Рабочая программа по предмету «История Древнего мира» для 5 класса
рабочая программа по истории (5 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету  «История Древнего мира»  для 5  класса  с изучением истории на базовом уровне составлена на основе Федерального государственного  стандарта  основного общего образования. И примерной программы основного общего образования по истории на базовом уровне, а также с учётом УМК под редакцией А.А. Вигасина,  с учетом образовательной программы и учебного плана МБОУ «Гайдаровская  СОШ» на 2020-2021 учебный год, положения о разработке рабочих программ МБОУ «Гайдаровская СОШ».

Цели программы: освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а так­же их места в истории мировой цивилизации.

Задачи программы:

  • формировать у пятиклассников ценностные ориенти­ры для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персона­лиях Античности;
  • овладеть знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключе­вых понятий предмета «История Древнего мира»;
  • воспитать толерантность, уважение к культурному на­следию, религии различных народов с использованием педа­гогического и культурного потенциала греко-римской мифо­логии, легенд и мифов других народов;
  • формировать способности к самовыражению, само­реализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
  • развить у учащихся интеллектуальные способности и умения самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
  • формировать у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути со­временных общественных явлений, в общении с другими людь­ми в условиях современного поликультурного общества.
  • Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уваже­нии других людей, народов и культур.

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Количество часов по программе –  2 часа в неделю, что соответствует количеству часов по учебному плану МБОУ «Гайдаровская СОШ» на 2020-2021 учебный год, всего – 68 часов.

Особенности класса

В 5 классе обучаются 3 ученика.  Работоспособность средняя и ниже средней, темп деятельности средний. Имеют кругозор в соответствии с возрастной нормой.

Общая характеристика учебного предмета

История на уровне основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на уровне основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Историческое образование на уровне основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_istoriya.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету  «История Древнего мира»  для 5  класса  с изучением истории на базовом уровне составлена на основе Федерального государственного  стандарта  основного общего образования. И примерной программы основного общего образования по истории на базовом уровне, а также с учётом УМК под редакцией А.А. Вигасина,  с учетом образовательной программы и учебного плана МБОУ «Гайдаровская  СОШ» на 2020-2021 учебный год, положения о разработке рабочих программ МБОУ «Гайдаровская СОШ».

Цели программы: освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Задачи программы:

  • формировать у пятиклассников ценностные ориентиры для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
  • овладеть знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
  • воспитать толерантность, уважение к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
  • формировать способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
  • развить у учащихся интеллектуальные способности и умения самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
  • формировать у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
  • Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Количество часов по программе –  2 часа в неделю, что соответствует количеству часов по учебному плану МБОУ «Гайдаровская СОШ» на 2020-2021 учебный год, всего – 68 часов.

Особенности класса

В 5 классе обучаются 3 ученика.  Работоспособность средняя и ниже средней, темп деятельности средний. Имеют кругозор в соответствии с возрастной нормой.

Общая характеристика учебного предмета

История на уровне основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на уровне основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Историческое образование на уровне основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Учитывая этно-педагогические традиции социума, этно-культурные образовательные потребности учащихся  в рабочую программу включены региональные материалы, отражающие культурные, исторические, национальные особенности Республики Хакасия.

№ урока

Тема

НРК

1

Древнейшие люди.

Стоянки древнейших людей на территории Хакасии

2

Возникновение земледелия и скотоводства.

Земледелие и скотоводства на территории Хакасии

3

Письменность и знания древних египтян

Орхонская письменность Хакасии

Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Предметные результаты:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей  истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями  и памятниками культуры крупнейших цивилизаций   Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем  мире и специфическом историческом  источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить  и  показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира,  анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах  Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

Метапредметные  результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- способность планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,  вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения,  планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

-  представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Содержание учебного предмета

Глава 1. Жизнь первобытных людей (7 часов) 

Происхождение первобытного человека. Возникновение земледелия и скотоводства. Возникновение неравенства и переход от родовой общины к соседской. Зарождение религии и искусства.

Глава 2. Древний Восток (22 часа)

Счет лет в истории. Возникновение государства на берегах Нила. Древнее Двуречье. Финикия. Зарождение Израильского государства. Ассирия. Персидская держава. Древние Индия и Китай.

Глава 3. Древняя Греция (21 час)

Полисная система древнейшей Греции. Сравнительная характеристика Афин и Спарты. Зарождение демократии. Возникновение олимпийских игр и театра. Греко-персидские войны. Восточный поход Александра Македонского.

Глава 4. Древний Рим (18 часов)

Возникновение Рима и устройство республики. Войны Рима с Карфагеном. Рабство в древнем Риме и восстание Спартака. Установление единовластия Цезаря и возникновение империи. Зарождение христианства. Раскол империи и падение Западной римской империи

При прохождении программы возможны риски: актированные дни (низкий температурный режим-ноябрь, декабрь, январь, февраль), карантин (повышенный уровень заболеваемости - ноябрь, декабрь, январь), ЕМД (октябрь, февраль), Дни здоровья (один раз в четверть), поэтому возможны сокращения часов по темам, которые не будут вызывать затруднений у учащихся и могут быть изучены за меньшее количество уроков, чем это предусмотрено программой, могут быть использованы уроки повторения и резервные уроки.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название разделов, тем.

Дата проведения

Примечания

план

факт

1 четверть

Глава 1. Жизнь первобытных людей  (7 часов)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач, анализируют вопросы, формулируют ответы.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия, составляют план последовательности действий.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Личностные:   устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями

Древнейшие люди

Родовые общины охотников и собирателей

Возникновение искусства и религиозных верований

Возникновение земледелия и скотоводства

Появление неравенства и знати

Обобщающий урок  «Жизнь первобытных людей»

Глава 2. Древний  Восток (22 часа)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные:  ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация; уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим;  уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам

Счет лет в истории

Государство на берегах Нила

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Жизнь египетского вельможи

Военные походы фараонов

Религия древних египтян

Искусство Древнего Египта

Письменность и знания древних египтян

Обобщающий урок  «Древний Египет»

2 четверть

Древнее Двуречье

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Финикийские мореплаватели

Библейские сказания

Древнееврейское царство

Ассирийская держава

Персидская держава «царя царей»

Обобщающий урок   «Западная Азия в древности»

Природа и люди Древней Индии

Индийские касты

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Первый властелин единого Китая

Обобщающий урок  «Индия и Китай в древности»

Глава 3. Древняя Греция  (21 час)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач; анализируют вопросы; выявляют основные причины исторических событий; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.      

Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке.

Коммуникативные:  допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его  собственной,  и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии; участвуют в диалоге, работают с книгой.

Личностные:  формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа; воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея»;  выразить свое собственное отношение к демократическим процессам, происходящим в древней Греции; объяснять значение участия граждан в управлении государством;  формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Греки и критяне

Микены и Троя

3 четверть

Поэма Гомера «Илиада»

Поэма Гомера «Одиссея»

Религия древних греков

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Зарождение демократии в Афинах

Древняя  Спарта

Греческие колонии

Олимпийские игры в древности

Победа греков над персами  в Марафонской битве

Нашествие  персидских войск

В гаванях афинского порта Пирей

В городе богини Афины

В  афинских школах и гимнасиях

В афинском театре

Афинская демократия при Перикле

Города Эллады подчиняются Македонии

Поход Александра Македонского на Восток

В Александрии Египетской

Обобщающий урок  «Древняя Греция»

Глава 4. Древний   Рим  (18 часов)

Планируемые результаты обучения

Универсальные учебные действия

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач; анализируют вопросы; выявляют основные причины исторических событий; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.      

Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке.

Коммуникативные:  допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его  собственной,  и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии; участвуют в диалоге, работают с книгой.

Личностные: формирование активной позиции в учебной деятельности; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;  давать характеристику событиям и их участникам; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Древнейший Рим

Завоевание Римом Италии

Устройство Римской республики

Войны Рима с Карфагеном

Установление господства Рима в Средиземноморье

Рабство в Древнем Риме

Земельный закон братьев Гракхов

Восстание Спартака

Единовластие Цезаря

Установление империи

Соседи Римской империи

В Риме при императоре Нероне  

Первые христиане и их учение

Расцвет империи во II веке н.э.

Вечный город и его жители

Римская империя при Константине

Взятие Рима варварами

Обобщающий урок « Древний Рим»

 

Учебно-методическое обеспечение

  1. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира»,  5 класс: - М.: Просвещение, 2015.

Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы

Аппаратные средства:

  • ПК;
  • глобальная сеть;
  • мультимедиа проектор и экран;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу: "История древнего мира" 5 класс

Рабочая программа по курсу история древнего мира 5 класс создана на основе программ:  А.А. Вигасина, Г. И. Годера И.С. Свеницкой и Примерной программы основного общего образования по истории, ...

Рабочая программа "Всеобщая история. История древнего мира" 5 класс

Данная рабочая программа разработана на основе:БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.; Федерального компонента государственного образовательного стандарта, ...

Рабочая программа. по курсу история Древнего мира.

Статус учебной программы.Учебная программа по предмету определяет инвариантивную (обязательную) часть учебного курса и наряду с требованиями стандарта, относящимися к результатам образования, является...

Рабочая программа по предмету «История Древнего мира»

Рабочая программа по предмету «История Древнего мира» составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования для учащихся 5 класса на основ...

Пояснительная записка к рабочей программе ФГОС учебного предмета «История (История Древнего мира)» для 5 классов (базовый уровень) на 2016–2017 учебный год.

Пояснительная записка  составлена к рабочей программе ФГОС изучения учебного предмета "История (История Древнего мира)" для 5 классов по учебнику  авторского коллектива в составе:  Вига...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «История Древнего мира»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «История Древнего мира»...