Урок-практикум по истории в 7 классе «Экономика России в 1 четверти XVIII века»
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Кирюникова Елена Ивановна

Планурока:

1)    ЦелиинаправленияэкономическойполитикиПетраI.

2)    Петровскиемануфактуры.

3)    Развитиесельскогохозяйства, ремеселиторговливIчетвертиXVIII
века.

4)    ИтогиэкономическогоразвитияРоссиик 1725 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_praktikum_po_istorii_v_7_klasse.docx41.32 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ-Средняя общеобразовательная школа №30 г.

Орла»

Урок-практикум по истории в 7 классе «Экономика России в 1 четверти XVIIIвека»

Провел учитель истории, обществознания, права

Кирюникова Елена Ивановна.


Цели и задачи урока.

В ходе занятий учащиеся смогут:

-объяснить понятия протекционизм, меркантилизм, экспорт, импорт, подушная подать;

-определить задачи направления экономического развития России в 1 четвертиXVIIIвека;

-на основе текста учебника и исторических источников дать характеристику развитию отдельных отраслей хозяйства страны;

-делать выводы на основе предложенного текста;

-развивать навыки работы в группе, составления и объяснения схемы, таблицы, работы с текстом;

-на основе коллажа дать оценку экономической политике Петра I. Методическое оснащение:

-учебник для 7 класса А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной«ИсторияРоссии. Конец XVI-XVIII века».

-указы Петра I.

-карта «Россия с конца XVII века до конца 60 гг. XVIII века».

-схемы«Работники мануфактур в I четверти XVIII века», «Формы мелкой промышленности в 1 половине XVIII века».

-таблицы «Положительные и отрицательные черты развития сельского хозяйства в 1 половине XVIII века», «Русский экспорт и импорт в I четверти XVIII века».

-коллаж«Петр I и его время». Ход занятия:

  1. Мотивация.
  2. Целеполагание, определение ожидаемых результатов.
  3. Предоставление информации:

а)        Объяснение учителя, работа с историческим
источником.

б)        Работа в группах с текстом, подготовка и представление
схемы или


таблицы. IV) Рефлексия на основе коллажа.

I этап.

Основой основ процветания государства царь Алексей Михайлович Романов считал развитие торговли, поэтому опекал купечество. «Без купечества никакое, нетокмовеликое, но нималое царствостояти не может», - вторит ему публицист XVIII века И. Посошков.

А вот сам Петр I полагал, что государства богатеют и процветают«от развития купечества ...и всяких художеств и рукоделий» (т.е. ремесели мануфактурного производства).Петр I всегда утверждал: «Деньги-суть, артерия войны».

А вы как думаете, какиеотраслиэкономикинеобходиморазвиватьдля процветаниягосударства?

Какнаэтотвопросотвечалинашипредкивпетровскуюэпоху,мыузнаемв ходеурока.

Тема нашего урока «Экономика России в I четверти ХVIII века»

Планурока:

  1. ЦелиинаправленияэкономическойполитикиПетраI.
  2. Петровскиемануфактуры.
  3. Развитиесельскогохозяйства, ремеселиторговливIчетвертиXVIII
    века.
  4. ИтогиэкономическогоразвитияРоссиик 1725 году.

II        этап

Вконцеурокавысможете:

  • определитьобщиенаправленияиособенностиразвитияотдельных
    отраслей; экономикивIчетвертиXVIIIвека;
  • объяснитьновыетермины;
  • датьоценкуэкономическойполитикеПетраI.

III        этап

1) НазовитеосновныеитогиэкономическогоразвитияРоссииXVIIвеке.

Несмотрянасерьезныеперемены, происшедшиевроссийской экономикевXVIIвеке, онапродолжаетотставатьотведущихевропейских держав:


  1. таквсельскомхозяйствепо-прежнемуприменялисьстарыеметоды
    хозяйствования;
  2. мелкоеремесленноепроизводствонеудовлетворялорастущих
    потребностейнаселения;
  3. слабымбылоимануфактурноепроизводство (кконцуXVIIвекане
    более 30 мануфактур, которыепочтинепоставлялисвоюпродукцию
    навнутреннийивнешнийрынок).

ПетраIвегозаграничнуюпоездку 1697-1698гг. поразиломатериальное благосостояниеЗападнойЕвропы: богатствоегопромышленныхгородов, обилиевсякогородафабрикизаводов, оживленнаяторговля, гавани, полныеприходящихиуходящихсудов. Картинаэтасильнозапалавдушу молодогоцаря: тогдажеонпрониксясознаниемнеобходимостиразвития дляРоссииторговлиипромышленности.

СигналомкначалуэкономическихреформпослужилаСевернаявойна. Почему, каквыдумаете?

Война-делодорогостоящее, дляснабженияармиивсемнеобходимым государствунужныдополнительныеисточникипополненияказны. Это определилосущностьглавныхнаправленийэкономическойполитики ПетраI.

Используятекстучебника (стр. 123, 3 абзац), назовитеизапишитевтетрадьэти направления. Определитеихсущность.

Протекционизм - экономическаяполитикагосударства, направленнаяна поддержкуотечественнойпромышленностииторговли.

Меркантилизм - преобладаниеэкспортатоваровнадимпортомдля концентрацииденежныхсредстввнутристраны.

Дляпополненияказныбылипроведеныденежнаяиналоговаяреформы. В 1711 году - денежная (вмонетахбылосниженосодержаниесеребра)

В 1718-1724 гг.-налоговая (введенииподушнойподати).Подушнаяподать определялась

так: сумма, необходимаядлясодержанияармииделиласьначислодуш мужскогопола (крестьян, посадскогонаселения)

Эти 2 реформыувеличилибюджетгосударствав 3 раза.

2)СамымпримечательнымявлениемвэкономикеРоссиив 1 четвертиXVIIIвекасталзначительныйросткрупноймануфактурнойпромышленности.

Чтотакоемануфактура?


Какиевидымануфактурвызнаете?

Вмануфактурномпроизводствеяркопроявиласьпротекционистская политикагосударства. Мерамипомощирусскойпромышленностисо стороныгосударстваслужили: беспроцентныессуды, рассрочка платежей, беспошлинныйилипониженныйтарифнаввознеобходимого материалаиз-заграницыдлярусскойпромышленности, высокиепошлины наввозныетоварыдляустраненияконкуренции, строгоепреследование контрабанды.

Правительствоорганизовалопоискиполезныхископаемых, втомчислеи начастныхземлях«дабыБожиеблагословениеподземлювтунене осталось»

НаУрале, вКарелиивеласьдобычажелезныхимедныхруд. Тампервымив XVIIIвекебылипостроеныНевьянский, Уктусский, Алапаевский металлургическийзаводы. ОколоНерчинскав 1704 году - первый сереброплавильныйзавод. ПослеокончанияСевернойвойныстроительство железоделательныхимедеплавильныхзаводовпродолжилось.

К 1725 годуРоссиявышла 3 местовЕвропепопроизводствуметалла.

ВПетербургевырослиАдмиралтейскаяверфь, Арсеналдляпроизводства

вооружения. Наверфив1715гработало 10000 человек. С 1706 по 1725 ггс еестапелейсошло 59 крупныхиболее 200 мелкихкораблей, красаи гордостьроссийскогофлота. ВерфитакжебылипостроенывВоронеже, Архангельске, наОлонце, вКарелии. Новыеоружейныеипороховые заводыбылипостроенывПетербурге, Туле, подМосквой.

ЦентрамитекстильнойпромышленностисталиМосква, Ярославль, Казань, ЛевобережнаяУкраина. Здесьвозниклисуконные, парусно-полотняные, канатные, кожевенныемануфактуры. ВпервыевРоссиипоявились бумажные, шпалерныефабрики, сахарныеивинокуренныезаводы. На большинствепредприятийтекстильнойпромышленностиработали свободныенаемныеработники. Имистановилисьпосадские ремесленники, детисолдатиматросов. Ноисточникинаемнойрабочей силыбылиограниченные. Всебольшоезначениеполучалпринудительный труд- трудкрепостных. Частокпредприятиям«приписывались»целые деревничерносошныхкрестьян. Поройприписныекрестьянедолжныбыли ехатьнаработуза 200-300 верстпочтинаполгода. Восновномэто практиковалосьнамалозаселенномУрале.

Ещеободнойкатегорииработныхлюдейговоритсявпетровскомуказеот 18 января 1721 года.

Нарабочемлисте№1 познакомьтесьсфрагментомэтогоуказа.


ИзуказаПетраIопокупкекзаводамдеревеньот 18 января 1721.

«Многиекупецкиелюдикомпаниями, иособенномногиевозымелик приращениюгосударственнойпользызаводитьвновьразныезаводы, а

именносеребряные, медные, железные, игольные..., ктомужешелковые, полотняныеишерстяныефабрики, изкоторыхмногиеужеивдейство произошли.

Тогорадипозволяется... дляразмножениятакихзаводов, как шляхетству(дворянству), такикупецкимлюдям, ктемзаводамдеревни покупатьневозбранно.... Техдеревень, особобеззаводов, отнюдьникому непродавать, инезакладывать...

Вопросыкдокументу:

1)        Какиепредприятиявпетровскоевремяназывализаводом, акакие-

фабрикой?

2)        ИзкакихслоевнаселениявышливэпохуПетраIпромышленники-

предприниматели?

  1. Почемукупцычастосоздавализаводыкомпаниями, аневодиночку?
  2. Окакойкатегорииработниковидетречьвдокументе? какбывыих

назвали?

Купленныхкрестьяндляработынамануфактурахвэтуэпохуназывали посессионные.

Изобразитевтетрадяхввидесхемыкатегорииработниковмануфактурна основеобъясненияучителяиуказаПетраI.

Работникимануфактур-

Приписные        Наемные

        посессионные

Самостоятельнаяработаучащихся. 3)Учащиесяделятсяна 3 группыиполучаютзадания. Заданиедлягруппы№1.

ЗаботыПетраIоразвитиесельскогохозяйствапроявилисьвследующих указах:

Указ 1721 годнаправленнато, чтобыприуборкехлебакрестьяненарядус серпомиспользоваликосыиграбли.


В 20 гг.XVIIIвекаизданыуказыорасширениипосевовльнаиконопли, посадоктутовогодерева, фруктовыхдеревьевилекарственныхрастений.

Указ 1724 годаповелеваетзаводитьовчарныезаводывгубернияхсо «способнымвоздухомкразмножениюовецидобройшерсти»,атакже конныезаводы.

ПроявиласьзаботаПетраIиобучетеисохранениилесов. Дляохраны леса, шедшегодляфлотаипродажизаграницу, создавались (насеверо-западеРоссии) заповедные, запретныезоны, лесныеокругавоглавес выборныминадзирателями.

В 1 четвертиXVIIIвекавводилисьвсельскохозяйственныйоборотиновые землинаюгеивостокевСреднемПоволжьеиСибири.

Вопросыизадания:

  1. Какиеновыеорудиятрудасталиприменятьвсельскомхозяйстве? К
    какимположительнымпоследствиямэтопривело? Акакиеорудия
    трудаиспользовалисьдляпахоты?
  2. Докажите, используятекстдокументов, чтобольшинствопетровских
    указоввобластисельскогохозяйстванаправленынануждыармиии
    флота.
  3. Чейтрудиспользовалсяврусскойдеревне 1 четвертиXVIIIвека, иза
    счетчегорослаурожайностьсельскогохозяйства?
  4. Изобразитеспомощьютаблицыположительныеиотрицательные
    чертывразвитиисельскогохозяйства 1 четвертиXVIIIвека?

Заданиедлягруппы№2.

Используйтетекстучебника (первыйипоследнийабзацыизпункта «Ремесленноепроизводство»стр.125, 126)ифрагментыуказовПетраIдля ответовнавопросы.

УказПетраIот 1722 годаразрешалобъединятьвремесленныецехи крепостныхидворовыхкрестьян, ктоужеявлялсямастеромипроизводил изделия«напродажуилинапостороннихлюдей».

Авгородахвозниклицехи, вкоторыевходилимастера, имевшие подмастерьевиучеников; возглавилиихстаршины. ВМосквев 20-егоды было 146 цеховс 6.8 тыс. членов.

АвотнаУралеивОлонецкомкрае, запретиливаритьжелезо«вручных печках»(маленькихдомницах).


Вопросыизадания:

  1. Назовитекрупныеремесленныецентрыв 1 четвертиXVIIIвекаи
    основныевидыремесленногопроизводства?
  1. КаковыцелисозданияцеховприПетреI?
  2. АпочемунаУралеивОлонецкомкрае, властизапретилимелкое
    ремесловпроизводствеметалла?
  3. Ввидесхемыизобразитеформымелкойпромышленности, которые
    развивалисьвРоссиивпетровскоевремя?

Заданиедлягруппы№3

Прочитайтевучебникепункт«Торговля» (стр.126), и,используякарту (стр.127), ответьтенавопросы:

  1. Какиемеры, предпринятыевэпохуПетраI, способствовалиразвитию
    внутреннейторговли?
  2. ДайтехарактеристикувнешнейторговлиприПетреI?
  3. ПокажитенакартеосновныеторговыепортыРоссиииназовитеее
    главныхторговыхпартнеровв 1 четвертиXVIIIвека?
  4. Составьтетаблицу,«КакиетоварыввозилаивывозилаРоссияв 1
    четвертиXVIIIвеказаграницу?

IVэтап.

СпомощьюколлажадайтеоценкуэкономическойполитикеПетраI, используяполученныенаурокезнания.

Домашнеезадание: параграф 16, заданияврабочейтетрадик параграфу 16, контурныекарты.



Рабочий лист № 1

Из указа Петра Iо покупке к заводам деревень от 18 января 1721г.

«Многие купецкие люди компаниями, и особенно многие возымели к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы, а именно: серебряные, медные, железные, игольные ..., к тому же и шелковые, и полотняные, и шерстяные фабрики, из которых многие уже и в действо произошли.

Того ради позволяется ... для размножения таких заводов, как шляхетству(дворянству), так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно... Тех деревень, особо без заводов, отнюдь никому не продавать, и не закладывать ...»

Вопросы к документу:

  1. Какие предприятий в петровское время называли заводом, а какие —
    фабрикой?
  2. Из каких слоев населения вышли в эпоху Петра Iпромышленники-
    предприниматели?
  3. Почему купцы часто создавали заводы компаниями, а не в одиночку?
  4. О какой категории работников идет речь в документе? Как бы вы их
    назвали?

Рабочий лист для группы № 1

Заботы Петра Iо развитии сельского хозяйства проявились в следующих

указах:

Указ 1721 г. направлен на то, что при уборке хлеба крестьяне наряду с

серпом использовали косы и грабли.

В 20-ые годы XVIIIв. изданы указы о расширении посевов льна и конопли,

посадок тутового дерева, фруктовых деревьев и лекарственных растений.

Указ   1724 г.  повелевает заводить  овчарные  заводы  в  губерниях со

«способным воздухом к размножению овец и доброй шерсти», а также

конные заводы.

Проявилась забота Петра Iи об учёте и сохранении лесов. Для охраны леса,

шедшего для флота и продажи за границу, создавались (на северо-западе

России) заповедные, запретные зоны, лесные округа во главе с выборными

надзирателями.

В 1 четверти  XVIIIв. вводились в сельскохозяйственный оборот и новые

земли на юге и востоке, в Среднем Поволжье и Сибири.

Вопросы и задания:

  1. Какие новые орудия труда стали применять в сельском хозяйстве? К
    каким положительным последствиям это привело? А какие орудия
    труда использовались для пахоты?
  2. Докажите, используя текст документов, что большинство петровских
    указов в области сельского хозяйства направлены на нужды армии и
    флота.
  3. Чей труд использовался в русской деревне  1 четверти XVIIIв. и за
    счет чего росла урожайность сельского хозяйства?
  4. Изобразите с помощью таблицы положительные и отрицательные
    черты в развитии сельского хозяйства 1 четверти XVIIIв?

Рабочий лист для группы № 2

Используйте текст учебника (первый и последний абзацы из пункта «Ремесленное производство» стр. 125, 126) и фрагменты указов Петра Iдля ответов на вопросы.

Указ Петра Iот 1722г. разрешал объединять в ремесленные цехи крепостных

и дворовых крестьян, кто уже являлся мастером и производил изделия «на

продажу или на посторонних людей».

А  в  городах  возникли  цехи,  в  которые  входили  мастера,  имевшие

подмастерьев и учеников; возглавляли их старшины. В Москве в 20-ые годы

было 146 цехов с 6, 8 тыс. членов.

А вот на Урале и Олонецком крае, запретили варить железо « в ручных

печках» (мелких домницах).

Вопросы и задания:

  1. Назовите крупные   ремесленные центры в 1 четверти XVIIIв. и
    основные виды ремесленного производства?
  2. Каковы цели создания цехов при Петре I?
  3. А почему на Урале и Олонецком крае, власти запрещали мелкое
    ремесло в производстве металла?
  4. В виде схемы изобразите формы мелкой промышленности, которые
    развивали в России в петровское время?

Рабочий лист для группы № 3

Прочитайте в учебнике пункт «Торговля» (стр.126), и используя карту (стр.127), ответьте на вопросы:

  1. Какие меры, предпринятые в эпоху Петра, способствовали развитию
    внутренней торговли?
  1. Дайте характеристику внешней торговли при Петре I?
  2. Покажите на карте основные торговые порты России и назовите ее
    главных торговых партнеров в 1 четв. XVIII в.?
  3. Составьте таблицу «Какие товары ввозила и вывозила Россия в 1 четв.
    XVIII в. за границу?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономика России в первой четверти XVIII века

Урок истории в 7 классе по учебнику А.А.Данилова Л.Г.Косулиной...

Презентация на урок истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"

Данная презентация поможет учителю в проведении урока по теме "Народные движения XVIII века". Презентация содержит необходимый минимум информации по теме урока. Презентация содержит карты, на которых ...

урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»

урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»Предмет:  ...

Урок истории 7 класс по теме: "Экономика России в первой четверти XVIII века".

Материал предназначен для использования в средней общеобразовательной школе для учащихся 7 класса....

урок истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"

Разработка урока по истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"...

Реформы Петра I в духовной жизни России I четверти XVIII века

Данный ресурс представляет собой презентацию к уроку по теме "Преобразования Петра I области культуры и быта".  Материал включает в себя  вопросы для повторения ранее изученного ма...

презентация к уроку истории 10 класса "Расширение территории государства в XVIII веке"

презентация к уроку истории 10 класса "Расширение территории государства в XVIII веке". Представлены основные направления внешней политики, возможна работа учащихся по картам, указаны важней...