Историческая театрализация.
проект по истории на тему

Воронкова Ирина Андреевна

         Настоящая историческая театрализация была разработана в юбилейный год празднования 200 - летия Отечественной войны 1812 года, в рамках подготовки и проведения  интеллектуальных турниров учащихся 8-9 классов  школ Дмитровского района – ДИКС- 2012, проводившихся на базе МОУ Синьковской средней общеобразовательной школы №1.

          Конечно же, в нашем сознании тема Отечественной войны 1812 года непосредственно связана с Л.Н. Толстым, так самое известное, популярное, имеющее мировое признание, произведение об этом времени – это роман писателя «Война и мир». Тема связей Л.Н.Толстого с Дмитровским краем, так же до сих пор, остается актуальной. Оказывается,  она изучалась нашими  краеведами ещё в 1920-е гг. На сайте Энциклопедия Дмитровского края http://info.idmitrov.ru/tolstoy_i_olsufevi.html сообщается, что и в последующие годы дмитровские краеведы разных поколений вновь возвращались к этой теме. В связи с этим упоминаются работы  И.М. Немкова, В.Е. Каплина, Р.Ф. Хохлова и др.

    По сведениям дмитровского краеведа Виктора Евдокимовича Каплина, Толстой очень часто бывал в имении Олсуфьевых в Обольяново (ныне Подъячево).  Дом, в котором гостил писатель, сохранился в неплохом состоянии до сих пор.  На месте бывшей усадьбы идут восстановительные и реставрационные работы.

      Эта информация не могла не заинтересовать учителя истории, увлекающегося исторической театрализацией. Так возникла идея разработать небольшую театрализованную постановку на основе краеведческого материала для учащихся кадетских классов, которая в последствии была успешно реализована. Ее цель – показать неразрывную связь поколений в русской истории, связанных с Дмитровским краем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_voyna_1812.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Синьковская средняя школа №1                                                                                                                                        Внеклассная работа по истории                                                                                                                              И.А. Воронкова

Творческий проект

Историческая театрализация, разработанная в рамках празднования

200-летия  Отечественной войны 1812 года, для интеллектуальных турниров учащихся 8-9 классов  школ Дмитровского района – ДИКС- 2014, проводившихся на базе

МОУ Синьковской средней общеобразовательной школы №1.

Автор: И.А. Воронкова

Сюжет: действие происходит в усадьбе графа Олсуфьева Обольяново, Дмитровского уезд,  в начале XX века. В гости к графу  Олсуфьеву приехал граф Толстой. За чаем обсуждают войну 1812 года 100 лет спустя.

Роли: Л.Н. Толстой, семейство графа Олсуфьева; все роли исполняют учащиеся кадетских классов школы.

На сцену выходят граф Олсуфьев и граф Толстой, направляются к столу, у которого суетится жена Олсуфьева, готовит чай, расставляет пироги.

Олсуфьев: - Да, мужики! На них, как говорится, вся Россия держится!!!!

Толстой: - Да, только сама Россия не всегда с благодарностью своих мужиков вспоминает, сколько лет крепостное право в России было…

Олсуфьев: -Да, это точно! А ведь главный кормилец кто? Мужик – крестьянин! Главный защитник кто? Мужик – солдат!!!

Толстой: - Ведь не одна война без них не обошлась!

Жена Олсуфьева:  - Да полно Вам уже, садитесь за стол, все готово. И самовар закипел, и чай настоялся, и пироги с пылу с жару!!!

Лизавета, племянница Олсуфьева: - Лев Николаевич, давайте чайку с дороги, мы тут к Вашему приезду пирожные французские приготовили  - профитроли…  удивить хотели!!!

На сцену выходит племянник графа Олсуфьева, присоединяется к родственникам.

Племянник Олсуфьев: - Да,  разве Льва Николаевича пирожными удивишь?! Здравствуйте, дорогой Лев Николаевич! Его, Лизонька,  не всегда человеческая натура проймет, а Вы пирожные….

Олсуфьев: - А я вам тоже новость гастрономическую поведаю… К 100 - летию Отечественной войны кондитеры пирожное новое придумали, Наполеон называется, Сладкое, жирное.

Жена Олсуфьева:  - Сахару, значит, на этого супостата не пожалели, через 100 лет решили его подсластить.

Толстой: - Скажите, пожалуйста… А по мне, так лучше нашего русского ржаного хлеба и нет ничего!

Олсуфьев: - Правда Ваша, Лев Николаевич, у хлеба, у него ведь запах детства!

Жена Олсуфьева:  - Лев Николаевич, мы знаем, что Вы любите, у нас сегодня на столе Бородинский хлеб, с самого монастыря привезли.

Толстой: - Вот так порадовали!!! Какое ж пирожное, пусть даже и французское, сравнится с Бородинским хлебом!!!

Олсуфьев: - А название -  то какое, Бородинский!  Хлеб – вечная память Бородинскому сражению!!!

Толстой:  - Да, вот скоро 100 лет как война закончилась, а у нас на столе и хлеб Бородинский и пирожное Наполеон….Да, времена настали , где оно Бородино?!

На сцену выбегает внук Олсуфьева, подбегает к столу садится со взрослыми.

Внучек: - Дедушка Лева, а что такое Бородино?

Толстой:  - Это, дружочек мой,  памятник русской воинской славы в Подмосковье, и мы с вами обязательно туда съездим.

Племянник Олсуфьев: - Говорят, столетие будут широко праздновать…

Толстой:  - Главное, чтоб за всей праздничной шумихой суть этой войны не забыли..

Олсуфьев: -  А то вон,  в Европе опять тучи сгущаются… Германцы все недовольны, тоже империей быть хотят…

Жена Олсуфьева:  - Где только империй взять на всех желающих императоров?

Племянник Олсуфьев: - А мы тут, Лев Николаевич, с Лизаветой главы «Войны и мира» перечитывали. И скажу я Вам, любезный граф, книга Ваша больше чем роман, это целая философия.

Толстой:  - Да, уж, философия… Мужики крепостные, ребятишки и бабы в партизаны …философия, весь народ поднялся!

Олсуфьев: - Точнее Вас, Лев Николаевич, не напишешь: «Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой...

Племянник Олсуфьев: - Поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие…

Толстой - Ну, Вы серьезные читатели….

Племянник Олсуфьев: - А ведь поплатились мы за свою беспечность, нам та война всем наукой была!!

Олсуфьев: - Свое – то русское забывать стали! А многое уж и не знали совсем…

Толстой:  - Да, дорогой граф, и правду говорите!

Племянник Олсуфьев: - Александра Сергеевича - то нашего и то сначала, французскому языку  выучили.

Толстой:  - И то верно, если бы не няня его, Арина Родионовна, кто знает, был бы у нас великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

- Платье французское носили, мебель из Парижа выписывали, в домах и салонах все на французском разговаривали. Наполеоном восхищались!!!

Племянник Олсуфьев: - А он, как волк в овечьей  шкуре!

Олсуфьев: - И заметьте только русские эту «бедную овечку» распознали!!!

Толстой:  - Да уж, лучше дедушки Крылова и не скажешь?

Внучек: - А что сказал дедушка Крылов?

Толстой:  - Ну, братец, он про такого волка в овечьей шкуре басню написал. Волк хотел в овчарню залезть, а попал на псарню испугался,  просит, чтоб его отпустили, овечкой прикидывается…

Толстой встает из – за стола и начинает читать стих.

Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: "Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я..." –

Олсуфьев присоединяется к Толстому, встает из – за стола и продолжает басню.

- А ему в ответ ловчий говорит:

 "Послушай-ка, сосед, -
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой"
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Внучек: - Деда, с волчьей натурой дружить не надо?

Олсуфьев:  - Не надо!!!

Жена Олсуфьева:  - Друзья мои, чай остывает…

Толстой:  - Утомили мы вас своими разговорами…

Жена Олсуфьева:  - Полно, Лев Николаевич!!! Вас всегда интересно слушать…

Толстой:  - Да и разговор душевный задался … и Пушкина вспомнили  и войну великую… и мужиков – страдальцев…

Жена Олсуфьева:  - Да и дата вскорости грядет какая! Шутка ли сказать,  100- летие Отечественной войны!

Олсуфьев:   - А мне тут граф недавно из Петербурга  интересные книжные новинки привезли, уже про русско – турецкую войну, хочу пригласить Вас в библиотеку.

Толстой:  - Что ж с удовольствием!!!  Спасибо за чай, Елизавета Адамовна, а на счет даты Вы правы, память – вот самое главное для народа, а народ – самое главное для страны, для государства.

Олсуфьев:   - Будут ли помнить  еще  через 100 и нас, и войну нашу Отечественную…

Толстой:   - Мир, конечно, изменится, вон у нас как все поменялось!

Олсуфьев:   - Ну, я все же думаю, потомки будут с благодарностью вспоминать подвиги своих предков, но это нам узнать не дано как оно там будет

Толстой:  - Мы знаем, как оно было! И наша задача - правду потомкам донести!

Олсуфьев:   - И то, правда!

Толстой:  - Пойдемте, граф, вашу библиотеку смотреть!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доминантного музыкального занятия с элементами театрализации "Урок пения в Цветочном городе"

Пение - вид музыкального исполнительства, который дает детям включиться в творческую деятельность, познакомиться с музыкальным искусством н...

«НИКОЛАЙ И АЛЕКСАНДРА» Литературно-музыкальная композиция /с элементами театрализации/

Данный сценарий  нацелен на  формирование патриотических чувств и сознания учащихся. ...

Театрализация логопедического занятия "Загадочный город у устья Невы..."

Подобраны красивые стихи о городе Санкт - Петербурге: об архитектуре, о памятниках, о парках и прудах.Разработана инсценировка в стихах о городе. В разработку входят упражнения для развития слоговой с...

Система работы по использованию театрализации в учебно - коррекционной деятельности в начальной школе

Дети с нарушением в развитии интеллекта более, чем обычные дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства. Вопрос ока...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Доклад, представленный на IV Августовских педагогических чтениях "От компетентного учителя к компетентному ученику"...

Повышение мотивации школьников при изучении художественного произведения средствами театрализации.

Низкая мотивация учения стала одной из главных проблем современной школы. В задачи каждого учителя входит  формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познаватель...

Театрализация как средство развития творческих способностей школьников. Виды театрализации.

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмо...