Гражданская война 1918-1922 (Симбирск, Поволжье, Комуч)
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Конспект урока по теме Гражданская война в России для учащихся 11 классов.

Работа направлена на углубление знаний учащихся о региональной стороне гражданской войны, о роли симбирян и пути сформированных в Поволжье частей Народной армии Комуча.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanskaya_voyna.docx36.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории России для 11 класса

Выполнил Мурсков А.С.

Тема урока: «Гражданская война. Путь от Волги до Тихого океана».

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: комбинированный урок

Цели урока:

•        Образовательная: проанализировать причины и итоги гражданской войны; охарактеризовать основные события; дать оценку действиям участников противоборствующих сторон.

•        Развивающая: развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками; развитие логического мышления во время работы с историческими документами; способствовать развитию памяти, мышления, речи, умению аргументировать свои ответы; устанавливать причинно-следственные связи; решать проблемные задачи, анализировать, делать обобщающие выводы.

•        Воспитательная: формирование гражданственности и патриотизма; учить самостоятельности, способствовать формированию потребности приобретать умения по самоорганизации.

Планируемые результаты:

•        Личностные:

  1. реализация готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
  2. развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

•        Метапредметные:

  1. формирование познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся;
  2. формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
  3. умения управлять своей познавательной деятельностью.

•        Предметные:

  1. развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
  2. освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;
  3. рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты

Оборудование:

  1. Раздаточный материал;
  2. Видеоматериал «Демократы у власти, или Самарский Комуч»;
  3. Презентация;
  4. Проектор

Литература: А. Н. Сахаров История России с древнейших времен до конца XVI века. Часть 1. Учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений.  Москва «Русское слово» 2015 год.

Дополнительная литература:

  1. Каппель и каппелевцы / 2-е издание, исправленное и дополненное. — Франкфурт-на-Майне: Посев, 2007. — 778 с
  2. Петров П. От Волги до Тихого океана в рядах белых (1918-1922 г.г.). М.: Айрис-пресс, 2010. – 544 с

Основные термены:

  1. Гражданская война в России 1918—1922 — это вооружённые конфликты между различными политическими, этническими, социальными группами и государственными образованиями на территории бывшей Российской империи, последовавших за приходом к власти большевиков в результате Октябрьской революции 1917 года;
  2. Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания или Комуч — это первое антибольшевистское правительство в России, организованное 8 июня 1918 года в Самаре членами Учредительного собрания после восстания чехословатского корпуса;
  3. Народная армия — это вооружённое формирование Комуча, одно из первых формирований белогвардейцев на Востоке России во время Гражданской войны просуществовало июня по декабрь 1918 года.
  4. Рабоче-крестьянская Красная армия (РККА) или Красная армия — это военное формирование образованное большевистским правительством 15 января 1918 года;
  5. Белое движение — военно-политическое движение разнородных в политическом отношении сил, сформированное в ходе Гражданской войны 1917—1923 годов в России с целью свержения советской власти. Включало в себя представителей как не принявших диктатуру большевиков социалистов и демократов, общепатриотически настроенных военных, так и монархистов, объединённых против большевистской идеологии и действовавших на основе принципа «Великой, Единой и Неделимой России»;
  6. Зеленые «Зеленоармейцы» «зелёные повстанцы», «зелёные партизаны», «Зелёное движение», «Третья сила» — обобщённое название нерегулярных, преимущественно крестьянских и казачьих вооружённых формирований, противостоявших иностранным интервентам, большевикам и белогвардейцам в годы Гражданской войны в России.

Персоналии:

  1. Гая Дмитриевич Гай (настоящее имя Гайк Бжишкян1887—1937) — советский военачальник, участник Гражданской войны. Участвовал в обороне Симбирска и возглавлял в последствии Железную дивизию. 11 декабря 1937 расстрелян в ходе кампании массовых репрессий в РККА. После смерти Сталина был реабилитирован.
  2. Павел Петрович Петров (26 января 1882,— 24 июля 1967) — генерал-майор (1919). Участник Первой мировой и Гражданской войн. Видный деятель Белого движения в Поволжье и Сибири.
  3. Владимир Оскарович Каппель (15 апреля 1883— 25 января 1920,) — русский военачальник, участник Первой мировой и Гражданской войны.

План урока.

I. Оргмомент (2 мин.).

II. Проверка домашнего задания (6 мин.).

III. Изучение нового материала.(30 –32 мин).

1. Комитет членов Учредительного собрания.

2. Народная армия на Волге

4. Народная армия на востоке России..

IV. Закрепление изученного материала.

V. Итоги урока. Рефлексия

  1. Оргмомент (2 мин.)

Приветствие

  1. Проверка домашнего задания (6 мин)

Беседа

На какие три больших лагеря можно разделить все противоборствующие силы в период Гражданской войны (Красные и белы, зеленые) 

Работа с презентацией

На презентации всплывают изображения полководцев и политических деятеля и ученикам необходимо определить к какому лагерю они относятся, какие политические или социальные силы представляет.  

После выполнения задания обратить внимание учеников, что большинство полководцы белого движения были представителями разных антисоветских центров порой противостоящими друг другу.

  1. Изучение нового материала.(30 –32 мин).
  1. Комитет членов Учредительного собрания

Вступление учителя

Гражданская война - это этап в истории нашего отечества, длившийся более 4 лет и унесший жизни миллионов жителей. Территорией, охваченная пожарищем братоубийственной, войны была вся бывшая Российская империя, простиравшаяся от Карпатских гор на западе до Тихого океана на востоке.

Формулирование целей урока

Оглашение темы занятия: «Гражданская война. Путь от Волги до Тихого океана»

Вопрос учащимся: как вы думаете о каком направлении Гражданской войны будет идти речь на нашем уроке?

Что вы понимаете под словом «Путь»?

Кто и как мог пройти этот «Путь»?

Вступление учителя.

В 1930 году в Риге была издана работа Петрова Павла Петровича «От Волги до Тихого океана». Воспоминания белогвардеец, который как и многие белые офицеры начавший свой путь в Гражданской войне в 1918 году в городе Самара. Часть солдаты и офицеров вступали в ряды Народной армии в других городах Поволжья .

Задание учащимся найти и отметить на контурной карте на ст. 17. город Самару. В случае затруднения демонстрация карты Поволжья на проекторе.

Учитель

В 1918 году вспыхнуло восстание чехословатского корпуса в ходе, которого образовалось первое антисоветское правительство «Комитет членов Учредительного собрания» (Комуч)

Оглашаются вопросы (дублируются на доске) на доске к видео ролику.

  1. Что такое Комуч и в чем причины его образования?
  2. Члены какой партии в основном были представлены в Комуче?
  3. Какие цели ставили лидеры Комуча?
  4. Как назывались Вооруженные силы Самарского правительства?

Просмотр видеоролика 4 мин «Демократы у власти, или Самарский Комуч».

Устные ответы учащихся на поставленные вопросы.

  1. Народная армия на Волге

Для достижения своих целей эсерам (партии социалистов- революционеров) была необходима сильная и боеспособная армия в связи с этим Комуч начал создание Народной армии в этот же период происходит становление и армии большевиков РККА.

Сравнение документов приложение №5,6.

Задание работа с историческом источником сравнить указы о создании Народной армии и РККА «Декрета от 15 января 1918 года «Об организации Рабоче – Крестьянской Красной Армии»» и приказ №2 от 8 июня «Об организации Народной армии». Учащиеся самостоятельно в мини группах (по 2 человека) выдвигают критерии и сравнивают исторические источники. В ходе выявления сходств и различий необходимо определить у кого из представленных сторон большевиков или эсеров создавалась более боеспособная армия и почему.

 Раздаются исторические документы.

Ответы учащихся с привидением своих критериев, выделение особенностей в построении Народной армии и Красной армии.

Беседа

  1. Можно ли посчитать создание Народной армии в Самаре началом белогвардейского пути от Волги?
  2. Были ли заложены основы волжской армии белогвардейцев?
  3. Разработанные документы являлись фундаментам, на котором строилась впоследствии Народная и Красная армия?
  4. Какой регион Комучу было необходимо взять под контроль в первую очередь?

Какие Поволжские города вам известны? Акцентирование внимание на Казани, Симбирске/Ульяновске, Сызрани, Пензе. Поиска расстановка городов на контурной карте на ст. 17.

Беседа

  1. Что вам известно о Симбирске в данный период?
  2. Как вы считаете велика ли была роль Симбирска?

Симбирск в ходе Гражданской войны на Волге играл ключевую роль так как, после его взятия частями Народной армии эсерам открывалась дорога на один из экономических центров России на Казань. Захват Симбирска так же открывал дорогу на Уфу и Урал. Какое значение имел Сибмбирск для большевиков?

Дается ученикам два документа (приложение №7) 1-й описывает взятие города белогвардейцами 22 июня, а 2-ой защиту города красным командиром Гаем.

Ответы на вопрос

  1. К какому лагерю относится автор первого и автор второго документа?
  2. Чем объясняют причину поражения оба автора?
  3. Какой из авторов более полно и детально рассматривает эту операцию?

После взятия Симбрска была захвачена Казань. Но успехи белогвардейцев на Волге на этом остановились. РККА перешло в наступление и путь Народной армии, которая состояла из жителей Поволжья был направлен на восток где уже образовался большой антисоветский центр, в городе Омске и Уфе.

Как вы думаете много ли жителей симбирской губернии вступили в ряды белогвардейцев? Как вы думаете в чем причина такого результата?

Работа с статистическими данными приложение №1,2.

  1. Народная армия на востоке России.

Класс делится на три группы каждая из которых рассматривает один из фрагментов в истории судьбы Народной армии.

  1. Группа. Этап участие Народной армии в Весеннем наступлении (Приложение №8)
  1. После отступления бойцы Народной армии встретились с проблемами выдержка из воспоминаний Вырыпаева?
  2. В каких военных операция участвовали волжане оцените их роль?
  3. Какое отношение было у сибирских белогвардейцев к частям Народной армии? О чем свидетельствует подобное отношение?
  4. Какую роль играли иностранные специалисты в белой армии?
  1. Группа. Этап участия волжан в «Великом Сибирском Ледяном походе».(Приложение №9)

Великий Сибирский Ледяной поход принятое в Белом движении название отступления Восточного фронта армии адмирала Колчака на восток зимой 1920 года.

  1. С какими трудностями столкнулись бойцы с Волги и другие белогвардейские части востока России?
  2. Почему данный поход назвали «Великим» и «ледяным»?
  3. Много ли бойцов из бывшей Народной армии прошли до «Великий Сибирский ледяной поход» (Помните название полков соответствует месту их формирования!)?
  4. Какой можно сделать вывод о судьбе белогвардейцев участвовавших в «Великом Сибирском Ледяном походе» по изученной вами информации?
  1. Группа. Этап участия остатков частей Народной армии в белом движение на Дальнем Востоке.
  1. В каких операциях участвовали бойцы Народной армии на Дальнем Востоке?
  2. Почему части Народной армии не смогли закрепиться во Владивостоке?
  3. Как закончилась судьба белогвардейцев с Волги в России?
  4. Какую роль сыграли части Народной армии в антисоветской борьбе на Дальнем Востоке?

  1. Закрепление изученного материала

Повторение пройденного материала

  1. Какой на ваш взгляд «путь» прошли бойцы из Народной армии
  2. Что вы узнали изучая историю частей Народной армии о состоянии в белом лагере?
  3. О каких сражениях времен Гражданской войны вы услышали в первые?
  1. Итоги урока. Рефлексия

– Были ли трудности сегодня в нашем учебном материале? Если да, то  с чем они связаны?

– Было интересно на уроке? Что вас заинтересовало на уроке?

– Захотелось ли кому-либо из вас узнать еще что-то новое первых русских князьях?

– Давайте подскажем друг другу, где можно найти ответ на интересующие вас вопросы….

  1. Домашнее задание.

 § 10 учить, отвечать на вопросы после параграфа.

Приложение №1

Количество призывников из крестьян*

Губернии

Кол. Муж населения

Количество призывников

18 лет

19 лет

Самарская

286000

5119

3575

Саратовская

80000

1432

1000

Уфимская

157000

2810

1963

Симбирская

81000

1450

1013

Казанская

106000

1897

2325

710000

13208

9876

*Медведев В.Г. Кто воевал в белых армиях (восточный фронт). Ульяновск. 1994. С.7.

Приложение №2

Губернии

Мужское население

18 лет

19 лет

Самарская

1097704

17763

7245

Саратовская

299999

4858

1979

Уфимская

594004

9623

3920

Симбирская

324000

5249

2183

Казанская

414534

6715

2736

всего

2730241

44208

18018

Количество призывников среди городских жителей*

*Медведев В.Г. Кто воевал в белых армиях (восточный фронт). Ульяновск. 1994. С.7.

Приложение №5

«Декрет об организации

Рабоче-Крестьянской Красной Армии

15(28) января 1918 г.

Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Т.I.

Старая армия служила орудием классового угнетения трудящихся буржуазией. С переходом власти к трудящимся и эксплуатируемым классам возникла необходимость создания новой армии, которая явится оплотом Советской власти в настоящем, фундаментом для замены постоянной армии всенародным вооружением в ближайшем будущем и послужит  поддержкой для грядущей социалистической революции в Европе.

Ввиду этого Совет Народных Комиссаров постановляет: организовать новую армию под названием «Рабоче-Крестьянская Красная Армия», на следующих основаниях:

1) Рабоче-Крестьянская  Красная  Армия создается из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся масс.

2) Доступ в ее ряды открыт для всех граждан Российской Республики  не  моложе 18 лет.  В Красную Армию поступает каждый, кто готов отдать свои силы,  свою  жизнь  для  защиты завоеваний Октябрьской революции, власти Советов и социализма. Для вступления в ряды Красной Армии необходимы рекомендации: войсковых комитетов или общественных демократических организаций, стоящих на платформе Советской власти, партийных или профессиональных организаций или, по крайней мере, двух членов этих организаций. При вступлении целыми частями требуется круговая порука всех и поименное голосование.

II

1) Воины Рабоче-Крестьянской Красной Армии состоят на полном государственном довольствии и сверх сего  получают 50 руб. в месяц.

2) Нетрудоспособные члены семей солдат Красной Армии, находившиеся ранее на их иждивении, обеспечиваются всем необходимым по местным потребительным нормам, согласно постановлениям местных органов Советской власти.

III

Верховным руководящим органом Рабоче-Крестьянской Красной Армии является Совет Народных Комиссаров. Непосредственное руководство и управление армией сосредоточено в Комиссариате по военным делам, в созданной при нем особой Всероссийской коллегии.

Председатель Совета Народных Комиссаров

В.Ульянов (Ленин)»*

*Декреты советской власти. Том 1. / – Москва: Государственное издательство политической литературы, 1957. – С. 375.

Приложение №6.

«Временные правила об организации Народной армии», на основании которых устанавливался принцип добровольного привлечения людей в войска. Доступ для всех граждан не моложе 17 лет. Минимальный срок службы 3 месяца. Все добровольцы зачислялись на полное довольствие и получали жалование в 15 рублей в месяц. Тот кто имел на иждивении семью получал дополнительное пособие в 100 рублей».*

* Клавинг В.В. Гражданская война в России: Белые армии. Санкт-Петербург,2003. С. 423.

Приложение №7.

Документ 1.

«Слухи о действиях Народной армии и о начальнике ее Каппеле вогнали красное командование Симбирска в панику. Высланные вниз по Волге, в сторону Сенгилея, Новодевичьего и Ставрополя красные войска молниеносно были разбиты и уничтожены Каппелем. Это заставило красных в Симбирске с лихорадочной поспешностью превратить крутой берег Волги в неприступную крепость. Блестели жерла орудий, направленные с укрепленных возвышенностей на Волгу для встречи Каппеля…

Зорко смотрели высланные наблюдатели вниз по течению, ожидая прихода Народнойармии … Артиллеристы были готовы открыть огонь. Прожекторы … по ночам освещали Волгу в ожидании Каппеля. Но Каппель со своим отрядом на свежих перекладных подводах буквально протаранил 140 верст по главному тракту от Сызрани до Симбирска, быстрым натиском выбивая красных …

И на четвертый день похода, 21-го июня 1918 года, совершенно неожиданно для красного командования, каппелевский отряд вырос как из-под земли под Симбирском. Но только не на Волге, где его ожидали. Главные силы Народной армии, обойдя город с юга и запада, вихрем ворвались в город с фланга и тыла и захватили позиции красных, убежавших через город, побросав орудия, пулеметы и много снарядов и патронов и даже не успев расстрелять арестованных офицеров. …

В этот раз на Симбирск совместно с Народной армией, только с левого берега Волги, через железнодорожный мост, одновременно должны были наступать и чехи под командованием русского капитана Степанова. Но по каким-то причинам чехи опоздали на четыре часа и победоносно вошли с оркестром в уже взятый Народной армией Симбирск, где она скромно заняла важнейшие пункты города и окрестностей. Население радостно цветами приветствовало чехов как победителей и избавителей»

Документ 2.

«Одновременно чехи начали наступление на пароходах из Самары в верх по Волги к Сенгилею. Группа генерала Каппеля, захватившая Сызрань, перешла в наступление через Тереньгу на Симбирск, 20 июля заняв ст. Охотничья, группа Каппеля после артиллерийского боя ворвалась в Симбирск с востока. Началась паника. С криками «нас предали» небольшие рабочие дружины Симбирска оставили город частью на пароходах, частью пешком бросились на север к Казани. Губисполком успел отступить в Буинск, а оттуда в гор. Алатырь, который с этого момента стал центром формирования новых частей для будущей Железной дивизии, на долю которой и выпала честь – освободить родину Ильича – Симбирск от белогвардейских и чехословацких банд»**

*Каппель и каппелевцы. / 2-е изд., испр. и доп. – Москва: НП «Посев», 2007.  С. 79.

**Гай Г.Д. В боях за Симбирск (Краткий очерк Гражданской войны в губернии). Ульяновск, 1928. С. 16.

Приложение №8.

Поволжская группа (Волжский армейский корпус), сформированная из солдат Народной армии, состояла из 4-ой стрелковой дивизии под командованием Вержбицкого и Волжской дивизии под руководством Каппеля.

За время подчинениячастей Народной армии Директории (антисоветское правительство консолидировавшее белые силы востока) бывшие части Народной армии участвовали в различных операциях, так с 21 по 27 сентября части Народной армии под командованием Каппеля удерживали левобережье Волги напротив Симбирска, периодически проводя контрнаступления, это помогало отступлению Казанской группе по направлению к Уфе. Основной задачей, поставленной новым руководством перед бывшими частями Народной армии, было сдерживание наступления большевиков. Тем самым директория бойцами Народной армии прикрывала Уфу и отступающих из Казани не только солдат и офицеров, номирных жителей, не пожелавших оставаться под властью большевиков. За время нахождения в составе Западного фронта части бывшей Народной армии проходили через сложные испытания, по воспоминаниям ВырыпаеваВ.О., в ноябре 1918 года у частей Каппеля не было теплой одежды и обмундирования, а в главном интендантстве Волжская группа на учете вообще не числилась.

Белогвардеец Зиновьев В.А., участник этих событий, сравнивая подразделения бывшей Народной армии под руководством Каппеля Владимира Оскаровича и сибирские части утверждает, что: «Они [сибиряки] похожи на солдат старой армии, в то время как на наших [ бойцы Народной армии] лежит отпечаток "партизанщины"»

Отношение сибирского офицерства частям Народной армииможно найти в воспоминаниях Щепихина Сергея Арефьевича бывший начальником штаба Западной армии, писал: «К нам, самарцам, в Сибири относились без большой симпатии …» или «Морально мы все, волжане [бойцы Народной армии], уже давно и прочно осуждены в Сибирском сердце».

Воспоминания  Вырыпаев В.О. дают нам сведенья о пополнение, волжан: «Омские «калифы на час» [ставка главнокомандующего состоящие из сибиряков]… задерживали пополнение, не отпускали материальную часть, конный состав и прочее» и прибывшие на подкрепление солдаты «одеты часто в лохмотья, обуты в дырявые валенки; вместо военной папахи на голове была в лучшем случае татарская тюбетейка», солдаты сами «… частным образом из всех городов Сибири тянули в корпус добротные обозные повозки, пулеметы и пулеметные двуколки, телефонные аппараты, кухни и другое военное добро …».

Все изменилось после прихода к власти в Омске Колчака. Корпус из частей Народной армии, был поставлен на довольстве к английской военной мисси, возглавляемой генералом Нокса. Альфред Нокс лично руководил распределением формы и оружия среди частей Народной армии. Все белогвардейские части прибывшие с Волги были одеты в британскую форму. Английская миссия Альфреда Нокса присылала своих инструкторов для обучения частей Волжского армейского корпуса. Начальник штаба Западной армии называл представителя британской мисси Нокса «…наш богатый «родственник» – англичанин генерал Нокс». В апреле ставке приходилось просить разрешение у генерала Нокса об использовании 1-ого Волжского армейского корпуса в одном из самых важных сражений в «Весеннем наступлении».*

*Каппель и каппелевцы. 2-е изд., испр. и доп. М.: НП «Посев». 2007. С.134

Приложение №9.

«После потери Омска белогвардейцами начался «Великий Сибирский Ледяной поход», его протяженность, по некоторым оценкам, составила около 2000 километров пешим и конным строем, через зимние леса, льды Байкальского озера при температуре от минус 30 до минус 40.

В ходе «Великого Сибирского Ледяного похода» происходила оборона Новосибирска, которая была возложена на 3-ю армию Каппеля В.О. в которой служили бойцы Народной армии, к этому времени численность армий сократилась в несколько раз, многие дивизии достигли численности 18 тысяч. 16 декабря Новосибирская операция была окончена, остатки белой армии начали движение по направлению к Красноярску. После Новосибирской операции 3-я Симбирская стрелковая дивизия Подрядчикова К.Т., была отправлена в резерв, в связи с большими потерями, и 20 декабря расформирована.

Красноярская операция, длившаяся с 18 декабря 1919 по 7 января 1920 года, стала одной из тяжелейших в истории волжан на просторах Сибири.
4-5 января в ходе попыток захватить Красноярск 13-я Казанская дивизия потеряла большую часть своего состава. Но, несмотря на огромные потери,
3-й армии Каппеля В.О. прорвалась через Красноярск и направилась на соединение со 2-ой армией Войцеховского С.Н.

Очевидец так описывает события происходящие в ходе «Великого Сибирского Ледяного похода: «Узенькая, как бесконечный коридор, полоска дороги, и по этой дороге тянется многоверстный обоз… Здесь были все слои общества, все ранги и чины. Эта пестрая толпа усталых, голодных, замерзших и больных людей, гонимых собственным народом, называлась армией адмирала Колчака, белыми.

Отступавших насчитывалось несколько сот тысяч человек, и они передвигались, как могли: пешком, на санях, верхом на лошадях.

Люди гибли сотнями каждый день: из-за эпидемии тифа или от лютого сибирского мороза и недостатка теплой одежды. На станциях сотнями сдавались обмороженные в санитарные поезда. Оставались на дороге замерзшие люди, то в одиночку, то целыми группами, навеки уснувшие у потухшего костра.

С удвоенной энергией нападали на растянутые беззащитные обозы организованные силы большевиков….»

Остатки бывших частей Народной армии так же приняли участие в переходе от Иркутска до Забайкальского края.

Великий Сибирский Ледяной поход окончился в марте 1920 год. В начале похода силы белогвардейцев варьировалась от 35 тысяч до 45 тысяч. В Читу город, который являлся конечной целью продвижения белогвардейцев добрались следующие силы

 -1-й Самарской стрелковой дивизии (более 300 бойцов);

- 3-й Иркутской стрелковой дивизии (около 300 солдат и офицеров)

- З-й Симбирской стрелковой дивизии (не более 10 бойцов)

- 4-й Уфимской генерала Корнилова стрелковой дивизии (1500 бойцов) (потерявшей более половины состава у Красноярска);

- 4-й Сибирской стрелковой дивизии (более 1800 бойцов).

- 8-й Камской адмирала Колчака стрелковой дивизии (1500 бойцов)

-11-й Уральской стрелковой дивизии (более 3000 бойцов) ;

- 13-й Казанской стрелковой дивизии (всего 50 солдат и офицеров) -

- Добровольческой дивизии (более 2000 бойцов)

- 2-й кавалерийской (Татарско-Башкирской) дивизии

(генерал-майор князь Кантакузен) - около 700 сабель;

- Ижевской бригаде (около 600 солдат и 50 офицеров) ;

- Сибирской казачьей (конной) бригаде (около 1200 сабель)»

* Каппель и каппелевцы. 2-е изд., испр. идоп. М.: НП «Посев». 2007. С.238

Приложение № 10.

«Бывшие части Народной армии с 25 июня 1921 по 23 июля 1922 года находилась в составе Белоповстанческой армии и именовались Поволжской бригадой под командованием Сахарова Н.П., она состояла из 4-ого Уфимского полка Сидамонидзе Г.Д., 8-ого Камского полка, 1-ого Кавалерийского полка и 1-ого Волжского полка, начальником которого был назначен полковник Бориса Эммануиловича фон Вах, участник Первой мировой войны, вступившего в борьбу с большевиками на Волги в рядах армии Самарского правительства Комуча в августе 1918 года.

Поволжская бригада активно участвовала во взятии Хабаровска и Амгинска в декабре 1921 года. Белоповстанческая армия, в ходе наступления Красной армии понесла огромные потери и была разбитая у Волчаевска 12 февраля 1922 года. Уже 3 июля 1922 года оставшиеся практически единственные боеспособные части Поволжской бригады, бойцы которой состояли из солдат бывшей Народной армии, прошедших тяжелый путь от берегов Волги до берегов Японского моря, перегруппировались в «Поволжскую группу» и вошли в состав «Земской Рати», в рядах которой они сражались до конца 1922 года.

Руководством белогвардейцев во Владивостоке 7 июля 1922 года был собран Земский собор, по решению которого учреждалось Приамурское Земское правительство, а боевые части были переформированы и образовывали Земскую рать под началом Дитерихса Михаила Константиновича, участника русско-японской войны, Первой мировой войны. Белогвардейские части разделялись на Якутскую Народную армию, Сибирскую дружину, Сибирскую Рать, Дальневосточную Рать, Сибирскую казачью Рать, Поволжская Рать или Поволжская группа игравшую одну из самых ключевых ролей в Земской Рати, которая в свою очередь делилась на Московского конного полк, Прикамский полк, Поволжской артиллерийской дружину, но самой боеспособной частью являлся Приволжский стрелковый полк Сахарова Н.П., состоявший из 830 пеших и 245 конных бойцов, сформированный на платформе Поволжской бригады, обладавший хорошей дисциплиной и подготовкой.

Основная тяжесть сражения с большевиками легла на Поволжскую группу, которую возглавил сам Дитерихса М.К., в которой находились остатки частей бывшей Народной армии. Но последнее белогвардейское образование не имело уже успехов в боях с красными частями. Большинство белогвардейских подразделений после поражений у Спасска и озера Ханко было эвакуировано в ноябре 1922 года в Гензан (Корея), а другая часть интернирована (принудительное переселение) в Манчжурию».*

*Каппель и каппелевцы. 2-е изд., испр. и доп. М.: НП «Посев». 2007. С. 390


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гражданская война 1918-1922 г.г" Технологическая карта урока истории

УМК:  История России, Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров, учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.   Русское слово, 2011 гТема: «Гражданская война 1918-192...

Гражданская война в России в 1918-1922 гг

Тема урока: "Гражданская война в России 1918–1922 гг. Технология завоевания политической власти и трагедии человеческих судеб".9 класс.  Цели урока:• Образовательная: сосредоточить внимание учащи...

Проверочная работа : «Гражданская война в 1918-1922 гг.»

Проверочная работа : «Гражданская война в 1918-1922 гг.» с тестовыми и развернутым ответом....

Тест Гражданская война в России 1918-1922 г.г.

Тест позволяет проверить и обобщить знания учащихся по периоду Гражданской войны в России 1918-1922 годов....

Гражданская война между Цезарем и Помпеем в «Записках» Цезаря, биографиях Плутарха и «Гражданских войнах» Аппиана

ВведениеГражданские войны в любую эпоху вызывают большой интерес. Что сподвигло граждан своей страны вести боевые действия против своих сограждан, какие мотивы были у лидеров каждой стороны и какой ко...

Гражданская война в России 1918-1922 гг

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники, особенности и итоги....