Урок истории в 11 классе на тему "Холодная война"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Могильникова Галина Викторовна


На уроке перед учащимися поставлена проблема, к решению которой они должны прийти. Изучаются основные циклы истории международного противостояния двух свехдержав.

Скачать:


Предварительный просмотр:

урок истории в 11 классе по теме «Холодная война: была ли она неизбежной?»

Разработал: учитель истории БОУ «Соловьевская  СОШ» Полтавского муниципального района Омской области Могильникова Галина Викторовна

Тема: «Холодная война: была ли она неизбежной»

 Цель: раскрыть принцип действия механизма «холодной войны» и его последствия для мирового сообщества.

Задачи: 

Образовательная: изучить основные циклы мировой истории в ходе противостояния двух держав (на основе документов эпохи);

 Развивающая: формирование умения работы с документами с учебником, развитие логического мышления, умения аргументировано высказывать и отстаивать свою точку зрения, умение анализировать, сравнивать и обобщать, развитие исследовательских умений.

Воспитательная: воспитание критического мышления, дискуссионной культуры, уважительного отношения к прошлому своей страны.

Планируемые результаты. Учащиеся узнают о истоках «холодной войны» и ее проявлениях; причинах локальных войн и конфликтов; причинах и последствиях образования НАТО и ОВД.

Основные понятия: «холодная война», НАТО, ОВД, «план Маршалла», колониальная система, локальные войны.

Метапредметные связи: новейшая история, география.

План урока: 1. Мотивационная часть. 2. Основная часть 1)Причины «холодной войны». 2) Образование НАТО и ОВД. 3).Локальные конфликты. 4).«Что такое «холодная война?» 3.  Заключительная часть

Ход урока.

Мотивация учащихся.

Вступительное слово учителя: «Закончилась самая кровопролитная война в истории человечества –Вторая мировая. Мир пытался войти в мирное русло, переосмысливая ужасы перенесенных испытаний. Трудности, перенесенные державами антигитлеровской коалиции, сблизили страны-союзницы. Но недоверие, копившееся до войны, вновь обозначило свои границы. Сегодня мы поговорим о событиях, которые произошли после окончания мировой войны. Давайте выразим свое отношение к войне через Синквейн, который будет начинаться со слова «Война». Напоминаю структуру Синквейна: Существительное Прилагательное Прилагательное Глагол Глагол Глагол Предложение Существительное По окончании работы зачитываются несколько вариантов. 

ЧАСТЬ 1.  

Цель и задачи урока ученики формулируют самостоятельно.

1. Класс делится на группы. Работа в группах с документами. 

1 задание «Кто виноват в развязывании «холодной войны»?

1 группа «США»: осветить роль США в развязывании «холодной войны». Задание: 1) Дайте оценку роли США в развязывании «холодной войны». 2) Характеристика  СССР с точки зрения западных политиков. Объясните, какие выводы легли в основу политики по отношению к СССР?

Документ №1. Из речи У. Черчилля в Вестминстерском колледже. (Фултон. США. 5 марта 1946г.).

Документ №2 Из телеграммы поверенного в делах США в Москве Дж.Кеннана в Государственный департамент США. (22 февраля 1946г.)

2 группа «СССР»: осветить роль СССР в развязывании «холодной войны». Задание: Дайте оценку роли СССР в развязывании «холодной войны». Какие цели преследовали руководители СССР во внешней политике? 2) Характеристика  США с точки зрения советских и российских политиков. Объясните, какие выводы легли в основу политики по отношению к США?

Документ №1. Из воспоминаний В.М. Молотова.

Документ №2. Мнение современного историка, политического деятеля.

По окончании работы, выступление представителей от групп.

2 задание «Военно-политические блоки».

Оставаясь в группах, учащиеся исследуют документы об образовании НАТО и ОВД.

 1 группа «НАТО».

Задание. Используя фактический материал учебника и энциклопедических изданий, подготовьте хронику событий, приведших к образованию НАТО. Определите причины образования этого блока.

Документ № 3. Североатлантический договор (выдержки). (4 апреля 1949г.)

2 группа «ОВД».

Задание. Используя фактический материал учебника и энциклопедических издании, интернета,  подготовьте хронику событий, приведших к образованию ОВД. Определите причины образования этого блока.

Документ №4. Варшавский договор (выдержки). (14 мая 1955г.)

По окончании работы групп, выступление представителей от групп.

3 задание.

Задание: проведите сравнение статей Североатлантического и Варшавского договоров, объясните сходство документов.

На основе таблицы и учебника учащиеся исследуют циклы мировой политики и выносят локальные конфликты в таблицу.

Таблица «Циклы мировой политики: локальные конфликты»

Дата

Название локального конфликта

Суть конфликта

?

?

?


4.
Итог работы в группах и составлении таблицы. С помощью мозгового штурма учащиеся определяют в виде кластера значение понятия  «холодная война». Окончательное значение заноситься в тетрадь.

Заключительная часть.

Дискуссия, решение проблемного задания. С помощью полученных знаний и фактов предлагается ответить на вопрос-проблему: «Холодная война»: была ли она неизбежна?» 

Рефлексия - ответы на вопросы:

1. С какими трудностями вы столкнулись при изучении данной темы?

2. Какие моменты урока вызвали наибольший интерес?

 3. Что бы вы хотели еще узнать по данной теме?

Домашнее задание. В качестве домашнего задания учащимся предлагается составить проект: «Модель мира, избежавшего «холодной войны» и на следующем уроке его защитить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

Конспект урока истории 9 класс "Русско-японская война"

Урок раскрывает направления внешней политики России в начале XX века, причины и характер Русско - японской войны 1904-1905 гг , ход военных действий, итоги и последствия Русско - японской войны....

Конспект урока истории 9 класс "Русско-японская война"

Урок расскрывает напрвления внешней политики России в начале XX века, причины и характер Русско - японскойвойны, ее итоги и последствия. Показаны личности - участники события, а также тображение...

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

урок истории 8 класс "Франко-прусская война"

Разработка урока по  Новой истории для 8 класса. Данная разработка содержит подробный конспект урока, позволяющий актуализировать знания по истории Франции и Пруссии (исторический диктант в начал...

Конспект урока истории 8 класс тема: “КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853 – 1856 гг. ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ”.

Конспект  урока истории 8 класс тема: “КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853 – 1856 гг. ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ”....