Конспект урока истории на тему: "Быт и нравы Древней Руси" 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Савкина Наталья Николаевна

Урок истории 6 класс

Тема: Быт и нравы Древней Руси

Цель: Изучение образа жизни древнерусского общества

Планируемые результаты: предметные:  научиться понимать, что целостное представление о культурном пути народа своей страны является необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; применять понятийный аппарат исторического знания  для описания жизни и быта  различных слоёв населения Древней Руси, исследования  особенностей древнерусской одежды; сопоставлять жизнь и быт горожан и жителей сёл;

метапредметные УУД:

коммуникативные: планировать и регулировать свою деятельность; владеть устной и письменной речью; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

регулятивные: выстраивать последовательность необходимых операций

 ( алгоритм действий);

познавательные: владеть приёмом решения проблемных заданий, составлять рассказ;

личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению; воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. Осознание своей этнической принадлежности.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор,  мультмедийные презентации, видеоролик,

 Тип урока: урок открытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории 6 класс

Тема:Быт и нравы Древней Руси

Цель: Изучение образа жизни древнерусского общества

Планируемые результаты: предметные:  научиться понимать, что целостное представление о культурном пути народа своей страны является необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; применять понятийный аппарат исторического знания  для описания жизни и быта  различных слоёв населения Древней Руси, исследования  особенностей древнерусской одежды; сопоставлять жизнь и быт горожан и жителей сёл;

метапредметные УУД:

коммуникативные: планировать и регулировать свою деятельность; владеть устной и письменной речью; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

регулятивные: выстраивать последовательность необходимых операций

 ( алгоритм действий);

познавательные: владеть приёмом решения проблемных заданий, составлять рассказ;

личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению; воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. Осознание своей этнической принадлежности.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор,  мультмедийные презентации, видеоролик,

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока.

  1. Организационно – мотивационный этап( 3 мин.)

Будь внимательней, дружок.

Начинаем мы урок.

Посмотрите, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

  1. Актуализация знаний ( 10 мин.)

    Ребята, мы с вами уже успели узнать о том, кто были наши далекие предки, как они жили, как сформировалось наше государство, кто были его первые правители, какой вклад они внесли в становление Руси. На прошлом уроке мы изучили  культуру  Древнерусского государства. Предлагаю проверить свои знания выполнив тест, который вы видите на экране  и выбрав правильные ответы занести  в лист ответов. ( На экране высвечивается тест)

 Тест:

1.Славянскую азбуку создали:

а) князь Ярослав Мудрый;

б) монах Киево – Печёрского монастыря Нестор;

в) византийские монахи  братья Кирилл и Мефодий.

2. Как называлось литературное произведение, написанное киевским митрополитом Иларионом?

а) «Слово о Законе и Благодати»;

б) «Повесть временных лет»;

в) «Александрия»

3. Какой князь заложил  Десятинную церковь в Киеве?

а) Ярослав Мудрый;

б) Владимир Святославович;

в) Рюрик

4. Ажурный узор из тонкой золотой проволоки называется:

а) мозаика;

б) зернь;

в) скань

5. Установите соответствие между элементами левого и  правого  столбиков:

Жанр древнерусской живописи

Определение

1.Фреска

2. Миниатюра

3. Мозаика

А. Живописная картина  малых  размеров.

Б. Картина , написанная водяными красками по сырой штукатурке.

В. Картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

Взаимопроверка ( ответы на экране)

 - Каждый народ имеет свою культуру и историю. Он слагает мифы, легенды, сказки, возводит храмы и памятники, сочиняет поэмы, и песни, и всё это достояние мировой цивилизации.

- Сейчас я предлагаю вам просмотреть небольшой видеосюжет.

 

 - Постарайтесь  после просмотра сформулировать тему  урока (ответы учащихся)

Тема урока: Быт и нравы Древней Руси

- Предположите на какие вопросы нам сегодня предстоит ответить, чтобы понять новую тему. ( Варианты ответов).

III. Открытие нового знания. ( 20 мин.)

- На прошлом уроке вы были разделены на творческие группы, которые выполняли индивидуальные задания. Представляем вам слово.

Результатом нашего урока должна стать таблица.

Выступление и презентация:

  • первая творческая группа «Повседневная жизнь земледельцев и горожан»
  • вторая творческая группа «Военное дело»
  • третья творческая группа «Жилище»
  • четвёртая творческая группа «Одежда»

По окончании выступлений учащиеся в парах  заполняют таблицу ( работа с учебником)

Быт древнерусского общества.

Название

Знать

Крестьяне, ремесленники

Военное дело

Княжеские дружинники вооружались мечами, имели коней, защищались броней, щитом.

Народное ополчение- вои.

Вооружались луком, ножами, топорами. Защищались щитом. Коней не имели.

Жилище

Жили в хоромах.

Жили в срубах, полуземлянках.

Одежда

Рубаха, порты, епанчи, сапоги, поневы из дорогого материала.

Рубаха, порты, кожухи, онучи, лапти, зипуны, поневы из грубого материала.

Занятия крестьян и горожан.

Крестьяне

Горожане

Земледелие, скотоводство, бортничество, ремесло ,охота.

Ремесло, торговля.

IV. Первичное закрепление  нового  материала.

- Я предлагаю вам решить кроссворд  в группах, который поможет  нам восстановить в памяти ключевые вопросы урока.

КРОССВОРД   «Быт и нравы Древней Руси»

Если вы правильно ответите на вопросы, то по горизонтали вы прочтёте ключевое слово.

С

К

К

О

О

У

Б

Ш

Е

Х

М

З

О

В

Л

П

О

О

Н

Х

Р

О

Е

П

А

Т

Р

И

О

Т

И

З

М

О

Н

А

О

Ц

Р

Н

И

Р

Ч

Х

А

О

И

П

Т

И

М

Ч

У

Ы

Ы

Е

Н

С

Т

В

О

По вертикали:

  1. Неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки.
  2. Широкие плащи без рукавов, украшенные мехом, золотыми и серебряными пряжками, драгоценными камнями.
  3. Любимая забава богатых людей.
  4. Человек, развлекающий гостей на пирах.
  5. Мастерская, где осуществлялась обработка железа и изготовление из него разных изделий.
  6. Жилище князей и бояр, состоявшее как правило, из нескольких соединённых между собой переходами строений.
  7. Один из видов деятельности жителей древней Руси (сбор мёда диких пчёл).
  8. Члены народного ополчения.
  9. Застёгивающийся встык кафтан без воротника, с длинными узкими рукавами.
  10. То, что защищало головы воинов.                     

V. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценка своей деятельности  на уроке с помощью приёма «Закончи предложение»

Что нового и интересного  узнали на уроке?

- Сегодня я узнал…..

- Мне было интересно….

- У меня получилось…

- Я понял, что…

- Теперь я могу…

- Меня удивило…

VII. Домашнее задание ( дифференцированное)

  • 1 уровень «5» – составить кроссворд или тестовое задание по §7-8
  • 2 уровень «4»– составьте аналитическую таблицу « Отличие образа жизни древнерусского населения от населения средневековой Европы»

( параграф 8 учебника «История России», с.44-54 учебника « История средних веков»)

  • 3 уровень «3» – проверьте свои знания по вопросам с. 77 параграфа 8 устно, используя опыт который вы получили на уроке, выучить понятия с.78.

- И закончить урок я бы хотела строками  поэтессы Натальи Кончаловской:

Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории по теме "Гражданская война: белые. Адмирал Колчак" (9-й класс)

Цели:Показать, что в любой войне главную роль занимает человек.Осмыслить трагизм гражданской войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей.Способствовать проявлению чувств сопереживания,...

Конспект урока истории по теме "Революционное народничество" для 8 класса

Конспект и презентация к уроку на тему "Революционное народничество" для 8 класса...

План - конспект урока истории по теме "Древнее Двуречье" - 5класс

План - конспект урока истории по теме "Древнее Двуречье" - 5класс. Учебник - История Древнего мира. 5 класс.Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С...

Конспект урока истории на тему "Ассирийская держава" в 5 классах

При ознакомлении учащихся с ассирийской державой используются загадки,истроическая викторина,кроссворд....

Технологическая карта и конспект урока истории по теме "Начальный этап Столетней войны" для 6 класса

Разработка содержит технологическую карту и пошаговый конспект урока по теме " Начальный этап Столетней войны", задания для учащихся, документы и средневековые миниатюры по теме....

План- конспект урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса.

План- конспект урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса....

Конспект урока истории по теме «Удельный период русской истории» (6 класс)

Конспект урока истории по теме «Удельный период русской истории» (6 класс) ...