Конспект урока "Русско-японская война"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Конспект урока истории в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russko-yaponskaya_voyna.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Русско-японская война 1904-1905 гг.

Класс: 9

Урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • проанализировать основные направления внешней политики России в начале XX века
  • выяснить причины, характер, основные этапы, итог Русско-японской войны
  • воспитывать чувство патриотизма и гуманизма даже на примере трагических страниц отечественной истории

Проблемный вопрос:

- Почему русско-японская война не стала для России ни  «маленькой», ни «победоносной»?

Оборудование: презентация «Русско-Японская война».

Этапы занятия:

  1. Вводная часть (мотивация):

«Чтобы остановить революцию. Нам нужна маленькая победоносная война»,- незадолго до русско-японской войны сказал министр внутренних дел Вячесла.КонстантинолвичПлеве. Япония оказалась подходящит противником для такой войны. Разработанный русским командованием план военной кампании предусматривал захват Токио и пленение японского императора. Однако ни одно из этих сражений в войне не было выиграно русской армией. Почему русско-японская война не стала для России ни «маленькой», ни «победоносной» ?

  1. Объявление учебных результатов и хода занятия:

Цель урока: познакомиться с событиями итогами, результатами русско-японской войны 1904-1905 гг. Выявить причины неудач русской армии. Проанализировать причины,  по которым война не пользовалась популярностью в русском обществе.

  1. Новая тема:

Учитель: Будучи наследником престола,  Николай II посетил Японию, где подвергся нападению японского полицейского и получил ранение в голову.

Вопрос:  Мог ли этот инцидент стать причиной войны? ( НЕТ)

Учитель: Тогда давайте выясним причины и характер войны. Прочитайте и проанализируйте текст на стр.27(пункт дальневосточная политика), выполните задание 1.

 Соотношение сил и цели сторон в войне

И Япония, и Россия вели борьбу за чужие территории, это борьба за сферы влияния. И Россию, и Японию подталкивали к войне европейские державы, но накануне войны Россия оказалась в политической изоляции. Франция заявила о своем нейтралитете, Великобритания и США оказали активную поддержку японцам.

- Насколько были готовы к войне Россия и Япония?

Задание. Прочитайте  отрывки из воспоминаний, сделайте вывод о соотношении сил.

Из воспоминаний БЛ. Романова. (Очерки дипломатической истории русско-японской войны. 1895 - 1907. М., Л., 1955, с. 303.)

«В техническом отношении армия начинала кампанию с 8 пулеметами; пополнялась полевой артиллерией вместо горной, хотя с 1900 г. можно было воочию видеть гористый характер будущего театра военных действий; не располагала точными картами, без которых часто плутали и попадали не туда, куда шли. Порт-Артур начинал кампанию с 153 снарядами для 12-дюймовых орудий, тогда как во Владивостоке таких снарядов лежало 1037 и не было ни одного 12-дюймового орудия...

Сухопутные войска насчитывали 100 тыс. человек, в составе военно- морского флота на Дальнем Востоке были 7 броненосцев, 4 бронекрейсера, 32 миноносца. Япония к началу военных действий имела сухопутную армию, считая и резервные силы в 330 тыс. человек, на вооружении армии имелись 1068 орудий разных калибров».

Мнение Л. И. Деникина, в годы русско-японской войны - молодого офицера: «... очень плохо обстояло дело со знакомством с качествами и моральным духом японской армии... о которой генерал Куропаткин после первых боев доносил государю: «Мы имеем дело с весьма серьезным противником, отлично подготовленным, обладающим обширными и самыми усовершенствованными силами и средствами, многочисленным, весьма храбрым и отлично руководимым». Организация управления войсками была на неправильных началах. Куропаткин и Алексеев расходились во взглядах на способы ведения войны и обращались со своими разногласиями к государю»

Начало войны и оборона Порт –Артура презентация (опережающее задание на дом)

Знакомство с III этапом войны

После сдачи Порт - Артура война уже была проиграна, однако царизм настаивал на продолжении бессмысленного похода 2-ой Тихоокеанской эскадры под командованием Рожественского из Кронштадта во Владивосток.   Последним сражением русско-японской войны стало морское сражение, происшедшее 14-15 мая 1905 г. в Корейском проливе у острова Цусима.

К утру, русская эскадра перестала существовать как боевая единица. Во Владивосток сумели прорваться лишь один крейсер и два эсминца. Никогда еще русский флот не подвергался такому разгрому.

Русская 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием З.П.Рожественского

Японский флот под командованием адмирала Того

11 броненосцев

10 крейсеров

9 эсминцев

4 броненосца

48 крейсеров

21 эсминец

42 миноносца

6. Итоги и последствия Русско - японской войны.

Беседа, выводы учащихся;

Запись результатов в тетрадь:

Причины поражения России в русско - японской войне:

-Экономическая и военно-техническая отсталость России.

-Бездарность командования.

-Помощь Японии со стороны Англии и США.

-Нестабильность в стране в связи с революцией.

Последствия поражения России в войне с Японией:

- Общественное недовольство самодержавием, позорно проигравшем войну с Японией;

- Ослабление позиций России на Дальнем Востоке;

-Дестабилизация внутриполитической обстановки в России - рост революционной борьбы.

Сражения

Потери русских

Потери японцев

Оборона Порт-Артура

27000 чел.убитыми и ранеными

90 000 чел.убитыми и ранеными

Сражение под Ляояном

16500чел.

24000чел

Сражение под Мукденом

89000чел

71000 чел

Цусима

5000чел.

_________

Работа с документом "Мирный договор между Россией и Японией" и вопросы к документу

Мирный договор между Россией и Японией

Портсмут, 23 августа 1905 г.

":Статья III. Россия и Япония взаимно обязуются: 1)эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова, согласно постановлениям дополнительной I статьи, приложенной к сему договору, и :2)возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Манчьчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории..

СтатьяV. Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие её часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда:

Статья VI. Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству, без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-чун(Куан-чен-цзы) и Порт-Артуром и все её разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в её пользу:

Статья IX. Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории..."

(Кирьянов И.К. Россия. 1900-1917. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. С.143-145.)

Вопросы к документу:

Где и когда произошло подписание мирного договора между Россией и Японией?

Чего лишилась Россия в результате этой войны?

IV. Закрепление

Устный опрос учащихся: 

  1. Нужна ли эта война была России, несмотря на то, что войну начала Япония? Какие цели преследовало царское правительство в этой войне? При ответе используйте эпиграф. ("Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война:").
  2. Каковы последствия Русско-японской войны?
  3. После серии крупных военных поражений в 1904 г. российское общество не могло не задаться вопросом: как могло случиться, что маленькая Япония взяла верх над могучей Россией? Как бы вы ответили на этой вопрос?

Тест: Внешняя политика России в начале XX века.

1. Укажите даты русско-японской войны:

1)1903-1905гг;

2) 1904-1905 гг;

3) 1905-1906 гг;

4) 1906-1907 гг.

  1. 2. Укажите, какое событие выпадает из общего логического ряда:
  2. 1) гибель крейсера "Варяг";
  3. 2) оборона Порт-Артура;
  4. 3) Цусимская битва;
  5. 4) Брусиловский прорыв;
  6. 5) Портсмутский мир.
  7. 3. Во время русско-японской войны погиб выдающийся русский художник:
  8. 1) В.В.Верещагин;
  9. 2) И.К.Айвазовский;
  10. 3) А.И.Куинджи.
  11. 4. Расставьте следующие события в хронологической последовательности:
  12. 1) сражение под Ляояном;
  13. 2) падение Порт- Артура;
  14. 3) Цусимская битва;
  15. 4) сражение под Мукденом.
  16. 5. Портсмутский мирный договор предусматривал:
  17. 1) возмещение Россией материальных потерь Японии;
  18. 2) оккупацию японскими войсками острова Сахалин;
  19. 3) Передачу Японии Южного Сахалина.

  1. V. Домашнее задание. Выставление оценок.
  2. Параграф 4; на контурной карте отметить основные сражения войны.
  3. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "крестьянская война под предводительством И.Пугачева"

Цели: Обучающая:продолжить учить учащихся навыкам систематизации исторических знаний на основе анализа и сравнения.Воспитывающая:воспитывать у школьников активную гражданскую позицию.Развивающая...

конспект урока "Отечественная война 1812 года"

Тема урока «Отечественная война 1812 года»Цель урока: Выяснить соотношение сил сторон и их планы, основные события и результаты  войны 1812 года. Реализация цели через задачи:Учит...

конспект урока "Отечественная война 1812 г . в литературе и искусстве"

События Отечественной войны 1812 г . рассматриваются через памятники культуры, что позволяет более эмоционально и глубже преподнести материал  учащимся и способствует лучшему его усвоению.  ...

План-конспект "Великая Отечественная война"

План-конспект урока в 11 классе по теме "Великая Отечественная война"...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...