Опорный конспект урока "Развитие демократии при Перикле"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Трофимова Татьяна Фёдоровна

Конспект урока составлен с учётом ФГОС . Учащиеся сами определяют о ком будет идти речь на уроке:  на слайде Солон, Фемистокол и Перикл.  Легко определяют с кем из них они ещё не знакомы. К конспекту прилагаются отрывки из сочинений современников Перикла,  прочитав которые, учащиеся определяют характерные черты Перикла, основные напрвления его деятельности, подвергался ли он и его сторонники критике. Учащиеся работают в малых группах, капитаны которых оцениваю работу на уроке каждого учащегося - отметки сопровождаются словесным оцениванием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvite_demokratii_pri_perikle_.docx363.47 КБ

Предварительный просмотр:

Опорный конспект урока.

ФИО учителя: Трофимова Татьяна Фёдоровна

Место работы: МБОУ «Икрянинская СОШ»

Предмет: истории

Класс: 5

Учебник: «История Древнего мира».   Т.П.Андреевская, М.Б Белкин, Э.В.Ванина.

Тема урока: «Развитие демлкратии при Перикле».

Тип уроков: комбинированный.

Целевые установки на достижение результата:

- личностные: продолжить формирование чувства уважения к человеческой личности, способности понимать ценность каждого человека, его уникальность и неповторимость. Способствовать формированию чувства уважения к великому государственному деятелю, показывая его заслуги перед обществом.

- метапредметные: (регулятивные):  уметь правильно и рационально использовать урочное время, определять этапы и пути самостоятельной деятельности; (коммуникативные): устанавливать правильные, рабочие отношения в группе,  конкретно и чётко отвечать на поставленные вопросы; (познавательные):  давать определение понятиям, максимально использовать текст учебника, анализировать документ, находить нужную информацию, выделять главное и делать выводы.

 - предметные: обобщить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла. Доказать, что время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин. Обеспечить усвоение обучающимися понятия демократия. Выявить и осмыслить функции Народного собрания. Показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии.

Воспитательный потенциал: способствовать воспитанию чувства сопереживания, формированию неприятия к рабству вообще, развитию интереса к истории.

Формы организации работы: индивидуальные,  в парах.

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, карта.

Словарик:  Совет пятисот,  гелиэя,  остракизм,                                        

                                        ХОД УРОК.

                          1. Организационный блок.

1.1. Вводное слово учителя, проверка отсутствующих, общей готовности к уроку (учебник, тетрадь, ручка, дневник) (2 мин).  

 1.2. Проверка домашнего задания:

§ 29, Проверка плана к §,

Сочинение проверить после урока-учащиеся сдают тетради.

                     2. Мотивационный блок. Подготовка учеников к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учитель:

На слайде:

Солон (594 г. до н. э.)

Фемистокл (480 г. до н. э.)

Перикл (443 г. до н. э.)

1. – Перед вами известные деятели Древней Греции. –                                                             О ком из них не шла речь на наших уроках? (о Перикле).

2. – Вспомните, какова заслуга Солона и Фемистокла в истории Древней Греции? (Законы Солона заложили в Афинах основы демократии).

Что такое демократия? (власть демоса).

Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия. (отмена долгового рабства, участие демоса в управлении государством:

– архонтом мог быть любой богатый;

– в Народном собрании участвуют все граждане (свободные афиняне);

– судьи избирались из числа всех граждан.)

(Фемистокл – афинский стратег. Выдвинулся в период войн с персами (480 г. до н. э.). В это время возросло значение афинского демоса. Вождь демоса – Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов. И флот, в который брали бедняков, превратился в опору демократии).

3. – Предположите, что может объединять этих знаменитых греков, живших в разное время?

(С именами Солона , Фемистокла, Перикла связано установление демократии в Афинах. Наибольший расцвет афинской демократии наступил при Перикле).

             3. Информационный блок. Изучение новой темы.

Источники информации – устные (рассказ учителя), письменные (текст учебника, документы)

Сообщение плана урока:

1. Хозяйственная жизнь Афин росле Греко-персидских войн.                             2.Управление в Афинах.                                                                                                       3. Деятельность Перикла.

Проблема урока: Показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии.

Вступительное слово учителя по новой теме…

Подводит итог беседе по вопросам.

 1 ВОПРОС.    Хозяйственная жизнь Афин.

Учитель объясняет первый вопрос. Объснение сопровождается показом слайдов.

Вопрос: Определите, какая из амфор, изображённых на слайде, была изготовлена до 6 в. до н.э.

Вопрс: Почему Афины называли торговым центрои Эллады?  Стр. 160

2 ВОПРОС.  Управление в Афинах.

- Вопросы и задания  по рядам и вариантам:

1) Пользуясь текстом учебника на стр. 161   заполните схему «Функции (задачи) Народного собрания» - 1 ряд

2) Докажите, что в жизни афинян огромную роль играл суд – 2 ряд

3) Ребята третьего ряда, у вас на партах лежат отрывки из сочинений современников Перикла, высказывания друзей и врагов этого выдающегося политика о его деятельности. Ваша задача: изучить, проанализировать и дополнить выступления своих одноклассников 1 и 2 ряда.

Приложение №1                                                                                                                       «В этом муже, — писал о нем Плутарх, — достойна удивления не только умеренность и кротость, которую он сохранял в своей обширной деятельности, среди ожесточенной вражды, но и благородный образ мыслей; славнейшей заслугой своей он считал то, что, занимая такой высокий пост, он никогда не давал воли ни зависти, ни гневу...»                      

ВОПРОС: О каких характерных чертах Перикла говорится в документе?

Приложение № 2                                                                                                                       Отрывок из «Афинской политии» Аристотеля.                                                                  Жалованье получает во-первых, народ за рядовые собрания по драхме, а за главное – по девяти оболов. Затем в судах получают по три обола; далее, члены Совета – по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов, прибавляется на продовольствие по четыре обола, затем архонт получает по одной драхме в день.

Вопрос к тексту:    

Сторонники Перикла: Что, по словам Аристотеля, сделал Перикл, чтобы бедняки могли занимать какие-либо должности, т.е. участвовать в управлении государством?                               ( должностным лицам ежедневно платили деньги из государственной казны.)

Противники Перикла: Можно ли на основании документа говорить о справедливой оплате должностей?

Приложение № 3.

 Отрывок о Перикле из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха.                                                       По большей части он вел народ за собой убеждением и наставлением, так что народ сам хотел того же. Однако бывали случаи, когда народ выражал недовольство; тогда Перикл натягивал вожжи и заставлял его повиноваться своей воле, действуя совершенно также, как врач, который при продолжительной болезни по временам дозволяет безвредные удовольствия, по временам же применяет сильные средства и спасительные лекарства. Хотя он сделал город из великого величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов, он ни на драхму не увеличил своего состояния против того, которое оставил ему отец.

Но то, что доставляло жителям всего больше удовольствия и послужило городу украшением, что приводило весь свет в изумление …- это постройка величественных зданий. Но за это, более чем за всю остальную политическую деятельность Перикла, враги осуждали его и чернили в Народном собрании.

… Фукидид и ораторы его партии подняли крик, что Перикл растрачивает деньги и лишает государство доходов. Тогда Перикл в Собрании предложил народу вопрос, находит ли он, что потрачено слишком много? Ответ был, что очень много. «В таком случае,- сказал Перикл,- пусть эти издержки будут не на ваш счет, а на мой, и на зданиях я напишу свое имя». После этих слов Перикла народ, восхищенный величием ли его духа или не желая уступить ему славу таких построек, закричал, чтобы он все издержки относил на общественный счет и тратил, ничего не жалея…

Вопросы к тексту:  Сторонники Перикла:

 Подвергался ли Перикл и его сторонники критике? За что?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ

  • Физкудьтминутка:                                                                                                      Представьте, что вы участники Марафонской битвы:                                                                                            Как идет строем греческая фаланга?                                                                                                                       Как бросали камни греческие воины? 
    Как лучники натягивали лук, чтобы пустить стрелу.                                                                                                      А как бросали копье правой рукой, левой.                                                                                                  Как мы отважно сражаемся, мечем, теперь другой рукой.                                                                            Как мы ликуем, узнав о победе?                                                                                                     Представьте, что вы бегун, которому необходимо доставить радостную весть о победе.                                                                                                                                                      Теперь, чтобы не пасть замертво нам нужно восстановить дыхание.                                              Поаплодируем победителям. 

3 ВОПРОС. Деятельность Перикла.

Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи. Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица. 15 раз Народное собрание выбирало Перикла на высшую должность.

Поэты воспевали могущество Перикла:

Он город любой мог связать иль оставить свободным,

И крепкой стеной оградить, и стены снова разрушить.

В руках его все: и союзы, и власть, и богатство.

Перикл сделал Афины величайшим и богатейшим городом. Он пригласил известных архитекторов, чтобы восстановить разрушенные во время Греко-персидских войн стены и башни Афин. Новое сооружение, поражавшее своим великолепием, получило название «Пропилеи». Чтобы увековечить победу греков в Марафонском сражении, Перикл приказал мастеру Фидию создать бронзовую статую богини Афины. Ее размеры были так велики, что моряки видели копье и шлем богини, проплывая в нескольких десятках километров от Афин. Кроме того, по настоянию Перикла, был выстроен новый храм, получивший название Парфенон.

При этом граждане восхищались неподкупностью и бескорыстием Перикла. Историк Плутарх пишет, что, сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец. Как полководец он славился своей осторожностью. Перикл не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан.

Ребята, на слайде есть изображение этого человека. Предлагаю вам его рассмотреть. Учащиеся выполняют задание.                                                                                                                                                  Отмечают, что это изображение называется бюстом, что бюст  подписан буквами, которые вполне могут прочесть современные люди. Учитель может задать вопрос о том, с чем это связано. Учащиеся вспоминают, что греческий алфавит создан на основе финикийского, состоит из 24 букв, написание которых напоминает современный  алфавит, что позволяет сказать о заимствовании нами греческого алфавита.

При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия. Главным органом управления оставалось Народное собрание. В нем участвовали все граждане. А гражданином считался мужчина, достигший 20 лет, у которого мать и отец были

Ответы учащихся:

               4. Закрепление нового материала: учщиеся отвечают на вопросы учителя.

Фразы можно прослушать в исполнении диктора.

ico106.GIFСлово «демократия» происходит из греческого языка и означает «власть народа».

ico106.GIFПри афинской демократии далеко не все жители города были его  полноправными гражданами.

ico106.GIFЛюбой полноправный афинский гражданин мог стать членом Народного   собрания.

ico106.GIFБлагодаря Периклу тем, кто занимался политикой, стали выплачивать  жалование, поэтому  

  бедные граждане Афин тоже смогли участвовать в управлении государством.

ico106.GIFНазначения на государственные должности в Афинах происходили посредством жеребьевки.

ico106.GIFПерикл – величайший афинский стратег.

Проблемный вопрос урока:  плюсы и минусы

                 5. Рефлексия. Проверка наличия трудностей.

Я узнал…                                                                                                                    Я выяснил…                                                                                                              Я понял…

                   6. Оценочный блок. Словесное еценивание ответов, критика или поддержка, выставление отметок.

Общий вывод урока, домашнее задание: § 30, составить вопросы по разделам к обзацам.  На вопрос № 5- ответ письменно.

Приложение №1                                                                                                                       «В этом муже, — писал о нем Плутарх, — достойна удивления не только умеренность и кротость, которую он сохранял в своей обширной деятельности, среди ожесточенной вражды, но и благородный образ мыслей; славнейшей заслугой своей он считал то, что, занимая такой высокий пост, он никогда не давал воли ни зависти, ни гневу...»                      

ВОПРОС: О каких характерных чертах Перикла говорится в документе?

Приложение № 2                                                                                                                       Отрывок из «Афинской политии» Аристотеля.                                                                  Жалованье получает во-первых, народ за рядовые собрания по драхме, а за главное – по девяти оболов. Затем в судах получают по три обола; далее, члены Совета – по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов, прибавляется на продовольствие по четыре обола, затем архонт получает по одной драхме в день.

Вопрос к тексту:    

Сторонники Перикла:  Что, по словам Аристотеля, сделал Перикл, чтобы бедняки могли занимать какие-либо должности, т.е. участвовать в управлении государством?                              

Противники Перикла: Можно ли на основании документа говорить о справедливой оплате должностей?

Приложение № 3.

 Отрывок о Перикле из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха.                                                       По большей части он вел народ за собой убеждением и наставлением, так что народ сам хотел того же. Однако бывали случаи, когда народ выражал недовольство; тогда Перикл натягивал вожжи и заставлял его повиноваться своей воле, действуя совершенно также, как врач, который при продолжительной болезни по временам дозволяет безвредные удовольствия, по временам же применяет сильные средства и спасительные лекарства. Хотя он сделал город из великого величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов, он ни на драхму не увеличил своего состояния против того, которое оставил ему отец.

Но то, что доставляло жителям всего больше удовольствия и послужило городу украшением, что приводило весь свет в изумление …- это постройка величественных зданий. Но за это, более чем за всю остальную политическую деятельность Перикла, враги осуждали его и чернили в Народном собрании.

… Фукидид и ораторы его партии подняли крик, что Перикл растрачивает деньги и лишает государство доходов. Тогда Перикл в Собрании предложил народу вопрос, находит ли он, что потрачено слишком много? Ответ был, что очень много. «В таком случае,- сказал Перикл,- пусть эти издержки будут не на ваш счет, а на мой, и на зданиях я напишу свое имя». После этих слов Перикла народ, восхищенный величием ли его духа или не желая уступить ему славу таких построек, закричал, чтобы он все издержки относил на общественный счет и тратил, ничего не жалея…

Вопросы к тексту:  

 Подвергался ли Перикл и его сторонники критике?  За что?

Приложение №1                                                                                                                       «В этом муже, — писал о нем Плутарх, — достойна удивления не только умеренность и кротость, которую он сохранял в своей обширной деятельности, среди ожесточенной вражды, но и благородный образ мыслей; славнейшей заслугой своей он считал то, что, занимая такой высокий пост, он никогда не давал воли ни зависти, ни гневу...»                      

ВОПРОС: О каких характерных чертах Перикла говорится в документе?

Приложение № 2                                                                                                                       Отрывок из «Афинской политии» Аристотеля.                                                                  Жалованье получает во-первых, народ за рядовые собрания по драхме, а за главное – по девяти оболов. Затем в судах получают по три обола; далее, члены Совета – по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов, прибавляется на продовольствие по четыре обола, затем архонт получает по одной драхме в день.

Вопрос к тексту:    

Сторонники Перикла: Что, по словам Аристотеля, сделал Перикл, чтобы бедняки могли занимать какие-либо должности, т.е. участвовать в управлении государством?                               ( должностным лицам ежедневно платили деньги из государственной казны.)

Противники Перикла: Можно ли на основании документа говорить о справедливой оплате должностей?

Приложение № 3.

 Отрывок о Перикле из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха.                                                       По большей части он вел народ за собой убеждением и наставлением, так что народ сам хотел того же. Однако бывали случаи, когда народ выражал недовольство; тогда Перикл натягивал вожжи и заставлял его повиноваться своей воле, действуя совершенно также, как врач, который при продолжительной болезни по временам дозволяет безвредные удовольствия, по временам же применяет сильные средства и спасительные лекарства. Хотя он сделал город из великого величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов, он ни на драхму не увеличил своего состояния против того, которое оставил ему отец.

Но то, что доставляло жителям всего больше удовольствия и послужило городу украшением, что приводило весь свет в изумление …- это постройка величественных зданий. Но за это, более чем за всю остальную политическую деятельность Перикла, враги осуждали его и чернили в Народном собрании.

… Фукидид и ораторы его партии подняли крик, что Перикл растрачивает деньги и лишает государство доходов. Тогда Перикл в Собрании предложил народу вопрос, находит ли он, что потрачено слишком много? Ответ был, что очень много. «В таком случае,- сказал Перикл,- пусть эти издержки будут не на ваш счет, а на мой, и на зданиях я напишу свое имя». После этих слов Перикла народ, восхищенный величием ли его духа или не желая уступить ему славу таких построек, закричал, чтобы он все издержки относил на общественный счет и тратил, ничего не жалея…

Вопросы к тексту:  Сторонники Перикла:

 Подвергался ли Перикл и его сторонники критике? За что?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин Игорь Юрьевич, учитель истории

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин  Игорь Юрьевич, учитель истории.  Цель урока: Расширить и дополнить представления школьнико...

Презентация к уроку "Афинская демократия при Перикле", 5 класс

Данная презентация будет хорошим дополнением к уроку...

Афинская демократия при Перикле

Разработка урока по истории Древнего мира для 5 класса....

Презентация урока "Афинская демократия при Перикле"

Презентация урока "Афинская демократия при Перикле" по истории Древнего мира для 5 класса....

Урок Афинская демократия при Перикле

урок для сильного 5 класса. Объем очень большой, но дети у меня очень работоспособные, правда "скелет" таблицы мы делали заранее...

Конспект урока по теме "Афинская демократия при Перикле"

Материал достаточно сложный для восприятия 5-классников, но опорные схемы помогли...

Конспект открытого урока 5 класс. Тема: Афинская демократия при Перикле

5 класс. История. Тема. Афинская демократия при Перикле Цель урока: изучить общественно- политический строй Афин, после греко-персидских войн;Планируемые результатыПредметные:Знать общественно-по...