Урок по истории России "Формирование советской государственности" 9 класс
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Шмелева Алина Николаевна

Разработка урока по истории России "Формирование советской государственности" в 9 классе по учебнику Данилова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_sovetskoy_gosudarstvennosti.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Шмелева А.Н.

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №4 г. Мытищи

Тема урока: Формирование советской государственности.

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями формирования советской государственности и последствиями этого процесса.

Задачи:

  • выработка навыка работы с текстом учебника, умений его анализировать, составлять схемы;
  • развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса;
  • формирование умений конструирования вопросов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы обучения: групповая работа

Место урока в учебном плане: 4 урок темы: «Великая российская революция 1917-1921гг»

Методы: РКМЧП – кластер, тест, текст с ошибками.

Ключевые компетенции, реализуемые на уроке:

  1. коммуникативные;
  2. организационная (координация деятельности людей для достижения целей);
  3. работа в группе (взаимодействие с другими для достижения общей цели);
  4. умение учиться (планирование, самостоятельная работа по теме, поиск информации из учебника)

Оборудование урока: учебник, тетрадь, карта «Становление советской власти в России(1917-1922)», листы бумаги, фломастеры, раздаточный материал.

Основные понятия: национализация, сепаратный мир, СНК, ВЧК, ВЦИК, ВСНХ, РСФСР.

План изучения новой темы:

1) Создание новых органов власти. Уничтожение национального и сословного неравенства.

2) Судьба Учредительного собрания.III съезд Советов.

3) Внешняя политика. Брестский мир.

4) Мероприятия в области промышленности.

Ход урока

 Организационный момент: Ребята рассаживаются по своим рабочим группам.

Вводное слово учителя: ребята мы продолжаем изучать тему «Россия в годы революции».

Тема сегодняшнего урока «Формирование советской государственности».  Как вы понимаете «советской»? (ответы ребят). Как понимаете «государственность?» (ответы).  Мы должны охарактеризовать систему государственного управления, созданную после Октября1917 года; рассмотреть судьбу Учредительного собрания, познакомиться с внешнеполитическим и внутриполитическим курсом большевистской власти.

План изучения новой темы – (обратить на него внимание).

Прежде чем приступить к новой теме,  давайте вспомним, что происходило летом и осенью 1917 года.

Проверка д/з. Круговое решение теста по группам. Приложение №1

Изучение новой темы: Учитель дает задание группам.

Группа №1 – изучить 1пункт плана стр.96-97 учебника.

Группа №2 – изучить 2 пункт плана стр.97-98 учебника;

Группа №3 – изучить 3 пункт стр.98-100 учебника;

Группа №4 – 4пункт стр. 101.

Задание группам: составить схему (кластер), объяснить значение исторических терминов, составить два вопроса по своей теме, выступить с защитой кластера. Работа в группах – 10 мин. Учитель консультирует обучающихся, отвечает на вопросы.

Физкультминутка.

Гимнастика для глаз 

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз. 
• Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево. 
• Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз. 
• Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелке. 
• Сведение глаз к переносице, затем смотреть в даль. 
• Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть в даль. 
• Сведение глаз ко лбу, затем смотреть в даль. 
• Упражнение на аккомодацию. 
• Положить ладони на закрытые глаза, сделать резкий глубокий вдох через нос, затем выполняем медленный выдох через рот, через 20-30 секунд убираем ладони и открываем глаза. 

Презентация кластеров представителями групп. Время – 20 мин.(5 мин. на группу).

Закрепление материала: Проверим, как усвоили тему. Учащимся предлагается исправить ошибки в тексте и назвать верный вариант. Приложение №2.

 Работают в группах. Отвечают по кругу.

Подведение итогов: Как поработали? С чем познакомились?

Рефлексия: Как Вам работалось в группе? Приложение №3.

Д/З: п. 13, выучить слова и даты; ответить на вопросы и зад. №1,№3.Подготовить сообщение о Ф.Э.Дзержинском и М.Спиридоновой.

Приложение №1

Карточка №1

1. Система двоевластия существовала в

    стране в 1917 г. в (месяцы)    

2. В августе 1917 г. против Временного

    правительства выступили воинские части

    под командованием:          

3. Назовите имя министра-председателя

    Третьего коалиционного Временного  

    правительства:  

4. Что такое Двоевластие?                                    

1) 1) март-июль            2) февраль- октябрь

    3) февраль-сентябрь  4) март-август  

2) 1) Л.Г.Корнилов    2) П.Н.Милюков

    3) Н.Н.Юденич       4) А.Ф.Керенский

3) 1) Г.Е.Львов          2) А.Ф.Керенский

    3) П.Н.Милюков  3) В.И.Ленин

4) 1) Наличие в правительстве страны двух

        премьер-министров  

    2) Одновременное существование в

         стране двух органов власти-

         Временного прав-ва и Совета

         рабочих и солдатских депутатов.             

Карточка №2

1.Укажите главный лозунг партии

   большевиков, выдвинутый осенью 1917г

2. Назовите имя председателя Исполкома

   Петросовета, избранного в сентябре 1917г

3. Какое событие произошло 10 октября

    1917г?  

4. Какое событие произошло 24 октября

    в Петрограде?

1) 1) «Вся власть Советам»

    2) «Власть Временному правительству»

    3) «Земля крестьянам»

2) 1) В.И. Ленин    2) И.Г.Церетели

     3) Л.Д.Троцкий  4) И.В.Сталин

3) 1) Революционное выступление боль-

        шевиков;

    2) Создание ВРК (Военн-революцион-

        ный комитет)

    3) Тайное заседание ЦК, на котором

        было принято решение о вооружен-

        ном восстании в Петрограде.

4) 1) Установление советской власти в

         Петрограде

     2) Закрыта типография газеты

         «Рабочий путь», что послужило

         поводом к началу вооруж. восстания

     3) Создание ВРК( Военно-революцион-

         ный комитет)

Карточка №3

1.Укажите дату установления советской

   Власти в Петрограде?

2. Укажите дату начала работы  II съезда

    Советов.

3. Определите из какого закона  эти

    положения: (немедленный выход из

    войны; всеобщий демократический

    мир…)  

4.Определите термин: платежи, налагаемые

   на побежденное государство в пользу

   победителя                                                                                        

1) 1) 24.10.1917г.           2) 26.10.1917г

     3) 2.11.1917г.              4) 25.10.1917г

2) 1) 24.10.1917г             2) 26.10.1917г

    3) 2.11.1917г               4) 25.10.1917г

3) 1) декрет о власти  

    2) декрет о мире

    3) Декларация прав народов России

4) 1) аннексия          2) контрибуция

    3) репарация        4) экспансия

Карточка №4

1.Определите из какого закона эти

   положения: отмена частной

   собственности на землю; установление

   уравнительного землепользования..)

2.Определите термин: насильственное

   присоединение всей или части территории

   другого государства

3.Укажите дату установления советской

   власти в Москве.

4.Когда завершилось установление

   советской власти в России                                                                

1) 1) декрет о мире

     2) декрет о национализации промыш-

         ленности

     3)декрет о земле

2) 1) аннексия             2) экспансия

    3) контрибуция        4) репарация

3) 1) 26.10.1917г        2) 02.11.1917г

    3) весна 1918г        4) февраль1918г

4) 1) ноябрь 1917г     2) февраль 1918г

    3) март 1918г        4) лето 1918г

Приложение №2

       Законодательная власть передавалась СНК во главе с Троцким. В сентябре 1917г при СНК была создана ВЧК для борьбы с контрреволюцией. Возглавил ВЧК В.И.Ленин.  2 ноября 1917г. была опубликована Декларация прав народов России, которая  провозгласила единство и нераздельность Российского государства.  

      На выборах в Учредительное собрание, которые состоялись в январе 1918г, победили большевики. Учредительное собрание  одобрило Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, объявило Россию ССР.

      За продолжение революционной войны с Германией выступал  В.И.Ленин. Переговоры с Германией о заключении мира вел Н.И.Бухарин. Белградский мир с Германией был заключен 3 апреля 1918 года. Сепаратным  - называется мир, заключенный Россией с Германией с согласия союзников по Антанте.

      Рабочий контроль над предприятиями был введен в январе 1918 г. Для руководства экономикой в декабре 1918 года был создан орган ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет). Широкое огосударствление частных промышленных предприятий и банков называется приватизация.

Приложение №3.

Оценка работы группы №____

Вопросы

Ваши впечатления

Отличившиеся

1. Хорошо ли вам работалось в группе? С кем особенно хорошо и почему?

2. Удавалось ли вам договориться друг с другом? Все ли слушали друг друга? Кто в большей степени проявлял культуру диалога?

3. Все ли члены группы принимали равноценное участие в работе группы? Кто в большей степени проявил себя, и кто не проявил себя никак?

4. Всю ли работу, предложенную группе, удалось выполнить?

5. Что считаете основным достижением группы? Кого бы хотели особенно отметить и за что?

6. Какие были трудности в работе группы? Кто, на ваш взгляд, мог сделать больше?

7. Ваша оценка работе группы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентеция к уроку по истории России " Советский тыл в годы Великой Отечественной войны""

Данная презентация разработана к уроку истории 9 кл. по теме "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Разработка урока по истории Казахстана в 7 классе «История этногенеза казахского народа»

Тема: История этногенеза казахского народа.Задачи урока:1. Познакомить учащихся с понятиями этнос, этноним, этногенез, происхождение этнонима «казах», разъяснить условия формирования этносов и о...

Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века

Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Тест по истории г.Советского (11 класс)

Тест по истории города Советский...

Урок по истории средних веков (6 класс) "Самая долгая война в истории"

Цели: Сформировать на уровне представлений, понятий и причинно-следственных связей картину самой долгой войны в истории.Показать роль и значение единения, развития национального самосознания и патриот...