Урок "Искусство XIX века в поисках новой картины мира".
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Головко Лариса Владимировна

Индустриальная эпоха- время новаторских поисков художественных средств выразительности, с помощью которых деятели искусства стремились запечатлеть новую картину мира. их открытия помогли человечеству по- новому посмотреть на мир,природу человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Искусство XIX века в поисках новой картины мира.

Цель урока: понять, что индустриальная эпоха - время новаторских поисков художественных средств выразительности, с помощью которых деятели искусства стремились запечатлеть новую картину мира.

Новые понятия: Романтизм, Реализм, Импрессионизм, Постимпрессионизм.

План урока:

  1. « Огненные кисти романтиков.
  2. « Надо омужичить искусство!»
  3. « Салон отверженные»
  4. В поисках собственного пути.
  5. Кинематограф.

Ход урока:

На предыдущих уроках мы говорили, что XIX век-это время перемен, становление индустриальной эпохи. Научно-технический прогресс изменил жизнь людей, а соответственно не мог оказать влияния на мир культуры.

  1. «Огненные кисти романтиков».

В истории мировой живописи романтизм составил яркую блистательную эпоху. Слово «романтизм» восходит к латинскому romanus -римский, то есть возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Мир чувств и переживаний человека. Живописи и романтизма была присуща «жажда творить всему возможными способами». Средствами живописи стали: яркий насыщенный колорит, контрастное освещение, эмоциональность манеры. Каков же человек романтического поколения? Часто он становится свидетелем жестоких кровопролитий и войн, трагических судеб целых народов. Он совершает героические поступки способные вдохновить окружающих. Романтиков привлекали исторические события, в которых они черпали сюжеты для многих своих произведений.

Испанский художник Франсиско Гойя стал свидетелем наполеоновских войн, опустошивших и разоривших Испанию. В 1808 году в ответ на жесточайшие репрессии наполеоновской оккупации в Мадриде вспыхнуло народное восстание. В эти трудные годы Франсиско Гойя был со своим народом. Картина «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» явилось обвинительным актом художника злу и насилию. Он явственно ощутил реальные масштабы народной трагедии.

Великая французская революция и последовавшая за ней захватнические походы Наолеона, жестокие политические репрессии и казни, бесконечные смены правительств 1830 года с особой остротой поставили вопрос о роли народы и личности в истории. В полотнах французского художника Эжена Делакруа «Свобода ведущая народ» (28 июля 1830год) были провозглашены новые идеалы и художественные принципы.

  1. «Надо омужичить искусство».

Реализм направление в искусстве направления второй половины XIX века. Понятие реализм латинское realis- обозначает глубокое отражение действительности. К средине XIXвека реализм становится ведущим и наиболее влиятельным направлением искусства. Какие новые задачи ставило теперь искусство? Французский художник Гюстаф Курбе в Париже 1855 году открыл выставку «Павильон реализма». Господин Курбе стремился изображать людей, как они есть, такими уродливыми и грубыми, какими он их видит. Пристальное внимание к окружающему миру, природе, общественным отношениям и индивидуальным особенностям человека определили суть реалистического направления в искусстве. Выдающийся мастер литографии (разновидность графики печатной формы для которой является поверхность камня). Французский художник Оноре Домье будучи человеком ненавидящим всякое угнетение и насилие всегда откликался на злободневные вопросы своего времени, давая им собственную оценку. Известная литография «Улица Транснонен» была воспринята современниками как протест против террора и кровопролития, наступивших после июльской революции (1834 год)ю Исторической основой этого произведения послужили события апреля 1834 года связанные с разгоном политический демонстрации правительскими войсками. Из дома номер 12 по улице Транснонен из какого-то окна, прикрытого жалюзи выстрели в солдат, разгонявших демонстрацию. В ответ на это солдаты ворвались в дом и убили всех жильцов. Домье хотел, что бы литография рождала не жалость, а гнев. Именно так она была воспринята современниками: «это не карикатура, не шарж, это кровавая страница современной истории, страница, созданная живой рукой и продиктованная благородным негодованием».

  1. «Салон отверженные».

Париж, 1863 год, Дворец промышленности: Жюри знаменитого Салона- художественной выставки, ежегодно проходящей здесь, отклоняет около семидесяти процентов представленных работ…В разразившийся скандал пришлось вмешаться самому императору Наполеону III. Познакомившись с отвергнутыми полотнами, он милостиво разрешил представить их в другой части Дворца промышленности. Так 15 мая 1863 года была открыта выставка сразу же получившая название «Салон Отверженных».

Конец XIX начало XX века- время перемен. Научно-технический прогресс и политические катаклизмы обусловили серьезные изменения в искусстве, определили новые и оригинальные пути развития. Искусства XX века воспринимается как отказ от старых художественных традиций, попытка творчески переосмыслить классическое наследие прошлого. Появляются смелые новации, эксперименты, неограниченные какими-то ни было рамками и условностями. Художник стал раскрепощен и свободен в своем творчестве. Он ориентировался на собственный вкус и пристрастия.

Импрессионизм- французское слово impression  переводится впечатление.

В отличие от романтиков и реалистов импрессионисты не стремились изображать историческое прошлое, сферой их интересов была современность. Выдвинув собственные принципы восприятия и отображения окружающего мира, они создали новый живописный язык. Им был важен не сам сюжет, а его чувственное восприятие, то впечатление, которое он мог произвести на зрителя. Наиболее ярким представителем импрессионизма является - Эдуард Мане впечатляют его полотна «Портрет Эмиля Золя», «Мальчик с вишнями». Яркий солнечный свет, счастливое настроение человека-средство выразительности художника. Клод Моне ввел в практику создание серии картин при разном освещении «Руанский собор», «Пляж в Пурвиле» и другие полотна являются яркой характеристикой импрессионизма. Камиль Писсаро. Любую из своих картин начинал писать с неба, считая, что небо придает ей глубину и сообщает движение. Вот что Писсаро рассказывал о создании своих картин.  «Я вижу только пятна.  Когда начинаю картину, первое, что я делаю… устанавливаю соотношение. Между этим небом, землей и водой, несомненно, существуют известные отношения, и эти отношения не могут быть иными как гармоничными. В этом главная трудность живописи.  Меня все меньше и меньше интересует материальная сторона живописи (то есть линии).  Самое важное - это свести все даже самые мельчайшие детали к гармонии целого, то есть к согласованности». Чародеем света называют Огюст Ренуара. Блики света оживляют изображение, приводят его в движение. Произведения отличает живая подвижная композиция. Ренуар писал: «Я люблю картины, которые возбуждают во мне желание прогуляться в глубину их, если это пейзаж, или коснуться рукой, если это изображение женщины...»  Огромные возможности в использовании цвета открывала техника пастели (фр. pastel)- живописи цветным карандашами и красочным порошком. В ней особенно любил работать Эдгар Дега. Фактура пастелей бархатиста, она способна передать вибрацию цвета, которой кажется как бы светящимся изнутри. В «голубых танцовщицах» техника пастели использована для усиления декоративности и светового звучания композиции. Сноб яркого света, заливающей картину, помогает создать особую праздничную атмосферу балетного танца, создается впечатление, что свет здесь целиком заменяет рисунок, он организует, приводит к единому значению сложную симфонию красок. В ярких голубых пачках, с цветами в волосах, танцовщицы кажутся прекрасными сказочными феями, участвующими в волшебной феерии.

  1. В поисках собственного пути.

На исходе XIX столетия громко заявили о себе художники Поль Сезанн и Винсент Ван Гог. Они объединились  в группу, давшую название новому художественному направлению постимпрессионизм.

Неустанные поиски нового композиционного решения картин, способов передачи цвета и света характерны для творчества Поля Сезанна.

Он писал натюрморты с фруктами, его меньше всего заботило его их схожесть с оригиналом. Необычным в творчестве Сезанна было использование цвета, художник считал, что холодные цвета (голубой и зеленый) обладают свойством удаления в глубь картины, таким образом картина становилась объемной.

Живопись Ван Гога отличают глубокая одухотворенность и эмоциональность. В своих картинах он отразил динамику, композиционное и колористическое решение. Он считал, что человек и природа неразделимы. Современное общество не расположено к мечте и творчеству….

  1. Кинематограф.

Совершенство техники фотографии подталкивало изобретателей к «ожившей фотографии». 28 декабря 1895 года посетители парижского кафе оказались участниками первого киносеанса. Изобретателями кино принято считать Огюст и Луи Люмьеров (они назвали свой аппарат синематограф). Фильмы показывали на ярмарках, в кафе, ресторанах. Эти ленты снимали без подготовки, звук отсутствовал. Жорж Мельес придумал кинематографический трюк. Он искал новые эффекты;

Макс Линдер- французский актер, кинокомик;

Гарельд Ллойд- американский актер, режиссер, снимал немые комедии;

Андре Дид- французский актер и режиссер;

Чарли Чаплин - американский и английский киноактер.

Задание. Установите соответствие:

1.

Утончённая, впечатлительная личность, способная видеть красоту момента;

2.
Устремлённый к свободе и счастью человек в мире вечного зла и вечной борьбы с ним;

3.
Типичный человек в типичных обстоятельствах несовершенного мира;

4.
Настоящая сенсация! За 20 минут – увидеть то, что казалось совершенно невероятным;


5.
Человек и природа неразделимы. Современное общество не расположено к мечте и творчеству.

    А.Постимпрессионизм;

Б. Романтизм;

В. Кино;

Г. Импрессионизм;

Д. Реализм.

Запишите ответ:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: « Искусство XIX века в поисках новой картины мира» Новая история, 8 класс

Слайд 2

« Огненные кисти романтиков» « Надо омужичить искусство!» « Салон отверженных » В поисках собственного пути. « Великий немой » План урока:

Слайд 3

Проблемный вопрос На какие темы писали романтики, реалисты и импрессионисты, постимпрессионисты ?

Слайд 4

« Огненные кисти романтиков» Франсиско Гойя Испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.

Слайд 5

Франсиско Гойя Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.

Слайд 6

Франсиско Гойя Портрет королевской семьи Карла IV.

Слайд 7

французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи. « Огненные кисти романтиков» Эжен Делакруа

Слайд 8

Эжен Делакруа « Свобода, ведущая народ»

Слайд 9

так историки назвали жестокую расправу 11 апреля 1822 г. турками над жителями острова Хиос за то, что островитяне поддержали борцов за независимость Греции. Из 155 000 жителей острова после бойни уцелело лишь около 2000. До 25 000 были вырезаны, остальные — порабощены либо оказались в изгнании. Эжен Делакруа « Резня на Хиосе»

Слайд 10

французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма. « Надо омужичить искусство» Гюстав Курбе

Слайд 11

Гюстав Курбе

Слайд 12

« Уснувшая пряха»

Слайд 13

французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века . « Надо омужичить искусство» Оноре Домье

Слайд 14

Оноре Домье « Убийство на улице Транснонен»

Слайд 15

Оноре Домье « Законодательное чрево»

Слайд 16

французский живописец, гравёр, один из родоначальников Импрессионизма . Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием, полемически внося в известные классические композиции изображение современного человека. « Салон отверженных» Эдуард Мане

Слайд 17

Эдуард Мане « Портрет Эмиля Золя» « Портрет мальчика с вишнями»

Слайд 18

французский живописец, один из основателей импрессионизма . « Салон отверженных» Клод Моне

Слайд 19

Клод Моне " Пляж в Пурвиле" " Руанский собор"

Слайд 20

французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма . « Поэт Парижа» Камиль Писсарро

Слайд 21

Камиль Писсарро « Бульвар Монмартр в Париже.»

Слайд 22

французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан.. « Живописец счастья» Огюст Ренуар

Слайд 23

Огюст Ренуар

Слайд 24

французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения « Остановись мгновение» Эдгар Дега

Слайд 25

«Голубы́е танцо́вщицы» « Урок танцев» Эдгар Дега

Слайд 26

французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма Поль Сезанн В поисках собственного пути

Слайд 27

Поль Сезанн

Слайд 28

Неистовый художник всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист. После первой выставки картин в конце 1880-х годов, известность Ван Гога постоянно росла среди коллег, искусствоведов, дилеров и коллекционеров. После его смерти, мемориальные выставки были организован в Брюсселе, Париже, Гааге и Антверпене. Винсент Ван Гог

Слайд 29

Винсент Ван Гог « Подсолнухи» « Ирисы»

Слайд 30

« Портрет доктора Рея» « Розовые розы» Винсент Ван Гог

Слайд 31

Проблемный вопрос На какие темы писали романтики, реалисты и импрессионисты, постимпрессионисты ?

Слайд 32

« Великий немой» Братья Огюст и Луи Люмьер

Слайд 33

«Кормление младенца» «Политый поливальщик» « Великий немой»

Слайд 34

« Великий немой» Жорж Мельес Как делается трюк

Слайд 35

« Великий немой» Чарли Чаплин

Слайд 36

Макс Линдер Гарольд Ллойд Андре Дид « Великий немой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наука в XIX веке. Создание научной картины мира»

Интегрированный урок в 8 классе, посвященный изучению научных открытий 19 века и определению их значимости для современности....

Методическая разработка урока истории в 8 классах по теме: «XIX век – век художественных исканий новой картины мира» с использованием адаптивной технологии (семинар – лабораторная работа).

На уроке - семинаре  курса "Новой истории" обучающиеся  8-х классов узнают  новые художественные стили живописи XIX века, знакомятся с основными произведениями авторов - импрессионистов...

Урок по Новой истории "Искусство в поисках новой картины мира"

При изучении данной темы необходимы наглядные средства,  для лучшего усвоения темы.Данная презентация позволяет наглядно и образно прикоснуться к творчеству создателей данных произведений. ...

8 класс. Урок истории. Тема: «Искусство XIX века – в поисках новой картины мира»

Урок: историяКласс: 8Тема: «Искусство XIX века – в поисках новой картины мира»Цель: Познакомить учащихся  с творчеством художников XIX века, художественными направлениями в живописи. Рассмотреть ...

Наука: создание новой картины мира

презентация для 8 класса по истории Нового времени, Юдовская...

19 век в зеркале художественных исканий; Искусство в поисках новой картины мира.

19 век в зеркале художественных исканий; Искусство в поисках новой картины мира.Презентация по истории Нового времени 8 класс....