Технологическая карта урока "Что такое человечность?" 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Филимонова Светлана Александровна

Технологическая карта урока "Что такое человечность?" для учащихся 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_tema_chelovechnost1.docx39.96 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока (занятия) в соответствии с одним из действующих Федеральных государственных образовательных стандартов на тему:

«Что такое человечность?»

Рекомендуемый класс: 6

Время урока: 40 минут

Технологическая карта урока

Цели для ученика

1. Систематизировать знания о том, кого называют человеком и что такое человечность

2. Расширить горизонты своего социального опыта примерами из жизни и литературы

3. Выработать свой эталон человечности и уметь применять его на практике

Цели для учителя

Развивающие: формирование у учащихся способностей к рефлексии как собственных поступков, так и других людей, развитие чувства эмпатии и сопереживания к чужому горю, работа над формированием высокой коммуникативной культуры учащихся.

Образовательные: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий (работа с текстом, анализ видеоматериалов, презентация результатов работы), повторение и усвоение обществоведческих понятий.

Воспитательные: продолжить работу по формированию духовно-патриотических ценностей подрастающего поколения, умения взаимодействовать в коллективе, способствовать социализации подростка, а также уважительному отношению к прошлому и настоящему нашей страны.

Метапредметные:

Регулятивные: Организовать пространство диалога, творческой деятельности на уроке. Способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух, развивать умение делать выводы, переключать внимание.

Личностные: Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками. Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества. Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; взаимодействие - строить монологическое высказывание.

Предметные: Развивать в детях чувство человечности. Способствовать усвоению новых понятий, знаний о человеке.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы урока

Словесный, проблемно-поисковой, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления, игровые технологии

Оборудование урока

Рабочие листы, распечатанные тексты, презентация, видеоролик, ноутбук, проектор, доска

Опорные понятия, термины

Человек, потребности человека, общество, добро, зло, мораль

Новые понятия

Человечность, духовность, гуманность, гуманное общество

Формы контроля

Лист самоконтроля

Домашнее задание

Написать эссе по теме «С чего начинается человечность?»

 

Этап урока

Рекомендуемое время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Оборудование урока

Постановка цели и задачи урока

7 минут

1. Приветствует учащихся, демонстрирует видеоролик (время ролика зависит от уровня подготовки класса, на усмотрение учителя).

2. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.

3. Организует беседу, выявляющую представления детей о человечности.

4. Подводит итог беседы, фиксируя на доске детское определение человечности.

5. Ставит цель урока выяснить что такое человечность, во всей ее многоаспектности.

Смотрят ролик.

Выдвигают

предположения

о теме урока.

Слушают вопросы

учителя.

Отвечают на вопросы

учителя

Взаимодействуют

с учителем во время

опроса, осуществляемого

во фронтальном

режиме

Выделять существенную

информацию

из видеоролика.

Выдвигать гипотезу

и обосновывать ее.

Осуществлять

актуализацию

личного жизненного

опыта

Слушать собеседника.

Строить понятные

для собеседника

высказывания

Контролируют

правильность

ответов обучающихся

Уметь слушать в соответствии

с целевой

установкой.

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Дополнять, уточнять

высказанные мнения

по существу полученного

задания

Видеоролик, рабочий лист, слайд 1 презентации

Актуализация знаний учащихся

  1. минут

1.Задает вопрос учащимся сравнить персонажи мультфильмов

2.Предлагает проанализировать высказывания о человечности известных мыслителей, стихотворение Мусы Джалиля в рабочем листе

Слушают вопросы

учителя.

Отвечают на вопросы

учителя

Взаимодействуют

с учителем во время

опроса, осуществляемого

во фронтальном

режиме

Осуществлять

актуализацию

личного жизненного

опыта

Слушать собеседника.

Строить понятные

для собеседника

высказывания

Контролируют

правильность

ответов обучающихся

Слайд 2, 3 (можно использовать и высказывания на рабочем листе в зависимости от уровня интеллектуальных способностей учащихся)

Работа над содержанием и смыслом  текста

13 минут

1. Формирует 3 группы экспертов для работы с текстами

2.Организует работу по

чтению текстов и их анализу 

3. При необходимости корректирует

результаты работы группы

экспертов

Работают над содержанием текста и публичной презентацией ответов на вопрос.

Класс: понимать

на слух ответы

обучающихся, фиксировать результат работы групп в рабочий лист

Эксперты:

• осознанно строить

речевое

высказывание;

• строить

высказывания,

понятные для

одноклассников;

При работе в группе: осуществлять анализ

текста

с выделением

существенных

и несущественных

смысловых

признаков

Согласовывать

усилия по решению

учебной задачи.

Договариваться

и приходить

к общему мнению

в совместной

деятельности.

Учитывать другие

мнения

Распечатанные тексты, рабочие листы

Работа над понятиями

6 минут

1.Ставит цель сформулировать понятие

2.Организует обсуждение (алгоритм такой на слайде показываем понятие, потом просим детей сформулировать его содержание, затем демонстрируем обществоведческое определение данного понятия и сравниваем их, далее записываем правильное в тетрадь (4,5 слайд) и наоборот - сначала формулировка, а дети догадываются о каком понятии идет речь (6,7 слайд)

Анализируют понятия урока человечность, гуманизм, гуманное общество, истинный гуманизм

Формулировать полученные знания и собственный жизненный опыт в понятии

Высказывать аргументированно свое мнение, выслушивать других, задавать уточняющие вопросы

Слайд 4,5,6,7

Игра «Человечные слова»

5 минут

1. Организует игру «Человечные слова» (нужно по цепочке детям называть добрые слова, не повторяясь и быстро (считаем до трех) побеждает самый вежливый и сообразительный (можно несколько победителей сделать))

3. Подводит итоги игры, озвучивает положительные моменты

Участвуют в игре

Актуализируют социальный опыт, повторяют вежливые слова

Рефлексия

3 минуты

1.Подводит итоги урока

2.Предлагает ученикам сформулировать вывод урока

3. Организует заполнение учениками листа самоконтроля

Подводят итог урока, заполняют листы самоконтроля

Развивают умение рефлексировать, адекватно оценивать свой вклад в урок и действия других

Рабочий лист, вкладка лист самоконтроля (или отдельно можно распечатать, как удобно)

Домашнее задание

2 минуты

1.Объясняет цель и содержание, алгоритм выполнения д\з, отвечает на уточняющие вопросы.

2. Благодарит учащихся за работу на уроке

Развивают умение слушать, правильно фиксировать д\з

Слад 8, 9

Материалы к уроку:

Лист самоконтроля урока по теме: Что такое человечность

Укажите имя, фамилию _________________________________________

Оцените по 5-балльной шкале (отметьте кружочком):

эмоциональную атмосферу на уроке (понравилось- не понравилось)

 0               1                 2                  3                  4                  5

познавательность урока (узнал много нового – ничего не узнал)

 0               1                 2                  3                  4                  5

полезность урока (пригодится в жизни – не пригодится)

0               1                 2                  3                  4                  5

работу учителя

 0               1                 2                  3                  4                  5

свою работу на уроке

 0               1                 2                  3                  4                  5

Тексты для учащихся:

Источник: Википедия

Текст № 1 Мать Тереза

Задание: прочтите текст и ответьте в рабочих листах на вопрос: В чем проявляется человечность?

Агнес Гонджа Бояджиу родилась 26 августа 1910 года в македонском городе Скопье. У неё была сестра Агата и брат Лазарь. Семья была весьма обеспеченной. Ее отец умер при невыясненных обстоятельствах в 1919 г. Мать осталась с тремя детьми, зарабатывала на жизнь шитьём, вышивкой и разной другой работой. Позже она взяла к себе шестерых сирот. Гонджа с 12 лет стала мечтать о монашеском служении и о том, чтобы поехать в Индию и заботиться там о бедных.

В восемнадцать лет она уехала в Ирландию и там вступила в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето». В 1931 году приняла постриг и взяла имя Тереза в честь канонизированной в 1927 году монахини-кармелитки Терезы из Лизье, известной своей добротой и милосердием.

Вскоре орден направил её в Калькутту, где около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии. 10 сентября 1946 года она получила разрешение от руководства ордена помогать бедным и обездоленным Калькутты, а в 1948 году основала там общину: монашескую конгрегацию «Сёстры Миссионерки Любви», деятельность которой была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.

С 1965 года деятельность монашеской конгрегации, основанной Матерью Терезой, переступила границы Индии, в настоящее время она имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Её миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах. В 1973 году мать Тереза стала первым лауреатом Темплтоновской премии за прогресс в религии.

В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».

Она умерла 5 сентября 1997 года в Калькутте (Индия) на 88-ом году жизни. В октябре 2003 года причислена к лику блаженных Католической Церковью.

Текст № 2 Отрывки из Блокадной книги (Адамович А., Гранин Д.)

Задание: прочтите текст и ответьте в рабочих листах на вопрос: В чем проявляется человечность?

Записи Бориса Прусова:

"Моя мама Прусова Фаина Александровна была медицинской сестрой с довольно большим стажем. Работала когда-то операционной сестрой у профессора Грекова в Обуховской больнице. И потом работала в хирургии в больнице Софьи Перовской. Благодаря нашей маме, мы и выжили, потому что как-то она поднимала дух всех нас. Мы не опускались: мы мылись элементарно, делали себе какую-то ванну. Причем очень интересно, что у нее была своя теория, которая, кстати, подтвердилась жизнью: не залеживайтесь, не залеживайтесь! Когда я как медицинский работник пытался ей возражать: "Мама! Когда ты лежишь, то ведь энергии тратится меньше, питания ведь надо меньше",-она говорила: "Это парадоксально, но факт: кто ходит-будет жить и работать. Ходите!" Когда я совсем выбился из сил (это в сорок втором году) и уже не хотел ходить в институт, то сестра и мать сказали: "Ты должен кончить медицинский институт. Ходи! Если ты не будешь ходить, ты умрешь!" И я ходил. Я ходил от Марсова поля до площади Льва Толстого ежедневно туда и обратно и еще делал квартирные вызовы и принимал больных в больнице Софьи Перовской.

Вот такая была мама. Кто бы к нам ни пришел, у нас всегда было чисто. Стол всегда был накрыт скатертью. Как-то всегда было весело. Все убрано, аккуратно, чисто. И вот эта самая чистота, вот эта самая дисциплинированность матери-она передавалась нам. И это, по-моему, помогло нам выжить. Мать никогда не давала нам падать духом... Паек делился, каждому давалась порция, причем, как они уже потом признались, мама с сестрой в самое трудное время больше давали мне, не знаю почему. Но вот что самое интересное: мама считала, что у нее в комнате чисто, всегда вымыт пол, все блестит, но когда уже сняли блокаду и она сняла затемнение (шторы), дали электричество, она посмотрела на обои и сказала: "Господи, господи! До чего же я себя обманывала! Все-таки в какой грязи я жила..."

Текст № 3 Человечность.

Задание: прочтите текст и ответьте в рабочих листах на вопрос: В чем проявляется человечность?

Хочу немного рассказать

О тех, кто не умеет лгать.

О тех, кто может все простить,

О тех, кто не умеет льстить.

Кто не умеет унижать,

Других не в силах обижать.

Кто никогда вас не осудит,

В краю далеком не забудет.

О тех, кто честен и тактичен,

К судьбе других не безразличен.

О тех, кто в наш нелегкий век

Имеет званье "Человек".

19 февраля 2001 год, автор Абрамова Оксана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»

Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока в 7 классе "Класс Головоногие моллюски"

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему "Класс Головоногие моллюски" разработана с учетом ФГОС. Цель урока: создать условия для формирования знаний о  характерных особенно...

Технологическая карта "Что такое предпринимательство и бизнес"

Технологическая карта к уроку обществознания в 6 классе...

Технологическая карта урока информатики 6 класс тема "Что такое алгоритм?"

Технологическая карта урока информатики 6 класс тема "Что такое алгоритм?"Первое занятие темы....