Конспект урока по теме "Афинская демократия при Перикле"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Поздеева Ирина Владимировна

Материал достаточно сложный для восприятия 5-классников, но опорные схемы помогли 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkr.uroka_v_5_kl.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поздеева И.В., учитель истории и обществознания

                                                                                                 МАОУ «Красногорская гимназия»

                                                                                                 с. Красногорского      

                                                                                                Красногорского района Удмуртской Республики

Курс: «История Древнего мира».

Класс: 5.

ТЕМА:  Афинская демократия при Перикле.

ЦЕЛЬ:  формирование понимания учащимися феномена демократии и роли личности в истории на примере образа Перикла – афинского стратега V в. до н.э.

Задачи:        

1.продолжить формирование исторических знаний об истории Древней Греции; расширение и дополнение представлений учащихся о демократическом устройстве; показать роль Перикла в развитии афинской демократии;

    2.воспитание понимания роли личности в истории через образ афинского  

    стратега Перикла; воспитание значения исторического наследия(    исторической памяти народов); гражданской позиции;

3.обучение, развитие и закрепление общепредметных и специфических умений и навыков у учащихся; умения работать с различными источниками информации, в т.ч. с историческими источниками; формирование культуры исторического мышления, мыслительных навыков при изучении истории; умения самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать выводы, видеть связь с современностью.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы:        фронтальная беседа, практическая работа с историческим источником, с опорными конспектами.

Формы работы:        

  1. фронтальная беседа по истории Афин, зарождения афинской демократии;
  2. фронтальная работа по опорным конспектам «Афинская рабовладельческая аристократия», «Зарождение афинской демократии при Солоне», «Зарождение афинской демократии при Перикле»;
  3. работа в группах по исследованию исторических источников о личности Перикла( на основе отрывков из сочинения Плутарха « Жизнеописание Перикла»);

Оборудование: карточки с отрывками из «Жизнеописания Перикла» Плутарха; опорные конспекты, учебники, рабочие тетради по истории древнего мира.

Основные понятия: демос, демократия, граждане, стратег, переселенцы, рабы, народное собрание, ареопаг, архонты.

План урока:

Этапы урока

Основное содержание

Формы, методы

Примерное время

(в минутах)

1.Учебная мотивация.

1.Рефлексия;

2.Беседа о городе Афины, о составе афинского населения.

2.Разбор терминов (написаны на доске): демос, демократия граждане, переселенцы, рабы.

Фронтальная беседа.

        

          5

2.Изучение нового материала.

1.Толкование названия  темы (заранее написана на доске) «Афинская демократия при Перикле».

2. Зарождение и развитие демократии в Афинах.

3.Личность Перикла. Реформы Перикла.

 

4.Современная демократия.

 Совместное толкование названия темы.

Фронтальная работа по опорным конспектам (см. в приложении).

Работа в группах по исследованию исторического источника «Жизнеописание Перикла» Плутарха.

Фронтальная беседа о современной демократии, в чем видят проявление демократии сейчас.

2

5

12

10

физкультминутка -2

3

3. Закрепление.

Фронтальная беседа по основным вопросам темы.

               3

4.Домашнее задание.

Инструктирование домашнего задания.

                2

ХОД УРОКА:

I.Рефлексия.

Приветствие гостей. Ребята, давайте обернемся и посмотрим, сколько сегодня к нам пришло гостей. А как обычно приветствуют радушные хозяева своих гостей? Скажем все хором: «Добро пожаловать!» ( как правило, подобный прием в 1-5 классах помогает снять напряжение)

II.Мотивация.

Путешествие в Афины(Давайте вспомним, как выглядели древние Афины по описаниям древних авторов. Какие постройки находились на улицах города?).Беседа по вопросам:

Как выглядят Афины?

Самое красивое место в Афинах?

Можно ли судить о жизни города и государства только по внешнему облику?        

Что может рассказать о жизни города?

Кто жил в городе? Какие группы населения? Чем они отличались друг от друга?

III.Изучение нового материала.

1.Толкование темы «Афинская демократия при Перикле».Совместное толкование темы урока(как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?) Кто такой Перикл?  Кто из известных стратегов Афин нам еще известны? (Должны назвать Солона, Фемистокла). Какие из слов в наименовании темы вам уже знакомы?

2. Зарождение и развитие демократии в Афинах. Вспомним, как зарождалась демократия в Афинах? При каком стратеге можно говорить о начале развития демократии? (вспоминают имя Солона).

Фронтальная работа по опорным конспектам (см. приложение): как выглядело управление Афинами до реформ Солона? Кто такой Солон? Как изменяется система управления после реформ Солона? Что происходит во времена правления Перикла? Какую роль играло Народное Собрание?

3.Личность Перикла. Работа в группах по исследованию исторического источника: отрывки из « Жизнеописания Перикла» Плутарха.

 Цель исследования- изучение личности Перикла. Ответить на вопросы: 1.Какие черты личности Перикла можно выделить на основании представленных отрывков? 2. В чем причины популярности Перикла?

Реформы Перикла. На основании отрывков, опорных конспектов и материала 3 вопроса учебника ответить на вопросы и кратко записать: какие реформы проводятся Периклом?

Как вы думаете, за что Перикла 14 раз избирали стратегом?  Т.е. в чем причины популярности Перикла?

4.Современная демократия.

Ребята, а в нашей современной жизни, в нашем с вами государстве существует  демократия или нет? В чем она проявляется ? Ваши родители принимают участие в управлении государством? Как выглядит это участие?

IY. Закрепление.

Делаем вывод по сегодняшней теме: Когда начинается зарождение демократии? При каком правителе проводятся первые реформы?

Что конкретно проводит Солон для развития демократии в Афинах? Какие реформы делают Перикла популярным? Напоминает ли современная демократия афинскую демократию времен Перикла?

VI. Домашнее задание & 39, рабочая тетрадь зад. № 39. Инструктирование домашнего задания.

                        ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ  1.ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

1... Перикл как с отцовской, так и с материнской стороны был из дома и рода, занимавших первое место. Ксантипп, победитель варварских полководцев, женился на Агаристе, внучке Клисфена, который изгнал ( тиранов) Писистратидов, мужественно низвергнул тиранию ( власть одного правителя, использующего насилие и жестокость в своем правлении) и дал афинянам хорошие законы. Агаристе приснилось, что она родила льва, и через несколько дней она родила Перикла. Телесных недостатков у него не было, только голова была продолговатая и несоразмерно большая. Вот почему изображается он почти на всех статуях со шлемом на голове....

                                                                              Плутарх. (Жизнеописание Перикла.)

2.

Учителем музыки у Перикла был, как сообщает большинство наших источников, Дамон ( греческий историк) . Перикл был слушателем  также Зенона из Элеи ( ученый), который занимался изучением природы и выработал в себе искусство опровергать других и прибуждать противников в споре. Но самым близким Периклу человеком, который вдохнул в него величественный образ мыслей, возвышающий его над уровнем обыкновенного вожака народа, и вообще придал его характеру высокое достоинство, был философ Анаксогор, которого современники называли УМОМ- потому ли, что удивлялись его великому, необыкновенному уму, или потому, что он первый назвал творцом вселенной не случай или необходимость, но Ум – чистый и несмешанный ( с материей).

                                                                            Плутарх. (Жизнеописание Перикла.)

3.Перикл настраивал свою речь как музыкальный инструмент, в тон этому укладу жизни и высокому образу мыслей. Благодаря этому он далеко превзошел всех ораторов. По этой причине,говорят, ему и было дано его прозвище – Олимпиец. Впрочем, некоторые думают, что он был прозван Олимпийцем за те сооружения, которыми украсил свой город, другие – что за его успехи в государственной деятельности и командовании  войском. В одной из комедий было сказано, что это прозвище было дано ему главным образом за его дар слова: как говорят, он гремел и метал молнии, когда говорил перед народом...

                                                                            Плутарх. (Жизнеописание Перикла.)        

4.....По большей части он вел за собою народ убеждением и наставлением, так что народ сам хотел того же. Однако бывали случаи, когда народ выражал недовольство; тогда Перикл натягивал вожжи и, направляя его к его же благу, заставлял повиноваться своей воле, действуя совершенно так же, как врач который при продолжительной переменчивой болезни по временам же применяет сильные средства и спасительные лекарства.

В народе, имеющем столь сильную власть, возникают, естественно, всевозможные настроения. Перикл один умел искусно управлять ими, воздействуя на народ главным образом надеждой и страхом, как двумя рулями: то он сдерживал его дерзкую самоуверенность, то при упадке духа ободрял и утешал его...Хотя он сделал город из великого величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов, из  которых иные заключили договоры с ним, обязательные даже для их сыновей, он ни на одну драхму не увеличил своего состояния против того, которое оставил ему отец.   Плутарх.( Жизнеописание Перикла.)

5....Такое положение Перикла не было счастливой случайностью, не было высшей точкой какой-то мимолетной блестящей государственной деятельности или милостью народа за нее, - нет, он сорок лет первенствовал...он не менее пятнадцати лет обладал непрерывной, единоличной властью, хотя должность стратега дается всего на один год. При такой власти он остался неподкупным, несмотря на то, что был близок к деньгам.....

Как стратег, Перикл славился больше всего своею осторожностью: он добровольно не вступал в сражение, если оно было опасно и исход его был сомнителен; тем военачальникам, которые рискованным  путем  получали блестящий успех и возбуждали общий восторг как великие полководцы, он не подражал и не ставил их себе в образец; он неизменно говорил согражданам, что, насколько от него зависит, они навсегда останутся бессмертны.                     Плутарх.( Жизнеописание Перикла.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.  ОПОРНЫЕ СХЕМЫ-КОНСПЕКТЫ.

СХЕМА1.

  • ДО СОЛОНА

                   А                     АРЕОПАГ (СОВЕТ ЗНАТИ)

                   Р

                   И                                                

                   С

                   Т                    1.УПРАВЛЯЛ ВСЕЙ ЖИЗНЬЮ ПОЛИСА.

                   О                   2.ОБЪЯВЛЯЛ ВОЙНУ, ЗАКЛЮЧАЛ МИР.

                   К                   3.ПРИНИМАЛ ЗАКОНЫ.

                   Р                   4.РАСПОРЯЖАЛСЯ КАЗНОЙ.

                   А                  5.ВЫБИРАЛ ИЗ ЧИСЛА ЗНАТНЫХ И БОГАТЫХ

                   Т                   ГОРОЖАН – АРХОНТОВ.

                   И                                                                             СУДИЛИ ДЕМОС.

                   Я

СХЕМА 2.

  • ПОСЛЕ РЕФОРМ СОЛОНА

                    АРЕОПАГ                                       НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ

                   (СОВЕТ ЗНАТИ)                            (ВСЕ ГРАЖДАНЕ-            

                                                                                                    МУЖЧИНЫ С    

                                                                                                            20 ЛЕТ)

ВЫБИРАЛО АРХОНТОВ                              1  .УПРАВЛЯЛ ВСЕЙ ЖИЗНЬЮ

                                                                            ПОЛИСА.

                                                                           2 .ОБЪЯВЛЯЛ ВОЙНУ, ЗАКЛЮЧАЛ

                                                                           МИР.

                                                                           3.ПРИНИМАЛ ЗАКОНЫ.

                                                                           4. РАСПОРЯЖАЛСЯ КАЗНОЙ.

                                                                           5.ВЫБИРАЛО:

                                                                                                                        6ТЫСЯЧ СУДЕЙ

           

                   СОВЕТ 500                 МАГИСТРАТОВ

СХЕМА 3.

  •                ПРИ ПЕРИКЛЕ.

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ

3-4 РАЗА В МЕСЯЦ

ГРАЖДАНЕ,МУЖЧИНЫ С 20 ЛЕТ

1.ВЫБИРАЛО 1 СТРАТЕГА НА ГОД.

2.ОБЪЯВЛЯЛО ВОЙНУ, ЗАКЛЮЧАЛО МИР.

3.УПРАВЛЯЛО ПОЛИСОМ.

4.УТВЕРЖДАЛО РАСХОДЫ,РАСПОРЯЖАЛОСЬ КАЗНОЙ.

Литература.

1.Вигасин А..А.,Г.И.Годер,СвенцицкАЯ И.С. История древнего мира. 5 класс. М.. «Просвещение », 2003г. 290 с.

2. Кочергина Л.Л.  Поурочные планы по учебнику  Вигасина А.А.,Г.И.Годера,Свенцицкой  И.С. История древнего мира. Волгоград, «Учитель»,2007г.

3.Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. М, «Просвещение»,1991Г.

4.Саплина Е.В., Ляпустин Б.С.,Саплин А.И. История древнего мира. 5 класс, М., «Дрофа», 2001Г.

5.Трухина Н.Н. История древней Греции. М., «Русское слово», 1996Г.

6.Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории древнего мира. М., «Просвещение»,1991Г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин Игорь Юрьевич, учитель истории

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин  Игорь Юрьевич, учитель истории.  Цель урока: Расширить и дополнить представления школьнико...

Презентация к уроку "Афинская демократия при Перикле", 5 класс

Данная презентация будет хорошим дополнением к уроку...

Презентация урока "Афинская демократия при Перикле"

Презентация урока "Афинская демократия при Перикле" по истории Древнего мира для 5 класса....

Урок Афинская демократия при Перикле

урок для сильного 5 класса. Объем очень большой, но дети у меня очень работоспособные, правда "скелет" таблицы мы делали заранее...

Урок истории в 5 классе по теме "Афинская демократия при Перикле"

Комбинированный урок с элементами здоровьесбережения....

Опорный конспект урока "Развитие демократии при Перикле"

Конспект урока составлен с учётом ФГОС . Учащиеся сами определяют о ком будет идти речь на уроке:  на слайде Солон, Фемистокол и Перикл.  Легко определяют с кем из них они ещё не знакомы. К ...

Конспект открытого урока 5 класс. Тема: Афинская демократия при Перикле

5 класс. История. Тема. Афинская демократия при Перикле Цель урока: изучить общественно- политический строй Афин, после греко-персидских войн;Планируемые результатыПредметные:Знать общественно-по...