции, во время которых в первую очередь уничтожали всех нетрудоспособных— детей, старых, больных, беременных женщин. Узники саботировали немецкие распоряжения, уничтожали ценности, которые подлежали сдаче, квалифицированные рабочие временами скрывали свою специальность, не желая быть полезными оккупантам; известны и случаи порчи станков, оборудования, сырья, продукции. Наиболее решительные готовились к вооруженной борьбе...

Год 1941, июнь. Гитлер напал на Советский Союз. На тот момент в СССР проживало около 5 миллионов евреев. Большинство на западе России, в Прибалтике, в Белоруссии, в Украине. Проведение массовой ликвидации евреев было возложено на оперативные части. Символом уничтожения советских евреев стал Бабий Яр, что на окраине Киева. Трагедия началась на десятый день после захвата города и после взрыва заминированных советскими войсками домов в центре Киева. Были разрушены штаб немецкой армии, комендатура, отель для немецких офицеров. На Крещатике начался большой пожар.

Руководство айнзашруппы «С» использовало эти события как предлог для расправы над евреями. В городе появилось около 2000 объявлений «о переселении». Утром 29 сентября 1941 года через весь город шли десятки тысяч людей с чемоданами и узлами. Везли больных и пожилых родственников. Несли на руках грудных детей.

Только в один этот день в Бабьем Яру, как сообщалось в отчете зондеркоманды 4-а, были расстреляны 33 771 человек. Расстрелы продолжались несколько дней. По оценкам исследователей, всего в Бабьем Яру погибло около 150 тыс. евреев, включая жителей других городов и беженцев.

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

 И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных...

Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землей,

Друг друга с бешенством гоня.

Нет, этого я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз... Шумел осенний лес.

Над Бабьим Яром шелест диких трав.

Деревья смотрят грозно, по-судейски.

Все молча здесь кричит, и, шапку сняв,

     я чувствую, как медленно седею. И сам я,.

     как сплошной беззвучный вопль,

     над тысячами тысяч погребенных,
     Я -  каждый здесь расстрелянный старик.

      Я — каждый здесь расстрелянный ребенок.

      Ничто во мне

     Про это не забудет!

В гетто Вильнюса, Минска, Каунаса подпольные организации готовили вооруженные группы, которые прорывались в леса, где создавали партизанские отряды. Уже в 1942-1943 годах в Прибалтике, Белорусси, Украине вели борьбу около 25 тысяч евреев-партизан. Многие из них, воспользовавшись знанием местности, нападали на фашистские опорные пункты, полицейские участки, минировали транспортные пути врага, подрывали поезда. Еврейские партизаны спасали узников гетто, переправляя их в леса. Спасенные организовывали семейные лагеря. Живя под прикрытием партизан, добывали пишу,-проявляли заботу о детях, женщинах, стариках. Число евреев в таких семейных лагерях достигало многих тысяч. Из них 12-15 тысяч сумели добыть оружие и начать вооруженную борьбу. Так, в Литве партизаны-евреи проникли в Вильнюс, подорвали городскую электростанцию, столбы линии электропередачи. Много еврейских партизанских отрядов действовало в Новогрудских и Налибокских лесах в Белоруссии.

Немало евреев боролись в партизанских отрядах в соединениях Колпака, Сабурова, Федорова. Около по- лумиллиона советских евреев находились в годы Великой Отечественной войны в действующей армии, 140 из них были удостоены звания Героя Советского Союза. Разными боевыми наградами отмечены свыше 160 тысяч евреев-участников войны. Имена некоторых широко известны: защитник Дома Павлова в Сталинграде Идель Хант, участник боев за Малую землю майор Цезарь Куников, генералы Давид Драгунский и Яков Крейзер.

Наиболее массовым, продолжительным и отчаянным было восстание, которое началось в 1943 году в Варшавском гетто. Евреи, обреченные на уничтожение в гетто и лагерях смерти, искали пути к спасению. Те, кто отваживался бежать, нуждались в надежном укрытии, документах. Многое зависело от местного населения. Укрывательство евреев угрожало жизни всех членов семьи. И все-таки, все-таки. Подвергая себя смертельному риску, по всей оккупированной Европе находились люди, которые помогали евреям и спасали их от гибели. Василий Гроссман назвал их «светлой струей в океане зла и насилия». Их были тысячи, наших бесстрашных сограждан, которые пришли на помощь обездоленным. Шведский дипломат Рауль Валленберг выдал тысячи виз евреям Будапешта. Значит, он спас тысячи. Не сберег только себя. Его арестовали после освобождения Будапешта Красной Армией, и, по официальной версии, он погиб в 1947 году в советской тюрьме. Только в ноябре 2000 года Валленберг был реабилитирован.

Угроза собственной жизни не могла остановить человека, способного быть человеком. Но люди пренебрегали опасностью. Те, кто прятали беглецов, добывали поддельные документы, а когда это было невозможно — отдавали свои. Семья киевского священника отца Алексея

Глаголева прятала на церковной колокольне еврейскую семью в течение двух лет оккупации. Матушка отдала еврейской женщине свое метрическое свидетельство и год жила без документов, каждый день, рискуя погибнуть при очередной облаве. Без раздумий отдал свое метрическое свидетельство 15-летний херсонский школьник Николай Дорожинский, выдавая за родного брата своего друга Володю Могилевского. Вместе с ним он прошел трудные дороги каторги Австрии и Германии. Рива Гольиман, школьница из Днепропетровска, была ранена при массовом расстреле мирных жителей 25 октября 1941 года — ее укрыла и спасла ей жизнь учительница Екатерина Григорьевна.

Институт памяти жертв нацизма и героев Сопротивления «Яд Ва-Шем» открыл в 1962 году Аллею праведников, на которой те, кто спасал евреев во время войны, высадили деревья. Они были удостоены звания Праведника народов мира. Число Праведников народов мира достигло 13 тысяч.

Весной 1945 года закончились ужасы войны (ученица закрывает последнюю страницу календаря). Многие не дожили до этого радостного часа. В их числе шесть миллионов евреев. Треть еврейского населения была стерта с лица земли. И сегодня мы почтим память жертв холокоста минутой молчания.

Дети зажигают свечи памяти.

 Вы нас, возможно; спросите: почему именно сейчас, когда прошло шесть десятилетий, когда мир и так напряжён, наэлектризован и агрессивен и столько новых проблем, мы снова говорим о холокосте?

Почему говорим сейчас, когда взрываются дома-небоскребы, это чудо человеческих возможностей, совершенство фантазии и мысли, и тысячи людей гибнут только по воле безумца, или безумцев, разрешивших себе вершить судьбу этих ни в чем не повинных людей?! Почему снова — о холокосте? Очень хочется, чтобы вы поняли: холокост — это общечеловеческая трагедия. Холокост — это апофеоз зла. И нам сегодня крайне важно понять его источники. Рассказывая вам о том, как гибли люди, мы говорим: «Ты запомни их глаза. Ты подумай, может, они могли стать большими музыкантами, художниками, физиками, просто красивыми людьми. Но кто предоставил право одному лишать жизни другого без суда и следствия, только по расовым или национальным признакам?». Наш долг и обязанность — помнить о погибших, уважать уцелевших и снова подтвердить стремление человечества к взаимопониманию и справедливости. Мы — это и вы, любой и каждый из нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "СПИД - чума XXI века"

Внеклассное мероприятие "СПИД - чума XXI века" проводилось как  заседание "Клуба Здоровье". В нём сочеталось ролевая игра и выступление агитбригады, использовалась презентация и музыка. Ребята ис...

Сценарий внеклассного мероприятия "Женщины-поэты XXI века"

Данный сценарий представляет собой разработку литературного вечера, посвященного жизни и творчеству Ирины Шалаевой и Елены Исаевой....

Внеклассное мероприятие по истории Средних веков, 6 класс

Разработка внеклассного мероприятия по истории Средних веков по окончании изучения данного курса в 6 классе....

Внеклассное мероприятие "Мы - тимуровцы 21 века"

Материал представляет собой литературно-музыкальную композицию, освещающую работу тимуровского отряда....

Открытое внеклассное мероприятие по литературе 19 века

Мероприятие по литературе погружает участников в 19 век, с его понятиями, обычаями и лексикой....

Внеклассное мероприятие по истории "Трагедия и боль Чернобыля"

Как повысить интерес обучающихся к предмету? Эта проблема волнует многих преподавателей. Решению этой задачи в определенной мере  способствуют внеклассные мероприятия по истории.ü Внеклассные мер...

внеклассное мероприятие по истории средних веков игра "Кренолики"

Внеклассное мероприятие по истории средних веков игра "Кренолики", может быть использовано как итоговое занятие по истории средних веков в 6 классе...