Повышение коммуникативной культуры учащихся на уроках истории, обществознания и МХК с учетом возрастных психологических и физиологических особенностей.
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

В данном выступлении на методическом школьном объединении даются советы, как повысить коммуникативную культуру учащихся на уроках истории, обществознания и МХК с учетом возрастных психологических и физиологических особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument.docx13.06 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение коммуникативной культуры учащихся на уроках истории, обществознания и МХК с учетом возрастных психологических и физиологических особенностей.

Доклад на заседании

методического объединения

учителей истории, МХК и

обществознания Туканенкова В.А.

2008-2009 учебный год.

Проблема формирования и развития коммуникативной культуры учащихся – одна из ключевых проблем анализа результативности работы учителя и школы.

Гораздо больше внимания уделяется письменным работам, нежели устным ответам.

Однако учащиеся-старшеклассники хотели бы, чтобы школа уделяла гораздо большее внимание развитию их умения общаться в рамках урочных занятий.

Самой приоритетной формой работы на уроке учащиеся считают групповую работу, потому что, по их мнению, в групповой работе развивается сотрудничество, умение работать в команде, социальная ответственность, которые являются основой для формирования компетенции ученика.

Большинство учащихся признается в том, что в области общения они испытывают небольшие проблемы и страхи, что свидетельствует о необходимости коммуникативной тренировки в ходе учебных занятий. Учащиеся затрудняются свободно говорить перед классом, делать сообщения по ключевым словам и опорному конспекту, если нужно при этом сделать самостоятельный вывод.

Как изменить ситуацию? Как сделать речь ученика активной?

Для этого необходимо осознанное понимание педагогами необходимости повышения собственной коммуникативной культуры, а также целенаправленные действия учителя на уроке по повышению коммуникативной культуры учащихся.

Всю работу можно разделить на 3 этапа:

1 этап       - готовность учащихся участвовать

                   в урочном общении;

                  - отвечать на вопросы, давая при этом

                  исчерпывающий ответ;

                  - задавать вопросы, следя за содержанием

                  работы над проблемой или темой;

                  - комментировать вопросы и ответы;

                  - делать сообщения;

                  - рассказывать логично и последовательно.

2 этап       - простота и четкость речевого высказывания;

                 - отработка умения сделать свое высказывание

                 понятным каждому человеку;

                 - умение высказывать свою мысль образно,

                 ярко и кратко;

                 - умение использовать риторические вопросы;

                 - умение вступать в контакт с партнером и

                   собеседником;

                   - умение регулировать громкость и скорость

                     речевого высказывания.

3 этап       - умение вести беседу в паре, группе;

                   - умение поддерживать беседу;

                - умение вести конструктивный диалог, дебаты;

                  - умение построить дискуссию и вести ее;

                  - умение участвовать в конференциях, играх и

                  турнирах.

Все вышеназванное помогает  учащимся преодолеть проблемы в общении, с течением времени у них формируется так называемая мотивация компетенции, которая будет предшествовать учебной компетенции и учебным достижениям школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.

Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...

Формирование коммуникативной культуры учащихся на уроках ОБЖ

Общественная и семейная среда не всегда создают благоприятные условия для трансляции и формирования у подрастающего поколения позитивной коммуникативной культуры. Именно поэтому значительную роль в фо...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод...

Лексические нормы как фактор развития коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка и литературы// Эффективный педагогический опыт: сборник научных статей и методических материалов.- Гуково- Ростов- на- Дону.- 2014.- С 257- 261

Данная статья предлагает   методы,приемы,  игровые ситуации,  формы работы, используя  которые учитель - словесник сможет совершенствовать речь ребенка,обогощать словарный запас , ...

Дидактическая сказка и детский рисунок как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории и обществознания

В современном Российском обществе наблюдается тенденция гуманизации и гуманитаризации образования. Познание истории и обществознания облекается в новые формы, основанные на самостоятельном поиске инфо...