Урок истории «Российская империя в начале XIX века»
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Тюрькин Пётр Николаевич

В основу урока положено представление о сословном строе России 19 века. Дается понятие о процессах, происходивших в Российской экономике в начале 19 века . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_rossiyskaya_imperiya_v_nachale_xix_veka.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Учхозская СОШ» Старосиндровское отделение

Краснослободского района Республики Мордовия

Методическая разработка урока

по истории России в 8 классе.

Тема урока: «Российская империя в начале 19 века»

Учитель: Тюрькин П.Н.

2015 год

Цели  урока: 

1.Иметь четкое представление о сословном строе России 19 веке.

2.Понять процессы, происходящие в Российской экономике в начале 19 века .

3.Формирование представлений о характере первых мероприятий царя       Александра I Павловича, нацеленных на реформирование общества и государства, рассматриваемых им как продолжение политики Екатерины Великой, связь этих реформ с личностью и окружением царя.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Оборудование урока:

1.Учебник для 8 класса. Данилов А .А.,Косулина Л.Г. История России19 век. М., Просвещение, 2013 г.

2. Портрет Павла I,Александра I;

3. Учебная карта «Россия в начале 19 века.

 Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. Для работы на уроке формируются группы.

                               

 План урока:

1.Население России к 19 веку - социальная характеристика.

2. Экономическое развитие.

3. Павел I у власти

4.Внутреняя политика Александра I в 1801-1812гг.

                             

 Вводный контроль.

Какие важнейшие перемены , на ваш взгляд произошли в России 18 в.                                                                                

1.В государственном устройстве: ___________________________________

В положении различных групп населения:

2.Дворянства: ____________________________________

3.Крестьянства: ___________________________________

4.В хозяйственной жизни страны ____________________

5. В положении на международной арене _____________

Ход урока:

Попробуем сделать вывод:

Какие важные проблемы стояли перед Россией к началу 19 в. во внутренней политике ________________________________________________________________________________во внешней политике _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

На каких российских правителей прошлых времён могли и должны были равняться, на ваш взгляд, правители России в наступающем 19 в.?

Какие свершения предков могли служить им примером?

Население России к 19в.

Слушайте  лекцию учителя и заполняйте пробелы в тексте и таблице.

К началу 19 в. в России проживало ______ человек. Наиболее населены были _____________

К особенностям развития России можно отнести  _____________________________________

Заполните таблицу:

сословие

привилегии

обязанности

Поразмышляйте:

*Чем отличалась жизнь казаков от жизни крестьян ?

*Почему самодержавие сохраняло и поддерживало казачество несмотря на то ,что казаки в прошлом были главной силой крупных народных восстаний?

Попробуйте дать определение терминам(работая в паре)

      В1                                                                                             В2

Сословие                                                                          Привилегии

Мещане                                                                            Крепостные крестьяне

Барщина                                                                           Оброк

Экономическое развитие

Самостоятельная работа по учебнику(работа по вариантам)

Заполните пропуски в тексте.

ВАРИАНТ 1

Основным путем сообщения в начале 19 века были ___________ .Здесь наиболее известны системы _________________________. Однако с начала 19 века начинают появляться _____________ и _____________.

Основные торговые операции совершались на ________________________________

ВАРИАНТ 2

К 1825 г. в России насчитывалось ______ городов. В городах проживало ______% населения.

Самым крупным городом был ____________. К капиталистическим чертам в экономике можно отнести _________________________________________________________________ ,

но оставались и пережитки феодализма _______________________ .

3.Павел I у власти.

Внимательно слушая лекцию учителя о правлении Павла I, отметьте мероприятия, которые вызвали недовольства у различных слоев населения.

Дворяне ________________________________________________________________________

Интеллигенция __________________________________________________________________ Армия __________________________________________________________________________ «Павел превращал равенство людей в общее бесправие». В.О.Ключевский.

Согласны ли вы с этой точкой зрения?

Внутренняя политика Александра I в 1801-1812 гг.

 Заполнить текст (Работа по вариантам).

Основными направлениями внутренней политики Александра I в 1801-1812г. были:

1. Деятельность «Негласного комитета»  работает 1 вариант:

« Негласный комитет» - это ________________________________________________________ Туда входили ____________________________________________________________________ Направления деятельности:

А)  ______________________________________________________________

Б) 1803г. _________________________________________________________

В) 1802г. _________________________________________________________

Г) _______________________________________________________________

2. Попытка создания конституции Сперанским (1809-1812гг.) работает 2 вариант:

 

ИМПЕРАТОР

Законодательная                                Исполнительная                            Судебная      

1. ______________                              _____________________           Правительствующий суд    

Состоит из __________                      Подотчетны __________           состоит из назначенных

____________________                       _____________________          императором лиц из числа

Служит для __________                  1. ___________________           избранных губернскими

____________________                              2. ___________________           думами кандидатов          

____________________                      3. ___________________      

2. __________________                      4. ___________________

Состоит из___________                     5. ___________________

____________________                      6. ___________________

Занимается___________                     7. ___________________

____________________                       8. ___________________

____________________

Российские граждане, пользующиеся избирательным правом _________________________

Российские граждане, пользующиеся гражданскими правами _________________________

Обсудите с классом.

*Согласны ли вы с мнением Карамзина утверждавшим, что стране нужна не Конституция, а 50 умных и честных губернаторов?

* Почему Александр I так и не решил ни одну из проблем, стоявших перед Россией

в 19 в.?

Проверка уровня усвоения основных знаний на уроке. Тест.

1.Около 87% населения России придерживалось веры:

А) православной

Б) старообрядческой  

В) католической

Ответ: А

2.Самым богатым и образованным сословием начала 19 века было:

А) купечество

Б) дворянство

В) мещанство

Ответ: Б

3.Атаманом всех казачьих войск считался:

А) император

Б) генералиссимус

В) наследник престола

Ответ: В

4.Промышленный переворот в России начался:

А) в середине 19 века

Б) в конце 19 века

В) в начале19 века

Ответ: А

5.Павел I вступил на престол в возрасте:

А) 50 лет

Б) 24 года

В) 42 года

Ответ: В

6.Круг ближайших сподвижников Александра I первые годы его правления назывался:

А) «Избранная рада»

Б) «Внегласный комитет»

В) «Государственный совет»

Ответ: В

7.Первая русская конституция была разработана :

А) П.А.Строгановым

Б) М.М. Сперанским.

В) Павлом I

Ответ: Б

Рефлексия  урока.

 Подведение итога урока.

Д/з §1, вопросы.

Литература.

  1. Агафонов С.В. История России в таблицах. М., 2012.
  2. Данилов А.А. История России XIX века. М., 2013.
  3. Колганова Е.В., Сумароков Н.В. Поурочные разработки по истории
    России. М., 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

российская империя в начале XX века

Презентация позволяет истользовать зрительные образы для изучения темы, учиться анализировать диаграммы, способствует лучшему усвоению учебного  материала....

Урок в 8 классе по теме "Российская империя в начале XIX века"

Конспект и самоанализ урока в 8 классе по теме  «Российская империя в начале XIXвека»...

Российская империя в начале 20 века

Проведенный анализ урока соответствует требованиям ФГОСПрезентация создана в виде таблицы. Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных дейс...

Презентация к уроку истории 9 класс на тему "Российская империя в начале ХХ века"

Данная презентация содержить материалы к уроку по истории России ХХ в. В ней содержиться информация, раскрывающая основные вопросы развития нашего государства в начале прошлого века, а именно: террито...

Проверочная работа по истории России.9 класс.Тема: Российская империя в начале ХХ века.

Проверочная работа содержит тест по истории России начала ХХ века в двух вариантах, ключи отсутствуют....

Методическая разработка урока по теме: "Российская империя в начале 19 века: особенности развития".

Представлен план – конспект урока и компьютерная презентация. В ходе урока с точки зрения решения дидактических задач создавались условия для: осмысления учащимися причин медленного процесса модерниза...

Практическая работа.11 класс.Российская империя в начале ХХ века.

Практическая работа.11 класс.Российская империя в начале ХХ века....