Рабочая программа по истории в 10-11 классах ( автор - О.В. Волобуев)
рабочая программа по истории (10 класс) на тему

Собка Виктор Юрьевич

              Программа по истории в 10-11 классах  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

           Программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории.

Программа выполняет две основные функции.

 Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего общего образования на базовом уровне, в том числе: в X классе - 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, в XI классе –68 часов из расчета 2 часа в неделю.

  В соответствии с базисным учебным планом, «История» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii_10-11_kl.doc640.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Рабочая программа по истории в 10-11 классах.

                     2013-2014 учебный год.

Пояснительная записка

1. Статус документа. 

Рабочая программа по истории для X-XI классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы О.В. Волобуева «Россия и мир. 10-11 кл.: программы для общеобразовательных учреждений. - М.: «Дрофа», 2008.»

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории.

2. Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования  способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования  связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

3. Основные содержательные линии.

Основные содержательные линии рабочей программы на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

С учетом объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом обществоведения. Предполагается не только  использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.

4. Цели обучения

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

5. Место предмета в базисном учебном плане

Базисный учебный план отводит 136  часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, в том числе: в X и XI классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

6. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

7. Результаты обучения

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Содержание учебной программы по истории  ( 10 и 11 кл., 136 ч)

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Древнейшая история человечества

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.

Цивилизации Древнего мира и Средневековья

Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Философское наследие Древнего Востока.

Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности.

Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.

Новое время: эпоха модернизации

Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.

Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики.

 От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе.

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в  XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.  

От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества.

Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния». Изменение социальной структуры индустриального общества. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг.

Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.

Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал-социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры.

Формирование и развитие мировой системы социализма. Попытки демократизации социалистического строя.

«Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы

Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Складывание международно-правовой системы. Лига наций и ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны».

Духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира.

Человечество на этапе перехода к информационному обществу

Информационная революция конца ХХ в.  Становление информационного общества.

Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока.

Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка.

Европейский Союз. Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Изменения в научной картине мира.

ИСТОРИЯ РОССИИ

История России – часть всемирной истории

Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.

Народы и древнейшие государства на территории России

Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.  

Русь в IX – начале XII вв.  

Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Расцвет культуры домонгольской Руси.

Нашествие на Русь. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения.

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Москва как центр развития культуры великорусской народности.

Российское государство во второй половине XV – XVII вв.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества.

Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири.

Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.

Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания.

Россия в XVIII – середине XIX вв.

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества.  Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.

Превращение России в мировую державу. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства.

Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв.

Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги.  

 «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг.  Общественно-политический кризис накануне 1917 г.

Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.

Революция 1917 г. и Гражданская война в России

Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества.

Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г.

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения.

Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.

Советское общество в 1922-1941 гг.  

Образование СССР. . Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.

 Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии.

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Наука в СССР в 1920-1930-е гг.

Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.

Советский Союз в годы Великой Отечественной войны

Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война:  основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.  Развитие советского военного искусства.

Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.

СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.

СССР в первые послевоенные десятилетия

Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления.

Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.

Духовная жизнь в послевоенные годы. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.

СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг.

Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.

СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Афганская война и ее последствия.

Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве.

Советское общество в 1985-1991 гг.

Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг.  Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства.

Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.

«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг.

Российская Федерация

Становление новой российской государственности. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений.. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил.

             Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств.

                                                                                                       

Структура учебно-тематического плана

Учебно-тематический план по истории в 10 классе

Главы

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Цивилизации Древнего мира и раннего средневековья.

6

3.

Древняя Русь

8

4.

Западная Европа в XI-XV веках

4

5.

Российское государство в XIV-XVII веках

9

6.

Запад и Новое время

9

7.

Российская империя в XVIII веке

5

8.

Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации

10

9.

Россия на пути модернизации

9

10.

Культура XIX века

7

                                                                           

 

Учебно-тематический план по истории в 11 классе

Главы

Количество часов

Введение

1

1.

Россия и мир в начале XX века

10

2.

Мировая война и революционные потрясения

14

3.

Мир в межвоенный период

5

4.

Социалистический эксперимент в СССР

10

5.

Вторая мировая война

13

6.

Биполярный мир и «холодная война»

5

7.

СССР и социалистические страны

7

8.

Запад и «третий мир» во второй половине XX века

6

9.

Россия в современном мире

11

10.

Духовная жизнь

11

11.

Итоговое повторение по курсу: «Россия и мир»

7

Основные формы текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся:

- устные и письменные развернутые ответы;

- тестирование;

- работа с терминами (письменно и устно);

- выполнение творческих заданий.

Календарно-тематическое  планирование курса

«Россия и мир. История с древнейших времен до конца ХIХ века»

10 класс

Программа: О.В. Волобуев. Россия и мир с древнейших времен до конца ХХ века: Программы для образовательных учреждений, - М.: Дрофа, 2008.

Учебное пособие: О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожин. Россия и мир с древнейших времен до конца XIX века, учеб. для 10 кл – М.: Дрофа, 2008.

урока

Название тем и уроков

&

Цели изучения темы

Проблемы и основные вопросы

Кол-во

часов

Дата проведения

план

факт

1

Вводный урок

Рассмотреть с учащимися основные этапы развития

человеческого общества.

Общественно-экономические формации

1

3.09.

3.09

Тема 1. Цивилизации Древнего мира и раннего средневековья. (6 ч)

2

Древний восток и античный мир.

1

Рассмотреть с учащимися особенности развития

Древнего Востока и античного мира.

Присваивающее хозяйство, цивилизация,

полис, аристократическая и демократическая

формы правления.  

1

7.09

7.09

3

Рождение европейской

средневековой цивилизации.

2

Познакомить учащихся с особенностями появления и

развития европейской средневековой цивилизации.

«Рабы с хижиной», племена варваров,

романизация, христианство.

1

10.09

10.09

4

Страны Западной Европы

в раннее Средневековье.

3

Проанализировать с учащимися особенности развития стран Западной Европы в раннее Средневековье.

Империя, феодальная раздробленность,

феодальная лестница, католическая церковь.

1

14.09

14.09

5

Византийская империя и

восточно-христианский мир.

4

Рассмотреть особенности развития Византии после

крушения Западной Римской империи, развитие

взаимоотношений Византии с Древней Русью.

Раскол христианства, восточная и

западная ветви христианства.

1

17.09

17.09

6

Исламский мир.

5

Познакомить учащихся с причинами возникновения и

особенностям ислама.

Ислам, Арабский халифат.

1

21.09

21.09

7

Повторительно-обобщающий

урок.

Систематизировать знания учащихся по данному материалу.

1

24.09

24.09

Тема 2. Древняя Русь. (8 ч)

8

Народы Восточной Европы.

6

Изучить особенности жизни древнего населения

Северной Евразии.

Природно-географическая среда и

хозяйственно-культурные типы, индоевропейская языковая общность.

1

28.09

28.09

10

Возникновение Древнерусского

государства. Крещение Руси.

8

Рассмотреть с учащимися особенности формирования Древнерусского государства, причины историческое

значение принятия христианства.

Путь «из варяг в греки», норманнская теория, крещение Руси.

1

1.10

1.10

11

Государство и общество.

9

Проследить с учащимися развитие общественных

отношений в Древнерусском государстве.

Полюдье, дань, «Русская правда», вотчина,

рядович, закуп, «прощеник»,  «наймиты»,

холоп, «детинцы».

1

5.10.

5.10.

   

12

Церковь и культура.

10

Рассмотреть с учащимися особенности влияния

христианской церкви на развитие культуры

Древнерусского государства.

Десятина, летопись, ересь.

      1

8.10

8.10

13

Раздробленность Руси.

11

Раскрыть причины и последствия княжеских усобиц

для Руси.

Половцы, «Повесть временных лет»,

феодальная раздробленность, «Слово о

полку Игореве», аристократическая

республика.

1

12.10.

12.10

14

Русь между Востоком и Западом.

12-13

Изучить с учащимися монгольские завоевания в Азии и Европе, русские земли и монгольское нашествие,

выяснить причины поражения русских дружин в битвах с монголо-татарскими захватчиками и побед в борьбе с натиском с северо-запада.

1

15.10.

15.10.

15

Повторительно-обобщающий

урок.

Систематизировать знания учащихся по данному

материалу.

Тестирование

1

19.10

19.10

Тема 3. Западная Европа в XI-XV веках (4 ч)

16

Экономическое и политическое

развитие.

14

Познакомить учащихся с особенностями

экономического и политического развития в Западной Европе и процессом образования централизованных государств.

Рост городов и сословный строй в

Европе, династические войны,

100 – летняя война.

1

22.10

22.10

17

Взаимодействие средневековых

Цивилизаций.

15

Рассмотреть с учащимися особенности взаимодействия средневековых цивилизаций.

Католический, православный и

мусульманский миры, крестовые походы,

реконкиста.

1

26.10

26.10

18

Культура средневекового Запада.

16

Познакомить учащихся с культурой средневекового

Запада.

Аскетизм, христианская мораль,

«рыцарская», «крестьянская» и

«городская» культуры.

1

29.10

29.10

19

Семинарское занятие «Культура Древней Руси и средневекового Запада»

Систематизировать знания учащихся по данному

материалу.

1

12.11

12.11

Тема 4. Российское государство в XIV-XVII веках. (9 ч)

20

Москва во главе объединения

Русских земель.

17

Показать учащимся причины возвышения Москвы,

роль ее географического положения и деятельность

московских князей.

Ясак, Иван Калита, Дмитрий Донской,

Хан Мамай.

1

16.11

16.11

21

Срезовая  работа

18

1

19.11

19.11

22

Россия: третье православное

царство.

19

Показать учащимся особенности образования

Российского государства и рассмотреть роль Москвы в том процессе.

«Москва-третий Рим», Иван III, Юрьев

день, Боярская Дума, «Князь всея Руси».

1

23.11

23.11

23-

24

Кризис государства и общества.

Смутное время.

20

Рассмотреть особенности развития России в период

правления Ивана Грозного, его влияние на дальнейшее

развитие государства.

Царь, Избранная рада, Земский собор,

Губная реформа, опричнина, Ливонская

война, смутное время, интервенция.

2

26.11

30.11

26.11

30.11

25

Становление самодержавия

Романовых.

21

Рассмотреть особенности развития России в первые

десятилетия правления династии Романовых, показать

причины конфликта между светской и духовной

властью и результаты этого столкновения.

Окольничьи, думные дворяне, думны,

дьяки, «ближняя» и «тайная» думы,

церковный раскол, раскольники,

старообрядцы, Никон, Аввакум.

1

3.12.

3.12.

26

Начало формирования

многонационального

государства.

22

Рассмотреть этапы присоединение земель к России и

политику к народам населяющих эти территории.

Казачество, Строгановы, Ермак,

Переяславская рада.

1

7.12

7.12

27

Русская культура

23

Показать учащимся особенности развития культуры в

период образования единого российского государства.

Нестяжатели, иосифляне, «Домострой»

1

10.12

10.12

28

Семинарское занятие

«Особенности политического

строя и духовной жизни

России».

Рассмотреть с учащимися особенности политического

строя и духовной жизни России.

1

14.12

14.12

Тема 5. Запад и Новое время (9 ч)

 29-30

Европа в начале Нового

времени.

24

Рассмотреть с учащимися причины географических

открытий и их направленность.

Великие путешественники, колонии,

религиозные войны.

2

17.12

21.12

17.12

21.12

 31-32

Государство и общество стран

Западной Европы в XVII веке.

25

Рассмотреть с учащимися политическое развитие стран

в XVI веке и формирование абсолютизма, ситуацию,

приведшую к кризису сословного строя в Европе и

буржуазной революции в Англии.

Абсолютизм, причины английской

буржуазной революции, религиозный

фактор в гражданской войне в Англии,

режим Кромвеля, реставрация.

2

24.12

14.01

24.12

14.01

33

Эпоха Просвещения.

26

Познакомить учащихся с эпохой Просвещения и

просвещенный абсолютизм в Европе и проведение

реформ «сверху».

Просвещенный абсолютизм в Австрии и

Пруссии: опыт реформ «сверху».

1

18.01

18.01

 34-

35

Революции XVIII столетия.

27-28

Рассмотреть с учащимися особенности развития

североамериканских колоний Англии, причины войны

за независимость в Северной Америки и образование

США, причины революции во Франции, ее ход и

итоги.

Освободительная война в Северной

Америке, якобинская диктатура,

термидорианский режим.

2

21.01

25.01

21.01

25.01

36

Тенденции и направления

развития европейской культуры

XVI-XVIII веков.

29

Показать учащимся особенности развития

европейской культуры XVI-XVIII веков.

Гуманизм, барокко, классицизм.

1

28.01

28.01

37

Повторительно-обобщающий

урок.

Систематизировать знания учащихся по данному

материалу.

1

1.02

1.02

Тема 6. Российская империя в XVIII веке (5 ч)

38

Власть и общество.

30

Рассмотреть с учащимися особенности укрепления

основ российской государственности в XVIII века.

«Окно в Европу», сенат, фискалы,

коллегии, губерния, провинция, «табель о рангах», ассамблея, календарь,

Ништадский мир, империя, «жалованная Грамота дворянству».

1

4.02

4.02

39

Социально-экономическое

развитие страны.

31

Показать учащимся особенности

социально-экономическое развитие страны.

Протекционистская политика, «посессионные»

и «приписные» крестьяне, гильдия.

1

8.02

8.02

40

Расширение территории

государства.

32

Рассмотреть внешнюю политику России в XVIII веке и выявить ее основные направления.

Петр I, Румянцев, Потемкин, Суворов,

Ушаков.

1

11.02

11.02

41

Образование, наука и культура.

33

Показать учащимся развитие культуры России

в данный исторический период.  

Просвещение, Ломоносов, «Путешествие

из Петербурга в Москву», классицизм, живопись, театр.

1

15.02

15.02

42

Повторительно-обобщающий

урок.

Систематизировать знания учащихся по данному

материалу.

1

18.02

18.02

Тема 7. Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации (10 ч)

43-

44

Эпоха наполеоновских войн.

34

Изучить с учащимися особенности переворота во

Франции и создание империи Наполеона I, войны

Франции в континентальной Европе, кризис

экономической политики империи и освободительная

борьба народов. Рассмотреть причины вторжение

Наполеона в Россию и крушения империи во Франции.

Аустерлиц, континентальная блокада,

Тильзитский мир, партизанская война,

Бородинское сражение, «100 дней» Наполеона.  

2

22.02

25.02

22.02

25.02

45

Промышленный переворот и

становление индустриального

общества в странах Запада.

35

Познакомить учащихся с особенностями промышленного

переворота в странах Западной и Центральной Европы

и подъема рабочего движения.

Промышленный переворот, рабочее движение,

урбанизация.

1

1.03

1.03

46-

47

Революции и реформы.

Хронологический диктант.

36-37

Показать учащимся особенности развития стран Запада

в XIX веке.

Венский конгресс, Священный союз,

революции 1848-1849 гг., пролетариат,

чартистское движение, гомстеды.

2

4.03

11.03

4.03

11.03

48-

 49

Идейные течения и

политические партии.

38

Познакомить учащихся с развитием идейных течений и

политических партий в Европе в XIX веке.

Консерватизм, либерализм, социализм,

национализм.

2

15.03

18.03

15.03

50

Колониальные империи.

39

Показать учащимся особенности развития и упадка

колониальных империй.

«Владычица морей», колонисты.

1

1.04

51

Особенности развития стран Запада во второй половине XIX века.

40

Рассмотреть с учащимися особенности развития стран

Запада во второй половине XIX века.

Нация, империализм.

1

5.04

52

Повторительно-обобщающий

урок.

Систематизировать знания учащихся по данному

материалу.

1

8.04

Тема 8. Россия на пути модернизации (9 ч)

53

Российское государство в

первой половине XIX века.

41

Рассмотреть с учащимися причины кризиса политики

«просвещенного абсолютизма» в России, восстание

Декабристов в 1825 г. и политику Николая I.

Военные поселения, Конституционный

проект, заговорщики, декабристы, Третье

отделение, жандармский корпус, теория

официальной народности.

1

12.04

54

Общественная жизнь в первой

половине XIX века.

42

Рассмотреть с учащимися особенности развития

общественной мысли в данный период.

Славянофилы, западники, петрашевцы.

1

15.04

55-56

Реформы 1860-1870-х годов.

43-44

Рассмотреть с учащимися причины проведения и

особенности реформ.

Либеральные реформы: крестьянская,

земская, городская, судебная, военная,

финансовая, образования.

2

19.04

22.04

57

Общественное движение в

России во второй половине

XIX века.

45

Раскрыть причины подъема общественного движения

в данный период и его течения.

Народничество, либералы, радикалы,

«хождение в народ», «Земля и воля»,

«Народная воля», «Черный передел»,

«Диктатура сердца», социал-демократия.

1

26.04

58-59

Россия – многонациональная

империя.

46-47

Познакомить учащихся с процессами превращения

России в многонациональную империю.

Кавказская война, Казахстан, Средняя

Азия.

2

29.04

6.05

60

Повторительно-обобщающий

урок.

Систематизировать знания учащихся по данному

материалу.

1

13.05

61

Семинарское занятие

«Проблемы капиталистической

индустриализации и

политического развития».

Рассмотреть с учащимися основные проблемы

капиталистической индустриализации

и политического развития.

1

17.05

Тема 9. Культура XIX века (7 ч)

62-63

Научно-технический прогресс

и общество.

Итоговая контрольная работа.

48

Познакомить учащихся с основными достижениями в

Области науки в XIX веке.

Дарвин, Менделеев, Максвелл, Маркс,

телеграф, радио.

2

20.05

24.05

64

Мировая литература и

художественная культура.

49

Рассмотреть с учащимися особенности развития

литературы и художественной культуры в XIX веке.

Ампир, реализм, импрессионизм,

символизм.

1

27.05

65

Культура России XIX века.

50

Рассмотреть с учащимися  особенности развития

культуры России в данный период.

«Русский стиль», портрет, пейзаж,

натюрморт, «Передвижники», Третьяковка»,

«Могучая кучка».

1

66

Урок – экскурсия «Мои любимые

русские художники и архитекторы».

Рассмотреть с учащимися  в форме экскурсии их

любимых русских художников и архитекторов.

1

67-68

Итоговые уроки по курсу.

Обобщить и систематизировать знания учащихся по истории IX-XIX вв.

2

Используемый учебно-методический комплект:

1.        «Россия и мир», 10 кл., авт. О.В. Волобуев, В.А. Клоков и др., М., «Дрофа», 2008 г.

      2.   Россия в 90-е гг. ХХ-ХХ1 вв., авт. О.В. Волобуев, СВ. Кулешов, дополнительный материал к учебнику, М., «Мнемозина», 2002 г.

  1. История России (1945-2008 гг.), авт. А.В. Филиппов, М., Просвещение, 2008 г.
  2. «История Донского края» в 3-х частях, авт. С.А. Кислицын и др Р., «Донской издательский дом», 2004 г.

Контрольно-измерительные материалы:

Срезовая  работа по истории в 10 классе.

I вариант

1.Какие черты Византия     унаследовала     от     античного мира,  а какие связывают ее с западноевропейской цивилизацией?

2.Охарактеризуйте основные итоги крестовых походов.

3.Опишите основные черты «рыцарской культуры».

4.0бъясните понятия: внутренняя колонизация, трубадуры, реконкиста.

II вариант

1.Докажите, что города выступали в качестве главных центров развития средневекового Запада.

2.В чем сходство и различия в развитии сельского хозяйства Руси и Западной Европы.

3.Опишите основные черты «городской культуры».

4.Объясните понятия: жонглеры, аскетизм, мавры.

Хронологический диктант по истории в 10  классе

  1. Какие события произошли в:

 

988, 1147, 1380, 1709, 1861, 1817-1864, 1853-1856, 1812,

1814-1815  годах

Итоговая контрольная работа по истории в 10  классе

  1. Перечислите древнейшие государства Востока.
  2. Какую роль сыграло принятие христианства для Руси?
  3. Охарактеризуйте основные черты рыцарской культуры.
  4. Какие территориальные завоевания получила Россия при Петре I?
  5. В чем значение отмены крепостного права?
  6. Особенности российской модернизации конца XIX.

Календарно-тематическое  планирование курса «Россия и мир в XX веке»  11 класс

Название тем и уроков

Кол.

сроки

Цели изучения темы

Основные понятия и

Вид

Дом.

зад.

урока

час.

План          факт

термины

контроля

задан

1.

Вводный урок

1

3.09

3.09

Обобщить знания уч-ся об основных

Новейшая история, теория

тенденциях и результатах мирового

модернизации.

С. 3

исторического процесса к концу 19 в.

Дать общую характеристику периода

новейшей истории.

Тема 1. Россия и мир

10

Раскрыть особенности модернизации

Индустриальное общество,

в начале XX века.

в России, показать нарастание

научно-технический

Новые тенденции в

/  Ч

6.09

6.09

социальных противоречий в стране.

прогресс, авторитарная

П. 1

2-3

развитии общества.

2

7.09

7.09

Ознакомить уч-ся с причинами,

власть, реформизм, новый

|

основными этапами первой

либерализм, социал-

4-5-6

Первая российская

3

10.09

10.09

российской революции, кратко

демократия, новое

П. 2-3

революция.

13.09

13.09

охарактеризовать главные события

народничество, Советы

14.09

14.09

1905 г., рассмотреть деятельность

рабочих депутатов,

7

Российское общество и

1

17.09

17.09

основных политических сил в

парламентаризм, кадеты,

П. 4

реформы.

условиях революции, становления

октябристы, куриальная

8.

Семинарское занятие

1

20.09

19.09

парламентаризма и

система выборов, хутора,

П. 5

«Первая российская

21.09

21.09

многопартийности.

отруба, гегемония.

революция и

Охарактеризовать программные

реформы».

установки основных политических

9-10

Россия в системе

2

24.09

24.09

сил. Выявить значение аграрной

П. 5

мирового рынка и

27.09

27.09

реформы Столыпина, ее последствия.

международных

Обозначить место России в системе

союзов.

международных отношений.

Охарактеризовать основные точки

11.

Урок обобщения по

1

28.09

28.09

зрения на процессы модернизации в

П. 1-5

теме 1.

России в отечественной и

зарубежной историографии.

Тема 2. Мировая

14

Раскрыть геополитическую

Мировая война, инфляция,

война и

обстановку накануне войны.

демократическая революция,

революционные

Разъяснить уч-ся предпосылки и

социалистическая

потрясения.

причины войны. Охарактеризовать

революция, колониальное

12-14

Первая мировая война.

2

1,4.10

1,4.10

планы России, ее союзников и

правительство, политическая

П.6-7

15-16

Российская революция

2

5,8.10

5,8.10

противников. Показать ход военных

доктрина. Мировая

П.8-9

1917 г.

действий на основных театрах войны,

революция, международное

особенно подчеркнуть роль

право, аннексия,

17.

Семинарское занятие

1

11.10

11.10

Восточного фронта в Первой

контрибуции, сепаратный

ИКТ

«Проблемы

мировой войне, Охарактеризовать

мир, общественное сознание,

историографии

социально-экономическое развитие

Гражданская война,

Российской

России в годы войны и отношение

пролетариат, диктатура

революции».

различных политических сил к

пролетариата, Советы,

войне. Ознакомить уч-ся с

рабочий контроль,

18-19

Гражданская война в

2

12.10

12.10

политической и экономической

национализация,

П.10-11

России.

15.10

15.10

ситуацией в России в нач. 1917 г.

однопартийная система,

20-21

Семинарское занятие

2

18.10

18.10

Дать характеристику революционных

конституция, советская

«Победа большевиков

19.10

19.10

событий февраля 1917 г., развития

власть, сепаратизм,

ИКТ

в России: причины и

политической и социально-

анархизм, белое движение,

последствия».

экономической ситуации после

продразверстка,

февраля. Показать исторические

экспроприация,

22-23

От Российской

2

22.10

22.10

альтернативы 1917 г. Раскрыть

государственный

П.12

республики Советов к

25.10

25.10

причины прихода к власти

суверенитет, автономия,

СССР.

большевиков. Охарактеризовать

федеративное государство,

различные подходы в историографии

союзное гос-во, унитарное

24

Послевоенное

1

26.10

26.10

по этому вопросу. Раскрыть причины

государство, послевоенное

П.13

урегулирование и

Гражданской войны, основные ее

урегулирование,

революционные

этапы и события. Выяснить основные

изоляционизм, репарации.

события в Европе.

подходы к изучению истории

Гражданской войны в отечественной

25

Семинарское занятие

1

29.10

29.10

и зарубежной историографии.

ИКТ

«Новая политическая

Выяснить итоги Первой мировой

карта Европы».

войны, ее последствия, влияние

26

Урок обобщения по

1

1.11

1.11

послевоенного урегулирования на

теме 2.

развитие международных

С.89

отношений. Показать

противоречивый характер

Версальского мирного договора.

Охарактеризовать влияние Первой

мировой войны и революционного

движения в России на

революционные процессы в Европе и

на Востоке, на судьбы народов

колониальных стран.

Тема 3. Мир в

5

Показать предпосылки

Свободная рыночная

межвоенный период.

экономического кризиса, его

экономика, Банкротство,

П.14

27

Мировой

1  

12.11

12.11

мировой характер, проявление

экономический кризис,

экономический кризис.

кризиса в разных странах мира.

депрессия, либеральная

28-29

Тоталитарные режимы

2

15.11

15.11

Охарактеризовать идеологию

Экономика, девальвация,

Срезовая работа

в Европе.

16.11

16.11

либерального реформизма и

государственный контроль,

Срезовая работа

основанные на ней мероприятия

система социального

работа

П.15

«нового курса» в США. Сравнить

обеспечения, социальные

30

Модернизация в

1

19.11

19.11

выход из кризиса, предложенный

реформы, профсоюзы,

П.16

странах Востока.

левыми силами, либеральными

лейбористы, дефицит

реформаторами и фашистами.

бюджета, фашизм,

31

Урок обобщения по

1

22.11

22.11

Раскрыть политику Народного

социалисты, забастовочные

теме 3.

фронта во Франции. Показать

движения, тоталитарные

С.115

причины, особенности и истоки

режимы, тоталитаризм,

тоталитарных режимов в Европе.

культ сильной личности,

Раскрыть внутреннюю политику

оппозиционные партии,

нацистов и итальянских фашистов.

корпорации, автаркия,

Показать нестабильность

расизм, антисемитизм,

авторитарного и тоталитарного путей

нацизм, пропаганда,

преодоления кризиса.

концлагеря, средства

массовой информации,

колониализм, мандатная

система, светское гос-во,

концессия, этатизм,

модернизация, религиозная

рознь, сатьяграха, хартал.

Тема 4.

10

Раскрыть причины введения нэпа, его

Социальное равенство,

Социалистический

основные направления.

политика «военного

эксперимент в СССР.

Охарактеризовать проблему

коммунизма», НЭП,

32-33

Советская страна в

2

23.11

23.11

многоукладности народного

государственная

П.17

годы нэпа.

26.11

26.11

хозяйства. Рассказать о перестройке

собственность, коллективная

системы управления

собственность,

34-35

Пути большевистской

2

29.11

государственным сектором

многоукладность,

модернизации.

29.11

30.11

экономики. Выявить трудности нэпа,

государственный сектор,

П.18-19

30.11

противоречия между экономической

хозрасчет, плановый

36-37

Семинарское занятие

2

3.12

3.12

и политической системами СССР в

характер экономики,

ИКТ

«СССР: новая

6.12

6.12

период непа. Раскрыть причины

инакомыслие, отделение

политическая и

отхода от нэпа. Охарактеризовать

церкви от государства,

социально-

процесс сращивания партийного и

индустриализация, денежная

экономическая

государственного аппарат.

реформа, кооперация,

модель».

7.12

7.12

Показать различные точки зрения в

продналог, «культурная

П.20

38-39

СССР в системе

2

10.12

10.12

историографии на формирование

революция», милитаризация

П.21

международных

сталинского режима, курса на

экономики,

отношений

построение социализма в одной

социалистическая

стране. Раскрыть противоречия курса

модернизация,

40.

Урок обобщения по

1

13.12

14.12

на индустриализацию и

коллективизация

Собеседов.

С.145

теме 4.

коллективизацию, показать их

с/хозяйства, кулачество,

41

Семинарское занятие

1

14.12

17.12

последствия. Охарактеризовать

командно-административная

ИКТ

«Тоталитарные

причины непрочности Версальско-

система, дефицит,

режимы:

Вашингтонской системы и появления

урбанизационные процессы,

происхождение,

новых центров силы в Европе и

ментальность, элита,

сущность, типология».

Азии. Рассказать об эволюции

бюрократия, пропаганда,

внешнеполитического курса СССР в

мировая революция,

условиях нарастания агрессии в

дипломатия, реконструкция

Европе и Азии. Показать отношения

народного хозяйства,

Коминтерна и европейской социал-

демилитаризованная зона,

демократии к проблеме единства

репрессии.

рабочего движения и политики

коллективной безопасности и роли

СССР в международных отношениях

перед войной.

Тема 5. Вторая

13

Показать причины и характер Второй

Антигитлеровская коалиция,

мировая война.

мировой войны, ее основные этапы.

гегемония, государства-

42-43

Агрессия гитлеровской

2

17.12

20.12

Охарактеризовать ход военных

агрессоры, сателлиты,

П.22 ИКТ

Германии.

20.12

21.12

действий на основных театрах войны.

молниеносная война,

Особо выделить советско-германский

этническая граница,

44-45

СССР накануне

21.12

24.12

фронт, подчеркнуть его значение в

«странная война»,

П.23 ИКТ

Великой

24.12

27.12

разгроме врага. Проследить

капитуляция,

Отечественной войны.

2

основные этапы формирования

административный ресурс,

антигитлеровской коалиции.

территориальные

46-47

Начало Великой

2

27.12

14.01

Проанализировать важнейшие

приобретения, мобилизация,

П.24 ИКТ

Отечественной войны.

14.01

15.01

дипломатические и политические

эвакуация, оккупация,

документы.

стратегия, коренной

48-49

Коренной перелом.

2

17.01

17.01

Раскрыть роль тыла в войне,

перелом, театр военных

Контр. работа

П.25

18.01

18.01

подчеркнуть значение движения

действий, ленд-лиз,

№ 1

50

Семинарское занятие

1

21.01

21.01

Сопротивления. Показать цену

патриотизм, партизанское

«Человек на войне»

войны для мирного населения.

движение, движение

ИКТ

Обозначить итоги, значение победы в

Сопротивления,

51-52

Победа

2

24.01

24.01

войне, роль в ней СССР.

сверхдержавы,

антигитлеровской

25.01

25.01

Охарактеризовать основные подходы

деколонизация.

П.26 ИКТ

коалиции.

в историографии Второй мировой и

54

Семинарское занятие «Уроки и итоги войны. Роль СССР в победе над фашизмом».

Урок обобщения по

теме 5.

1

 1

28.01

31.01

28.01

31.01

Великой Отечественной войны.

 Защ. рефер.

ИКТ

С.184

55. 56. 57.

58.

59.

Тема 6. Биполярный мир и «холодная война».

Начало противостояния.

Мир на грани ядерной войны.

От разрядки к новому противостоянию.

Семинарское занятие «Идеология и формы противостояния,

Тенденции международных отношений в 50-80-е гг.»

Урок обобщения по теме 6

5111

1

 

1

1.02

4.02

7.02

8.02

11.02

1.02

4.02

7.02

8.02

11.02

Раскрыть политические итоги войны, охарактеризовать решения союзников в отношении Германии. Показать противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции. Раскрыть различные точки зрения на причины возникновения «холодной войны», ее последствия для международных отношений и внутренних процессов. Проследить основные этапы и события «холодной войны». Показать причины начала разрядки международной напряженности, ее противоречия. Охарактеризовать дискуссии среди историков по вопросу международной политики СССР, ее целей и задач.

Внутриполитический

кризис, гонка ракетно-ядерных вооружений, эскалация вооруженного конфликта, военно-морская блокада, нераспространение ядерного оружия, разрядка международной напряженности, страны «социалистической ориентации», региональные конфликты, геополитические интересы, страны Восточного блока, просоветский режим, антивоенное движение, ядерный паритет, ограничение стратегических вооружений, «холодная война», государства «третьего мира».

П.27

П.28

П.29

ИКТ

С.227

60-61 62-63

Тема 7. СССР и социалистические страны Европы.

СССР: от Сталина к началу десталинизации.

Кризис «развитого социализма».

7

2

2

14.02

15.01

18.01

21.02

14.02

15.02

18.02

19.02

Показать экономические последствия войны. Проследить экономические дискуссии о путях послевоенного экономического развития в 1945-1946 гг. Раскрыть противоречивость послевоенного экономического развития СССР, трудности и успехи. Разъяснить уч-ся особенности политического режима в СССР после

Идеологические кампании, космополитизм, экономические методы управления, территориальная организация хозяйственной жизни, десталинизация, реабилитация, депортация, субъективизм, волюнтаризм, идеологические стереотипы,

П.30

П.31

64.

65 66.

Семинарское занятие «Хрущев и Брежнев: судьба реформ».

Социализм в Восточной Европе.

Урок обобщения по теме 7

1

1

1

22.02

25.02

28.02

21.02

22.02

25.02

войны. Охарактеризовать усиление идеологического давления на общество. Показать изменения после смерти Сталина: наследие сталинского политического режима. Проследить эволюцию политического и экономического курса, проводившегося в СССР в 50-70-е гг., его успехи и поражения. Проанализировать мнение историков о рассматриваемой эпохе. Отметить причины установления в странах Восточной Европы и Азии просоветских режимов. Охарактеризовать причины и последствия внутриполитических кризисов в социалистических странах.

номенклатура, эконом, реформы, научно-техническая революция, коррупция, партийно-государственный аппарат, официальная идеология, правозащитное движение, конвергенция, «югославская модель» социализма, либерализация общественной жизни.

Собеседов.

ИКТ

П.32

С.227

67

68-69

70-71

72

Тема 8. Запад и «третий мир» во второй половине XXвека".

Общественно-политическое развитие Запада в 40-60-е гг.

Научно-техническая революция и общество Запада в 70-80-е гг.

Страны Азии, Африки и Латинской Америки

Урок обобщения по

теме 8

6

1

2

2 1

1.03

4.03

7.03

11.03

14.03

15.03

28.02

1.03

4.03

7.03

11.03

14.03

Охарактеризовать послевоенные изменения в экономике и политике стран Запада, вступление стран Запада в постиндустриальную стадию развития общества. Раскрыть процесс формирования экономической политики в рамках концепции «государства благосостояния». Показать социально-политические процессы в странах Запада, роль НТР в изменениях в обществе. Дать характеристику идейно-политических течений в обществе стран Запада. Проследить социально-политические противоречия и охарактеризовать пути их решения.

Военно-экономический потенциал, этнорассовые отношения, расовая сегрегация, расовая дискриминация, демократический социализм, концепция «государства благосостояния», «средний класс», социальная напряженность, энергетический и сырьевой кризис, «общество потребления», движения социального протеста, демагогия, «новые левые», движение «зеленых», неоконсерватизм, эмбарго, монетаристская политика, постиндустриальное общество.

П.33

П.34

П.35-36

С.256

Тема 9. «Россия в

11

Раскрыть предпосылки

«Ускорение социально-

современном мире».

преобразований в СССР. Показать

экономического развития,

непоследовательность шагов по

процесс демократизации,

73-74

СССР в период

2

18.03

15.03

реформированию экономики в годы

гласность, реформы

П.37-38

перестройки.

21.03

перестройки. Показать

государственного строя,

противодействие консервативных

политический плюрализм,

сил экономической реформе и ее

«обновления социализма»,

75.

Крах социализма в

1

1.04

неудачи. Разъяснить уч-ся причины

многоэтническое

П.39

Восточной Европе.

неудачи в экономических

государство, национальные

преобразованиях. Охарактеризовать

и националистические

76-77

Становление новой

2

4.04

подъем общественных и

движения, политика «нового

России.

5.04

национальных движений. Раскрыть

мышления»,

П.40 ИКТ

сущность политики «нового

многопартийная система,

78-80

Российская Федерация:

2

8.04

мышления» во внешней политике и

референдум, «бархатная

П.41-42

новые рубежи в

11.04

ее итоги и последствия. Проследить

революция», приватизация,

политике и экономике.

связь между внутриполитическими

«шоковая терапия»,

изменениями в СССР, новой

радикальные реформы,

81

Семинарское занятие

1

12.04

внешней политикой и революциями в

правовое государство,

ИКТ

«РФ: от социализма к

Восточной Европе. Охарактеризовать

президентская республика,

новому обществу».

их итоги и значение. Показать

финансовый кризис,

обострение социальных и

гиперинфляция,

82-83

Мир на пороге XXI

2

15.04

национальных проблем в СССР.

антитеррористическая

П.43

века.

18.04

Рассмотреть различные точки зрения

операция, глобализация

на события 1991 года и оценки

экономики, международные

С.304

84

Урок обобщения по

1

19.04

причин и последствий распада СССР.

организации.

теме 9.

Тема 10. «Духовная

11

Раскрыть характер революционных

Естественнонаучная картина

жизнь.

изменений, произошедших в XXвеке

мира, мегаполис,

во взглядах человека на природу, в

информационный переворот,

П.44

85

Развитие научной

1

22.04

развитии техники; обозначить

технологический переворот,

жизни.

качественные изменения во

переход в

взаимодействии общества с

постиндустриальную стадию

86

Научно-технический

1

25.04

окружающей средой. Показать

развития общества,

П.45

прогресс.

противоречивость научно-

авангардизм, реалистическое

технического прогресса, его

искусство, неореализм,

87

Семинарское занятие

1

26.04

позитивные и негативные стороны.

модернизм, урбанизация,

«Свет и тени научно-

Рассмотреть общие тенденции

массовая культура,

ИКТ

технического

развития лит-ры и искусства в XXв.,

«серебряный век»,

прогресса»

их связь с другими сторонами жизни

культурный синтез,

общества - политикой, экономикой,

декадентство,

88-89

Основные тенденции

2

29.04

развитием техники. Обозначить

социалистический реализм,

П.46

развития мировой

6.05

место нашей страны в духовной

художественная

художественной

жизни человечества в XXстолетии.

интеллигенция.

культуры.

Раскрыть основные проблемы

1

развития культуры на современном

П.47 ИКТ

90-91

Российская культура

2

13.05

1

этапе российской истории.

«серебряного века».

16.05

П.48-49

92-93

Культура России: от

2

17.05

соцреализма к свободе

20.05

Итоговая

творчества.

контр. работа

94

Семинарское занятие

1

23.05

ИКТ

«человек в потоке

современного

искусства»

95

Урок обобщения по

1

24.05

С.344

теме 10.

96-

Итоговое повторение

7

Собесед.

С.345-348

102

по курсу: «Россия и

мир»

Список рекомендуемой для учащихся литературы

1)  О. В. Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожин Россия и мир с древнейших времен до конца XIX века, учеб. для 10 кл – М.: Дрофа, 2008. 

2) О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожин Россия и мир XX века: учеб. для 11 класса. - М.: «Дрофа», 2009.

3)  Балязин В. Петр Велики и его наследники:- М.:  Олма Медиа Групп, 2008.

4)  Балязин В. Екатерина Великая и ее семейство. -М.:  Олма Медиа Групп, 2008.

5)  Балязин В. Николай 1, его сын Александр 11, его внук Александр 111:- М.: Олма Медиа Групп, 2008.

6) Барабанов В.В., Николаев И.М., Рожков Б.Г. История России. С древнейших времен до конца ХХ века. –     М., АСТ «Астрель», 2009

7) Бондарев Ю. В. Горячий снег. М., 1982.    

8) Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец 17-19в.; - М.; Просвещение, 1995.

9) Булгаков М. А. Белая гвардия. М.,1996.

10) Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. М.,2008.

11) Вересаев В. В. Рассказы о японской войне. М.,1995.

12) Гроссман В.С. За правое дело. М.,1989.

13) Загладин Н.В. Всеобщая история.10-11кл. – М. «Русское слово», 2007

14) Лавренев Б. А. Сорок первый. М.,1992.

15)  Муромов И.А. 100 великих авнтюристов /Автор- сост. Муромов И.А./- М.; Вече, 2009

16)  Непомнящий Н.И., Низовский А.Ю. 100 великих кладов.- М., Вече, 2009.

17)  Павленко Н.И., Андреев И.Л.  История России. С древнейших времен до конца 17в.- М., «Дрофа»,2002.

18)  Павленко Н.И., Ляшенко Л.М., Твардовская В.А.. История России. 18-19века.- М., «Дрофа»,2002.

19)  Павленков Ф. Великие россияне.- М.: ОЛМА-  Медиа Групп, 2007.

20)  Полевой Б. Н. Повесть о настоящем человеке М.,1999.

21) Рыбаков А.Н.  Дети Арбата. М.,1996.

22) Симонов К.М. Живые и мертвые.  М.,1988.

23) Шолохов М. А. Они сражались за Родину. М.,1996.

.

Контрольная работа № 1 по истории в 11 классе.

Тема: Вторая мировая война.

I вариант

1.Укажите даты:

а) сроки Великой Отечественной войны

б) открытие второго фронта

в)Московская битва

2. Перечислите страны «антигитлеровской коалиции».

З.В чем историческое значение Сталинградской битвы?

4.Назовите фамилии выдающихся советских полководцев.

5.Объясните понятия:

а)«ленд-лиз»

б)движение Сопротивления

в)блицкриг

6.В чем причины победы СССР в Великой Отечественной войне?

II вариант

1. Укажите даты:

а) сроки второй мировой войны

б) Сталинградская битва

в)вступление США в войну

2.Назовите страны-союзники Германии.

З.В чем историческое значение Московской битвы?

4.Назовите международные конференции стран антигитлеровской коалиции.

5. Объясните понятия:

а) коллаборационизм

б) «странная война»

в) операция «Уран»

6.В чем причины победы СССР в Великой Отечественной войне?

        Срезовая работа  по истории в 11 классе по теме: «Мировая война и революционные потрясения».

  1. Назовите государства появившиеся в результате Первой мировой войны.
  2. Какие вопросы рассматривались на мирной конференции 1919 г в Версале?
  3. Какие обязательства были возложены на Германию?
  4. Объясните понятия: гражданская война, интервенция, «верденская мясорубка», план Шлиффена, Антанта.

Итоговая контрольная работа в 11 классе по теме: « Россия и мир в XX веке».

  1. Что вызвало первую русскую революцию?
  2. Перечислите итоги первой мировой войны.
  3. В чем историческое значение российской революции 1917 г?
  4. Назовите основные этапы второй мировой войны.
  5. Определите роль СССР в разгроме нацистской Германии.
  6. Объясните понятия: «холодная война», «оттепель», гонка вооружений, диссиденство, антиколониальное  движение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 2-х классов автор Н. В. Матвеева, Е. Н

Представленная рабочая программа в полной мере соответствуют содержанию федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня по инф...

Рабочие программы по геометрии 8 и 11 классы, автор Л.С.Атанасян, на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по геометрии 8 класс,автор Л.С.АтанасянРабочая программа по геометрии 11 класс, автор Л.С.Атанасян...

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе. Авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.

Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения. Программа детализирует и раскрыв...

Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко)

Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко), рассчитана на 68 часов....

Рабочая программа по истории (профильный уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко)

Рабочая программа по истории (профильный уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко), рассчитана на 136 часов....

Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов

Рабочая программа разработана на основе авторской  учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов ,  В.В. Пасечник 2002 г ....

Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 11 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник

Программа  рассчитана  на реализацию в течение 34 учебных недель в объеме 2 часа в неделю, в общем объеме  68  часов. В программу внесены изменения в связи с уменьше-нием количеств...