Рабочая программа по предмету История Урала в 10-11 классе
рабочая программа по истории (11 класс) на тему

Рабочая программа для 10-11 класса с тремя составляющими по предмету Исторя Урала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_istoriya_urala_2014-15.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новолялинского городского округа

 «Павдинская средняя общеобразовательная школа»

Принята на ШМО гуман. цикла                                                                                     Утверждена:

№ _____ от___________                                                                                            Директор ______М.П. Анкушин

                                                                                                                                        «_____» ___________2014 г.                                            

                 

   

История Урала

Рабочая программа для 10-11 класса

                                                                                                                                                       Составила: Воронцова Ю.Н.

                          учитель истории, 1 кв. категория

                                                                                                п.Павда

2014-15 г.г.

                                                                         

                                                                        Содержание

        

1. Пояснительная записка                                                                           3 стр.

2. Содержание                                                                                              5 стр

3. Учебно - тематическое планирование                                                  7-11 стр.

4.Требование к уровню подготовки                                                          11 стр.

5. Учебно-методическое обеспечение                                                      12 стр.

6. Список литературы                                                                                 12стр.

7.Сведения об авторе                                                                                  12 стр.

                                                                  Пояснительная записка

         Особую актуальность приобретает воспитание патриотизма у учащихся старших классов в процессе историко-краеведческой деятельности, содействующей освоению нравственно-патриотических ценностей (любви к Отчизне, малой родине, окружающей природе и др.) в различных видах творческой научной и исследовательской работы. Прежде всего, это: формирование у старшеклассников общественно-значимых патриотических ориентации, сочетание личных и общественных интересов, неприятие чуждых обществу процессов и явлений, нарушающих его прогрессивные традиции и устои.

            Программа курса «История Урала » для учащихся 10 и 11 класса разработана на основе и соответствует требованиям:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании» от 26.12.2012 г. № 273-ФЗ (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);
  • Закона Свердловской области от15. 07.2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;
  • Президентской образовательной инициативы «Наша новая школа», 2010 г.;
  •  СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г. № 189;
  • Типового положения об ОУ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.01г.№196;
  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • приказа  Министерства образования  и науки РФ»   от 09.03.2004 г. № 1312(с изменениями от 03.06.2011г. №1994) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования»;
  •  приказа  Министерства образования  и науки РФ»   от 22.09.2011 г. № 2357  «О  внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования  и науки РФ от 06.10.2009г. № 373»;
  •  информационного письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 17.08.2011 г. №61-01/5898 «О внесении изменений в базисный учебный план»;
  •  Устава МКОУ НГО «Павдинская СОШ»;

       Программа разработана для учащихся 10 и 11 класса. В классе 1 человек: 1 девочка -  из пос.Каменка со средним уровнем познавательной деятельности. В 11 классе 3 человека:, мальчиков – 3. 1 учащихся из п.Павда, 1- из поселка Каменка, 1 – из поселка Юрты, все учащиеся  со средним  уровнем познавательной мотивации  Работоспособность учащихся низкая.

        Данный программа призвана помочь педагогу создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Она не только расширяет знания о своих земляках, но и помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием так же информационных технологий, навыками общения.

         Считаю, таким образом, что данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

       Основные направления программы - изучение истории родного края, истории религии и образования, истории своих земляков.

Цели программы:

 • сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала;

 • расширить и углубить знания обучающихся о родном крае;

 • формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;

 • воспитывать патриотизм у подрастающего поколения, любви к своей Отчизне.

Образовательные задачи:

 • ознакомление с историей Урала, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

 • овладение начальными навыками исследовательской работы;

 • овладение навыками работы на ПК.

 Воспитательные задачи:

 • воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;

 • воспитание обучающихся на положительном примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

 • воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;

 • воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;

Развивающие задачи:

 • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

 • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях.

 • развитие способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания.

         Данная программа предусматривает теоретические и практические занятия:

 1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).

 2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

       Программа предназначена для обучающихся старших классов.

Сущность данного курса: состоит в изучении жизни уральского региона по разным направлениям: географическое положение, индустрия, история, культура, образование и многое другое. Т. е. для изучения включаются темы из предметов гуманитарного цикла: история, география, художественная культура и т.д.

      Специфика предмета состоит в том, что каждую работу с текстом предваряет рефлексивная деятельность. Курс сопровождается избыточным наглядным материалом.

Методы работы: семинар, практикум, творческая мастерская, лаборатория. Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

         Каждый раздел включает текст, знакомящий школьников с изучаемой темой, а также пред- и послетекстовые упражнения, предназначенные для закрепления новых знаний. Задания творческого характера способствуют формированию у обучающихся навыков устной речи, дают возможность школьникам не только выражать собственное отношение к актуальным проблемам экологии, культуры и быта Урала, но и рассказывать о своем регионе

         Данная программа  рассчитана на 35 часов занятий.

           В содержании курса История Урала прослеживается логика изучения тем: от географического положения к минеральным ресурсам и полезным ископаемым, от истории заселения и развития Урала к изучению темы «Города и достопримечательности» и т.д.

                                                                                         

Содержание программы

1. Географическое положение Урала. Промышленность и природные ресурсы Урала. (3 часа).Изучение лексического материала по изучаемой теме. Рефлексия. Географическое положение Урала: Уральские горы, Южный Урал, Средний Урал, Северный Урал, Приполярный Урал, Полярный Урал. Граница Европы и Азии. Климат Уральского региона. Байкало-Амурская магистраль. Сысертский завод «Гидромаш». Канал Иртыш – Караганда. Города – Кировград, Красноуральск, Верхняя Пышма. Минеральные ресурсы Урала. Железнодорожное движение. Транспорт.  Индустрия Урала. Рефлексия.

2. История Урала: освоение и развитие региона в XVII – XX веках. (3 часа)

Изучение лексического материала по изучаемой теме. Рефлексия. Первые поселения на Урале. Племена коми, удмуртов, ханты, манси и башкиров. Появление русских на Урале. Значение слова «Урал». Поход Ермака. Роль купцов Строгановых в колонизации Урала. Основание городов в 16 веке. Развитие региона. Машиностроение. Разработка месторождений драгоценных камней. Основание Екатеринбурга. Роль Татищева в индустриальном развитии Урала. Развитие Урала в 18 веке. Роль жителей уральского региона во время Великой Отечественной войны. Рефлексивная деятельность.

3.  Города, достопримечательности и люди на Урале.  (3 часа)

Изучение лексического материала по изучаемой теме. Рефлексия. Города: Туринск, Верхотурье, Невьянск, Ирбит, Тюмень, Североуральск, Краснотурьинск, Алапаевск. Ссылка декабристов. Знаменитые люди Урала: Д. Н. Мамин – Сибиряк, П. П. Бажов, А. П. Карпинский, Н. К. Чупин. Столица региона – Екатеринбург. Население Екатеринбурга. Архитектура Екатеринбурга. Достопримечательности Екатеринбурга. Рефлексивная деятельность.

4. Политическая система. (2 часа)

Изучение лексического материала по изучаемой теме. Рефлексия. Флаг и герб Свердловской области и Урала. Политическая система Урала. Правительство области. Городская администрация. Законодательная, исполнительная власть. Политическая жизнь Урала. Рефлексивная деятельность.

5. Образование на Урале. Образовательные программы. Новые технологические проекты. (3 часа)

Изучение лексического материала по изучаемой теме. Рефлексия. Школьное образование в уральском регионе. Информационные технологии в школах. Уральское научное отделение Российской Академии Наук. Молодежь, молодежные организации на Урале. Программа молодежного трудового обмена. Военный комплекс на Урале, производство военного и гражданского оборудования. Педагогический университет. Уральский государственный технический университет. Уральская государственная медицинская академия. Уральская государственная горно – геологическая академия. Рефлексивная деятельность.

6. Экология Урала. (3 часа)

Изучение лексического материала по изучаемой теме. Рефлексия. Экологическое состояние региона. Экологический кризис. Природное загрязнение на Среднем Урале. Загрязнение индустрией в Свердловской области. Причины опасной ситуации. Центры тяжелой индустрии нашей страны – на Урале. Предприятия химического машиностроения. Медеплавильные заводы. Предприятия цветной металлургии. Химические удобрения. Промышленная эрозия. Нижний Тагил – один из самых загрязненных городов Урала. Заболевания людей. Заражение радиацией. Рефлексивная деятельность.

7. Экологическая культура: экологические проблемы и рациональное природопользование. (3 часа)

Изучение лексического материала по изучаемой теме. Рефлексия. Жизнь людей в гармонии с природой. Противоречия между людьми и природой. Загрязнение от сталелитейных заводов. Влияние коксового производства на здоровье людей и природу. Загрязнения от силикатных заводов. Пороговый уровень плотности вредных веществ в атмосфере. Внимание ученых на проблему загрязнения окружающей среды. Проект экологического восстановления. Заповедники Урала. Преимущества и недостатки технологической революции. Рефлексивная деятельность.

8. Выдающиеся художественные памятники искусства, творчество наиболее ярких представителей искусства на Урале. Архитектурное наследие Урала – Верхотурье, Невьянск.  (3 часа)

Изучение лексического материала по изучаемой теме. Рефлексия. Эстетические ценности. Уральская филармония. Литературное наследие. Уральский фольклор. Местные ремесла. Виды декоративного и прикладного искусства. Этнографические музеи. Верхотурье – один из старейших городов Урала. Невьянская падающая башня. Рефлексивная деятельность.

9. Уральский сказ как жанр рабочего фольклора. Сюжеты Уральских сказов. Дом – музей П. П. Бажова. (3 часа)

Изучение лексического материала по изучаемой теме. Рефлексия. Основатель специфического Уральского литературного жанра – сказа. Детство П. П. Бажова. Образование, работа журналиста, первые книги. Знаменитые сказы Бажова – «Уральские были», «Уральские сказы», «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка Медной горы», «Каменный цветок». Дом – музей Бажова на улице Чапаева в г. Екатеринбурге. Музей Бажова в г. Сысерть. Работа с текстами сказов Бажова на английском языке (сокращенный вариант). Рефлексивная деятельность.

10. Православие на Урале. Проблемы взаимоотношений церкви и государства. (3 часа)

Изучение лексического материала по изучаемой теме. Рефлексия. Основание Христианства на Урале. Православная церковь. Великое княжество Московское. Золотая Орда. Великая Пермская епархия. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси. Основание монастырей. Роль монастырей в Первой Мировой войне. Время безбожия. Репрессии священнослужителей. Роль церкви во время Второй Мировой войны.  

11. История родного поселка (3 часа) : посещение музея на базе Павдинского ДК, музея в церковном приходе Николая Чудотворца

12.Итоговое обобщение (3 час): практикум (презентация, доклад, исследовательский проект и т.д.)        

 

                                                                                     

Учебно-тематический план

        

Наименование разделов и тем

Всего часов

Требования к уровню подготовки

Формы занятий

предметно-информационная

предметно-информационная

ценностно-ориентированная

1.

Географическое положение Урала. Промышленность и природные ресурсы Урала.

3

Знать географическое положение уральского региона, устанавливать причинно-следственные связи; анализировать схему; структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана

Анализировать промышленность и природные ресурсы Урала, обобщать, делать выводы

Выявлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии истории Урала.

Формировать принятие ценностей мирового сообщества

вводная лекция

практикум

(входной контроль)

2.

История Урала: освоение и развитие региона в XVII – XX веках.

3

Знать историю освоения и развития уральского региона, устанавливать причинно-следственные связи; анализировать схему; структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана

Анализировать этапы освоения  природных ресурсов Урала, обобщать, делать выводы

Выявлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии истории Урала.

Формировать принятие ценностей мирового сообщества

Лекция

практикум

3

Города, достопримечательности и люди на Урале.  

3

Знать города и достопримечательности уральского региона, устанавливать причинно-следственные связи; анализировать схему; структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана

Анализировать этапы становления городов Урала, обобщать, делать выводы

Выявлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии истории Урала.

Формировать принятие ценностей мирового сообщества

лекция

практикум

4

Политическая система

2

Знать политическую систему уральского региона, устанавливать причинно-следственные связи; анализировать схему; структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана

Анализировать этапы становления политической системы Урала, обобщать, делать выводы

Выявлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии истории Урала.

Формировать принятие ценностей мирового сообщества

лекция

практикум

5

Образование на Урале. Образовательные программы. Новые технологические проекты

3

Знать образовательную систему уральского региона, устанавливать причинно-следственные связи; анализировать схему; структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана

Анализировать образовательные программы Урала, обобщать, делать выводы

Выявлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии истории Урала.

Формировать принятие ценностей мирового сообщества

лекция

практикум

6

Экология Урала

3

Знать программу экологии уральского региона, устанавливать причинно-следственные связи; анализировать схему; структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана

Анализировать этапы экологической программы Урала, обобщать, делать выводы

Выявлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии истории Урала.

Формировать принятие ценностей мирового сообщества

Лекция

практикум

7

Экологическая культура: экологические проблемы и рациональное природопользование

3

Знать экологические проблемы уральского региона, устанавливать причинно-следственные связи; анализировать схему; структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана

Анализировать этапы экологической культурыУрала, обобщать, делать выводы

Выявлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии истории Урала.

Формировать принятие ценностей мирового сообщества

Лекция

практикум

8

Выдающиеся художественные памятники искусства, творчество наиболее ярких представителей искусства на Урале. Архитектурное наследие Урала – Верхотурье, Невьянск

3

Знать художественное и архитектурное наследие уральского региона, устанавливать причинно-следственные связи; анализировать схему; структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана

Анализировать наиболее ярких представителей искусстваУрала, обобщать, делать выводы

Выявлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии истории Урала.

Формировать принятие ценностей мирового сообщества

Лекция,

практикум

9

Уральский сказ как жанр рабочего фольклора. Сюжеты Уральских сказов. Дом – музей П. П. Бажова

3

Знать сюжеты уральских сказов  Бажова уральского региона, устанавливать причинно-следственные связи; анализировать схему; структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана

Анализировать наиболее ярких представителей рабочего фольклораУрала, обобщать, делать выводы

Выявлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии истории Урала.

Формировать принятие ценностей мирового сообщества

лекция

практикум

10

Православие на Урале. Проблемы взаимоотношений церкви и государства

3

Знать проблемы взаимоотношений церкви и государства  уральского региона, устанавливать причинно-следственные связи; анализировать схему; структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана

Анализировать православие на Урале, обобщать, делать выводы

Выявлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии истории Урала.

Формировать принятие ценностей мирового сообщества

Лекция

практикум

11

История родного поселка

3

Знать историю своего поселка, как части  уральского региона, устанавливать причинно-следственные связи; анализировать схему; структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана

Анализировать наиболее ярких представителей своего поселка как части Урала, обобщать, делать выводы

Выявлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии истории Урала.

Формировать принятие ценностей мирового сообщества

Посещение музея при Павдинском ДК

12

Итоговое обобщение

2

практикум

Результаты, которые должны быть достигнуты по окончании изучения данного курса:

1.Уметь выражать собственное отношение к актуальным проблемам экологии, культуры и быта Урала.

2.Уметь рассказывать о своем регионе.

3.Уметь рефлексировать свои знания и свою деятельность.

Средства достижения данного результата:

- Тексты, соответствующие содержанию программы.

- Предтекстовые и послетекстовые упражнения, направленные на понимание содержания текста, изучение лексического материала, закрепление знаний.

- Наглядные пособия, соответствующие содержанию текстов.

- Физическая карта России, Урала.

- Дополнительная литература  по экологии, культуре и достопримечательностям Урала.

- Творческие работы детей.

                                                               Требования к уровню освоения курса:

Знать:   географическое положение уральского региона, индустрию и промышленность Урала, историю освоения, культурные и исторические особенности населения региона, экологические проблемы Урала; знать достопримечательности Урала и уметь рассказать о них.

 Уметь: рефлексировать свою деятельность и свои знания, т.е. владеть способами и приемами деятельностью данного вида; уметь рассказать о регионе, в котором мы живем, о его культуре, истории, национальных особенностях уральцев;

                                                                                          Список литературы

1.Предприятия [Урала] 1942 года рождения // Уральский месяцеслов: Календарь-справ. 1992. - Челябинск, 1991. - С. 333-335.

2. Энцеклопедия Урал в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Екатеринбург, 1990.  

3..Урал – фронту. М., 1985.

4.Коряков О. Чудесная кладовая. - Свердловск, 1958. - 80 с.: ил.

5.Край родной - земля уральская: Хрестоматия. - Свердловск, 1967. - 148 с.: ил.

6.Подкорытов Ю. Сказки из старинной шкатулки: Сказки и легенды о возникновении названий уральских деревень и поселков, гор и рек. - Челябинск, 1980. - 48 с.: ил.

7.Шишов К. Урал в судьбе России. - Челябинск, 1996. - 150 с.

8.Дергачев И. Милые зеленые горы: Уральская природа в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка.- Свердловск, 1990.- 182 с.:ил.

Сведения о разработчике

Воронцова Юлия Николаевна

учитель истории МКОУ Павдинская СОШ, 1 кв.категория

образование: Екатеринбургский УРГПУ

стаж работы 8 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «История Древнего мира» для 5 класса

Пояснительная запискаРабочая программа по предмету  «История Древнего мира»  для 5  класса  с изучением истории на базовом уровне составлена на основе Федерального госу...

Рабочая программа по предмету "История России" для 6-9 классов

Рабочая программа по предмету "История России" для 6-9 классов...

Рабочая программа по предмету "История Отечества " для 7-9 классов (ФГОС ИН) 1 вариант

Рабочая программа по предмету " История Отечества" составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «История Российской армии» для 7 класса основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного предмета «История Российской армии» для 7 класса основного общего образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «История Российской армии» для 8 класса основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного предмета «История Российской армии» для 8 класса основного общего образования...

Рабочая программа по предмету "История Отечества " для 7-9 классов (ФГОС ИН) 1 вариант

Рабочая программа по предмету " История Отечества" составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуа...

Рабочая программа учебного предмета история для обучающихся 5-9 классов.

Программа разработана в 2023 году для обучающихся 5-9 классов....