Мотив дороги в русской литературе.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Филатова Галина Николаевна

Изучение «сквозных» тем в процессе преподавания литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                        

                 Мотив        дороги    в русской литературе.             (Изучение «сквозных» тем в процессе преподавания литературы). 

                                                                                                        

                                                        

                        

                        Методический комментарий.

Мотив дороги значимо и широко представлен в русской литературе. Важность мотива дороги школьники начинают понимать с младших классов, читая сказки, былины, где обязательно присутствует и дорога, развилка ее, и конь и где надо выбирать путь. С мотивом дороги тесно связана тема странствий. В этой теме можно выделить несколько микротем:  странствия, путешествия самих писателей, произведения жанра «путешествия». В школьной практике встречаются также произведения, где школьники изучают тексты, в которых на странствиях героя строится весь сюжет.  Путешествие может характеризовать героя, быть оценкой определенного этапа жизни его Широко представлена в русской литературе и тема поисков героями правды счастья, смысла жизни- и тоже в процессе странствий. Останавливаясь на данной теме, стоит обратить внимание  на то, что дорога передает движение героев не только по отношению к пространству, но и ко времени.                                                                                                                                                                                     Предлагаю такую форму организации занятия  как урок исследование.  Исследовательская деятельность- одно из условий, позволяющих у учащихся вызвать интерес и стремление к открытиям. Ученикам важно увидеть  нечто, выходящее за рамки готовых решений, регламентированных упражнений. На уровне самостоятельных открытий ученик по-новому смотрит на знакомый текст, чувствует его глубину. Это даст возможность выйти на более высокий уровень систематизации и обобщения изученного материала.                                                                               Данный урок уместнее всего провести после изучения поэмы Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».                                       За две недели до проведения урока учащиеся получают опережающее задание:                                                              1)перечитать тексты художественных произведений:                                                А.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»;Н.Гоголь «Мертвые души»;Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».                       2)распределиться на творческие группы, подготовив выступления по ключевым вопросам урока и слайды для комментирования:              Группа№1 Кто они, странствующие герои, отправляющиеся в дорогу? (Слайд с изображением кибитки с путником, брички с Чичиковым, семи мужиков на дороге).                                                                               Группа№2 Какую роль играет маршрут в раскрытии образа дороги? (Слайд с изображением почтовых станций, имений помещиков, деревень и базарных площадей).                                                                           Группа№3 Как удается автору в результате одной встречи в пути нарисовать запоминающееся лицо,а иногда и целую человеческую жизнь? (Слайд с изображением старика с куском хлеба, усадьбы Плюшкина, купца с орденом на груди и устрицей в руках).                                                    Группа №4 Какую роль может играть песня в раскрытии мотива дороги?                                                                                                 Группа №5 Какой символизирующий смысл имеет образ дороги ,как мотив дороги связан с философским понятием жизненного пути?(Слайд изображением  дороги, дождями размытой, в летнее время;дороги осенью с тройкой лошадей, дороги-тропочки).                                                                   При подготовке к уроку учащимся предлагается отобрать материал для заполнения таблицы, которая и будет служить завершающим этапом урока.                                                                                                  Для исследования темы дороги в развитии предлагаю три произведения: «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Радищева, «Мертвые души» Н.Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо»Н.Некрасова.

Планируемые результаты:

предметные: понимание сквозной  темы ,авторской позиции анализ литературные произведения, умение сравнивать и сопоставлять произведения разных эпох.

метапредметные: понимание проблемы урока, подбор аргументов для поддержания собственной позиции, формулирование обобщенных  выводов по ключевым вопросам урока.

Виды учебной деятельности:                                                    репродуктивная: осмысление сюжетов произведений, изображенных в них событий;

продуктивная творческая: выразительное чтение отрывков из произведений; устный развернутый монологический ответ на проблемный вопрос по тексту произведения;

поисковая: самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос, комментирование художественного текста;

исследовательская: сравнительный анализ текстов.

                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                Ход  урока.                                                                                                                                                                Какие        искривленные, глухие, узкие,непроходимые,заносящие                         далеко в сторону дороги избрало человечество, стремясь                                 постичь вечность истины                                                                                                                       Н.В.Гоголь                       

                                                                                       Учитель:Сегодня мы вместе с А.Радищевым, Н.В.Гоголем, Н.А.Некрасовым отправляемся в путешествие по России ,в путешествие во времени. Что такое путешествие? Что значит путешествовать? Путешествовать со странствующими героями- прекрасный способ познать жизнь России 18-19 века.  Дорога… Попытайтесь представить,счем у вас ассоциируется образ дороги?

                                         Дорога

                                                                                странствующий герой      маршрут     транспортное средство

  новые встречи                                                новые   впечатления

Итак, перед нами картина идеальной дороги. Мотив дороги отчетливо виден в ряде произведений древнерусской литературы: в походе «на землю половецкую», желая отомстить кочевникам за обиды, нанесенные русскому народу ,и « зачерпнуть шеломом Дону», отправляется Игорь Святославович со своей дружиной; в путь на битву с ханом Мамаем ведет войско князь Московский Дмитрий Иванович («Задонщина»);   далекому, полному путешествию в чужие края тверского купца Афанасия Никитина посвящена автобиографическая рукопись, которая так и называется «Хождение за три моря»;полон лишений и страданий тяжкий путь из Москвы в  Сибирь мученика за старую веру, неистового протопопа Аввакума и его семьи («Житие протопопа Аввакума и его семьи»). В русской литературе конца 18 века тема дороги прослеживается даже в названии произведения А Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».Мотив путешествия характерен и для произведений 19 века. Попытаемся все вместе  перелистать  страницы великих творений А.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»,Н.В.Гоголя «Мертвые души» и Н.А.Некрасова  «Кому на Руси жить хорошо».

-Кто они ,странствующие герои, отправляющиеся в дорогу?                                            Выступление первой группы:                                                                         Выбор А.Н.Радищевым жанровой формы «путешествия»был обусловлен возможностью посредством рассказа от  первого лица пронизать повествование повышенной эмоциональностью: «Я взглянул окрест меня-душа моя страданиями человечества уязвлена стала.Обратил взоры мои во внутренность мою-и узрел, что бедствия человека происходят от человека…»( Знаменитое предисловие -обращение к другу, которым открывается  «Путешествие  из Петербурга в Москву»).Как просветитель-материалист, Радищев полагает, что человек зависит от внешних условий и обстоятельств. Помочь людям познать истину,научить их «взирать прямо»на «окружающие предметы»,т.е.действительные причины зла,- долг писателя. «Предъявив почтовому комиссару подорожную и заплатив по установленной таксе прогонные деньги, путешественник получил нового ямщика и свежих лошадей, которые везли его до следующей станции…»Таким способом и едет Путешественник Радищева. А вот первые строчки из «Мертвых душ» Н.В.Гоголя: «В ворота гостиницы губернского города Н въехала довольно красивая бричка…В бричке сидел господин, не красив, но и не дурной наружности ,не слишком толст, не слишком тонок…Въезд его не производил в городе совершенного никакого шума».Это был господин Чичиков. «Карьера его драматична. В ней несколько срывов и падений, при которых иной сломал бы себе шею, этому ваньке-станьке везде и всюду удается выпрямиться, оправиться,подняться еще выше». Героем поэмы Н.В.Некрасова являются семь мужиков. Традиционно  количество спорщиков :семь- число фольклорное. Мужики-странники- сюжетообразующие герои поэмы. Индивидуальных характеристик каждого из семи мужиков либо вовсе нет, либо они очень лаконичны: медлительный Пахом, которому необходимо «потужиться» прежде чем вымолвить слово; «угрюмый» Пров, «охочие до водки» братья Губины .                                                                                                                                                                                                                                      В каком году- рассчитывай,                                                                                                                                                                             В каком году- угадывай ,                                                                                                                                                        На столбовой дороженьке                                                                                                                                                   Сошлись семь мужиков .                                                                                                                                              Семь временнообязанных,                                                                                                                                  Подтянутой губернии,                                                                                                                                                     Уезда Терпигорева,                                                                                                                                              Из смежных деревень…                                                                                                                           Автор сообщает, что русский мужик упрям и упорен в достижении цели, причем не практической, а именно  «блажии», мечты, фантазии Так, открывающие «Пролог» семь мужиков уже к концу его становятся семью странниками-правдоискателями .Двинувшиеся в путь некрасовские странники – не традиционные странники-богомольцы ,но обычные крестьяне вцепившиеся в чудный вопрос: кому на Руси жить хорошо? Итак, в путь-дорогу.(Выступление сопровождается просмотром слайда).                   Вывод:Странствующими героями являются: Путешественник, Чичиков,семь мужиков.Образ странствующего героя- один из образов русской литературы, олицетворение неспокойной, мечущейся России. Все эти произведения объединяет  образ дороги с ее странниками. Сюжет «Путешествия из Петербурга в Москву»-история странствующего человека, который  познает весь ужас, всю несправедливость существующего крепостнического строя. Путешественник видит мучения народа, доведенного до скотского, униженного состояния .С героем –странником мы встречаемся и в поэме Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Повествование автор строит как рассказ о странствиях семи мужиков. Герои Н.Некрасова  отправляются странствовать по Руси в поисках ответа на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» Мужики-правдоискатели олицетворяют русский народ, стремящийся к истине. С образом героя-странника, но совсем другой формации, мы встречаемся в поэме Н.Гоголя «Мертвые души».Если цель странников(мужиков) благородна (поиск правды, истины),то Чичиков путешествует по Руси с целью приобретения мертвых душ, с целью обогащения. Образ странствующего героя позволил показать «всю Русь»: чиновничью, помещичью, народную. (Заполнение таблицы учениками).                                                                                                                                                                                                                       Учитель:                                 Долго ль им гулять на свете                                                                                                                                                   То в бричке, то верхом,                                                                                                                                                                То в кибитке, то в карете,                                                                                                                                                                   То в коляске, то пешком?                                                                                                                                  Какую роль играет  маршрут в раскрытии образа дороги? Выступление второй группы:                                                                    Книга Н.Радищева написана в форме путевых заметок, а главы ее поименованы  названиями тех почтовых станций, на которых останавливается герой-путешественник (Любани- станция в Новгородской губернии,в 26 верстах от Тосны, Чудово-село и почтовая станция с императорским путевым дворцом в 32 верстах от Любани.Спасская Полесть-правильнее Спасская Полисть,так как речь идет о станции в 24 верстах от Чудова( с деревянным путевым дворцом), которая стояла на берегу реки Полисти. Все последующие главы «Путешествия»носят названия почтовых станций на дороге, в основном совпадающей с нынешнем шоссе Ленинград-Москва. Это дает автору возможность широко охватить русскую действительность конца 18 века. Перед читателем предстают люди всех слоев общества: поместные и служилые дворяне, чиновники-разночинцы, дворовые слуги, крепостные крестьяне. Форма путевого дневника позволила Радищеву глубоко раскрыть мысли,чувства,переживания путешественника,передать его впечатления от увиденного в дороге. Движение сюжета «Мертвых душ» Н.Гоголя начинается со второй главы- посещение помещиков. Первым среди помещиков, которых навестил Чичиков был Манилов. «Поехали отыскивать Маниловку. Проехавши две версты,встретили поворот на проселочную дорогу,но уже и две ,и три, и четыре версты,кажется сделали. А каменного дома в два этажа не было видно».За ним следует Коробочка, Ноздрев,Собакевич.И завершает галерею помещиков- Плюшкин. «Покаместь Чичиков думал и внутренне  посмеивался над прозвищем, отпущенным мужиками Плюшкину,он не заметил,как въехал в средину обширного села со множеством изб и улиц…Частями стал показываться господский дом и наконец глянул весь в том месте, где цепь изб прервалась… Каким-то дряхлым инвалидом стоял сей странный замок.»Гоголь коснулся также «столичной темы».Петербург  живет едва ли не в каждой главе. Автор не пропускал случая,чтобы не сказать двух-трех едких слов по его адресу .Верный способ выбора «маршрута» позволил Чичикову во время своего путешествия встречаться не только с помещиками, но и чиновниками, которые образуют достаточно выразительный коллективный портрет  губернской власти. В «Кому на Руси жить хорошо»Некрасов показывает жизнь всей Руси через путешествия семи  мужиков по нескольким деревням.Главные герои поэмы-крестьяне,ибо они в ту эпоху были самым многочисленным классом в России.Уже зачин поэмы («В каком году-рассчитывай,в какой земле- угадывай»),не дающих точных географических координат изображаемых событий, подчеркивает,что речь пойдет обо всей земле русской. Названия деревень глубоко символичны.Несколько деревень,по которым проходят мужики, символизируют собой всю крестьянскую  Россию. Движение главного героя поэмы в пространстве,его путешествие по дорогам России,встречи с помещиками,чиновниками,крестьянами и городскими обывателями складывается перед нами в широкую картину жизни России.Некрасов живо сочувствует всему,что происходит с путешественниками, идет рядом с ними, «вживается» в образ каждого своего героя(будь то Матрена Тимофеевна, Ермил Гирин ,Савелий,богатырь святорусский,Яким Нагой,Яков,Гриша Добросклонов),живет его жизнью,сопереживает ему.Во время путешествия странников в поисках счастья в поэме Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», им встречаются: поп, купец, солдат, помещик,а также крестьяне-пахари, мастеровые, старообрядцы, странники-богомольцы…Благодаря странствующим мужичкам Некрасова мы знакомимся с пореформенной Русью в целом.(Выступления сопровождается просмотром слайда).                                                                                                                                   Вывод:Во время движения по своему пути странствующие герои останавливаются на станциях(«Путешествие из Петербурга в Москву»), в имениях помещиков( «Мертвые души») ,в деревнях,на проселочной  дороге, на ярмарке в хромовый праздник ,на базарной площади( «Кому на Руси жить хорошо»). Именно встречи по выбранному автором «маршруту» помогают увидеть и понять жизнь и страдания Руси ,более полно раскрыть образ дороги.(Заполнение таблицы учениками).                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Учитель:        Решаясь на путешествия вместе с героями произведений, мы отправляемся в дорогу навстречу российским далям, по пути и перепутьям духовной жизни россиян. Как же удается автору в нескольких строчках в результате одной встречи в пути нарисовать запоминающееся лицо, а иногда и целую человеческую жизнь?                                                       Выступление третьей группы:                                                                              С самого начала поэмы Н.Некрасова мы  ощущаем былинный тон повествования. И первые же слова звучат почти как знаменитое сказочное вступление «В некотором царстве, в некотором государстве». Нет необходимости угадывать, о какой именно земле идет речь  -ясно, что рассказ пойдет о Руси.Такой зачин означает,что поэт стремится охватить страну во всем ее историческом значении и географической необъятности. А названия губернии, волостей, деревень, откуда пошли мужики,- это опять же слова-символы:                                                                                                                         Заплатово,Дырывино,                                                                      Разутова,Знобишена,                                                                                              Горелова,Неелова,                                                                                                                                         Неурожайка  тож.                                                                       В поэме «Кому на Руси жить хорошо»  поэт умеет найти такую портретную или бытовую деталь, которая выявляет в человеке главное, особенно для него характерное. Вспомним сменяющиеся друг друга образы :крестьян в главе «Счастливые».Лишь несколько штрихов -и человек предстает перед нами как живой. Вот один из «счастливых»:                    Желтоволосый, сгорбленный                                                                                                                           подкрался робко к странникам                                                                    Крестьянин-белорус        .                        Один только внешний штрих «сгорбленный»,одна только деталь,рисующая движения, походку («подкрался робко»)-и мы видим этого изголодавшего, приниженного бедняка .Какой страшной должна быть жизнь, если все счастье человек видит лишь в хлебе. Крестьянин-белорус чувствует себя счастливым:                                                А ныне, милость божия!-                                                                                                      Досыта у Губонина                                                                          Дают ржаного хлебушка,                                                                 Жую- не нажуюсь!                                                         Еще одна деталь дополняет этот трагический образ: уважительно, любовно говорит белорус- не «хлеб»,а «хлебушко».Несколько штрихов и мы понимаем, в каком мире очутились благодаря перу Гоголя: «Окна в избенках были без стекол,иные были заткнуты тряпкой или зипуном», «…каким-то дряхлым инвалидом глядел сей страшный замок, длинный, длинный…»(описание усадьбы Плюшкина)или «Ни на одном собрании, где он был,не обходилось без истории.Какая-нибудь история непременно происходила:или выведут его под руки из зала жандармы,или принуждены бывают вытолкать свои же приятели»( жизнь Ноздрева).Образом Собакевича Гоголь открывает новую страницу летописи жизни владельцев усадьб.У этого героя кулацкая звериная натура,которая проявляется в его поступках,в образе мыслей и накладывает неизгладимый след на весь быт. Его жизненный уклад несет на себе следы грубости неуклюжества и уродливости. Серый дом его напоминает постройки военных поселений. Каждый предмет  «казался говорил:и я тоже Собакевич».Гоголь широко использует элементы гротеска, характер эпитетов, метафор, сравнений при описании внешности персонажей. « И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый лучик» (Встреча с Плюшкиным) А.Радищев изображает широкую панораму действительности. Одна фраза. А какая в ней сила! «…некогда: надо отработать барщину, а в воскресенье работать на себя,чтобы кормить семью. Мы не господа, чтобы и нам гулять»,-говорит крестьянин.Одна реплика, а как о многом она говорит. Повсюду встречает  путешественник несправедливость. В главе «Спасская полесть»  он говорит о купце, получившем орден за то,что привозил высокому начальству …устриц. За то и был пожалован начальством «за усердие». Радищев пишет о «подлом раболепии», чему не раз был свидетелем сам.(Выступление сопровождается просмотром слайда)                                                                                                                                          Вывод:Авторы изучаемых   произведений не просто путешественники они не созерцатели,а участники описываемых событий,пропустивших жизнь людскую через себя. Повстречавшись с героями во время пути, мастера литературного слова смогли доказать ,что в результате даже короткой дорожной встречи,можно на долго запомнить своего собеседника. И снова в путь! (Заполнение таблицы учениками)                                                                                            Учитель: Ведь только через путешествия героя ,через его странствия можно выполнить поставленную глобальную задачу: «объять всю Русь». Русь…. Сколько упоительных красок, несмотря на тусклые тона обыденной жизни! А можно ли представить себе Русь без песни, не смотря на все тяготы обыденной жизни. Какую роль играет песня в раскрытии мотива дороги?                                                   Выступление четвертой группы:                                                                                                                                        –«Лошади меня мчат; извозчик мой затянул песню,но обыкновению заунывную. Кто знает голоса русских народных песен,тот признается, что есть в них нечто,скорбь душевную означающие…»Поразительны эти строки  из первой главы «София»! «Все почти голоса таковых песен суть тону мягкого…В них найдешь образование души нашего народа»(глава «Медное»), «Отче всеблагий…Ты жизнь мне дал,тебе ее и возвращаю, на земли стала она бесполезна»,-размышлял Путешественник   под унылый напев ямщика. Сколько русских писателей вслед Радищеву будут отдаваться этой неодолимой власти дороги, русского пути, русской думы, влекущей к дальним горизонтам мечты и к горькому раздумью о настоящем: «Лошади меня мчат…извозчик затянул песню»,-и  в этой песне будут русские писатели нескольких поколений, как и он, искать и находить,и снова искать разгадку русской тайны,тайны народной души. «Что в ней,в этой песне?-станет допытываться вслед за ним Гоголь.-Что зовет и рыдает,и хватает за сердце? Русь! чего же ты хочешь от меня?»или «После чего Селифан,помахивая кнутом, затянул песню,не песню,но что-то такое длинное,чему и конца не было». Торговец мертвыми душами возвращается  в город в самом веселом расположении духа. И как не радоваться! «В самом деле ,что не говори, не только одни мертвые, но еще и беглые,и всего двести с лишнем человек».Чичиков  посвистывает,наигрывает,поет «какую-то песню,до такой степени странную,что Селифан недоуменно покачивает головой.» Чичиков и песня ,Селифан и песня. В душе героев разные песенные напевы . Значит и дороги у них разные. Дороги эти то ровные,то ухабистые,то грязь непролазная,а то они «расползлись во все стороны,как пойманные раки».Некрасов,как бы освобождаясь, ломает весь свой  «былинный»,которым многие годы писалась поэма «Кому на Руси жить хорошо»,и устраивает редкостное подлинно хоровое многоголосие, вяжет в одно в богатейшем стиховом многообразии разные начала и концы русской жизни на русских дорогах,затевая всеобщий «Пир на весь мир».Это уже не только поэма,но как бы целая народная опера, обильная массовыми сценами и хорами, своеобразными «ариями»-песнями и дуэтами.Песня стала основной формой рассказа. Сначала о прошлом: «Горькое время-горькие песни». «Доброе время-добрые песни»-заключительная глава.Именно устремленность в будущее многое объясняет в этой главе, не случайно названной «Песни»,ибо в них вся ее суть. Есть здесь и человек,эти песни сочиняющий и поющий,-Гриша Добросклонов:

                                           Средь мира дальнего                                                                                                                                                                                               Для сердца вольного                                                                   Есть два пути.                                                                                                                                                                                   Взвесь силу гордую,                                                                   Взвесь волю твердую,                                                                                                                                                                              Каким идти?                                                                                                                                         Столбовая дорога,на которой крестьяне встречают попа и помещика, и та узенькая тропочка,по которой идет Гриша, сочиняя свои песни, превращаются в его песни «Средь мира дальнего» в символ в двух жизненных путей: пути праздности и пути борьбы. Для Некрасова важна песня,важны судьбы людей,связанных дорогой.                                                                                                                                                                             Вывод:Песня-это живой источник, помогающий понять человеческие чувства. Недаром песня Чичикова в высшей степени странная как и странен сам герой, живущий жаждой наживы. Песни  Гриши- выбор пути. Ямщик же поет заунывную песню, навеянную избыточной тоской от длинного пути.(Заполнение таблицы учениками).                                                                                                                                                Учитель: Какие разные маршруты, разные песни, разные путешественники! Объединяет всех и все-дороги Тема дороги в русской литературе обширна, многообразна и глубока. Какой символизирующий смысл имеет образ дороги и как мотив дороги связан с философским понятием жизненного пути человека?                                                                              Выступление пятой группы:                                                                                     Образ дороги возникает с первых строк «Путешествия из Петербурга в Москву».«Приехавши из Петербурга я вообразил себе, что дорога была наилучшая .Таковою ее почитали все те, которые сидели по ней вслед государя.Такова она была действительно,но на малое время. Земля,насыпанная на дороге,сделала ее гладкой в сухое время, дождями разжиженная, произвела великую грязь среди лета и сделала ее непроходимою…» Дорога является в произведении художественным образом и  сюжетообразным  компонентом. Не случайно автор заканчивает повествование : «Но,любезный читатель, я с тобой закалякался.  Вот уже Всесвятское…Если я тебе не наскучил, то подожди меня у околицы,мы повидаемся на возвратном пути. Теперь прости. -Ямщик, погоняй!»Образ дороги возникает с первых строк  «Мертвых душ». Описание дороги,ведущей в то или иное поместье, предваряет описание самих помещиков, настраивает читателя на определенный лад. В седьмой главе поэмы автор также обращается к образу дороги, и здесь этот образ открывает лирическое отступление поэмы: «Счастлив путник,который после длинной дороги, скучной дороги с ее холодами, слякотью, грязью, не выспавшимися  станционными смотрителями, брякамьем колокольчиков,  починками,перебранками,ямщиками,кузнецами и всякого рода дорожными  подлецами видит наконец знакомую крышу…».Образом дороги и завершается поэма: «Русь, куда ж несешься ты,дай ответ? Летит мимо все,что есть на земле,и, касаясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».Но это абсолютно разные дороги. В начале поэмы это дорога одного человека, конкретного персонажа-Павла Ивановича Чичикова.В конце -это  дорога целого государства,России,и даже больше, дорога всего человечества, перед нами предстает метафорический иносказательный образ, олицетворяющий постепенный ход всей истории. «Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно  выносила и спасала!» Дорога, по которой едет Чичиков, бесконечно удлиняясь, рождает мысль обо всей Руси. Сложен образ гоголевской дороги. А как прекрасно описание  в следующих строках: «Какое странное и манящее, и несущее и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух…покрепче в дорожную шаль, шапку на уши…Кони мчатся…».Дорога-это композиционный стержень произведения. Бричка Чичикова-символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека. А проселочные дороги,по которым бричка колесит,-не только реалистическая картина российского бездорожья, но и символ кривого пути национального развития. «Птица-тройка» и ее стремительный лет противопоставлена  бричке Чичикова и ее однообразному  кружению по бездорожью от одного помещика к другому. Но это дорога-уже не жизнь одного человека, а судьба всего русского государства.Сама Русь воплощена в образе птицы-тройки, летящей в будущее: «Эй,тройка!...не дает ответа…летит мимо все…и дают ей дороги другие народы и государства».Образ дороги в поэме «Кому на Руси жить хорошо» является связующим звеном между главами. Здесь также связывающей нитью между этапами повествования является дорога. Так, поэма начинается с описания дороги, зовущей читателя отправиться в путешествие:                                                                                                                     Широкая дороженька,                                                                         Березками обставлена,                                                                Далеко  протянулася,                                                                                                                                                                  Образ дороги повторятся часто:                                                                              Идут путем- дорогую;                                                                        -Домой скотина гонится ,                                                                 Дорога  запылилася.                                                    В контексте темы произведения образ дороги приобретает символическое значение-это еще и жизненный путь человека.О дороге как о жизненном пути человека,как о его деле,занятии в поэме говорит поп: «Дороги наши трудные. Приход у нас большой» Так образ дороги в поэме связывается с темой счастья. Каждый из героев, встреченных крестьянами на пути, рассказывает о своей «дороге».Образ дороги в этом произведении не выходит на первый на первый план. Это лишь связывающая нить между отдельными пунктами путешествия. Некрасов живо чувствует, что происходит с путешественниками.  Образ дороги здесь традиционный символ жизненного пути. Перед Гришей Добросклоновым  стоит вопрос,какой жизненный путь выбрать: «Одна просторная дорога-торная,страстей раба, по ней громадная,к соблазну жадная идет толпа», «Другая-тесная,дорога честная,по ней идут лишь души сильные, любвеобильные, на бой, на труд». Итог- «сманила Гришу узкая, извилистая тропочка».  Он выбрал путь народного заступника.В финале поэмы автор размышляет о судьбе честного,свободного человека Гриши Добросклонова. Перед ним открывается два пути. Один-это проторенный путь жадной толпы.Другой-путь честного волевого человека,готового на борьбу за народное счастье. (Выступление сопровождается просмотром слайда)                                                                                                                                               Вывод: Функции мотива дороги в произведениях А.Радищева, Н.Некрасова,Н.Гоголя разнообразны. В первую очередь-это композиционный прием, связывающий воедино главы произведения. Во-вторых, образ дороги выполняет функцию характеристики образов помещиков, которых посещает одного за другим Чичиков. Каждая его встреча с помещиком предваряется описанием дороги,поместья.Как и в «Мертвых душах», в поэме «Кому на Руси жить хорошо»тема дороги является связующей. Поэт начинает поэму «со столбовой дороженьки»,на которой сошлись семеро мужиков-правдоискателей. Эта тема видна на  протяжении всего длинного повествования, но для Некрасова дорога лишь иллюстрация жизни,малая ее часть. Основное  действие в «Путешествии…»-повествование, развернутое во времени,но не в пространстве. Главное-вопрос политического устройства в России,поэтому тема дороги у А.Радищева второстепенна. В разобранных произведениях мотив дороги является связующим.  Для Н.Некрасова важны судьбы людей,связанных дорогой, для Н.Гоголя важна дорога, связывающая все в жизни; для А.Радищева дорога является художественным приемом.(Заполнение таблицы учащимися).

Учитель:Совершив путешествие вместе с А.Радищевым, Н.Некрасовым,  Н.Гоголем ,мы убедились как тернист и сложен   был путь, увидели как длинна и бесконечна дорога. Давайте все вместе вспомним, кого встретили мы на своем пути вместе с автором произведений.

                                                                                                                                                                           

д

о

р

о

г

а

1.Н.Некрасов называет его поэме «Мертвые души» «историческим человеком». Кто он?                                                                              2.Кто встретился первым на пути семи странников?                                                                                                          3.В главе «Спасская Полесть» «Путешествия…»                                   А.Радищева спящий путешественник видел себя кем?                         4.Кто он ,герой-странник, скупающий мертвые души ?                                                                                           5. «Удалась мне песенка!» Кто является автором данного высказывания в поэме Н.Некрасова?                                                                  6.Как звали крестьянскую девушку в главе «Едрово» «Путешествия из Петербурга в Москву»?

   

       

   

                                                                                                               В результате выступлений творческих групп в тетрадях учащихся и на доске возможна запись таблицы ключевых моментов урока, которая и является завершающим этапом урока.

Мотив дороги в произведениях русской литературы.

Ключевые  вопросы

А.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

Н.Гоголь «Мертвые души»

Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Кто они, странствующие герои,отправляю-щиеся в дорогу?

Путешественник, познающий ужас крепостническо-го строя.

Чичиков путешествует по Руси с целью приобрете-ния мертвых душ.

Мужики-       правдоиска-  тели в поисках ответа на вопрос:  «Кому живется весело,воль-готно на Руси?»

Какую роль играет маршрут в раскрытии образа дороги?

Главы произведения поименованы названиями тех станций,на которых останавливался  путешественник. Это дает возможность широко охватить русскую действитель-ность конца 18 века.

Движение сюжета-посещение имений помещиков,  чиновников, которые образуют  коллектив-ный портрет  губернской власти.

Встречи с помещиками, чиновниками, крестьянами, городскими обывателями складывается  в широкую картину жизни России.

Как удается автору в нескольких строчках в результате одной встречи в пути нарисовать запоминающее лицо,а иногда и целую человеческую жизнь?

Реплика,фраза, сопоставления дают возможность изображения широкой панорамы действительнос-ти

Широкое использова-ние элементов гротеска, эпитетов, метафор, сравнений, слов-символов используется  при описании внешности персонажей.

Былинный тон повествова-ния,сказочное вступление, выявление бытовых деталей,любов-ное использование уменьшитель-но-ласкательных суффиксов дает возможность быть участником событий.

Какую роль играет песня в раскрытии мотива дороги?

Ямщик поет заунывную песню, навеянную избыточной тоской от длинного пути.

Песня Чичикова  странная, как  странен сам герой,живу-щий жаждой наживы.Сели-фан и песня. Разные песни –разные судьбы.

Песни Гриши,Матрены- обильное массовое пение с хорами.Песня- разгадка тайны русской души.

Какой символизирую-щий смысл имеет дорога ,как мотив дороги связан с философским  понятием жизненного пути?

Основное действие в  «Путешествии..»- повествование,  развернуто во времени,но не в пространстве. Главное- вопрос политического устройства в России.Для Радищева   дорога является художественным приемом.

Дорога- композици-онный прием, связывающий воедино главы.В начале поэмы-это дорога одного человека, в конце- дорога целого государства.         Для  Гоголя   дорога-метафоричес- кий образ.

Дорога- иллюстрация жизни, символ жизненного пути человека, сязывающая нить между отдельными  пунктами путешествия. Для Некрасова важны судьбы людей ,связан-ные  дорогой.

Рефлексия.В жизни каждого человека бывают такие мгновения,когда хочется выйти на простор и отправиться в «прекресное далеко». Представьте себе,что перед вами три дороги:дорога А.Радищева, Н.Гоголя, Н.Некрасова и их произведения.По какой дороге вы бы хотели пройтись?

Домашнее задание:(по выбору учащихся)                                                                                                                                                  –составьте  ОСК на тему «Мотив дороги в произведениях А.Радищева,Н.Гоголя,Н.Некрасова;                                                     -напишите сочинение-эссе «Природный календарь в пути» по произведениям «Путешествие из Петербурга в Москву», «Мертвые души», «Кому на Руси жить хорошо»;                                                                                                       -дополните схему самостоятельно, доказывая свою точку зрения(письменно):

                                        Типы странников

правдоискатели(«Кому на Руси жить     авантюрист «Мертвые )           ?               хорошо»)                                 души» )                                ( «Путешествие                                                                 из Петербурга в Москву»)

        ? ( «Герой нашего времени»)                                        ? ( «Слово о полку Игореве»)

Литература.

 Калиниченко М.Н. Возвращаю долги. - «Русский язык и литература в учебных заведениях УССР» №8,1990.

Торопчинина Л.А.  Мотив дороги в творчестве русских писателей 19 века.- «Литература в школе» №6,2007.

Благой Д. Книга великой ненависти и великой любви.-М.,1969.

Еремина Т.А. Мастерские по литературе,10 класс. Методическое пособие. -Патриот,2007.

Чуковский К.И.  Мастерство Н.Некрасова.-М.,1962.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Жизнь - бесконечное познанье, возьми свой посох и иди..." (сквозной мотив дороги в русской литературе 18 - 20 веков)

Данный урок разработан в качестве обобщающего занятия по курсу изучения русской литературы в 11 классе....

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Нормы оценивания по русскому языку, родному (русскому) языку и литературе, родной (русской) литературе

В документе содержатся нормы оценок устных ответов и письменных работ по указанным предметам....

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....

Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века

Тема: Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века.  Основные темы и проблемы литературы XIX века. Цель: дать общее представление о ру...