План - конспект урока истории по теме "Древнее Двуречье" - 5класс
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Самсонова Оксана Александровна

План - конспект урока истории по теме "Древнее Двуречье" - 5класс. Учебник - История Древнего мира. 5 класс.Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevnee_dvureche_5_klass.doc49.5 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx521.39 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока «Древнее Двуречье» - 5 класс

Цель  урока: познакомить учащихся с историей   Древнего Двуречья;

Задачи:

- обучающая:   формирование знаний учащихся о Древнем Двуречье, природных условиях и занятиях.

- развивающая:  развитие аналитических навыков, навыков комментированного чтения

- воспитательная: прививать любовь к истории, бережное отношение к  древностям, оценить вклад Двурчья в мировую историю

Тип урока -   изучения нового материала

Формы работы учащихся - фронтальная, групповая

Необходимое техническое оборудование -  компьютер, проектор

Ход  урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Орг.момент

Приветствие учащихся, проверяет готовности рабочего места учеников

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

2

Введение в урок. Формирование проблемы

 Слайд 1.

Вступительное слово учителя о государстве  Древнего Востока – Двуречье:

– Сегодня мы начинаем изучение нового раздела Передняя Азия. И сегодня познакомимся с Двуречьем или другое его название   Междуречье.

- Как вы думаете почему оно так называется?

Где же располагалось Двуречье?  Если мы направимся на северо – восток от Египта, минуем Синайский полуостров и поврем далеко на Восток от Египта, там, где две реки Тигр и Евфрат впадают в Персидский залив и располагалось Двуречьье.

Слайд 2.

Показывает на карте называемые объекты.

– Долгое время историки считали,

что самое древнее государство на нашей земле – Египет. Но после археологических раскопок в долине рек

Тигра и Ефрата учёные, словно в один

голос, сказали: «История начинается

в Двуречье».

Слайд 3. «Природа Двуречья»

Слайд 4. Зиккурат

- Какую проблему сегодняшнего урока мы можем сформировать.

Слайд 5. Проблема урока «В чем схожи, и чем отличаются Египет и Двуречье?

- Как же нам лучше всего решить проблему? Как лучше всего их сравнить? Что нам для этого нужно знать? 

 

Слушают учителя, прокладывают маршрут путешествия из Египта в Двуречье по карте

Ответ детей

Записывают тему урока в тетрадь

Рассматривают природу Двуречья и зиккурат, комментируют свое восприятие.

Предлагают свою версию проблемы.

Предлагают свои версии

(Природные условия

 Занятия.

 Управление.

Письменность. Культура.

(Могут быть даны другие близкие по смыслу

3

Актуализация знаний

- Что бы проверить наши версии, давайте вспомним ранее изученные понятия: цивилизация, государство, культура, искусство, иероглиф

Слайд 6 . Сравнительная таблица

Учитель предлагает сравнить Египет и Двуречье. Но для начала вспомнить особенности ведения хозяйства, религии и положения фараона в Древнем Египте

Во фронтальном диалоге объясняют ключевые признаки понятий.

Заполняют таблицу колонку «Египет»

4

Планирование деятельности

– Что надо узнать, чтобы найти решение проблемы?

Фиксирует план действий на доске:

Надо узнать:

1. Особенности цивилизации Междуречья в каждой сфере общества.

2. Выявить отличия Междуречья от Египта.

– Узнать особенности цивилизации

Междуречья в разных сферах общества и посмотреть, чем она отличается от Древнего Египта, и на основе

этого сделать вывод, почему их считают разными цивилизациями.

5

Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

– Сейчас мы с вами попробуем доказать, что жители Междуречья взошли на ступень цивилизации. Для этого нам необходимо найти факты, подтверждающие наличие основных

признаков, и записать их в таблицу.

Потом мы сравним эти факты с тем,

что было в Египте, и выясним сходство и отличия.

Работая по группам, прочитайте пункты  параграфа

Корректирует, дополняет выступления, помогает кратко записать текст сообщения.

– Итак, мы с вами доказали, что жители Междуречья взошли на ступень

цивилизации.

– Из таблицы видно, что и Междуречью и Египту свойственны свои особенности в каждой сфере общества.

– Используя данные таблицы, попробуйте сопоставь и найти общее

Работают по группам, читают, заполняют таблицу – колонка «Междуречье». 1 группа-  природные условия – 1 п., 2 группа - Постройки в Двуречье- 2 п.  3 группа – Письменность – 4 п, 4 группа – Боги – 3 п., 5 группа - Научные открытия и школы – 3, 5 п.

Находят  общее черты и записывают их в таблицу.

Общие черты Египта и Междуречья:

Речные цивилизации

Плодородные земли, система ирригации

Письменность, наука, школы

Многобожие

6

Вывод

– Какой ответ на основной вопрос

урока мы можем дать?

Делают вывод: Междуречье и Египет имеют  разное развитие  цивилизаций, потому что каждой из них свойственны особые

традиции и достижения во всех сферах общества

7

Контроль новых знаний

Слайд 7 – Слайд 11. Тест

Отвечают на вопросы теста, взаимопроверка

8

Итоги урока. Рефлексия.

Оценки.

Предлагает просмотреть записи в тетради и сделать вывод: что нового узнали о Древнем  Двуречье?                  Затем учитель предлагает ученикам оценить свои ответы, соглашается с ними или нет.

Ученики оценивают свои ответы, спорят с учителем и при консенсусе подают дневники

9

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания

Слайд 12

§13, подготовить развернутый ответ на вопрос: «Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?»;                                                      

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Проблема урока «В чем схожи, и чем отличаются Египет и Двуречье ?

Слайд 6

Сравнительная таблица Общие черты развития цивилизации Египта и Междуречья Египет Двуречье

Слайд 7

Вопрос 1 Выберете правильный ответ Древнее Двуречье – это страна, находившаяся: А) на северно – восточных границах Египта между реками Тигр и Евфрат Б) в нескольких сотнях километров к северо – востоку от Египта между реками Тигр и Евфрат В) в нескольких сотнях километров от Егитпа между реками Тигр и Евфрат

Слайд 8

Вопрос 2 Назовите понятие, которому соответствует данное определение Письменность, возникшая в Древнем Двуречье А) иероглифы Б) буквы В) клинопись

Слайд 9

Вопрос 3 Назовите понятие, которому соответствует данное определение. Материал для письма в Древнем Двуречье А) иероглифы Б) папирус В) глиняные таблички

Слайд 10

Вопрос 4 Когда возникло государство Двуречье ? А ) Более 5000 лет назад Б ) Более 3000 лет назад В) Более 2000 лет назад

Слайд 11

Вопрос 5. Основным строительным материалом в Двуречье были: А) Дерево Б) Глина В) Камень

Слайд 12

Домашнее задание §13, подготовить развернутый ответ на вопрос: «Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья ?»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "История одной песни" 5 кл.

Аннотация. Тема урока: История одной песни.Урок проводился 16.09.2011 года в день освобождения города Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков. Это очень значимое событие в жизни города и ...

План конспект урока истории с использованием ЭОР на тему "Внешняя политика Екатерины II"

Урок с использованием электронных образовательных ресурсов. Тема расчитана на два урока. Представлен первый урок "Южное направление"...

План-конспект урока истории в 5 класс по теме: "Передняя Азия в древности".

Тип урока: повторительно-обобщающий (урок-путешествие с элементами игры)...

План - конспект урока истории в 9 классе "Повторительно-обобщающий урок"

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война. 1941 – 1945 г.г.»...

План-конспект урока "История моей семьи в истории страны"

Второй урок из серии "К 75-летию Победы". Урок  проходит в формате урок- конференция и является логическим продолжением урока "Бессмертный полк",  В результате работы на ...