Историческая экскурсия как механизм развития исторической памяти
статья по истории по теме

Загуменнов Дмитрий Александрович

Данная статья представлена на международной конференции "Наука и образование в XXI веке".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Загуменнов Д.А., Ульянова Е.Л., Чертина Е.В.

МОУ лицей № 2 Краснооктябрьского района г.Волгограда

Историческая экскурсия как механизм развития исторической памяти

        В последнее время достаточно много и часто говорят о проблеме исторической памяти. При этом государство пытается осуществить официальную модель формирования и развития исторической памяти россиян. Можно долго спорить о тем, каким образом влиять на историческую память гражданина, но одно, на наш взгляд, совершенно бесспорно – невозможно говорить о развитии исторической памяти без формирования основ для этого, без складывания базы исторических знаний и представлений человека об истории и культуре государства и общества, в котором он проживает, и частью которого является. Таким образом, невозможно говорить об исторической памяти без формирования этнического самосознания, то есть приобщения человека к этносу, в котором он проживает.

        В этой связи максимальной является роль школьного исторического образования, которое не только является «формирователем» этнического самосознания, но и развития исторической памяти человека. Уроки истории на современном этапе наполнены многочисленными приемами и технологиями, с помощью которых возможно раскрыть все историческое богатство, культурное своеобразие и уникальность России. Применяются многочисленные электронные средства преподавания, способные сформировать визуальный ряд, подтверждающий и иллюстрирующий закономерности исторического развития российского общества. Вместе с тем, на наш взгляд, по возможности необходимо сокращать отрыв преподавания «за школьной партой» от преподавания «на исторической местности». Ценность этого и в том, что одним из элементов социализации человека является приобщение человека к исторической и культурной традиции общества.

        В МОУ лицее № 2 сложилась устойчивая традиция организации исторических экскурсий как по территории Волгограда и Волгоградской области, так и по территории России. Учителя истории принимают в этой работе самое деятельное участие. В лицее действует системная программа «Я –волгоградец, я – гражданин!», в рамках которой обучающиеся 5-11-х классов знакомятся с историей и культурой Волгограда и области. Организуются экскурсии в музей-заповедник «Сталинградская битва», в музеи Волгограда, культурно-исторические места Волгоградской области: Старая Сарепта, Ольховский монастырь, иловлинский музей «Казачий курень». Это помогает развивать представления о жителях Нижнего Поволжья как обладателей богатой культурой, сочетающие в себе казацкие, немецкие корни, православные традиции.

        Другим важным элементом системы работы по развитию исторической памяти являются исторических экскурсий по территории России и ближнего зарубежья. Так, ценными экскурсиями являются посещения культурной столицы России Санкт-Петербурга. Ребята подтверждают свои исторические знания культурной традицией, отраженной в архитектурных, скульптурных и живописных памятниках. В ходе пешеходных и другого вида экскурсий ребята видят собственными глазами величие российской короны, выраженные в шедевральных постройках XVIII-XIX веков (Казанский собор, Исаакиевский собор, собор Воскресения Христова на Крови), прогуливаются по улицам, по которым прогуливались известные петербуржцы и обычные горожане. Посещение Зимнего дворца (Императорского Эрмитажа) и Русского музея должно сформировать представление о богатейшей культуре России. В итоге складывается представление не только о величие государства, но и о величие русского народа, воплотившего в жизнь идеи государей, архитекторов и градостроителей.

        Важным является посещение Казани. Лицеисты посещают этот волжский город уже несколько лет подряд. Ребятам предлагаются экскурсии, которые раскрывают богатую многонациональную историю России. Лицеисты посещают православные храмы XVII-XIX века, Казанский кремль, в котором расположены постройки ханского периода и мусульманские культовые постройки, национальный музей, раскрывающий историю взаимодействия Золотой Орды, Казанского ханства и Российского государства, а также татарского и русского народов. В ходе этой экскурсии ребята понимают не только закономерность присоединения Казани к России, но и культурное и этническое многообразие России, а также воспринимают традиции культурной и национальной терпимости, характерной для нашего общества.

        Героизм и доблесть российского общества раскрывается на примере героической истории Севастополя. Лицеисты своими глазами видят Малахов курган, Севастопольскую бухту и другие памятные места, не однажды обороняемые российскими солдатами. Эта экскурсия в формировании ценности к героическому прошлому России дополняет знания ребят о Сталинградской битве. Проводятся исторические параллели, и делается однозначный вывод о величайшем вкладе обычного человека в защиту и само существование российского государства.

        Таким образом, проблема исторической памяти, на наш взгляд, лежит не только в плоскости теоретического применения, рассуждения о том, как ее формировать и куда направлять, но и в формировании ее посредством практического знакомства с культурно-историческим наследием России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Моё училище. Исторический экскурс"

Историческая справка. Ртищевское профессиональное училище № 12 - одно из старейших в области, ему уже 87 лет. Училище берёт своё начало с 1923 года с ученических бригад по подготовке слесарей по...

Урок-исторический экскурс "Натуральный и синтетический каучук"

Данный урок разработан для учащихся 10 класса. Для подготовки к уроку учащиеся самостоятельно обработали и систематизировали большой теоретический материал из истории химии, подготовили домашний экспе...

Историческая экскурсия как механизм развития исторической памяти

Статья отражает практический взгляд на развитие исторической памяти....

Развитие базовых компонентов учащихся в историческом краеведение как в системе исторического образования

Перед учителем истории стоит сложная задача выбора: как найти необходимые инструменты для работы с обучаемыми, чтобы не только передать нужные знания, но и заинтересовать учащихся. На мой взгляд, боль...

Проблемы сохранения и развития исторической памяти о Великой Отечественной войне в современности.

Проблемы сохранения и развития исторической памяти о Великой Отечественной войне в современности....

Проблемы сохранения и развития исторической памяти о Великой Отечественной войне в современности.

Проблемы сохранения и развития исторической памяти о Великой Отечественной войне в современности....