"Жизнь - бесконечное познанье, возьми свой посох и иди..." (сквозной мотив дороги в русской литературе 18 - 20 веков)
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Красота Ирина Семеновна

Данный урок разработан в качестве обобщающего занятия по курсу изучения русской литературы в 11 классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь – бесконечное познание, возьми свой посох и иди… Красота Ирина Семеновна, учитель высшей квалификационной категории

Слайд 2

Словарная работа Пилигрим - Паломник, путешественник-богомолец. Путешественник, скиталец (перен.) Ностальгия – тоска по родине (неправильно употреблять в значении «тоска по прошлому»)

Слайд 3

Общая композиция волшебной сказки БЕДА СЛУЧАЙ ПОМОЩНИК ДАРИТЕЛЬ ПЕРЕПРАВА БОРЬБА ПОБЕДА Дом

Слайд 4

Сквозной мотив дороги в русской литературе XVIII – XX веков Автор произведения Семантика образа Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» «Я взглянул окрест себя, и душа моя страданиями человеческими уязвленна стала» - выход из себя, из мира своих нужд, переживаний в жизнь окружающих: их страдания становятся «личным делом», болью души. Карамзин «Письма русского путешественника» «С каким удовольствием перебираю свои сокровища: записки, счёты, книги, камешки, сухие травки и ветки, напоминающие мне или сокрытие Роны… или могилу отца Лоренца, или густую иву, под которой англичанин Поп сочинял лучшие стихи свои! Согласитесь, что все на свете Крезы бедны передо мною! Перечитываю теперь некоторые из своих писем: вот зеркало души моей в течение осьмнадцати месяцев…» - накопление «сокровищ души» - впечатлений, чувств, встреч. «Путь к себе» - самоанализ («Зеркало души моей»)

Слайд 5

Сквозной мотив дороги в русской литературе XVIII – XX веков Лирика А.С. Пушкина Лирика М.Ю. Лермонтова Лирика А.А. Блока Автор произведения Семантика образа

Слайд 6

Лист самоконтроля Тема урока Что вызвало интерес Моя активность Положительный момент урока Негативный момент урока Отметка за урок Есть ли желание продолжить разговор Какие изменения в себе почувствовал

Слайд 7

Карточка контроля Группа 1 Ф.И . Этапы работы Итог Теоретический Практи ческий Вырази тельное чтение Устный ответ

Слайд 8

Рембрандт ван Рейн Возвращение блудного сына

Слайд 9

Клодт Михаил Константинович. На пашне. Холст, масло. 26х53

Слайд 10

К.С.Петров-Водкин. Купание красного коня



Предварительный просмотр:

Урок литературы                                                            

Тема: «Жизнь – бесконечное познанье, возьми свой посох и иди…»

Тип урока: систематизация и обобщение знаний

Цель: активизация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся

Задачи:

- показать эволюцию образа дороги в русской литературе 18-20 вв

-развивать умение анализировать стихотворное произведение, делать выводы

-воспитывать чувство патриотизма

Форма урока: групповая работа ( чтение стихотворений, аналитическая беседа, составление таблицы, заполнение листов самоконтроля)

Оснащение урока: стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,  А.А.Блока; репродукции картин К.С. Петрова-Водкина «Купание красного коня», Рембрандта Ван Рейка «Возвращение блудного сына»; аудиозапись А.Малинина «Пилигримы»

Словарь:

- пилигримы

- ностальгия

Предварительное задание:

  1. Прочитать стихотворения ( по группам )

*А.С.Пушкин «Домовому» (1819), «Дорожные жалобы» (1830), «Бесы» (1830)

*М.Ю.Лермонтов «Мой дом» (1830-1831), «Спеша на север из далёка…», «Родина» (1837-1841)

*А.А.Блок «Я вырезал посох из дуба…»(1903), «Осенняя воля» (1905), «Россия» (1908)

  1. Подчеркнуть в тексте ключевые слова

                                               Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Тема урока, осмысление темы.

-Какое слово в формулировке темы можно считать ключевым? (жизнь)

- А образ? (образ странника)

- Послушайте аудиозапись песни в исполнении А.Малинина «Пилигримы». Назовите тематический ряд лексики, образующий образный строй текста.

Словарная работа:

- пилигрим 1. Паломник, путешественник-богомолец 2. перен. Путешественник, скиталец.

- ностальгия – тоска по родине (неправильно употреблять в знач. тоска по прошлому)

                       (прослушивание аудиозаписи А.Малинина)

( Тематический ряд: пилигримы, скитальцы, бродяги, дороги, звезда странствий, потерянный рай, ностальгия ).

- Первообраз (архетип) жизни как дороги, пути прочно закрепился в нашем сознании. Как же он развивался, трансформировался, эволюционировал в русской литературе? Вот главный вопрос нашего занятия.

  1. Актуализация знаний.

- Сначала вспомним русские народные сказки. Каково символическое значение мотива дороги в фольклорной традиции, с какой целью герой отправляется в путь? (Дом – символ единого целого бытия, дорога – путь к дому. Герой отправляется в путь и, обретя себя, свою любовь, возвращается домой )

- Вспомним изученные произведения русской классики 18 века, в которых тема дороги, путешествия особенно важна. Каково же здесь смысловое значение образа дороги?

                                     ( работа с таблицей)

  1. Самостоятельная исследовательская деятельность.

- Проанализируем, как трансформируется мотив дороги в творчестве и художественном сознании поэтов 19-20 в. Для этого обратимся к лирике поэтов, которых мы можем считать ключевыми фигурами литературного процесса целого столетия.

Задание группам: продолжить заполнение таблицы. Обратившись к  стихотворным произведениям  А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Блока, определить образный строй текста и выявить в нём семантику образа дороги. Параллельно возможно заполнение листов самоконтроля. Время работы – 3-5 мин.

                                      ( работа в группах )

                                         ( беседа с присутствующими – самоанализ урока )

  1. Аналитическая беседа.

1-я группа: Лирика А.С.Пушкина

- *Стихотворение «Домовой» 1819 г. Кто такой домовой? ( хранитель дома, семьи, покоя )

- Зачитайте ключевые строки, показывающие, что наиболее ценно для лирического героя. (« Храни селенье, лес, и дикий садик мой, И скромную семьи моей обитель… Счастливый  домик охрани!» )

- *Стихотворения «Дорожные жалобы» и «Бесы» 1830 г.

- Что помогает лирическому герою преодолеть дорожную тоску? ( мечта о доме: «То ли дело рюмка рома, Ночью сон, поутру чай; То ли дело, братцы, дома!..» )

- Кто такие бесы? ( злой дух, искуситель )

- Ведёт ли дорога, над которой  кружат «бесы разны», к дому, покою, спасению? ( «домового хоронят» )

Слово учителя:

 Пушкин решает тему дороги в фольклорных и христианских традициях: дорога - путь «блудного сына» к Дому как к искомой абсолютной ценности ( «Станционный смотритель», «Капитанская дочка»).

              ( репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» ) 

Итог ( в таблицу ): Отсутствие чувства дома, покоя, защищённости и тоска по нему. Тема судьбы, рока. Символическое значение образа дороги – это поиск истины.

2-я группа: Лирика М.Ю.Лермонтова

- *Стихотворение «Мой дом» 1830-1831 гг. Чей дом теплее – Пушкина или Лермонтова? ( дом здесь – отвлечённое и абстрактное понятие; лирический герой одинок )

- «Спеша на север из далёка…» 1837-1841 гг. Что тревожит лирического героя? ( страх быть забытым на родине )

- Стихотворение «Родина» 1837-1841 гг. Каким чувством пронизан «просёлочный путь» лирического героя? ( чувством любви к Родине )

Слово учителя:

 В зрелой лирике Лермонтова образ дороги начинает заполняться людьми. Люди эти – крестьяне. Вот к какой родине пришёл одинокий путник Лермонтова – к крестьянской России. Сперва это – «дрожащие огни печальных деревень», только знак присутствия людей. Потом – «дымок спалённой жнивы», обоз, полное гумно… И наконец

           И в праздник, вечером росистым,

           Смотреть до полночи готов

           На пляску с топаньем и свистом

            Под говор пьяных мужичков.  

                           ( репродукция картины Клодта Н.М. «На пашне» )

В середине 19 в эта традиция будет продолжена Н.А.Некрасовым.

Итог ( в таблицу ): Образ дороги сопрягается с темой России. Родина – исходная и конечная точка пути «странника бездомного».

3-я группа: Лирика А.А.Блока

- *Стихотворение «Осенняя воля» 1905 г. Как в стихотворении поэта-символиста предстаёт тема пространства и пути? ( как тема России: «И вдали, вдали призывно машет Твой узорный, твой цветной рукав.» )

- Каков лейтмотив отношения героя к России? ( гибель истинно домашнего начала жизни: «Буду слушать голос Руси пьяной, Отдыхать под крышей кабака». )

- Стихотворение «Россия» 1908 г. В чём символическое значение образа дороги? ( путь лирического героя – исторический путь России: «Опять, как в годы золотые, Три стёртых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи…» )

- Чьи традиции продолжает Блок в наполнении смыслового значения образа дороги? ( Лермонтова, Гоголя, Некрасова )

Слово учителя:

Лейтмотив стихотворений Блока первых лет 20-го века – прощание с «золотым веком» усадебной культуры,  тревожное предчувствие грядущих перемен, характерное для поэтов и художников Серебряного века.

                         ( репродукция картины «Купание красного коня» ) 

Итог ( в таблицу ): Тема странничества, тема зябкого, бесконечного пространства без приюта, без дома – с промельком красной ленты, рябиновой кисти – соединяется с размышлениями  лирического героя об общности его жизненного пути с историческим путём  России. И тогда  «и невозможное возможно, Дорога долгая легка…»

 

6. Подведение итогов занятия.

- Итак, на нашем занятии сегодня мы рассмотрели эволюцию образа дороги в русской литературе 18-20 вв. Какими мотивами, темами, образами обогатился он в течение этого времени?

( В русской литературе после А.С.Пушкина мотив дороги становится сквозным. Это путь поиска истины, путь обретения себя, возврат к своим национальным истокам, к Родине как общему Дому.)

- В качестве рефлексии занятия заполните листы самоконтроля.

                                  ( заполнение листов самоконтроля )

Решая главный вопрос учебного занятия, мы сделали беглый экскурс в прошлое и увидели, что человек из века в век творит один и тот же образ – образ себя в огромном мире и загадочного мира в себе, образ точки в бесконечности и бесконечности, состоящей из точек. Вот стихотворение моего ученика, шестнадцатилетнего человека 21 века:

Демидов Александр

                                           Дороги.

Отравлен я –

Из раны хлещет лава,

И руки в судорогах, сжатые в кулак,

А жизнь меня проводит без обмана,

Дорогу проложив в голодный полумрак.

Неверен путь,

Идут которым черти:

Он их не в рай ведёт, а возвращает в ад..

И кто-нибудь –

Умершему мне верьте –

Пройдёт другим путём и не найдёт преград.

Рвалась аорта,

Как угли в горелке,

Сознанье теряло нужный свет.

Какого ж чёрта

В дикой перестрелке

Поймал я пулю на рассвете лет?

И девять грамм

Чужой свинцовой смерти

Остановили полную решений пламенную грудь –

Не видеть вам,

Как разгрызают черти

Твои мечты, отбрасывая напрочь верный путь.

Навылет рана –

Люди замолкают:

Они встречают привычные пути,

Но это странно,

Что они не знают,

Как этими дорогами идти…

                                            9.10.2005 г.

 

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотив дороги в русской литературе.

Изучение «сквозных» тем в процессе преподавания литературы....

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА (урок литературы по «сквозной теме» в 11 классе)

Среди  множества    традиционных  сквозных  тем  одна  из  ключевых  -  тема  поэта  и  поэзии. В  школьной  практике...

Мотив пути в русской литературе

Материал для  подготовки  к  итоговому  сочинению 2016...

Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"

Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....

Элективный курс "Сквозные образы и мотивы русской литературы"

Элективный курс "Сквозные образы и мотивы русской литературы"...