Терпение – посох подвига.
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Попова Лидия Александровна

«Всё для фронта – всё для Победы!».

          Шестьюдесятью пятью  россыпями пролетают над нами победные года. А память народа, пережившего страшное военное лихолетье, продолжает волновать души современных людей, не дает забыть события тех далеких военных лет. Победа досталась нам ценой бесчисленных жертв и разрушений, страданий и лишений. Борьба с фашизмом была напряженной и тяжелой. Для победы на фронте нашим воинам в этой, затянувшейся почти на четыре года, войне огромный вклад был оказан  тружениками тыла. Они самоотверженно работали на заводах, производя для фронта военную технику и боеприпасы, на полях и фермах, снабжая армию продовольствием. Работали все: старики, женщины, дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsyo_dlya_fronta.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Всё для фронта – всё для Победы!».

          Шестьюдесятью пятью  россыпями пролетают над нами победные года. А память народа, пережившего страшное военное лихолетье, продолжает волновать души современных людей, не дает забыть события тех далеких военных лет. Победа досталась нам ценой бесчисленных жертв и разрушений, страданий и лишений. Борьба с фашизмом была напряженной и тяжелой. Для победы на фронте нашим воинам в этой, затянувшейся почти на четыре года, войне огромный вклад был оказан  тружениками тыла. Они самоотверженно работали на заводах, производя для фронта военную технику и боеприпасы, на полях и фермах, снабжая армию продовольствием. Работали все: старики, женщины, дети.

            В ту горькую годину не обошли стороной  семьи моих мамы и папы горе и беда. Мои прадедушки воевали, приближая великий день Победы, а прабабушки жили и работали, не покладая рук,  в тылу, помогая фронту. Судьба и жизнь каждого из них неповторимы, но и похожи, объединены одним коротким и страшным словом, вместившем в себя судьбу целого поколения – война.

           Мне повезло пожить рядом с удивительным человеком, свидетельницей тех далеких военных лет, моей прабабушкой Поповой Клавдией Никифоровной. Часто просила её рассказать мне о своей  жизни. Росла она без отца, поэтому рано познала тяжкий труд. Очень любила учиться, мечтала стать учителем. Её мечта сбылась еще в довоенном 1934 году. Вся  трудовая жизнь прабабушки была связана с одной сельской школой. Сеяла  «разумное, доброе, вечное» в своей родной школе. Верила, что так будет всегда. Повстречала хорошего парня, Моргунова Семёна Максимовича, вышла за него замуж, появились дети. Казалось, что вот оно: тихое спокойное счастье.

           Но «над миром загрохотала Отечественная война…». Прадедушка ушёл на фронт. А моя прабабушка, как и все женщины, стала терпеливо ждать весточки с фронта, надеяться на то, что «черное крыло» войны не коснется ее семьи. Наши села в ту пору – это подлинный трудовой фронт, на который были отмобилизованы все от мала до велика. Тыловой труд, изматывающий, бесконечный, требовал порой не меньше мужества и упорства, не меньшего величия души, чем в окопах лицом к лицу с противником. Недаром тыл называли вторым фронтом. Моей прабабушке, сельской учительнице, приходилось трудно и тяжело переживать  горечь утраты погибших на войне отцов и братьев её учеников. Она учила добру и справедливости, любви к Родине. Она старалась показывать своим питомцам достойный пример. Выполняя свою непосредственную работу, Клавдия Никифоровна вместе с другими женщинами и детьми активно участвовала в сельскохозяйственных работах. Работали в поле и на току, косили хлеб, возили зерно на коровах и быках на элеватор в районный центр. А на работу во время сева и уборки урожая приходилось ходить пешком за пять – девять километров от села. Уходили рано утром, а возвращались поздним вечером. Работала и на очистке животноводческих помещений от навоза. Для отопления школы в зимний период  необходимо было заготавливать дрова. Дома ждали голодные маленькие дети, её старенькие мама и свекровь. И для них у бабушки Клавы находились добрые приветливые слова. Нужно было приласкать, обогреть и накормить их. «Чтобы выжить, - рассказывает она, - собирали колоски в поле, ели картошку пополам с травой. Но всегда верили в победу даже тогда, когда вере этой, казалось, нечем было дышать». И где только брала моя бабушка силу воли, терпение пережить страшное лихолетье.  Прабабушка вспоминала, как было трудно и тяжело не по-женски. Не все работы были по плечу женщинам, они плакали, но продолжали работать. Ведь работали за себя и за тех, кто был в окопах. Тоска сжимала сердце, но на фронт мужу писала, что у них дома все хорошо. Гибли в боях односельчане, в село приходили «похоронки». Надо было помогать семьям погибших фронтовиков. Стремясь поднять боевой дух сельчан, участвовала с ребятами в художественной самодеятельности, которая нужна была в то время не меньше, чем хлеб. В зимнюю пору вязали теплые вещи солдатам на фронт. Клавдия Никифоровна всегда загадывала: «Кто знает, может мои варежки или носки согреют  моего Семёна». В энциклопедии «Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.» рассказывается о том, как в годы войны школьники и учителя зарабатывали средства на военную технику для фронта. Моя прабабушка тоже вместе со своими учениками помогала построить для фронта танк, названный потом «Духовницкий школьник» и самолет «Духовницкий пионер».  Клавдия Никифоровна вспоминала: «Так велико было желание победить, что для этого ничего не жалели, лишь бы день Победы приблизить быстрее».  Когда она смотрит фильмы о войне, то часто плачет. И когда я допытывалась  о причинах её слез, то она мне отвечала: «Я вспоминаю свою войну».  И вижу я перед собой добрую светлой душой и сердцем русскую женщину:

У русских женщин

Есть такие лица:

К ним надо приглядеться не спеша,

Чтоб в их чертах

Могла открыться

Красивая и добрая душа.

Прабабушка Клавдия Никифоровна за свой самоотверженный труд в годы военного лихолетья была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».

              Бабушка прожила трудную и  яркую, богатую на разные события жизнь. Вместе со своим мужем, которого она дождалась с фронта, вырастили семерых детей, дали им образование, вывели в люди. Будучи человеком творческим, влюбленным в свою профессию, была Клавдия Никифоровна отмечена за свой многолетний труд многочисленными Почетными грамотами, медалью «Ветеран труда», знаком «Отличник народного Просвещения». А еще у нее есть особая награда – орден  «Материнская слава».  Её имя занесено в списки  Книги Памяти Саратовской области «Они ковали Победу в тылу. 1941 – 1945 гг.».  Я горжусь своей прабабушкой, восхищаюсь ею как женщиной, так и  великой труженицей.

Использованные материалы.

  1. Энциклопедия «Великая                                    - М., «Советская

Отечественная война.1941 – 1945 гг.»                энциклопедия», 1986

     

     2. А.П.Куртасов                                                      Здесь наши корни.

                                                                                       - Саратов, Региональное

                                                                                       Приволжское издательство

                                                                                       «Детская книга», 1998

  1. Воспоминания Моргуновой (Поповой)

Клавдии  Никифоровны.

  1. Книга Памяти  «Они ковали Победу                - Саратов, СРОО «Фонд  

В тылу. 1941 – 1945 гг.»                                     книги Памяти», 2009                                                                              

Всероссийский детско-юношеский литературно-художественный конкурс творческих работ

«Я помню! Я горжусь!»

(Номинация «Все для фронта, все для Победы!)

Терпение – посох подвига.

                                 Творческая работа

                              ученицы 8 класса

                                              МОУ «СОШ с. Горяйновка

                                     Духовницкого района

                                     Саратовской области»

                                                          Спицыной Алены Алексеевны

Руководитель: Попова Лидия Александровна,

                                  учитель истории и обществознания

с. Горяйновка

2010 г.

Ответы

на вопросы викторины, проводимой в рамках Всероссийского литературно-художественного конкурса творческих работ «Я помню! Я горжусь!»

(возрастная группа 11 – 14 лет)

1. Война, навязанная Советскому Союзу фашистской Германией, вошла в

    историю как Великая Отечественная война. Советские люди в то время

    защищали своё Отечество. В истории нашей Родины была также ещё одна

    Отечественная война в 1812 году, когда народы нашей страны грудью

    встали на защиту своего Отечества от французских захватчиков.

2. А) приграничные сражения – 22 июня – 10 сентября 1941 г.

    Б) оборона Москвы             - 30 сентября – 5 декабря 1941 г.

    В) Смоленское сражение   - 10 июля – 10 сентября 1941 г.

    Г)  контрнаступление под Москвой – 5 декабря 1941г. – начало 1942 г.

3. А) П.М.Гаврилов – защищал Брестскую крепость

    Б) И.А.Флеров – руководил первой батареей «катюш», попав в окружение

                                 и израсходовав весь боезапас, отдал приказ об

                                уничтожении боевых установок.

    В) В.Г.Клочков – во главе группы бойцов у разъезда Дубосеково на

                                  Волоколамском направлении отразил многочисленные

                                  атаки вражеских танков.

 А-2,  Б- 3,  В- 1.

 

4. блокада Ленинграда продолжалась 900 дней и ночей, начиная с 8 сентября

    1941 года и по 27 января 1944 года.

    «Дорога жизни» - это единственная военно – стратегическая  транспортная

    магистраль, проходившая через Ладожское озеро и связывавшая в сентябре

    1941 года – марте 1943 г. осажденный немецко-фашистскими войсками

   Ленинград со страной. В навигационный период перевозки грузов

   осуществляли на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-

   Западного речного пароходства, а в зимний период – на автотранспорте. По

  «Дороге жизни» проводили эвакуацию населения и промышленного

   оборудования из Ленинграда, доставляли в город продовольствие, топливо,

   вооружение, боеприпасы.

5. Первый салют в Москве был дан 5 августа 1943 года в связи с

    освобождением городов Орла и Белгорода (12 залпов из 124 орудий).

6. Берлинская битва  – 1945 год

    Курская битва       -   1943 год

    Сталинградская битва – 1942 – 1943 гг.

7. 29 июля 1942 года были учреждены военные ордена А.В.Суворова 1-й, 2-й,

   3-й степени, М.И.Кутузова 1-й, 2-й степени. 8 февраля 1943 года – орден

  М.И. Кутузова 3-й степени. Данными орденами награждались командиры

  Советской Армии за выдающиеся заслуги в организации и руководстве

  боевыми операциями и за достигнутые в результате этих операции успехи в

  боях за Родину.

  А для награждения офицеров, солдат, матросов, руководителей

  партизанских отрядов и партизан, особо отличившихся в боях за  

  освобождение советской земли от немецко-фашистских захватчиков 10

  октября 1943 года был учрежден орден Богдана Хмельницкого 1-й, 2-й и 3-й

  степени.

  Для награждения офицеров ВМФ за выдающиеся успехи в разработке,

  проведении и обеспечении морских активных операций, в результате чего в

  боях за Родину была достигнута победа над численно превосходящим

  врагом, и за другие особые боевые заслуги 3 марта 1944 года учреждены

  ордена Ф.Ф.Ушакова и Нахимова 1-й и 2-й степени.

8. Партизанское движение в Великой Отечественной войне являлось

   составной частью вооруженной борьбы советского народа  против

   фашистских захватчиков на временно оккупированной территории СССР,

   было важным фактором в достижении победы над фашистской Германией

   и её союзниками. Начальником Центрального штаба партизанского

   движения был П.К.Пономаренко.

   Среди партизан широко отличились Зоя Космодемьянская, разведчик

   Н.И.Кузнецов, Лиза Чайкина, И.С.Солнцев, С.А.Ковпак, П.П.Вершигора,

   А. Чекалин и многие другие. Партизаны провели две крупные операции –  

  «Рельсовая война» и «Концерт», совершили немало партизанских рейдов,

    нанося значительный ущерб немецкой армии.

   

9. В годы Великой Отечественной войны  трижды были удостоены звания

    Героя Советского Союза летчики И. Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин.

10. В книге Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке» отражен подвиг

      советского летчика Алексея Петровича Маресьева.

11. Зоя Космодемьянская  партизанка, первая  женщина – Герой

     Советского Союза в Великой Отечественной войне,  Добровольцем ушла в

      партизанский отряд. В ноябре 1941 года при выполнении задания была

      схвачена фашистами в деревне Петрищево  Верейского района

      Московской области. Несмотря на пытки, отказалась дать сведения о

      партизанском отряде. 29 ноября 1941 года была публично повешена.

12.  В Тегеранской (1943 г.) и Крымской (Ялтинской) (1945 г.) конференциях

       принимали участие главы правительств СССР – И.В.Сталин,

       Великобритании – У. Черчилль, США – Ф.Д.Рузвельт.

13. Первые суворовские и нахимовские училища в СССР были созданы в

     соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от  21

     августа 1943 года, в котором предусматривались меры по устройству,

     обучению и воспитанию детей воинов Советской Армии и ВМФ,

     партизан, советских и партийных работников, рабочих и колхозников,

     погибших в годы войны.

14. Орденом «Победы»  были награждены советские полководцы:

      Г.К.Жуков – дважды, А.М.Василевский (дважды), И.В.Сталин (дважды),

      К.К.Рокоссовский, И.С.Конев, Р.Я.Малиновский, Ф.И.Толбухин,

      Л.А.Говоров, С.К.Тимошенко, А.И.Антонов, К.А.Мерецков.

15. Города – герои:

     Ленинград (ныне Санкт-Петербург) — с 1 мая 1945

     Сталинград (ныне Волгоград) — с 1 мая 1945

     Севастополь — с 1 мая 1945

     Одесса — с 1 мая 1945

     Киев — с 8 мая 1965

     Москва — с 8 мая 1965

     Брестская крепость (Крепость-Герой) — с 8 мая 1965

     Новороссийск — с 14 сентября 1973

     Керчь — с 14 сентября 1973

     Минск— с 26 июня 1974

     Тула — с 7 декабря 1976

     Мурманск — с 6 мая 1985

     Смоленск — с 6 мая 1985

С распадом СССР в России находятся 7 городов – героев – это  Москва, Ленинград, Смоленск, Новороссийск, Мурманск, Сталинград, Тула;

 на территории Украины – Киев, Керчь, Одесса, Севастополь;

 на территории Белоруссии – Минск, Брестская крепость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сцценарий Новогоднего праздника "Волшебный посох"

праздник проводился учениками 8 класса для учащихся начальной школы...

Сценарий театрализованного представления «Посох Деда Мороза»

Представление для новогоднего праздника....

"Жизнь - бесконечное познанье, возьми свой посох и иди..." (сквозной мотив дороги в русской литературе 18 - 20 веков)

Данный урок разработан в качестве обобщающего занятия по курсу изучения русской литературы в 11 классе....

Новогоднее представление для начальной школы "Волшебный посох Деда Мороза"

Сценарий новогоднего представления возле ёлки "Волшебный посох Деда Мороза" ...

«Главный подвиг – в терпенье, в любви и в мольбе…»: урок-праздник для девушек 10-11 классов

Познакомить учащихся с православным праздником День святых жен-мироносиц, помочь учащимся увидеть роль Женщины в жизни каждого человека.Формировать познавательный интерес учащихся к культурному наслед...

"Посох учителя"

Эссе учителя русского языка и литературы "Посох учителя"...

«Новогодняя сказка или похищение волшебного посоха»

Цель: создать радостное настроение, раскрепостить детей, обогатить новыми впечатлениями;Задачи:·        закрепить ранее полученные и обрести новые знания.&mid...