Путешествие по Древней Греции
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Чукова Юлия Анатольевна

План проведения повторительно-обобщающего урока в 5 классе. самоанализ урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе                                   «Путешествие по Древней Греции»

План-конспект                                      повторительно-обобщающего урока                    в форме игры                                                      «Брейн-ринг»  

Чукова Ю.А., учитель истории

2013 г.

 


Тема: «Путешествие по Древней Греции»

Повторительно-обобщающий урок в форме игры «Брейн-ринг».

Цель: систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции.

Задачи:

  • повторить, обобщить и закрепить знания по истории Древней Греции;
  • продолжить формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения, аргументировать её;
  • на примере истории Древней Греции, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям.

Оборудование: проектор, ПК, интерактивная доска, песочные часы, медали, ватман, заготовленные смайлы, карточки-задания, флажки для капитанов, компьютерная презентация Power Point.

Правила игры

  1. Класс делится на две команды с равным числом игроков.
  2. Капитан команды следит за активностью игроков, руководит обсуждением вопроса, делает выбор – кому отвечать от имени команды.
  3. Правильный ответ – 5 баллов, ответ с неточностями – 3 балла.
  4. За подсказку с команды снимается 1 балл, вопрос заменяется.
  5. За занятое I место участникам игры ставится отметка «5», за II – «4».

Ход урока

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Предварительная подготовка.

Цель этапа: сформировать условия для работы на уроке.

Создание презентации, подбор материалов (картинки, карточки, ватман), оформление, раздаточный материал.

Формирование команд (команды соперницы выбираются по жребию и занимают игровые столы), выбор капитана, подготовка домашнего задания – исследовательские работы для инициативных групп.

2

Организационный момент. Цель этапа: «настроить» (организовать) учащихся на активную и плодотворную работу.

  1. Замотивировать детей для игры (беседа, вступительная речь).
  2. Постановка темы и целей. Разъяснение правил игры.
  3. Упражнение на сосредоточенность (закрыв глаза посчитать от 10 до 1).

  1. Включенность учащихся.

  1. Выполнение упражнения.
  2. Сосредоточенность.

3

Ход игры. Цель этапа: в ходе игры систематизировать и повторить знания по изучаемой теме.

Игру ведет учитель. В игре 7 этапов. В каждом туре по три задания. Каждая команда получает по одному заданию. Третий вопрос – общий.

Разминка.

Первый тур

1.Назовите и покажите на карте три части Греции

2. Каковы были источники рабства в Древней Греции?

3. Кого в Древней Греции называли отцом истории?

Второй тур

1. Золотое руно, дракон, Ясон, аргонавты, Медея – о реальном или мифическом событии истории Древней Греции говорят эти слова?

2. Как называется площадь в Древнегреческом городе, где ведется торговля?

3. Задание на экране. На линии времени – даты. Чья команда больше назовет исторических событий по датам. Поочередно. 594 г. до н.э., 490 г. до н. э., 480 г. до н. э.,776 г. н. э.

Третий тур

1.На доске изображение коня. Внимание на экран! Вопрос: Как изображение этого животного можно связать с историей Древней Греции?

2.Определите на основании отрывка разговора отца с сыном, в каком греческом государстве он мог произойти: «Хорош бы я был, если бы выслушивал твои жалобы, - сказал отец, оттолкнув сына. – Надо бы выдрать тебя за то, что ты дал связать себя какому-то илоту. Это позор не только для тебя, но и мне, твоему отцу. Воруй, но не попадайся!» Какая была цель воспитания в этом государстве?

3.Задание на доске. Определить значение терминов: город-государство, илоты, демос, комедия, колония, аристократ

Четвертый тур

1.Кто мог быть участником Олимпийских игр?

2. Кто является автором поэм «Илиада» и «Одиссея»?

3.Задание на доске. На экране изображены виноград и сосуд для вина. Кому из богов Древней Греции могут принадлежать эти предметы?

Пятый тур

1. Один афинянин, принеся своим соратникам весть о победе, воскликнул: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» - и умер. К какому сражению Греко-персидских войн можно отнести это выражение? В каком году оно произошло?

2. Как древние греки называли свою родину?

3. Как называлась форма правления в Афинах?

Шестой тур

1. Как называли себя древние греки?

2. Сколько дней длились Олимпийские игры?

3. Задание на доске. На экране изображен Прометей, прикованный к скале. Какому мифу посвящен этот рисунок? За что почитали греки героя этого мифа?

Седьмой тур. Решить задачу.

1. По каким находкам археологи могут с уверенностью сказать (определить), что в районе раскопок было древнее государство?

2. У древних греков был бог огня и кузнец Гефест, богиня земледелия Деметра, покровитель торговли Гермес. Какие точные выводы можно сделать на основе этих фактов?

Подведение итогов. Учитель подводит итог игры, сообщает о победителях. Награждение.

Учитель спрашивает:

-Понравилась ли вам игра?

Какие задания показались вам трудными?

Учащиеся отвечают на вопросы игры, зарабатывают баллы. Работают командами.

Южная, Средняя, Северная

(Плен, пиратство, долговое рабство)

Геродот

(о мифическом)

Агора

594 г. до н.э. – реформы Солона, 490 г. до н. э. – Марафонская битва, 480 г. до н. э. – Саламинское сражение, 776 г. н. э. – Олимпийские игры.

(Троянская война. Взятие Трои)

Прочтение исторического источника. Ответ:

Спарта, цель – воспитать воина

Команды поочередно дают определения. Город-государство – полис. Илоты – местные жители, покоренные спартанцами. Демос – народ. Комедия – веселые и забавные пьесы, постановки. Колония – новое поселение. Аристократ – богатый и знатный человек в Греции.

Свободные греки (эллины), мужчины.

Гомер

Дионису

Марафонская битва, 490 г. до н.э.

Эллада

Демократия

Эллины

Пять

Миф о Прометее. Прометей принес людям огонь.

Учащиеся читают карточки с историческими задачами. В команде решают и предоставляют ответ.

Захоронения людей с разным количеством вещей, здания, сооружения и др.

По названиям богов можно узнать о занятиях древних греков

Учащиеся подсчитывают количество заработанных жетонов, предоставляет их учителю. Обратная связь. Высказывают своё мнение.

4

Закрепление. Обобщение.

Рефлексия. Цель этапа: рефлексия, закрепление.

Учитель предлагает создать коллаж. Задание: из предложенного набора слов выбрать те, которые относятся к Древней Греции, прикрепить их на ватман. А также из предложенного набора смайлов выбрать понравившийся и прикрепить также. Таким образом создается коллаж. Загадки-четверостишья (прилагаются).

Учитель предлагает учащимся рассказать об исследованиях, проводимых ранее (социологический опрос по истории Древней Греции). Формирование «ситуации успеха».

Рефлексия своих действий. Учатся формировать собственную позицию. Осуществляют самоконтроль.

Учащиеся хором отвечают.

Учащиеся представляют исследовательскую работу. Высказывают свое мнение. По желанию.

5

Итог. Цель этапа: подвести итог урока.

Учитель формулирует вывод. Рекомендует литературу по теме. Подводит итог урока. Домашнее задание – сообщение о городе Рим.

Учащиеся отвечают (по желанию) на вопрос «за что я люблю историю Древней Греции».

Записывают задание на дом в дневник.

Загадки.

Белолика и стройна,

Из пены родилась она,

Полна любви и не сердита.

Богиня эта Афродита.

На фронтоне Парфенона

Необычная картина:

В спор вступила с Посейдоном

Богиня мудрости Афина.

Своей наружностью пугает.

От горы его огонь пылает до небес.

Троны, щит для героя и много другого

Кует в своей кузнице умелец Гефест.

Как звали мифического одноглазого великана?

Греческий верховный бог?

Название горы – места обитания богов?

Имя чудовища, которое живет в лабиринте?



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока.

Урок истории по теме

«Путешествие по Древней Греции»

 проводился в рамках конкурса

«Лучший педагогический работник ОАО «РЖД».

Учитель: Чукова Юлия Анатольевна.

Дата проведения: 7 мая 2013 г.

     Урок завершает изучение раздела «Древняя Греция». Главной особенностью является проведение мастер-класса в форме игры «Брейн-ринг», групповой работы, представлении исследовательских работ.

     Тип урока – повторительно-обобщающий, закрепление знаний. Урок соответствует календарно-тематическому планированию.

     Мастер-класс проведен в 5 классе. При подготовке и планировании урока учитывались возрастные особенности, умения и навыки, а также определенный уровень мышления. Формы работы и педагогические приемы использовались с учетом данных особенностей.

     На уроке выполнялась основная цель: систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции, которая реализовывалась через задачи.

     Учебная: повторить, обобщить и закрепить знания по истории Древней Греции.

     Развивающая: продолжить формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения, аргументировать её.

     Воспитательная: на примере истории Древней Греции, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества, долга, ответственности, уважения к своим друзьям.

     Цель урока конкретна, сформулирована учителем. Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения знаний.      Методически правильно проведена опора на субъектный опыт учеников.

     Для мотивации использовались методы и приемы, побуждающие внутреннюю мотивацию обучающихся (на всех этапах урока).

     На уроке применялись различные методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный, частично-поисковый.

     Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, доброжелательность, наглядность, сотворчество, состязательность.

     Темп урока умеренный, в конце урока – высокий. Это объясняется насыщенностью урока, разнообразием форм работы, работоспособностью учащихся.

     Работу детей на уроке можно оценить как «хорошо» и «отлично». Достаточная активность. Работой на уроке были охвачены все учащиеся класса. Использовались приемы для развития личности учащихся – акцент на личные достижения, развитие интереса, роли (капитаны, судья, члены команды). Создание «ситуаций успеха». 

     Самостоятельная деятельность детей на уроке выражалась в работе с историческим источником, формулировке ответов, представлении исследовательских работ, подсчитывании и отслеживании результатов команды.

     Форма творческой деятельности – создание коллажа.

     Валеологические приемы: поддержание воздушно-теплового, светового режима (проветривание помещения до урока, освещение), выполнение упражнения на сосредоточенность в начале урока. Необходимость в проведении физминутки отсутствовала (при создании коллажа на этапе рефлексии учащиеся: вставали с места, поднимали руки, упражнение для глаз: разноцветные слова и разнообразие их форм).

     Межпредметная (метапредметная) связь: литература (мифы), математика (подсчет баллов).

     В течение урока осуществлялся компетентностный подход, рефлексия. Контроль учителя с комментарием ответов. Стимулирование класса на активную работу. Осуществлялись такие виды современных образовательных технологий, как диалог, полилог, игра.

     Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике. Урок состоит из этапов, логически связанных между собой (организационный, основной (игра), рефлексия, этап подведения итогов).

Домашнее задание записано в дневник, даны комментарии и рекомендации.

     Структурно урок выдержан. Использованная структура урока, методы и приемы способствовали достижению его цели и задач. Форма урока в виде игры и ее результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к теме.

     Доброжелательная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся формами работы, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества, азарта. Работоспособность учащихся в течение урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом, соответствием формы урока и его содержания возрасту учащихся.

     Считаю, что удалось выдержать стиль общения с учащимися и организовать их активную работу. На мой взгляд, урок цели достиг. Оценка урока – «отлично».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 5 классе "Путешествие в древнюю Грецию"

урок-путешествие по древней Греции...

Путешествие по Древней Греции

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция". Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний Форма урока: урок-игра. Урок сопровождается презентацией....

"Путешествие по Древней Греции"

Коспект урока по истории в 5 классе "Путешествие по Древней Греции"...

методическая разработка интегрированного урока по истории и английскому языку"Путешествие в Древнюю Грецию"

Методическая разработка интегрированного урока в соответствии с ФГОС по истории и английскому языку в 5 классе....

Презентация "Путешествие по древней Греции"

Презентация содержит материал к уроку истрии древнего мира по теме "Древняя Греция"...

Презентация урока обобщения знаний по теме: "Путешествие по Древней Греции"

Данный урок расчитан на учащихся 5 класса, изучающих курс "История Древнего мира" по учебнику Михайловского...

"Путешествие в древнюю Грецию"

Игровой урок,проводится в форме "Своя игра"...