Игровые технологии на уроках истории (из опыта работы)
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему

Суховецкий Александр Петрович

Материал предназначен для учителей истории, работающих в 5-7 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tekhnologii_sukhovetskiy_a.p.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Бирюсинска

Игровые технологии

на уроках истории

(из опыта работы)

Суховецкий Александр Петрович –

учитель истории и обществознания.

                                      Бирюсинск – 2014 г.

         История, одна из самых  увлекательных наук, может превратиться в скучнейшее школьное занятие, если  сводить его к заучиванию имен и дат. Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Сегодняшняя школа не остается в стороне от перемен, происходящих в мире. Неизмеримо расширяется  предметно – информационная среда: телевидение, видео, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток и разнообразие получаемой информации. Однако зачастую все эти источники предоставляют материал для восприятия пассивно. Актуальной задачей школы становится: предоставления учащимся возможности для активного овладения  знаниями, развития навыков самостоятельного отбора и оценки получаемой информации. Одной из форм обучения, которые могут развить подобные навыки является дидактическая игра.

         Игра для школьника важна, понятна, злободневна – это  часть его жизненного опыта. Обучение в игре « происходит незаметно для ребенка, так как все его внимание направлено на игру, а не на усвоение знаний, как это бывает при обучении на уроках в школе» ( О.А. Дьячкова.  Игры школьников. М. Учпедгиз., 1955 г. стр. 176)

        Учитель, передавая знания  посредством игры, учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Используя игру, учитель организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не из своих (взрослых) соображений удобства.

        Игра позволяет сделать  более динамичным и  интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связано то  или иное историческое событие. Она исключает нежелательную зубрежку. В игре знания усваиваются через практику. Учащиеся не просто заучивают материал, но рассматривают его с разных сторон, раскладывают его на многообразные логические ряды.

      Цель предлагаемых вариантов игр – занимательность их для школьников и простота исполнения для учителя. Многие игры не нуждаются в особом реквизите и  довольно просты в исполнении. По времени они занимают в среднем от 10 до 30 минут т.е. часть урока, а не весь урок.

     

Применение игровых технологий

        Более привлекательными и результативными в 5 классах оказываются уроки с элементами игры. игровой характер создает творческую раскованность и позволяет проявить себя и слабым ученикам. Участвуя в игре каждый учащийся приносит в зачетную копилку своей команде определенное количество баллов. В этом случае достигается результативность повторительно – обобщающихся уроков. (Повторительно- обобщающие уроки по разделу: Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим.) Можно проводить по принципу телевизионной передачи: Что? Где? Когда? Но это требует определенной подготовки связанной с оборудованием (волчок. скрипичный ключ, песочные часы). Я предлагаю более упрощенную схему проведения урока:

- Перед началом игры класс делится по рядам  - командам

  Игра состоит из двух туров.

1 тур. Одна команда остается у доски. Ей задают вопросы по всей изученной теме представителями других команд.

           Обсуждение вопроса командой занимает 15 сек. Отвечает один ученик. С учетом досрочного ответа экономится 15 сек. Команда играет до первого неправильного ответа, после чего уступает место у доски другой команде.

2 тур. Каждой команде задают только 10 вопросов.

           В зачет команде идут только правильные ответы. Фиксацию баллов осуществляет учитель на доске. В игре бывают жаркие минуты азарта, поэтому предусмотрены штрафные санкции в виде снятия баллов. Итоги игры подводятся по рядам командам с учетом набранных баллов за два тура.

Команда победительница получает «5» (Игра длится 30-35 минут)

         В учебном процессе находятся также следующие варианты коротких дидактических игр: Игра «О ком сказано» Задаются вопросы, дети должны быстро ответить на него. Возможен индивидуальный ответ (1 ученик), либо группой (3 человека – от каждого ряда по одному ученику)

Игра рассчитана на 5-7 минут.

Пример. 1. Первый царь Рима

               2.  Последний император Рима

               3.  Император, признавший христианское учение и т.д.

         Итого задается 15-16 вопросов.

Перспективными видами обучения на уроках истории средних веков в 6 классах является моделирование (различные виды игровой деятельности), коммуникативная (элементы дискуссии), исследовательская (короткие сообщения). Для шестиклассников актуальна потребность в игре. Такие уроки расширяют кругозор учащихся, позволяют  в игровой форме проверить глубину знаний каждого ученика, познакомить класс с большим объемом интересных фактов.

    Игра «Вспомните и назовите» из предложенного перечня на слух выберите и отметьте факторы, характеризующие варваров:

  1. Образовали ряд государств
  2. Исповедовали ислам
  3. На знали письменности и т.д. (игра рассчитана на 5-7 минут)

  Игра «Брейн-ринг». Правила игры:

  1. Класс делится на 4-5 команд
  2. Каждая команда должна принять участие в игре не менее одного раза
  3. Капитан команды следит за активностью игроков, руководит обсуждением вопроса, делает выбор кому отвечать от имени команды
  4. Правильный ответ  - «5» баллов, ответ с неточностью – «3» балла

 Игра «Поле чудес»

       Оборудование игры: игровое поле, волчок, бумажные буквы в квадрате.

       Ход урока: Учащимся заранее дается задание  составить кроссворды на заданную тему. Авторы лучших кроссвордов приглашаются на игру.

Правила игры такие же как в телевизионной передаче.

    При изучении темы «Родной край» в 7 классе использую урок – экскурсию в краеведческий музей г. Бирюсинска. На таком уроке реализуется связь теории с практикой (учащиеся дополняют полученные в школе знания практическими)

  -  исторический диктант с ошибками (на предмет знаний исторических фактов, событий, явлений)

     1 балл – верный ответ

     0 баллов – неправильный ответ

За 10 ответов – «5»;  9 – «4»;  8-«3»;  6-«2»

-   Тест с закрытым ответом (проверка знаний, умений навыков учащихся на уровне узнавания) Тест должен состоять из достаточного для проверки знаний, умений по теме количество вопросов.

Задача учащегося: выбрать из предложенных ответов правильный.

Пример:

  1. Соотнесите явления (понятия или события) с именем монарха, при котором они происходили
  2. Расставь попарно. Название приказа должно соответствовать его функциям.

-    Тест с обратной связью (активизация обучающей функции, при  

контроле  знаний учащихся по пройденному материалу).

            Сообщается тема по которой будет проводится контроль, количество вопросов, время на ответ Ученики отвечают письменно. Если ответа у учащегося нет, то он ставит прочерк.

     Пример: Раздел: «Россия от Петра Великого до Екатерины Второй»

  1.  Каковы причины возникновения мануфактур?
  2. Чем отличались вотчинные и посессионные мануфактуры?
  3. Можно ли назвать реформами изменения в стране, которые имел в виду Емельян Пугачёв? и т.д. (5-10-15 вопросов)

       Эталоны ответов находятся у учителя. Проверка проводится в классе. Ответ оценивается от 0 до 1 балла. Учащиеся подсчитывают свою отметку. Суммируя баллы по каждому вопросу, учащиеся получают какую -  то сумму баллов.  Если всего было 5 вопросов, то сумма баллов превращается в  отметку. Если было 10, то сумму баллов необходимо разделить на «2», в результате чего получится отметка. Подсчитывается количество учащихся получивших «5», «4», «3». Результаты на доске. Это делается для того, чтобы каждый учащийся видел (свое место в классе) как он справился с повторением пройденного материала. Округление: 4,5 в сторону увеличения т.е. «5»; от 3,5 до 4,4 – «4»; от 2,5 до 3,4 – «3».

      Проверку знаний за курс 7 класса провожу в форме игры «Историческая мозаика» (можно между параллелями)

Хронологические рамки игры:  Россия в XYII–XYIII вв.

   В игре затрагиваются проблемы важные,  значимые, влиявшие на судьбы страны и мелкие, на первый взгляд не серьезные, но отражающие ту или иную сторону человеческой жизни в прошлом.

Условия игры:

         Игра состоит из трех туров:

1 тур – Россия в XYII веке

2 тур – Россия в первой половине XYIII века

3 тур – Россия во второй половине XYIII века

(В игре применяются фишки)

         Внутри каждого тура выдержана одна и та же типология заданий под рубрикой: «История в лицах», «История в датах», «Выберите правильный ответ», « Работа над ошибками», а также представлены конкурсы и фрагменты затрагивающие русский быт. Участники игры выполняют задания получая за правильный ответ от 1 до 5 баллов.

Со зрителями во время выполнения заданий участниками игры проводятся разминки: «Поймай дату», «Напиши название изображенного оружия», «Соотнесите номера с рисунков с названиями судов петровского времени». (Рисунки с изображением оружия и судов раздаются зрителям заранее)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии на уроках истории ( из опыта работы)

представлен опыт работы с использованием ИКТ на уроках истории...

«Технологии, методы и приёмы личностно – ориентированного подхода в обучении на уроках истории» (Из опыта работы).

В работе показаны основные технологии, методы и приемы личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках истории....

выступление на педсовете "Игровые технологии на уроках истории"

1.     Теория игры.2.     Актуальность использования игровой технологии.3.     Из опыта работы....

Из опыта работы. Игровые технологии на уроках истории.

В современном постиндустриальном обществе перед нами  стоят, как и в прошлые времена,  вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появился еще один: “Как у...

Применение игровых технологий на уроках математики (из опыта работы Центра образования)

В Центрах образования учатся те, укого проблемы с поведением и почти в 100% случаев проблемы с обучением. Когда в 9 класс приходит ученик который не знает таблицу умножения, а в классе ещё 25 человек ...

Игровые технологии на уроках истории."Страна древних пирамид" обобщающий урок-игра.

Урок проводится  в форме телеигры "Своя игра" после изучения темы "Древний Египет" в 5 классе.  Можно провести на обобщающем уроке или во внеклассной работе....

Применение кейс-технологии на уроках истории ( из опыта работы)

Кейс-технологии как один из новых методов современной школы. Его применение и достоинства методов ситуационного анализа и ситуационно-ролевых игр....