Проблемы сохранения и развития исторической памяти о Великой Отечественной войне в современности.
статья по краеведению на тему

Муратова Лариса Миншаеховна

Проблемы сохранения и развития исторической памяти о Великой Отечественной войне в современности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Муратова  Лариса  Миншаеховна, МБОУ « Гимназия №2» имени Баки Урманче, учитель истории  и обществознания.

Проблемы сохранения и развития исторической памяти о Великой Отечественной войне в современности.

На сегодняшний день одной из проблем современной России, на которую стоит обратить особое внимание, является  состояние исторической памяти населения к Великой Отечественной войне. Важность изучения того, как память людей выражает себя сегодня в знаниях, суждениях и  представлениях, подчеркивает  многообразие и разноплановость, которую предоставляют  информационные источники, откладывают отпечаток на историческую память населения, тем самым делая её противоречивой и неправдивой.

Великая Отечественная война - эпохальное событие XX столетия не только для народов нашей страны, но и всего мира. Это прошлое нашей страны,  каким бы трудным оно ни было,   это  достояние народа,  а  сохранение его  в памяти народной -  важнейшая политическая,  нравственная, культурная задача.

В 2015 году Россия и весь мир будет  праздновать  70-летие   со дня Победы в борьбе с фашизмом - Победы в Великой Отечественной войне.  А что общество XXI  века знает о войне,  что пытается сделать для того, чтобы сохранить память о войне для будущего поколения? К сожалению, сегодня над данным вопросом задумываются далеко немногие.

Именно поэтому тема  моей  статьи является актуальной  в современном обществе как никогда. Важно не забывать, что память  - это то, что человек может пронести через годы. Человек не может жить только сиюминутным, настоящим. Стремясь в будущее, он бережно хранит воспоминания   о  минувшем.  Помнит родных, друзей, отчий дом, школу, в которой учился, светлые и горестные дни.

Но каждый человек - ещё и частица  своего  народа.  Потому есть у нас и общая память. Это незабываемая память народная.

Память народная – это  Куликово поле, Бородинское сражение и Сталинградская битва, где произошли сражения за Землю Русскую. А в нашем случае - это историческая память о великом и в то же время трагическом для всего человечества событии. Выбранная мною тема не только актуальна, но и интересна, имеет практическую значимость.

Целью  работы стало  рассмотрение ключевых моментов Великой Отечественной войны на уроках и внеклассных занятиях, знания о героях, раскрытие значения Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов в формировании исторической памяти народа и морально-нравственных основ общества, в  гражданско-патриотическом  воспитании современной молодёжи, привлечение учащихся к научно-исследовательской работе, воспитание патриотизма, нравственности, гуманизма.

               Основные задачи работы:

1. Актуализация знаний и повышение интереса молодёжи к изучению и наиболее значимых  событий Великой Отечественной войны и отечественной истории.

2. Военно-патриотическое воспитание молодёжи и формирование преемственности  поколений через  изучение литературы, просмотр кинофильмов, встречи с ветеранами, проведение научно-исследовательскую деятельность.

3. Повышение внимания населения к ветеранам войны и тыла через просветительскую работу,  выступления перед родителями и младшими школьниками.

        Более полувека отделяет нас  от последних сражений страшной и кровавой войны. 70-й  раз на нашу родную землю приходит цветущая, соловьиная, мирная  весна. И чем дольше уходят от нас грозные военные годы, тем ближе сердцу величие народного подвига, тем более масштабным предоставляется значение Победы над фашизмом.

     Чувство истинного патриотизма, искренняя любовь к Отчизне, убеждённость в правоте и справедливости нашей борьбы, вера в крепкую дружбу и взаимопомощь между народами – вот  те источники,  из которых черпал свою силу наш многонациональный народ в годы беспощадной схватки с врагом. Помогли выстоять в жестоких испытаниях невероятный духовно - нравственный подъём в массах, нерушимое единство фронта и тыла.

Победа не далась легко. Война унесла более 27 миллионов жизней наших соотечественников. Самоотверженно сражаясь против фашистов на фронтах Великой Отечественной войне, в партизанских отрядах, в тылу врага, на суше, на море, в воздухе многие  ветераны заслужили вечную славу.

Беспримерная самоотверженность народов России в годы Великой Отечественной войны навсегда останется в памяти людской. И не только нынешнее поколение, но  и многие грядущие, будут склонять голову перед бессмертием подвигов Героев.

В своём выступлении мне  хотелось бы  коснуться темы сохранения исторической  памяти о Великой Отечественной войне среди учащихся МБОУ  «Гимназия №2» имени Баки Урманче города Нижнекамска.

      С каждым годом данная тема становится всё более  актуальной среди учащихся нашего образовательного учреждения. Пока живы свидетели Великой Отечественной войны, довоенного периода необходимо сохранить их воспоминания, дневники, записи,  письма для будущих поколений. Через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение. Это позволит взглянуть на историю с  другой стороны,  как её видели простые люди, как она отражалась в их судьбе.

В стенах гимназии введется обширная работа по этому  направлению. Действует детская общественная организация «Развитие», которая способствует вовлечению детей и подрастков в активную общественно- полезную работу на основе развития их инициативы и творчества. Трудно перечислить все акции , мероприятия, организованные Советом  дружины  “Развитие” на тему ««Никто не забыт –ничто не забыто».    

Основные задачи, которые ставят перед собой члены организации:

-расширять знания детей о Великой Отечественной войне;

-развивать познавательные способности в процессе практической деятельности;

-способствовать развитию речи через  изучение документов, чтение стихов и составление рассказов о войне;

-способствовать формированию интереса к истории своей родины;

- формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, любовь к родине, гордость за свою страну.

В гимназии работает два музея: этнографический и мемориальный музей полного кавалера ордена Славы  Р.Х. Гайнуллина.  За несколько лет мы с детьми смогли собрать огромный материал, увлечь поисковой и исследовательской работой многих учащихся и их родителей,  учителей. При сборе материала, в  беседах с ветеранами мы переживали страх, грусть и одновременно гордость  за тех, кто погиб на войне и не вернулся к родным. При записи  воспоминаний хотелось плакать от благодарности  за наше счастливое детство.

          Запоминающимися для учащихся являются уроки мужества на тему «Знать и не забыть». Нашими гостями бывают  ветераны войны и тыла.   Недавно гостьей  музея  была  представитель детей блокадного Ленинграда Адылова Альбина Николаевна. Она рассказывала о тяжёлых испытаниях блокадных дней.  Ребята читали свои стихи о войне, исполняли патриотические песни, задавали интересующие  вопросы ветерану.

         В 2014-2015 учебном году был объявлен конкурс « Лучшие классные дела» к 70-летию Великой Победы. В рамках этой акции  проводился  огромный ряд воспитательных работ по сохранению памяти о Великой Отечественной войне.

Мероприятие « Ангел памяти» было посвящено памяти погибших. Ученики вырезали из бумаги ангелов, привязывали к белым шарикам и запускали их в  небо, всё это закончилось минутой молчания.

В библиотеке был организована  книжно - иллюстративная выставка «Бессмертный полк ». Ученики гимназии собрали большой материал о  военных годах, информацию о тыловиках. Были представлены разные формы работ:  стенные  газеты,  фотографии, видеозаписи, альбомы.

В феврале был проведён конкурс патриотической песни, посвященный Дню Защитников Отечества. Коллектив гимназии  участвовал в смотре-конкурсе  среди муниципальных общеобразовательных учреждений и занял призовое место.

Ко дню рождения великого татарского поэта Мусы Джалиля   учащиеся инсценировали  его стихи .

Проводится  чествование  ветеранов в МБОУ «Гимназия №2». Дети готовят концерт, с желанием общаются  с очевидцами  военных лет.  Во время акции «Ветеран живёт рядом» они посещали  ветеранов, записывали их воспоминания.

Патриотизм закладывается в человеке с малых лет. Это процесс не одномоментный. Его нельзя вдруг приобрести или потерять. Это состояние души, это мировоззрение. Только планомерная систематическая  работа позволит сформировать его в  наших детях,  не теряя исторической памяти,  не прерывая связь поколений.

Мужество и героизм не подвластны времени и сегодня, как и много столетий назад, в народе рождаются новые герои. Подводя итоги всему выше сказанному, можно сделать вывод о том, что наше и будущее поколение является главным хранителем прошлого, тех,  кто защищал страну и сохранил мир на нашей земле. Именно поэтому долг россиян и всего народа - суметь пронести память о великих подвигах наших дедов, отцов, сыновей.

Использованная литература:

1.Бариев Р.М., Булатов Н.Х., Валитова Н.М. Книга героев.-Казань: Татарстанское  книжное издательство, 2000.3-8 стр.

2.Торопов Л.Ф. Народные герои.- Москва: политиздат, 1983. 15 стр.

3. Чуйков В.С. Великая Отечественная. – Москва: издательство «Планета», 1987. 12-14 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер "Кубани славные сыны", посвященный памяти героев Великой Отечественной войны

Литературный вечер "Кубани славные сыны" посвящен памяти героев Великой Отечественной войны. Мероприятие предназначено для учащихся 9 классов. На данное мероприятие рекомендуется пригласить героев Вел...

Сохранение памяти о Великой Отечественной войне через приобщение учащихся к участию в культурно-творческих мероприятиях (из опыта работы).

Статья педагога-организатора Агакеримовой Линары Зайнудиновны об опыте работе в сфере патриотического, нравственного, эстетического воспитания обучающихся. Данное выступление было представлено в диску...

Проблемы сохранения и развития исторической памяти о Великой Отечественной войне в современности.

Проблемы сохранения и развития исторической памяти о Великой Отечественной войне в современности....

Сохранение памяти и исторической правды о Великой Отечественной войне через приобщение учащихся к участию в культурно-творческих мероприятиях

Статья преподавателя Самковой Юлии Викторовны об опыте работе в области дополнительного образования с целью повышения патриотического и нравственного воспитания обучающихся....

Сохранение памяти о Великой Отечественной войне на уроках литературы и во внеурочной деятельности.

Доклад  "Сохранение памяти о Великой Отечественной войне  на уроках литературы и во внеурочной деятельности" на Муниципальной конференции «Великая Отечественная вой...