11 класс "Белые и красные: упущенные и реализованные возможности в гражданской войне 1918-1922 г.г."
учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnolg.karat_uroka_11_kl_belye_i_krasnye.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сальникова Л.А. – учитель истории и обществознания

МБУО СОШ № 122 г.о.Самара

Технологическая карта урока истории  обобщения изученного материала по технологии

проблемного обучения в 11 классе по теме:  

«Белые и красные: упущенные и реализованные возможности

 в гражданской войне 1918-1922 г.г.»

УМК:  Волобуев О.В. Россия и мир. ХХ век; учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений (О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А.рогожкин –М.Дрофа, 2012г)

Тема: Белые и красные: упущенные и реализованные возможности в гражданской войне 1918-1922 г.г.

Тип урока:  Обобщение изученного материала

Педагогические технологии:   технология проблемного обучения, метод проекта, ИКТ технологии.

Оборудование:    проектор, ноутбук с выходом в интернет, учебник, тетрадь.

Оценка педагогической ситуации:   учащиеся владеют знаниями программного материала на базисном уровне, отдельные учащиеся – на повышенном уровне. Самостоятельная аналитическая деятельность и личностное общение являются ведущими для старшеклассников. В ходе урока учитель выступает в роли  консультанта.

Цели урока:  

1. Образовательная:   выяснить причины победы большевиков в гражданской  войне

2. Развивающие:  развивать навыки работы с различными источниками информации, умение преобразовывать информацию из одного вида в другой, развивать самостоятельность в учебной деятельности, умения ставить задачу и добиваться ее выполнения, развивать творческие способности на основе содержательного и системно-деятельностного компонента.

3. Воспитательные:  способствовать развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде, воспитание ответственного отношения к поставленной задаче.

Задачи:

  1. Обобщить информацию о государственной политике большевиков в годы гражданской войны, социально-экономической политике «красных» и «белых», о колебаниях крестьян, о роли интервенции в гражданской войне.
  2. Проанализировать учебный материал и сделать выводы о причинах победы большевиков.
  3. Сделать презентацию и  донести информацию до учащихся.

Формы работы учащихся:    индивидуальная,  фронтальная, групповая.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Педагогические задачи

Средства обучения

Организационные формы и методы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат, оформление результата

1.Постановка проблемы

Актуализация знаний и умений. Активизация познавательной деятельности

Учебник, материалы презентации по теме

Диалог, индивидуальная работа, деление на группы

Задает вопросы по исторической ситуации, организует работу в группах

Определение понятий, обнаруживание противоречия

Сформулирована тема, цели и задачи урока, сделаны записи в тетради

2.Формулирование

гипотезы

Сформировать прием разрешения противоречия и умения планировать деятельность

Записанные в тетради задачи и материалы презентации

Групповая работа

Организует работу в группах, определяет условия работы

Составление плана работы в соответствии с задачами

Сформулирована гипотеза

3.Доказательство гипотезы

Развить коммуникативные навыки, построение логических связей, причинно-следственных умозаключений, активизировать творческое мышление

Учебный материал, презентация

Групповая и индивидуальная работа, анализ, сравнение, соотношение

Определяет время работы на каждом этапе, высказывает свою точку зрения после всех выступлений

Анализ материалов презентации и учебного материала, оценка мнения автора, аргументация собственной или групповой оценки

Запись выделенных причин в тетради. Оценка результатовтивности

4.Общий вывод

Обобщить систему доказательств гипотезы или ее опровержение

Записи причин и выводов в тетради, слайды, презентация

Групповая и индивидуальная работа, сопоставление, анализ, обобщение

Дает оценку работе группы

Установление  соответствия причин и последствий событий

Озвучивание результатов работы, оценка выступлений, индивидуальные оценки в группах

5.Рефлексия

Самооценка и самоанализ деятельности

Анкета

индивидуальная

Обрабатывает информацию для решения трудностей

Оценивают свои успехи и трудности

Эссе по проблемам урока, темы формулируют  сами учащиеся. Учитель предлагает варианты, например, «Триумф или трагедия», «Закономерная победа  большевиков», «Патриоты или предатели».

                 Занятие проводится в  форме анализа изученного материала и обмена мнениями. Организационными формами и методами обучения стали индивидуальная и групповая работа, сопоставление, анализ, обобщение и выводы.

На первом этапе постановки проблемы учитель создает значимую для учеников проблемную ситуацию: «В советский период героями гражданской войны считались «красные». В годы перестройки о «белых» стали говорить как о героях. Ребята, что такое гражданская война? Могут ли быть победители  в гражданской войне?»

Ситуация мотивирует учащихся на формирование вопросов и постановку проблемы. Результатом деятельности учащихся являются варианты тезисов и вопросов:

  1. Почему со временем изменилась оценка деятельности «красных и «белых»?
  2. Можно ли считать героями участников гражданской войны?
  3. Что было общего в деятельности «белых» и «красных»?
  4. Каковы были перспективы «белых» и «красных» в ходе гражданской войны?
  5. Кого можно считать победителями в гражданской войне и почему?

После этого учащиеся формулируют  основное противоречие: лагерь «белых»  имел больше возможностей для победы в годы гражданской войны, но победили «красные». Тему урока формулируют учащиеся. Варианты учителя: «Белые» и «красные»: упущенные и реализованные возможности в гражданской войне 1918-1922г.г.»

Целью урока ставится разрешить проблемную ситуацию.

Задачи: 1. Сформулировать гипотезу

              2. Определить план действий

              3. Ответить на поставленные вопросы

              4. Обменяться мнениями по полученным результатам

На втором  этапе урока в качестве гипотезы может быть сформулировано следующее положение: «победа большевиков в гражданской войне – закономерный итог развития России к 1920 годам.»

               Группы составляют план работы, выделяют главный вопрос. Учитель предлагает затрудняющимся план действия:

  1. Сравнить экономическую политику «белых» и «красных».
  2. Сравнить государственные и национальные идеалы «белых» и «красных»
  3. Соотнести территориальное размещение с национальными идеалами «красных» и «белых»
  4. Сравнить организацию управления на территории «белых» и «красных»
  5. Отношения с интервентами

На третьем и четвертом этапах роль учителя сводится к регламентации деятельности и высказыванию  собственной точки зрения, но не навязыванию ее. Учащиеся представляют обобщения, выводы, сделанные в результате установления причинно-следственных связей, оценивают результативность работы. Оценка деятельности учащихся проводится внутри группы совместно с учителем по 5-ти бальной системе на основе следующих критериев:

  1. участие в формулировке вопросов,  тезисов, гипотезы
  2. участие в поиске доказательств
  3. участие в формулировке выводов

Общий вывод урока:    победа большевиков в гражданской войне закономерный итог развития России к 1920 годам, «белые» упустилим шанс на победу по объективным и субъективным причинам.

Самоанализ и самооценка учащихся осуществляются в результате анкетирования. (См. приложение № 1)

Приложение № 1

АНКЕТА

  1. ФИО учащегося  ________________________________________________________________________

      2. Степень участия в уроке:   а) активное                            б) пассивное                                 в) не участвовал

      3. Уровень знаний по теме до урока:              а) высокий                           б) средний                               в) низкий

      4. Уровень знаний по теме после урока:         а) высокий                          б) средний                               в) низкий

       5. Затруднения встретил в следующих видах деятельности:

           А) определение противоречий

           Б) формулирование гипотезы

           В) Определение плана действий

           Г) Анализ и сравнение обобщения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. Гражданская война: белые и красные. Создаем ментальную карту. 9 класс

Технологическая карта разработана в рамках требований ФГОС....

"Гражданская война 1918-1922 г.г" Технологическая карта урока истории

УМК:  История России, Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров, учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.   Русское слово, 2011 гТема: «Гражданская война 1918-192...

Гражданская война 1918-1922 (Симбирск, Поволжье, Комуч)

Конспект урока по теме Гражданская война в России для учащихся 11 классов. Работа направлена на углубление знаний учащихся о региональной стороне гражданской войны, о роли симбирян и пути сформированн...

Гражданская война в России в 1918-1922 гг

Тема урока: "Гражданская война в России 1918–1922 гг. Технология завоевания политической власти и трагедии человеческих судеб".9 класс.  Цели урока:• Образовательная: сосредоточить внимание учащи...

Проверочная работа : «Гражданская война в 1918-1922 гг.»

Проверочная работа : «Гражданская война в 1918-1922 гг.» с тестовыми и развернутым ответом....

Тест Гражданская война в России 1918-1922 г.г.

Тест позволяет проверить и обобщить знания учащихся по периоду Гражданской войны в России 1918-1922 годов....

Гражданская война в России 1918-1922 гг

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники, особенности и итоги....