Урок в 9 классе по теме "Русско- японская война"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Васильченко Ирина Владимировна

Конспект урока с применением модульных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модульный урок по истории России в 9 классе.

Тема: Русско- японская война

Цели:

Выяснить причины русско-японской войны, ход военных действий, итоги, а также, узнать, какое влияние оказала эта война на развитие революционных настроений в России. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к родной истории.

Формировать навыки сопоставления различных источников, формулирования выводов. Развивать умение аргументировать свою точку зрения, оценивать свою работу и работу товарищей.

Оборудование: атласы, контурные карты, индивидуальные технологические карты

План изучаемой темы

  1. Входной контроль.
  2. Цели и планы сторон. Характер войны.
  3. Ход военных действий.
  4. Окончание войны.
  5. Портсмутский мирный договор.
  6. Завершающий контроль. Ход урока.

1. Вход ной контроль. (5 мин)

Цель, на основе знаний по всеобщей истории, установить общие черты внешней политики империалистических государств. Задание 1

Охарактеризуйте цели и состав военно-политических союзов конца XIX - начала XX вв

(Тройственный союз и Антанта)

Задание2

Назовите первые войны конца XIX - начала XX вв, носившие ярко выраженный империалистический характер. Задание 3

Охарактеризуйте внешнеполитический курс российского правительства в конце XIX? Как Россия участвовала в экономическом разделе мира? Территориальном?

2. Цели и планы сторон. Характер войны. (7мин) Цель: узнать причины русско-японской войны, определить ее характер. Задание1.

Проанализировать следующие факты:

  1. В 1894-1895гг Япония одержала победу в войне с Китаем. По Симоносекскому мирному договору (1895) Китай должен был уплатить контрибуцию, уступить Японии о.Тайвань, Ляодунский полуостров с крепостью Порт-Артур и отказаться от своих прав на Корею, бывшую вассалом Китая.
  2. Препятствуя усилению влияния Японии, Россия при поддержке Франции и Германии, принудила Японию вернуть Китаю Ляодунский полуостров и вывести войска из Кореи.
  3. Китай заключил с Россией союз против Японии и дал согласие на проведение русской железной дороги (КВЖД) ОТ Читы до Владивостока через северную Маньчжурию.
  4. Япония не оставила попыток разделить Корею на сферы влияния.
  5. Из мемуаров С.Ю.Витте: Плеве, уходя, сказал ему: Алексей Николаевич (Куропаткин), вы внутреннего положения России не знаете. Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война»
  6. Из письма Вильгельма П:»Россия, подчиняясь законам экспансии, должна стремиться выйти к морю иметь незамерзающую гавань для своей торговли. В силу

этого закона, она вправе претендовать на полосу берега, где находятся такие гавани (Владивосток, Порт-Артур). Лежащие за ними земли должны быть в твоих руках для того, чтобы можно было построить железные дороги, необходимые для подвоза товаров к портам (Маньчжурия). Между двумя портами есть полоса земли, которая, попади она в руки противника, может сделаться чем-то вроде новых Дарданелл. Этого ты не можешь допустить . Эти «Дарданеллы» (Корея) не должны быть угрозой для твоих путей сообщения и твоей торговле. Так обстоит дело на Черном море, но на Дальнем Востоке ты не можешь примириться с подобным положением. Поэтому для всякого непредубежденного человека ясно, что Корея должна быть и будет русской. Когда и как- до этого никому нет дела и касается только тебя и твоей страны» На основе анализа этих фактов ответьте на вопросы:

  1. Чем, на ваш взгляд, объясняется обострение противоречий между Россией и Японией в к XIX?
  2. Как обосновывал император Вильгельм II права России на Маньчжурию и Корею? Можно ли на основании документа утверждать, что Германия подталкивала Россию к войне на Дальнем Востоке?
  3. Можно ли по приведенным фактам и документу судить о стремлении России к экспансии (расширению владений или сфер) на Дальнем Востоке?

На основании приведенных фактов сделать вывод о причинах русско-японской войны. Контрольное задание:

  1. Перечислите причины русско-японской войны
  2. Определите характер войны со стороны Японии, со стороны России.
  3. Определите место русско-японской войны в международных военных конфликтах в конце XIX - начале XX вв

З.Ход военных действий (10 мин) Цель, узнать о начале войны и ходе военных действий. Историческая справка

Летом 1903 г по инициативе Японии начались ее переговоры с Россией. Царское правительство было готово уступить Японии Корею и предоставить Японии права в южной части Маньчжурии. При этом Россия не отказывалась от своих притязаний на Северную Маньчжурию и вопреки обещаниям правительства продолжала держать там войска, введенные в ходе подавления боксерского восстания 1899-1902 гг. Японское правительство рассчитывало добиться больших прав и, делая ставку на военную силу, начало военные действия. Манифест японского императора об объявлении войны России был опубликован через три дня после начала боевых действий. Задание 1

Прочитать документы Документ 1

Манифест Николая II об объявлении войны Японии. (27 января 1904г) «В заботах о сохранении дорогого сердцу нашему мира, нами были приложены все усилия для упрочения спокойствия на Дальнем Востоке. В сих миролюбивых целях мы изъявили согласие на предложенный японским правительством пересмотр существовавших между обеими империями соглашений по корейским делам. Возбужденные по сему предмету переговоры не были, однако, приведены к окончанию, и Япония, не выждав даже получения ответных предложений правительства нашего, известила о прекращении переговоров и разрыве дипломатических отношений с Россией. Не предуведомив о том, что перерыв таковых сношений знаменует собой открытие военных действий, японское правительство отдало приказ своим миноносцам внезапно атаковать нашу эскадру, стоявшую на рейде крепости Порт-Артур.

По получении о сем донесения наместника нашего на Дальнем Востоке, мы тотчас же

повелели вооруженною силою ответить на вызов Японии.

Объявляя о таковом решении нашем, мы с непоколебимою верой в помощь

Всевышнего и в твердом уповании на единодушную готовность всех верных наших

поданных встать вместе с нами на защиту отечества, призываем благословение Божие

на доблестные наши войска армии и флота»

Документ 2

Из Манифеста японского императора 29 марта 1904г.

«Мы, милостью небес, император Японии, с незапамятных времен сидящий на троне, занимаемом тою же династией, объявляем эти манифестом все нашим поданным следующее: мы этим объявляем войну против России и мы повелеваем нашей армии и флоту всеми силами производить нападение на эту империю. Отдельное существование Кореи необходимо для безопасности нашего государства... Несмотря на это, Россия пренебрегая ее торжественными трактатами с Китаем и повторенными обещаниями другим державам, все еще занимает Маньчжурию, укрепляет свою власть в этих провинциях, решив их окончательно присвоить, а так как взятие Маньчжурии Россиею бы сделало невозможным сохранение неприкосновенности Кореи ,и. вдобавок, принудило бы бросить всякую надежду на мир на Дальнем Востоке, мы, ввиду этих обстоятельств, решили выяснить эти вопросы переговорами... Многочисленные совещания по этому поводу велись в продолжение 6 месяцев... Однако же Россия никогда не встречала такие предложения в примирительном духе, но своим замедлением оттягивала решение вопроса... Она отклонила предложение нашего правительства о неприкосновенности Кореи. Обеспечения будущего мы можем теперь добиться только призывом к оружию». Вопросы к документам.

  1. Какие из взаимных претензий России и Японии кажутся вам справедливыми, а какие надуманными?
  2. Военные действия в 1904 г начала Япония. Можно ли считать Россию жертвой агрессии?

Задание2

В придворных кругах мнения по поводу проведения активных военных действий в отношении Японии разошлись. Из перечисленных ниже фактов выберите (и выпишите номера) те, которые могли привлекать в качестве аргументов: а) противники б) сторонники агрессивной политики в отношении Японии.

  1. Японская армия была отлично вооружена, мобильна, хорошо работала разведка.
  2. Сибирская железная дорога обладала малой пропускной способностью 2. Население России в начале века было в три раза больше, чем в Японии
  1. Россия-        крупнейшая территориальная и военная держава.
  2. Численность российской армии достигала 1 млн. чел.
  3. Японский флот и Тихоокеанский флот были равны по количеству броненосных сил.
  4. Российский высший командный состав отличался преклонным возрастом, бездарностью, косностью мышления.
  5. Японский флот имел в два раза больше крейсеров и в три раза -миноносцев
  6. Япония превосходила Россию в два раза по сухопутным войскам и втри раза- по артиллерии.
  7. Японская армия использовала мощные разрывные снаряды.
  8. Российской миллионной армии Япония могла противопоставить 150-тысячную армию.
  9. Уровень подготовки рядового и офицерского состава российской армии был ниже японского.
  10. Российский флот в два раза превосходил японский.
  11. Война с Японией могла удержать революцию.

Подвести итоги. Оценить шансы русской армии и флота на победу. Определить, как отмеченные вами аргументы против войны могли сказаться на ее ходе. Самостоятельно проанализируйте роль географического фактора в начавшейся войне. ЗаданиеЗ.

Составьте в тетради хронологическую запись основных событий русско-японской

войны.

Задание 4

С.Ю.Витте считал, что «с войной все неважно. Будет ужасный удар, если возьмут Порт-Артур...»

Подтвердите известными вам фактами мнение С.Ю.Витте. Задание5

По мнению С.Ю.Витте, не представлялось возможным ожидать «впереди хорошего от бойни для России»

Что ,на ваш взгляд, имел ввиду Витте? Согласны ли вы с таким мнением ?

Обратить внимание учащихся на то, что 15 мая 1905 г в сражении у островов Цусима японцы потопили 21 русский корабль, в том числе 3 новейших броненосца. 5 кораблей сдалось, 6 ушли в нейтральные воды, и только крейсер «Алмаз» с двумя миноносцами пришли во Владивосток. Потери японцев исчислялись всего тремя миноносцами... Самое тяжкое поражение в истории отечественного флота.

Задание 6

На основании отрывков из документов сделайте вывод о влиянии хода войны на

общественные настроения

Документ!

Из дневника дивизионного врача В.ПКравкова июль-август 1904г

«Я замечаю почти у всех утомление этой войной, почти все стремятся поскорее быть

дома. А ведь война обещает принять еще большие размеры. Неподготовленность же

наша к войне становится все очквиднее»

Документ2

Из письма Вильгельма II Николаю II (6 февраля 1905г) «. . Война очень непопулярна во всех классах России» Документ 3

Из записок В.В.Вересаева

«В промежутках между извещениями о крупных успехах японцев телеграммы сообщали о лихих разведках сотника X. или поручика У., молодецки переколотивших японскую заставу в 10 человек. Но впечатление не уравновешивалось. Доверие падало...

... А утомление войною у нас было полное. Не хотелось крови, не хотелось ненужных

смертей...»

Документ 4

Из социал-демократической брошюры «Кто должен победить?», Женева 1904г

«Если по всей России сотни тысяч рабочих громко поднимут свой голос с требованием прекратить войну- самодержавию будет нанесен смертельный удар.» Документ 5

Из статьи боевого офицера, помещенной в «Русском инвалиде» «Шестнадцать месяцев тревог, волнений, страшных лишений, бесконечно ужасных, потрясающих картин войны, способных свести человека с ума; ряд военных неудач; щемящее чувство боли от незаслуженных обид, оскорблений, потоков грязи, вылитых

частью прессы на нашу армию, безропотно погибавшую на полях Маньчжурии: оскорбление раненых офицеров на улицах Петербурга толпою...» Вопросы для обсуждения

  1. Как взаимосвязаны русско-японская война и революция 1905-1907гг?
  2. Какое место, на ваш взгляд, среди причин революции занимает поражение России в русско-японской войне?

4.0кончание войны (6 мин) Цель: узнать, когда, при каких обстоятельствах и на каких условиях был подписан мирный договор между Россией и Японией.

Большинство деятелей царского правительства видели в окончании войны необходимые условия быстрого подавления революции и восполнения военной мощи для реванша. С.Ю.Витте не ограничивался задачей «покончить со смутою», но считал нужным «начать новую, деятельную жизнь разумного строительства», решительно двинуться по пути реформ. Он признавал необходимость «вновь организовать наши военные силы», но «не для того, чтобы заниматься постоянными захватами, -а для того, чтобы у нас не захватывали». Это, по мнению Витте, требовало «лет на 20-25 заняться самими собою и успокоиться во внешних сношениях», примирившись на время с потерей великодержавной роли, и говорило в пользу скорейшего и прочного мира на Дальнем Востоке. Задание

28 февраля 1905 г С.Ю.Витте обратился к Николаю II с письмом, в котором доказывал крайнюю опасность продолжения войны. Принимая во внимание экономические и внешнеполитические факторы, попытайтесь с позиции Витте обосновать это утверждение, продолжив предложения:

  1. Дальнейшие боевые действия повлекут за собой:
  2. )        

Б)        

  1. )        
  2. Прекращение войны позволит царскому правительству:
  3. )        

Б)        

  1. )        

5.Портсмутский мирный договор (5 мин)

Задание!

Прочитайте фрагменты мирного договора, подписанного Россией и Японией в Портсмуте (привлекая карту атласа)

«Ст1 Мир и дружба пребудут отныне между их величествами императором всероссийским и императором Японии, равно как между их государствами. Ст.2. Российское императорское правительство, признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные, экономические, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои императорское правительство могло бы почесть необходимым принять в Корее. Ст.З Россия и Япония взаимно обязуются :

  1. эвакуировать        одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова
  2. вернуть в управление Китая все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками

Ст. 5. Российское императорское правительство уступает Японии, с согласия Китая, аренду Порт-Артура, Тампона и прилегающих территорий и территориальных вод. Ст. 6 Российское правительство обязуется уступить японскому правительству без вознаграждения, с согласия Китая, железную дорогу между Чан-Чун и Порт-Артуром и все ее разветвления.

Ст.9. Российское правительство уступает японскому правительству в вечное и полное владение южную часть о.Сахалина и все прилегающие к последней сторонетерритории Вопросы и задания к документу

1. Есть ли в тексте Портсмутского договора какие-либо положения, выгодные

России? Чем объяснить их наличие или отсутствие . Задание 2

Сопоставить документы. В чем совпадают оценки итогов войны, предложенные В.И.Лениным и С.Ю.Витте? Случайны ли эти совпадения? Документ 1

Из мемуаров Витте

«И не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки или, правильнее, наше мальчишеское управление 140 миллионами населения в последнее годы» Документ 2

Из статьи В.И.Ленина «Падение Порт-Артура»

«Не русский народ, а самодержавие пришло к позорному поражению. Русский народ выиграл от поражения самодержавия. Капитуляция Порт-Артура есть пролог капитуляции царизма... Катастрофа нашего злейшего врага означает не только приближение русской свободы. Она предвещает также новый революционный подъем европейского пролетариата». Задание 3

Современники в истории по-разному оценивали и оценивают Портсмутский мирный договор. Одни видели в нем национальный позор, другие- успех русской дипломатии, третьи- закономерный результат развития событий

Чем объяснить противоречащие друг другу оценки?. Сформулируйте собственное суждение об итогах войны и Портсмутском мире. Контрольное задание

Почему Россия потерпела поражение в войне с Японией? Сопоставьте свое мнение с мнением С.Ю.Витте. Считаете ли вы это объяснение верным и исчерпывающим?

6 Завершающий контроль. (7 мин) Цель: проверить, удалось ли достичь поставленной в начале работы задачи. Выполнить в тетради самостоятельно, без использования учебника одно из заданий. Задание1

Заполнить таблицу

Русско-японская война 1904-1905гг

Вопросы для сравнения

Россия

Япония

1 Цели и планы сторон

  1. Характер войны
  2. Итоги войны

Задание 2

Карл Клаузевиц заметил, что всякая эпоха имеет свои войны. Рассмотрите с этой позиции русско-японскую войну. Задание 3

По мнению С.Ю.Витте, «несчастная война на десятки лет приблизила революцию». Раскройте смысл этого высказывания. Почему война была «несчастной» для России Задание 4

В июне 1904 г. С.Ю.Витте писал Куропаткину: «Толчок к развязке будет зависеть от хода военных событий, во всяком случае, придется пережить трудные времена. Особливо я опасаюсь за внутреннее положение».

Оправданы ли, на ваш взгляд, опасения С.Ю.Витте? Обоснуйте ваше мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по истории России "Русско-японская война"

Презентация к уроку по новейшей отечественной истории  "Русско-японская война"...

Проект «Роль мультимедиа в процессе обучения истории второй мировой войны студентов технических специальностей. Хроники Советско-Японской войны 1945 года.

В кн.Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки № 2 (47) Хабаровск, 2010.Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании...

Тест к теме урока "Русско-японская война"

Тест  ""Русско-японская война"...

Урок. Тема « Русско-японская война. Как это было...»

Урок по этой теме направлен на реализацию следующих целей.- развитие у учащихся умения анализировать, делать выводы и обобщения; развитие устной и письменной речи обучающихся;-патриотическое воспитани...

Урок по теме "Русско-японская война"

Конспект урока в 9 классе...

Проект урока на тему:Тема урока: Кризис империи: Русско-японская война.

Данный урок создан как  одно из структурных звеньев в цепи уроков, основной целью которых является формирование исторического сознания школьников. Урок по программе Н.В. Загладина "История России...

Статья "Неизвестный эпилог к известной войне: Вопрос монастырской колонизации Дальнего Востока после русско-японской войны"

Неизвестный эпилог к известной войне: Вопрос монастырской колонизации Дальнего Востока после русско-японской войны (оригинал статьи опубликован в сборник: Искусство, ремесло и православное ученичество...