методическая разработка урока в 6 классе "Начало раздробления Древнерусского государства"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Урок посвящён началу  раздробленности Древнерусского государства, который является закономерным процессом, раскрываются причины обособления русских княжеств и их последствия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 тема урока: «Начало раздробления Древнерусского государства»

цели:

  1. образовательная – объяснить закономерность феодальной раздробленности, раскрыть причины обособления княжеств и показать последствия этого процесса.
  2. воспитательная – воспитание чувства уважения к деятельности исторических лиц, сыгравших позитивную роль в стремлении сохранить государственность.
  3. развивающая – учатся анализировать исторические факты, выделять главное из текста

тип урока: изучение нового материала

количество часов: 1 час

оборудование: карта «Феодальная раздробленность на Руси в  XII – XIII вв.», ЦОРы

понятия и термины: феодальная раздробленность, уделы, усобицы, рать, половцы

                                       

                                                          ход урока

  1. организационный момент включает подготовку учащихся к уроку, приветствие учителя и запись домашнего задания.
  2. объяснение нового материала
  3. закрепление
  4. домашнее задание

Вступление к новой теме: вторая половина ХI века охарактеризовалась княжескими усобицами. Карта Древнерусского государства превратилось в «лоскутное одеяло», наступил период раздробления русских земель, когда Древнерусское государство распалось на отдельные княжества. Тема нашего урока «Начало раздробления Древнерусского государства». Сегодня мы должны с вами рассмотреть начало процесса феодальной раздробленности на Руси, понять причины раздробленности и какие события происходили в те годы.

Запись темы урока в тетрадь.

                                              план темы:

  1. княжеские усобицы во второй половине XI – начале XII вв.:
  1. раздел земли Ярославом Мудрым.
  2. Наследники Ярослава Мудрого
  3. Любечский съезд князей
  1. правление Владимира Мономаха в Киеве.
  2. причины и последствия феодальной раздробленности Древнерусского государства.

Объяснение нового материала.

                     

                                                   Ярослав Мудрый (1019-1054гг.)

       

                Изяслав (умер 1078г.)                                        Всеволод (умер в 1093г.)

                     Киев                    Святослав (умер в 1076г.)          Переяславль

                                                           Чернигов

По схеме учитель объясняет о разделе земли между сыновьями Ярослава Мудрого, старший из них Изяслав и показывает на карте княжества.

  • Киев и Новгород достались Изяславу. Он стал контролировать путь «из варяг в греки».
  • Черниговская земля и северо-восточная часть Муромо-Рязанской земли у Святослава.
  • Переяславль и Суздаль – Всеволоду.

По завещанию Ярослава Мудрого братья должны были жить в мире и согласии, слушаться старшего брата. Первое время так и происходило, они создали новый свод законов – Правду Ярославичей в 1072г. Но вскоре завет отца был нарушен. В это время большую опасность для Руси представляли новые кочевые племена – половцы, совершавшие разорительные набеги на Русь.

1068 год – нападение половцев на Русь. Битва на реке Альте закончилась разгромом русской рати (войско). Изяслав не захотел продолжать борьбу, и киевляне его изгнали из города. Но он вернулся с поддержкой польского короля Болеслава II. В это время свою силу показал второй сын Ярослава Мудрого – Святослав, который изгнал Изяслава из Киева. Это было второе изгнание Изяслава из Киева. Произошло это в 1073 году, великим князем стал Святослав, но в 1076 году он умирает. И киевским князем становится опять Изяслав, а Всеволод уехал в Чернигов.

                                                   Ярослав Мудрый

       

                Изяслав (умер 1078г.)                                        Всеволод (умер в 1093г.)

                     Киев                    Святослав (умер в 1076г.)          Переяславль

              сын Святополк                   Чернигов                         сын Владимир Мономах 

                                                             сын Олег

Учитель должен подчеркнуть, что Чернигов – родовое гнездо сыновей Святослава, старший его сын Олег Святославич остался без родового гнезда. На политическую арену выходит князь Олег, в 1078 году, подговорив половцев, он совершил поход против Изяслава и Всеволода. Князь Изяслав погиб, но и Олег был разбит и ушёл в Тмутаракань. Великим князем стал Всеволод, а в Чернигов он посадил своего сына Владимира Мономаха. В 1093 году умер Всеволод, и Владимир Мономах уступил место великого князя своему двоюродному брату, старшему сыну Изяслава, Святополку. Это был «очередной» порядок наследования – порядок по старшинству.

      Сам князь уехал в Чернигов. Но в 1094 году половцы вместе с Олегом Святославичем явились вновь?

  • Почему князь Олег Святославич сделал это, призвав на помощь половцев? Какие цели преследовал? /остался без родового гнезда, хотел вернуть Чернигов.

Владимир Мономах уступил князю Олегу Чернигов, а сам переехал в Переяславль.

Беседа с учащимися:

  • Что происходило на Руси после смерти Ярослава Мудрого?
  • Кто из князей участвовал в княжеских усобицах?
  • Поступок какого князя нельзя назвать правильным? Почему?
  • Кто из сыновей и внуков вам понравился? Почему?

Вывод: Русь страдала не только от княжеских раздоров, но более всего от разорительных нашествий половцев, которые сжигали города, уводили в плен русских людей. Необходимо было искать какие-то пути выхода из сложившейся ситуации. Таким выходом становится Любечский съезд князей, созванный по инициативе Владимира Мономаха.

Запись в тетради                

                                       Любечский съезд князей, 1097 год.

Цель съезда – прекратить усобицы между князьями.

На съезд прибыли: Святополк Изяславич, Владимир Всеволодович, Давыд и Олег Святославичи, Давыд Игоревич (внук Ярослава Мудрого от сына Игоря), Василько Ростиславич (правнук Ярослава Мудрого). Князья дали клятву – прекратить усобицы, вместе бороться против общего врага – половцев. Князья провозгласили принцип взаимоотношений: «каждый да держит отчину свою». Такой порядок означал, что каждый будет править самостоятельно на земле, которая досталась ему от отца.

Вывод: Установление этого принципа закрепляло уже начавшееся разделение Русской земли на отдельные княжества.

Переход: в борьбе с половцами большую роль сыграл Владимир Мономах, который в 1111 году, собрав общерусскую рать, нанёс сокрушительный удар половцам. На юге Руси установилось затишье. Итак, какую же политику проводил Владимир Мономах?

                                            Владимир Мономах (1113-1125гг.)

Сообщение учащегося о прозвище Владимира Мономаха.

Работа с текстом учебника на страницах 76-78, учащиеся письменно в тетради кратко выделяют основные события и мероприятия  князя Владимира Мономаха. После задания учитель проецирует на экран таблицу, по которой учащиеся сверяют свои ответы, ставя «+» или «_». В конце урока учитель выборочно берёт тетради у учащихся на проверку этого задания.

- в 1111г. нанёс поражение половцам;

- принял меры по предотвращению распада Руси на отдельные земли;

- созывал князей на съезды для решения спорных вопросов;

- подавлял мятежи недовольных князей;

- во время правления восстановил единство Русской земли;

- в 1113 году произошло восстание в Киеве против ростовщиков;

- стремился заручиться народной поддержкой в борьбе с удельными князьями;

    - провёл ряд мероприятий по улучшению положения простого люда, а именно:

  • Было запрещено долговое рабство,
  • Улучшились условия оплаты процентов ростовщикам и органичен произвол ростовщиков, облегчена участь должников;

- снял социальное напряжение в обществе;

- написал «Поучение детям», содержащее требование соблюдения христианской морали и описание событий русской истории, свидетелем которых он был сам.

 

Переход: Киевская Русь в IХ - начале XII века была единым государством, но в XII – первой четверти  XIII века уже не единое государство. Как мы можем это определить по карте?

Работа с картой / на карте единое государство одним зелёным цветом, затем «лоскутное одеяло».

Запись в тетрадь понятия «феодальная раздробленность» - это закономерный процесс, начавшийся в 30-х годах XII веке на Руси. Начался после смерти Мстислава Великого (сына Владимира Мономаха) в 1134г., последнего великого князя, державшего Русь в единстве. Распад государства на самостоятельные и полусамостоятельные княжества.

                  Причины феодальной раздробленности на Руси  в начале XII века

  1. борьба князей за лучшие княжения и территории
  2. самостоятельность бояр-вотчинников в своих землях
  3. усиление экономического и политического могущества городов – центров местной княжеско-боярской власти
  4. упадок Киевской земли от набегов степняков

                                     Последствия феодальной раздробленности

положительные

отрицательные

  • Расцвет городов;
  • Расцвет культуры;
  • Развитие хозяйственной жизни;
  • Сохранение единого языка, единой культуры, общности.
  • Постоянная борьба между феодалами;
  • Конфликты межу боярами и князьями;
  • Дробление княжеств между наследниками;
  • Ослабление обороноспособности Руси.

Русь раздробилась на 15 самостоятельных княжеств, которые были лишь формально зависимы от Киева.

Работа с картой – учащиеся показывают по карте самые крупные княжества и их центры:

  • Киевское княжество – центр Киев
  • Черниговское княжество – Чернигов
  • Северское княжество – Новгород-Северск
  • Новгородская земля – Великий Новгород
  • Галицко-Волынское княжество – центры Галич и Владимир-Волынский
  • Владимиро-Суздальское княжество – центр Владимир-на-Клязьме
  • Полоцкое княжество – центр Полоцк
  • Смоленское княжество – центр Смоленск.

В каждом княжестве:

- была княжеская династия

- войско

- свои монеты

- свои меры длины и веса

- осуществлялась самостоятельная внешняя политика.

Могущественные князья стали именовать себя великими князьями. В крупных княжествах выделяются уделы – наследственное земельное держание младших членов княжеского рода. Эти князья были вассалами великих князей. Все отношения между ними регулировались или обычаями, или соглашениями.

Обратить внимание на следующие особенности.

                                                Цели усобиц между князьями

в едином государстве

в раздробленном государстве

  • Захват власти во всей стране
  • Укрепление и расширение своего княжества;
  • Князья заинтересованы в обустройстве своих земель (строили города, храмы, привлекали на свои земли ремесленников, земледельцев и торговцев)

Вывод: раздробленность Древнерусского государства не привела к исчезновению Русской земли как единого целого. Остались:

- единый язык

- единая культура

- единая народность

- единая вера – православие

- связи между русскими землями

- общие законы.

Центром Руси оставался Киев. В нём проживал митрополит. Православная церковь осуждала усобицы князей, старались примирить князей. Главное – призывала к единству Руси.         

Закрепление нового материла:

  1. повторение основных дат
  2. повторение новых понятий и терминов
  3. работа с картой
  4. повторение схемы «Сыновья и внуки Ярослава Мудрого»

домашнее задание: п.9, выучить даты, имена, причины и последствия феодальной раздробленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по МХК "Развитие древнерусской живописи. Русская икона

Аннотация. Мировая художественная культура традиционно изучается в историко-хронологической последовательности. Данная тема изучается в рамках раздела «Художественная культура Средних веков». На...

Методическая разработка урока на тему: Раздробленность Древнерусского государства.

Пояснительная записка. Работа предоставлена по гуманитарному направлению (история).Тема урока: Раздробленность Древнерусского государства.Класс 6.  Обучающиеся социально адаптированы, психол...

разработка урока "Рольварягов в формировании Древнерусского государства"

На уроке рассматриваются различные концепции отечественных историков по вопросу о роли варягов в формировании Древнерусского государства...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира "Государство на берегах Нила"

Разработка  урока по историиТема «Государство на берегах Нила» Цель урока:·       Изучить географическое расположение и природные условия Древнего Египта;·...

Методическая разработка урока истории "Повторение "Раздробленность Руси"

Данная методическая разработка поможет организовать повторение темы "Раздробленность Руси" в 6 классе в соответствиии с требованиями ФГОС. Форма проведения урока - квест-игра - помогает сделать урок и...

Методическая разработка урока на тему: «Образование Древнерусского государства»

Методическая разработка урока на тему: «Образование Древнерусского государства»...