Дидактический материал по Истории России для 8 класса
учебно-методическое пособие по истории (8 класс) на тему

Анисимова Елена Александровна

Дидактический материал составлен к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной Итория России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_po_istorii_rossii_8_klass.docx471.01 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал по истории России

 для 8 класса

                                                                                                     Составил:                

                                                                                                  учитель истории                                                                                                                      Анисимова Елена Александровна

§1. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

АЛЕКСАНДРА I  в 1801-1806 ГГ.

№1. Выберите правильный ответ.

При вступлении на престол Александр I обещал следовать политическому курсу:

А) Петра I;  Б) Петра III;  В)  Екатерины II;  Г) Павла I.

№2. Укажите неверный ответ.

В состав Негласного комитета входили:

А) П.А. Строганов;  Б) Н.Н. Новосильцев;  В) А. А. Аракчеев; Г) А.А. Чарторыйский;

 Д) В.П. Кочубей.

№3. Перечислите важнейшие реформаторские предложения Негласного комитета.

№4. Кем и о ком написаны эти строки? Справедливы ли они? Почему?  Могли ли эти строки быть написаны в 1801-1806 гг.? Чем это можно объяснить?

Властитель слабый и лукавый,

Плешивый щеголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой,

 Над нами царствовал тогда

№5. Назовите положительные и отрицательные черты характера императора Александра I.

Положительные черты

Отрицательные черты

№6. Заполните таблицу.

Реформы народного просвещения 1803 г.

Причины

Содержание

Последствия

№7. Что вы знаете об этих деятелях?

А) Ф. Лагарп;  Б) П.А. Строганов;  В) Н.Н. Новосильцев;  Г) А.А. Чарторыйский;

 Д) В.П. Кочубей.

№8. Как изменились функции высших органов государственного управления в 1802 г.? Какие из органов были созданы впервые?

А) Сенат;  Б) Комитет министров;  В) Министерства.

§2.  ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 1801 – 1812 ГГ.

№1. Выберите правильный ответ. В битве под Аустерлицем русскими войсками командовал:

А) А.В. Суворов;  Б) М.И. Кутузов;  В) П.А. Румянцев;  Г) П.И. Багратион.

№2. Объясните значение понятий.

А) Коалиция;  Б) Континентальная блокада;  В) Сейм;  Г) Самоуправление.

№3. Объясните неизбежность разрыва франко-русского союза в 1809 г. И перечислите его причины.

№4. Используя материал учебника, запишите последовательность присоединения к России земель на Кавказе в начале XIX в.

№5. Используя знания из курса истории Нового времени, заполните таблицу.

Состав антифранцузской коалиции

Коалиция

Годы

Состав

Первая

Вторая

Третья

четвертая

№6. Заполните таблицу

Значение Тильзитского мира 1807 г. Для России

Негативные последствия

Позитивные последствия

№7. Заполните таблицу.

Войны России с Турцией и Ираном в начале XIX в.

Войны с Турцией

Войны с Ираном

Причины

Командующие русской армией

Условия заключения мира

§ 3. РЕФОРМАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

М.М. СПЕРАНСКОГО

№1. Перечислите основные вехи политической биографии М.М. Сперанского в 1801-1812 гг. Чем вы можете объяснить успех его политической карьеры?

№3. Укажите главную, с внешней точки зрения, черту проекта политических реформ Сперанского. В чем состояло ее особое значение для России?

№4. Заполните таблицу.

Политические реформы М.М. Сперанского

Основные положения

Положительные стороны

Отрицательные стороны

№5. Какими функциями, согласно проекту М. М. Сперанского, должны были обладать:

А) сенат;  Б) Государственная дума;  В) Государственный совет;  Г) Министерства.

№6. Выберите правильный ответ.

По замыслу М.М. Сперанского Россия должна была стать:

А) самодержавной монархией;  Б) конституционной монархией;  В) парламентской монархией;

 Г) республикой.

№7. На основе материала учебника составьте схему высших органов государственной власти России и их взаимодействия по проекту Сперанского.

№8. Заполните таблицу.

Причины и последствия отставки М.М. Сперанского

Причины

Последствия

№9. Заполните таблицу.

Функции министерств

Название министерства

Функции

Военное министерство

Морское министерство

Министерство  иностранных дел

Министерство юстиции

Министерство внутренних дел

Министерство финансов

Министерство народного просвещения

Министерство коммерции

§4. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 Г.

 №1. Выберите правильный ответ.

Главный удар Наполеон направил на:

А) Санкт-Петербург;  Б) Москву:  В) Киев.

№2. Соотнесите правильно.

Командование русской армии в начале Отечественной войны 1812 г.

Главнокомандующий

М.Б. Барклай- де-Толи

Командующий 1-й армией

Александр I

Командующий 2-армией

А.П. Тормасов

Командующий 3-армией

П.И. Багратион

№3. Выберите правильный ответ.

Значение Смоленского сражения состоит в том, что:

А) оказался сорван первоначальный замысел Наполеона о разгроме поодиночке 1, 2, 3-й армий;  Б) основные силы французской армии были разгромлены;  В) русской армии удалось отстоять Смоленск;  Г) русская армия перешла в контрнаступление.

.

№5. Выберите правильный ответ.

Бородинское сражение закончилось:

А) победой русской армии;  Б) поражением русской армии;  В) тем, что не принесло победы ни одной из сторон;  Г) отступлением французской армии.

№6. Расположите в хронологической последовательности события Отечественной войны 1812 г.:

А) Бородинское сражение;  Б) назначение Кутузова главнокомандующим;  В) Смоленское сражение; Г) переправа через Березину;  Д) сражение под Малоярославцем.

№7. Укажите неверный ответ.

Самыми известными руководителями партизанской борьбы были:

А) Д.И. Давыдов;  Б) А.С. Фигнер;  В) П.И. Багратион; Г) В. Кожина

№8. Выберите правильный ответ.

Главная причина победы над Наполеоном:

А) всенародный, отечественный характер борьбы; Б) поддержка союзных стран;

В) суровая зима;  Г) экономическая мощь России.

№11. В чем вы видите причины того, что, в отличие от других занятых французскими войсками европейских столиц, Москва оказалась сожженной и разграбленной?

№12. Дайте определения понятий.

А) Ополчение;  Б) Фураж;  В) Флеши;  Г) Редут;  Д) Партизан.

§ 5. ЗАГРАНИЧНЫЙ ПОХОД РУССКОЙ АРМИИ. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 1813-1825 ГГ.

№1. Выберите правильный ответ.

Главной задачей заграничного похода 1813-1814 гг. было:

А) завершение разгрома армии Наполеона;  Б) освобождение европейских стран от власти Наполеона;  В) оказание помощи Англии в преодолении «континентальной блокады;

Г) укрепление позиций России в Европе.

№2. Укажите неверный ответ.

        В 18133-1814 гг. союзниками России в борьбе с наполеоном выступали:

А) Англия;  Б) Пруссия;  В) Австрия;  Г) США,

№3. Выберите правильный ответ. Русские войска вступили в Париж:

А) в октября 1813 г.;  Б) в марте 1814 г.;  В) в сентябре 1814 г.;  Г) в марте 1815 г.

№4. Как вы считаете, что явилось для России главным результатом победы над Наполеоном? Объясните свою позицию.

№5. Работая с картой учебника, запишите основные этапы заграничного похода русской армии в Европу 1813-1814 гг. Запишите названия занятых городов.

№6. Укажите неверный ответ. Участниками Священного союза первоначально стали:

А) Россия; Б) Англия;  В) Пруссия; Г) Австрия.

№7. В центре Афин стоит памятник российскому министру иностранных дел при Александре I графу Каподистрии. За что он ему был поставлен?

№9. Что означал, на ваш взгляд, обретенный Россией после победы над Наполеоном статус великой мировой державы?   Как вы это понимаете?

§ 6. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

 АЛЕКСАНДРА I В 1815-1825 ГГ.

№1. Какие факторы влияли на продолжение реформ, а какие препятствовали им после окончания Отечественной войны?

Стимулировали реформы

Сдерживали реформы

№2. Составьте рассказ о разработке и принятии польской конституции, а также ее основных положениях со слов польского шляхтича и российского дворянина-консерватора. Напишите план такого рассказа.

№3. Заполните таблицу.

Прогрессивные и реакционные мероприятия внутренней

политики Александра I в 1815-1825 гг.

Прогрессивные

Реакционные

№4. Объясните значение понятий.

А) конституция;  Б) Гражданские свободы (права);  В) Возрастной ценз;  Г) «Уставная грамота Российской империи»;  Д) Мистицизм;  Е) Орден иезуитов.

№5. Укажите правильный ответ.

Согласно конституции 1815 г., главой Польского государства является:

А) польский король;  Б) русский царь;  В) российский генерал-губернатор;  Г) наместник русского царя.  

№6. Заполните таблицу.

Проект «Уставной грамоты Российской империи»

Прогрессивные черты

Консервативные черты

№7. Составьте таблицу на основе материала § 1, 3 и 6.

Основные итоги внутренней политики Александра I

Прогрессивные черты

Консервативные черты

№8. Дайте характеристику императору Александра I, предварительно составив план доклада.

§ 7. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОСЛЕ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 Г.

№1. Укажите в таблице особенности экономических кризисов в России и в странах Западной Европы в начале XIX в.

Россия

Западная Европа

№2. Кто изображен на портрете? Что вы знаете об этом человеке? Почему именно ему царь поручил разработку проекта освобождения крестьян от крепостной зависимости?

http://cdn2.img22.ria.ru/images/71838/47/718384703.jpg

№3. Выберите правильный ответ.

1. За первую четверть XIX в. Число фабрик в России:

А) увеличилось более чем вдвое;  Б) уменьшилось;  В) увеличилось более чем в три раза; Г) осталось на прежнем уровне.

2. После окончания Отечественной войны наиболее быстрыми темпами развивалась:

А) тяжелая промышленность;  Б) легкая промышленность.

3. Продукция отечественной легкой промышленности преимущественно продавалась:

А) внутри страны;  Б) в другие страны.

4. Новым направлением в развитии путей сообщения в первой четверти XIX в. стало:

А) сооружение речных каналов;  Б) строительство мощеных дорог;  В) строительство железных дорог.

№4. Укажите неверный ответ.

  1. Основными промышленными центрами России после Отечественной войны 1812 г. по-прежнему оставались:

А) Петербург;  Б) Москва; В) Баку;  Г) Тула;  Д) Урал.

  1. Крупнейшими ярмарками страны в первой четверти  XIX в. были:

А) Макарьевская;  Б) Коренная;  В) Петербургская;  Г) Киевская;  Д) Ирбитская.

№5. Дайте определения понятий.

А) Тяжелая промышленность;  Б) Легкая промышленность;  В) экономический кризис.

§ 8. ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

 ПРИ АЛЕКСАНДРЕ I

№1. Выберите неверный ответ.

  1. Основные причины зарождения организованного общественного движения в первой четверти XIX в.:

А) распространение в среде просвещенного дворянства либеральных идей;

Б) реформаторская деятельность правительства; В) подрывная деятельность зарубежных держав;  Г) нерешительность правительства в проведении реформ;

 Д) вступление молодых офицеров в масонские организации в период военного похода во Францию.

2. Основными участниками первых тайн организации были:

А) офицеры;  Б) чиновники;  В) купцы;  Г) крестьяне.

№2. Выберите правильный ответ. Первое тайное общество в России:

А) Союз спасения;  Б) Союз благоденствия;  В) Южное общество;  Г) Северное общество.

№3. Заполните таблицу.

Декабристы о планах переустройства России

Основные позиции

П.И. Пестель

Н.М. Муравьев

Государственное устройство

Крестьянский вопрос

Гражданские свободы

Национальный вопрос

Крепостное право

Сословный строй

№5. Составьте от лица участника тайного общества начала 20-х гг. XIX в. собственную программу переустройства России.

№6. Раскройте содержание терминов и понятий.

А) Масоны;  Б) Тайные общества;  В) Федерация;  Г) Державная дума;  Д) Народное вече; Ж) верховный собор.

§ 9. ДИНАСТИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1825 Г.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ

№1. Заполните таблицу и прокомментируйте ее положения.

Порядок престолонаследия

В XVII в.

После Петра I

После Павла I

№3. Укажите правильный ответ.

  1. Какую военно-политическую задачу стремились решить на Сенатской площади участники выступления 14 декабря:

А) арестовать Николая и его семью;  Б) предотвратить присягу сенаторов и членов Государственного совета новому императору;  В) помешать правительственным войскам взять под контроль столицу;  Г) нейтрализовать сторонников великого князя Константина?

  1. Под какими лозунгами проходило выступление 14 декабря 1825 г.:

        А) «Да здравствует император Константин и его жена Конституция!»;  Б) «Да здравствует    республика!»;  В) «Долой монархию!»;  Г) «Свободу жертвам царского произвола!».

  1. Диктатором восстания был назначен:

А) П.Г. Каховский;  Б) П.И. Пестель;  В) Н.М. Муравьев;  Г) С.П. Трубецкой.

№5. Объясните значение понятий и терминов.

А) Диктатор восстания;  Б) династический кризис;  В) присяга;  Г) манифест.

№6. Составьте рассказ о событиях 14 декабря 1825 г. от лица постороннего зрителя, не участвовавшего в вооруженном противостоянии на Сенатской площади. Запишите развернутый план.

№7. Дайте оценку выступления 14 декабря 1825 г. от лица императора Николая I. Объясните ее.

§ 10. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

НИКОЛАЯ I

№1. Укажите неверный ответ. Основными направлениями внутренней политики Николая I были:

А) укрепление роли государственного аппарата;  Б) укрепление дворянского сословия;

В) кодификация законодательства;  Г) введение гражданских свобод;  Д) борьба с революционными настроениями.

№2. Выберите правильный ответ. Работу по кодификации российского законодательства возглавил:

А) А.А. Аракчеев;  Б) М.М. Сперанский;  В) В.П. Кочубей;  Г) П.Д. Киселев.

№3. Укажите неверный ответ.

Стремясь решить крестьянский вопрос, Николай I предпринял следующие шаги:

А) запретил продавать крепостных за долги;  Б) принял указ об «обязанных» крестьянах»;

В) разрешил помещикам освобождать крестьян с землей;  Г) разрешил помещикам освобождать крестьян без земли.

№4. Дайте определения понятий.

А) имущественный ценз;  Б) возрастной ценз;  В) кодекс законов;  Г) крестьянское самоуправление; Д) картофельные бунты;  Е) «Обязанные» крестьяне;  Ж) жандармы.

№5. Прочитайте в учебнике материал о крестьянской реформе П.Д. Киселева и ответьте на вопросы.

А) реформа привела к облегчению положения крестьян? ДА  НЕТ

Б) Помещики встретили эту реформу с одобрением? ДА  НЕТ

В) Реформа привела Николая I к выводу о необходимости немедленной отмены крепостного права?  ДА  НЕТ

Г) главным положением реформы Киселева стало_____________.

№6. Кто изображен на портретах? Что вам известно об этих государственных деятелях России?

Большая энциклопедия истории            Из мемуаров графа А. Х. Бенкендорфа. - 2009

№7. Заполните таблицу.

Меры по укреплению позиций дворянства

Мероприятия по борьбе с революционными идеями

§11. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

РАЗВИТИЕ В 20-50-Е ГГ.

№1. Выберите неверный ответ. Проявлением кризиса феодально-крепостнической системы стали:

А) неэффективность феодальной экономики;  Б) быстрое развитие капиталистического уклада хозяйства;  В) стремление помещиков к отмене крепостнической системы;  Г) тормозящее воздействие на развитие хозяйства существующей экономической и политической системы.

№2. Укажите правильный ответ. Исторический период перехода от мануфактуры к машинному производству называется:

А) капитализмом;  Б) промышленным переворотом;  В) многоукладной экономикой;

Г) индустриальным обществом.

№3. Укажите правильный ответ. Первой железной дорогой в России стала:  

А) Николаевская;  Б) Царскосельская;  В) Варшавско-Венская;  Г) Киевско-Одесская.

№4. Заполните таблицу.

Особенности промышленного переворота

Россия

Западная Европа

№5. Укажите правильный ответ. Промышленный переворот в России начался:

А) в металлургической промышленности;  Б) в машиностроении;  В) в хлопчатобумажной промышленности;  Г) на транспорте.

№6. Работая с картой. Перечислите:

А) основные индустриальные и аграрные районы России;  Б) ключевые торговые центры;  В) Новые города и фабричные центры.

№7. Дайте определения терминов и понятий.

А) феодально-крепостническая экономика;  Б) мануфактура;  В) фабрика;  Г) уклад;  Д) наемный рабочий;  Е) рынок сбыта; Ж) классы; З) аграрное общество; И) индустриальное общество;

О) товарно-денежные отношения; К) «капиталистные» крестьяне; Л) ростовщичество;

М) ассигнации.

§ 12. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I

В 1826-1849 ГГ.


№1. Объясни значение понятий.

А) горцы;  Б) мюридизм;  В) имам;  Г) имамат.

№2. Выберите правильный ответ. Усиление позиций России на востоке Европы и в Азии вызвало наибольшее сопротивление со стороны:

А) Франция;  Б) Пруссия;  В) Англия;  Г) США.

§ 13. ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

 В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ НИКОЛАЯ I

№1. Укажите неверный ответ. Основными особенностями  общественного движения в России в 30-50-х гг. были:

А) его развитие в условиях политической реакции;  Б) окончательный разрыв между революционным направление и правительственным реформаторством; В) выработка консервативной идеологии;  Г) оформление либерального и социалистического течений общественной мысли;  Д) разработка конкретных планов практической реализации едейных тенденций либералов и революционеров.

№2. Укажите неверный ответ. Крупнейшими теоретиками консервативного движения были:

А) А.И. Герцен;  Б) Н.Г. Устрялов;  В) М.П. Погодин;  Г) Н.В. Кукольник.

№3. Выберите неверный ответ. Идеологами западничества были:

А) Т.Н. Грановский;  Б) С.М. Соловьев;  В) А.С. Хомяков;  Г) К.Д. Кавелин.

№4. Заполните таблицу.

Консерваторы и либералы

Основные вопросы для споров

Позиция консерваторов

Позиция либералов

№5. Укажите неверный ответ. Основными теоретиками славянофилов были:

А) П.В. Анненков;  Б) К.С. Аксаков;  В) И.С. Аксаков;  Г) Ю. Ф. Самарин.

№6. Заполните таблицу.

Либералы и революционеры

Сходства

Различия

№7. Заполните таблицу.

Западники и славянофилы

Сходства

Различия

№8. Продолжите фразу.

        Взгляды П.Я. Чаадаева ближе к позиции (консерваторов, западников, славянофилов, революционеров), так как____________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

§ 14. КРЫМСКАЯ ВОЙНВ 1853-1856 ГГ.

ОБОРОНА СЕВАСТОПАЛЯ

№1. Заполните таблицу.

Страны-союзники и сочувствующие Турции страны

в Крымской войне

Страны-союзники

Сочувствующие страны

№2. Выберите правильный ответ.

        Непосредственным поводом к началу войны с Турцией послужило:

А) восстание сербов;  Б) восстание болгар;  В) нарушение султаном религиозной традиции в Иерусалиме;  Г) нарушение турецкой армией границы России в Закавказье.

№3. Заполните таблицу.

Ключевые события крымской войны

На начальном этапе

После вступления в войну Англии и Франции

№4. Выберите правильный ответ.

Союзником России в Крымской войне являлась:

А) Швеция; Б) Пруссия;  В) Сардиния;  Г) Испания.

№6. По карте Севастополя устно охарактеризуйте положение города с военной точки зрения, отметьте сильные и слабые стороны. Прокомментируйте планы сторон и отношении этой крепости.

Ягодны годжи Худеем с ягодами годжи. Похудение - форум

№7. Прокомментируйте основные события Крымской войны.

§ 15. ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

№1. Выберите правильный ответ.

        Система высшего, среднего и начального образования в России сложилась при:

А) Петре I;   Б) Екатерине II;   В) Александре I;  Г) Николае I.

№2. Укажите неверный ответ. Реформа 1803 г. в области образования имела результатом:

А) создание в каждом губернском городе гимназии;  Б) открытие в каждом уездном городе уездного училища;  В) создание в сельской местности приходских училищ;  Г) образование Министерства народного просвещения;  Д) доступ детей крепостных крестьян во все типы учебных заведений.

№3. Укажите неверный ответ.

В годы царствования Николая I развитие образовательной системы характеризовалось:

А) особым вниманием к религиозному образованию;  Б) ростом числа учебных заведений;

В) сокращением числа учебных заведений;  Г) открытием высших технических учебных заведений.

№4. Продолжите фразу:

Наиболее значимым был вклад в биологию (И.А. Двигубского, И.Е. Дядьковского, К.М. Бэра), так как он сумел __________________________________________________________________________

№5. Используя материал учебника, покажите в таблице различия между существовавшими типами учебных заведений.

Приходские училища

Уездные училища

Гимназии

№7. Дайте определения понятий.

А) Нептунисты;  Б) Плутонисты.

№8. Продолжите фразу.

        Главным достижением в развитии отечественной астрономии в начале XIX в. было___________.

№9. Кто из российских математиков начала XIX в. совершили переворот в развитии геометрии? В чем состоял этот переворот?

№10. Укажите, авторами каких открытий и изобретений были перечисленные ниже ученые.

А) В.В. Петров; Б) Б.С. Якоби;  В) Э.Х. Ленц;  Г) П.Л. Шиллинг;  Д) К.С. Кирхгоф;  Е) К.И. Гротгус; Ж) К.И. Гесс;  З) П.Г. Соболевский; И) В.В. Любарский; О) П.П. Аносов; П) Ефим и Мирон Черепановы; П) Н.Н. Зинин; Р) А.М. Бутлеров.

§ 16. РУССКИЕ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ И

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

№1. В чем состояло значение первой русской экспедиции для науки.

№2. В чем значение путешествий Г.И. Невельского и Е.В. Путятина по Дальнему Востоку.

№3. Какое мировое открытие было совершено участниками кругосветного путешествия Ф.Ф. Беллингаузеным и М.П. Лазаревым. В чем состоит его значение?

§17. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

№1. Рассмотрите в учебнике репродукцию картины  К.П. Брюллова «Последний день Помпеи». Какое художественное направление она представляет? Назовите характерные черты этого направления.

№2. Дайте определение понятий.

А) художественная культура;  Б) художественный стиль;  В) классицизм;  Г) сентиментализм;

Д) романтизм; И) реализм;  О) реализм; К) критический реализм.

№3. Какие картины перечисленных художников вам известны? Чем они вам запомнились?

А) К.П. Брюллов;  Б) О.А. Кипренский;  В) В.А. Тропинин;  Г) А.А. Иванов;  Д) П.А. Федотов;

И) А.Г. Венецианов.

№4. Назовите крупнейших представителей российского театра и музыки первой половины XIX в. и определите их принадлежность к художественной школе романтизма или реализма.

Направление

Театр

Музыка

Романтизм

Реализм

№5. Внесите в таблицу названия известных вам архитектурных памятников Москвы и Петербурга, выполненных в силе ампир и русского-византийском стиле.

Стиль

Москва

Петербург

Ампир

Русско-византийский

№6. Авторами каких известных памятников были перечисленные архитекторы?

А) А.Д. Захаров;  Б) А.Н. Воронихин; В) К.И. Росси; Г) О.И. Бове;  Д) Д.И. Жилярди;  И)) К.А. Тон.

§ 18. БЫТ И ОБЫЧАЙ

№1. Определите значение слов и выражений.

А) курная изба;  Б) русская печь;  В) вольтеровское кресло;  Г) чубук;  Д) конторка; Е) холодильник;  Ж) лучина;  З) шандал;  И) огниво;  О) погребец;  К) трактир;  Л) харчевня; М) кабак; Н) галерея;

П) капельмейстер; Р) фигурант.

№2. Укажите, что нового появилось в первой половине XIX в.

А) в одежде;  Б) в питании; В) в обуви;  Г) в жилище;  Д) в досуге.

№3. По репродукции картины П.А. Федотова «Прогулка» (1837) определите, кто на ней изображен, во что одет.

История русской живописи в XIX веке

№4. Составьте меню помещиков, настоятеля монастыря, крестьянина средней полосы России в постные и скоромные дни.

Помещик

Постные дни

Скоромные дни

Настоятель

Постные дни

Скоромные дни

Крестьянин

Постные дни

Скоромные дни

№5. На репродукции картины А.Г. Венецианова «Гумно» (1821-1823) опишите характер труда, одежду крестьян в первой четверти XIX в.

Ответы@Mail.Ru

§ 19. НАКАНУНЕ ОТМЕНЫ

 КРЕПОСТНОГО ПРАВА

№1.Установите причинно-следственные связи, проведя линии.

        №2. Заполните логическую цепочку.

                                                                                                                               

А) Поражение России в Крымской войне;  Б) Технико-экономическая отсталость России;  В) Угроза потерять статус великой державы;  Г) Крепостное право;  Д) Отмена крепостного права.

№3. Какое обстоятельство стало решающей причиной, побудившей Александра II провести в 1861 г. крестьянскую реформу:

А) поражение в Крымской войне;  Б) требование дворянства освободить крестьян;  В) широкий размах крестьянских восстаний?

№4. Заполните таблицу.

Художественные произведения, обличающие крепостное право

Тайные общества, выступавшие за отмену крепостного права

Законы, подтачивающие устои крепостного права

           

№5. Продолжите текст.

        Новизна внутренней политики в первые годы царствования Александра II выражалась в снятии множества запретов:_______________________________________________________________________

        § 20. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 Г.

№1. Намерения Александра II отменить крепостное право поддержала незначительная часть помещиков, хозяйства которых были втянуты в рыночные отношения. В 2855 -1857 гг. они выступали с проектами отмены крепостного права, в которых предусматривались различные условия освобождения крестьян. Прочитайте краткое изложение трех таких проектов и определите, какие из них отражали интересы:

А) помещиков черноземной полосы, где преобладало барщинное хозяйство, рассчитанное на рынок, и где земля особенно высоко ценилась_____________;

Б) помещиков нечерноземных губерний, где преобладал оброк и были развиты неземледельческие крестьянские промыслы_______________________________;

В) помещиков степной полосы, слабо заселенной, с преобладанием крупного помещичьего хозяйства________________________________________________.

1. А.М. Унковский предлагал освободить крестьян с землей без какого бы то ни было «переходного состояния», т.е. сразу, но с вознаграждением помещиков как за землю, представляемую крестьянам, так и «за самих освобождаемых крестьян».

2. Ю.Ф. Самарин предусмотрел постепенный 10-12 летний перевод крестьян из крепостного в свободное состояние. В течение этого времени крестьяне должны были отрабатывать обязательную барщину в качестве платы за предоставленную им землю.

3. М.П. Позен предлагал львиную долю земли оставить за помещиками, а крестьян наделить минимальным ее количеством и только для того, чтобы крестьяне не ринулись в город, а остались в деревне, так как помещикам требовались рабочие руки.

№2. Дайте письменные ответы на вопросы.

  1. Почему было принято решение об освобождении крестьян с землей?
  2. Почему было принято решение освободить крестьян за выкуп?

№3. Решите задачу.

        До отмены крепостного права крестьянин платил помещику оброк, равный 12 рублям. Какова будет выкупная сумма? Сколько крестьян должен заплатить помещику, чтобы считаться свободным?

№4. Выберите правильный ответ.

  1. Какие крестьяне считались временнообязанными:

А) крестьяне, не заключившие выкупные сделки со своими помещиками после объявления реформ;  Б) крестьяне, записавшиеся в народное ополчение; В) государственные крестьяне.

2. Временнообязанные крестьяне должны были:

А) платить оброк или отбывать барщину в пользу своего бывшего владельца;  Б) бесплатно трудиться на государство 2 раза в неделю;  В) принимать участие в общественных работах в своем уезде.

3. Что такое отрезки:

А) земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861 г.;  Б) земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян;  В) часть крестьянского надела, оказавшаяся «лишней» по сравнению с установленной в 1861 г. нормой?

 

4.Кто такой мировой посредник:

А) представитель помещиков, участвующий в разработке крестьянской реформы;  Б) представитель крестьянской общины, участвующий в разрешении споров между помещиком и крестьянами;

В) представитель дворянства, призванный следить за осуществлением крестьянской реформы на местах?

№5. На основе представленных ниже данных сформулируйте и запишите выводы о характере крестьянской реформы.

А) Средний надел крестьянина до реформы составлял 4,4 десятины, после реформы – 3,6 десятины.

Б) В Московской губернии крестьянская семья в среднем должна была заплатить за землю 500 рублей. При этом изба стоила 30-40 рублей, лошадь 15-20 рублей.

В) Стоимость крестьянской земли была оценена в 500 млн рублей, заплатили же крестьяне 1,5 млрд рублей.

№6. Многие крестьяне не хотели верить тому, что было написано в царском манифесте. Среди крестьян появились люди, которых убеждали их в том, что царский манифест подменен чиновниками, и предлагали свои толкования этого документа. Прочитайте «Манифест о воле», составленный крестьянами Лебединского уезда Харьковской губернии в апреле 1861 г. Напротив статей крестьянского манифеста запишите, какие меры были предусмотрены по этим проблемам в правительственном варианте».

Крестьянский манифест

Царский манифест

Статья 2. Работать на барщине мужикам два, а женщинам один день с тягла…

Статья 3. Во время жатвы на работу к помещикам не ходить, пусть собирается хлеб со своим семейством, что соберет, то и его, а если будет оставаться несобранный хлеб, то собрать миром и миром разделиться.

Статья 4. Податей и повинностей пять лет никаких не платить, государь прощает.

Статья 5. Помещик должен пахать на своем участке сам сохою, и если не умеет направить сохи, то крестьянин, который тут случится, и пан его будет просить, должен направить, но не смеяться…

Статья 7. Дворовым каждому семейству пан должен построить хату с постройками, дать лошадь, корову, соху, борону, и все хозяйственные принадлежности, и по 100 руб. сер. На каждого, а буде сего не исполнит, то все его имущество и постройки продать и раздать на мир.

Статья 8. Помещику остается земли пахотный участок на его семью такой же, как и мужику, а больше ничего.

§ 21-22. ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 60-70-Х ГГ.

№1. Выберите правильный ответ.

  1. Земские учреждения создавались:

А) в губерниях и уездах;  Б) только в уездах;  В) только в волостях.

  1. Земства должны были:

А) осуществлять политическую власть на местах;  Б) контролировать деятельность государственных чиновников;  В) заниматься вопросами местного самоуправления, благоустройства, медицины, образования;

  1. Материальной основой деятельности земств были:

А) государственные ассигнования;  Б) специальный налог на недвижимое имущество;  В) взносы членов земских собраний.

№2. Проведите линии в схемах.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

   

                                 

  1.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

№3. Установи  соответствие.

1.Сухопутные войска (общий срок службы)

2. Срок действительной службы

3. Время нахождения в запасе

А) 3 года;

Б) 9 лет;

В) 10 лет;

Г) 7 лет;

Д) 15 лет;

Е) 6 лет.

4.Флот (общий срок  службы)

5.  Срок действительной службы

6. Время нахождения в запасе

№4. Заполните таблицу.

Судебная реформа

Основные принципы буржуазного права

Их реализация в судебной реформе

Независимость суда

Выборность суда

Гласность суда

Состязательность обвинения и защиты

Равенство всех сословий перед законом

                                                               

№5. Заполните пропуски в тексте.

А) Согласно «Уставу о воинской повинности», который был утвержден в_______ году,  от действительной воинской службы освобождались   в первую очередь по семейному положению:____________________________________________________________________.

  Б) Кроме того от воинской повинности освобождались:______________________________.

В)  Срок действительной военной службы значительно сокращался в зависимости от образовательного ценза:___________________________________________________________________________________.

№6. Один из революционных деятелей О. Аптекман так характеризовал политика Александра II в 70-е гг.:

«Характерна крайняя искренность всей внутренней политики правительства: вечные шатания и колебания, - однако с основной тенденцией – к … мракобесию.  К концу 70-х годов «великие реформы» - крестьянская, земская, судебная и проч. – оказались до того искалеченными и урезанными… что в них «либерального» и одного грана не осталось».

  1. Согласны ли вы с подобной оценкой:

А) да;  Б) нет;  В) частично согласен?

  1. Приведите факты консервативного наступления на реформы.

Крестьянская реформа

Реформа среднего образования

Университетская реформа

Земская реформа

                                         

№7. Отметьте те из перечисленных ниже утверждений, которые не соответствуют исторической действительности:        

А) 19 ноября 1864 г. был утвержден «Устав гимназий и прогимназий», который вводил принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий.

Б) С целью реализации данного принципа была ликвидирована плата за обучение в средних учебных заведениях.

В) По уставу 1864 г. прежние гимназии разделялись на классические и реальные.

Г) окончившие классические гимназии получили право поступать в университеты без экзаменов.

Д) Устав 1864 г. вводил совместное обучение юношей и девушек в реальных гимназиях.

§ 23. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

 ПОСЛЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА

№1. Запишите ответы на вопросы.

1.Почему, несмотря на то что по реформе 1861 г. помещикам полагались значительные денежные выплаты, они так и не перестроили свои хозяйства на капиталистический лад?

2. Какую роль в пореформенном сельском хозяйстве играла аренда земли? Почему в тогдашних российских условиях ее нельзя рассматривать как меру капиталистического переустройства сельского хозяйства?

№2. Проанализируйте данные таблицы и запишите краткие выводы.

Выплавка чугуна на уральских заводах в тыс. пудов

1860 г.

14 500

1861 г.

14 200

1862 г.

10 400

1863 г.

11 400

1867 г.

12 400

№3. Запишите ответы на вопросы.

  1. Почему экономические реформы в стране начались с реорганизации банковской системы?
  2. Почему в уставе Государственного банка содержались статьи, по которым основной и резервный капитал, а также деньги вкладчиков не могли быть, использованы государственной казной?

№4. Прочитайте документы и запишите ответы на вопросы.

Из воспоминаний князя В. Мещерского

        «[Министерство путей сообщения] представляло главный пункт, где тогда сосредотачивалась вся вакханалия железнодорожной горячки во всем ее разгаре. Тогда уже произносились имена железнодорожных монтекристо – вчера нищих, а сегодня миллионеров. Никто не мог понять, почему такие люди, как Мекк, Дервиз, Губонин, Башмаков и проч., которые не имели, во-первых, ни гроша денег, а во-вторых, никаких инженерных познаний, брались за концессии, как ни в чем не бывало и в два-три года делались миллионерами».

Из дневника известного публициста А. Суворина

«О концессиях вздыхали как о манне небесной. Спит, спит в своей дыре какой-нибудь предприниматель, жаждущий не столько признательности своих граждан, сколько капиталов, и вдруг проснется со счастливой мыслью: «Ба! – восклицает он, ударяя себя по лбу, за покрышкой которого никогда ни одной идеи не таилось, - чего же я думаю? Дорога из Балванска в Дурновку имеет государственное значение. Тут – промышленность, и стратегия, и… черт знает еще что!»

  1. О каком периоде в развитии российской экономики идет речь в документе?
  2. Что такое концессия?
  3. Какова была роль государства в возникновении «железнодорожной горячки»?
  4. Каковы последствия бурного железнодорожного строительства?

№5. Перечислите районы наивысшего развития промышленного производства в 60-70-е гг. XIX в.

§ 24. ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ:

ЛИБЕРАЛЫ И КОНСЕРВАТОРЫ

№1. Отметьте требования, выдвигавшиеся российскими либералами в середине 50-х – начале 60-х гг.:

А) свобода совести, выражения общественного мнения, книгопечатания;  Б) отмена крепостного права;  В) установление республиканского правления;  Г) публичность всех правительственных действий;  Д) публичность и гласность суда;  Е) введение конституционного правления.

№2. Дайте письменный ответ на следующие вопросы:

А) Какое требование либералы убрали из своей политической программы?

Б) Почему было снято это принципиальное требование?

№3. В 1862 г. на имя Александра II поступил документ, в котором, в частности, говорилось:

        Вместо действительного осуществления обещанной нами русскому народу воли ваши сановники изобрели временнообязанное положение, невыносимое как для крестьян, так и для помещиков. Вместо одновременного и обязательного обращения крестьян в свободных поземельных собственников ваши сановники изобрели систему добровольных соглашений, которые грозят довести до крайнего разорения и крестьян, и помещиков. Они находят необходимым сохранение дворянских привилегий, тогда как мы… желаем их отмены… Мы уверены, что все преобразования останутся безуспешными, потому что предпринимаются без спроса и ведома народа.

        Собрание выборных всей земли русской представляет единственное средство к удовлетворительному разрешению вопросов, возбужденных, но не разрешенных «Положением 19 февраля».

        Кто был автором этого документа: А) А.И. Герцен;  Б) тверское дворянство;  В) К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин?

№4. Выберите правильный ответ.

  1. Причиной разрыва между К.Д. Кавелиным и Б.Н. Чичериным стали разногласия:

А) по поводу действий правительства в отношении студенческих беспорядков;  Б) в оценке Тверского адреса 1862 г.; В) в оценке крестьянской реформы.

  1. Князь П.А. Кропоткин писал в «Записках революционера»:

«В январе 1863 года Польша восстала против русского владычества… Никогда раньше польскому делу так много не сочувствовали в России, как тогда… Но вот среди общего возбуждения распространилось известие, что в ночь на 10 января повстанцы напали на солдат, квартировавших по деревням, и перерезали сонных… Кроме того, Наполеон III и Англия стали угрожать России новой войной и эта пустая угроза принесла полякам больше вреда, чем все остальные причины, вместе взятые».

        Как отразились эти события на состоянии общественного движения в России:

А) произошло объединение либерального движения вокруг требования предоставления Польши независимости;  Б) произошел раскол либерального движения, часть либералов перешла на националистические и консервативные позиции; В) либералы-западники отказались от своей ориентации на западный путь развития России?

№5.  Определите, какие черты были характерны для земского движения конца 70-х гг.:

А) курс на сотрудничество с правительством;  Б) активизация подачи адресов с требованиями расширения своих прав; В) попытки установления контактов с революционерами;  Г) попытки объединить либеральные силы; Д) отказ от политических требований.

№6. Выберите правильный ответ.

1.Ф.И. Тютчев посвятил знаменитое четверостишие:

Над Россией распростертой

Встал внезапною грозой

Петр по прозвищу четвертой,

Аракчеев же второй.

А) М.Н. Каткову;  Б) М.Т. Лорис  - Меликову; В) П.А. Шувалову.

2.В период проведения реформ «сверху» консерваторы считали своими главными задачами (возможны несколько вариантов ответов):

А) сорвать любыми способами проведение реформ;  Б) оградить императора от влияния либеральных чиновников;  В) скорректировать реформы к интересах помещиков;   Г) физически устранить императора-реформатора.

  1. Идеологом консерватизма стал один из бывших либеральных общественных деятелей:

А) М.Н. Кутузов;  Б) А.М. Унковский;  Б.Н. Чичерин.

№7. Дайте письменный ответ на вопрос.

        Как вы можете объяснить тот факт, что вопрос о введении в России начал представительного правления был поставлен в 70-х гг. консерваторами П.А. Валуевым и П.А. Шуваловым?______________________________________________________________________________

§ 25.  ЗАРОЖДЕНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО

 НАРОДНИЧЕСТВА И ЕГО ИДЕОЛОГИЯ

        

№1. Продолжите фразы.

 Причинами роста революционного движения в 60-е гг. были:

А) Противоречивость самой крестьянской реформы_____________________________;

Б) Реакция крестьян________________________________________________________;

В) Непоследовательность____________________________________________________.

№2.

        21 июня 1863 г. цензор В. Бекетов сообщил Н.А. Некрасову: «…я мертв для Вашего «Современника» и для службы. Мне велено подать в отставку». Какое событие стало причиной отставки цензора, курировавшего журнал «Современник»:

А) помещение в журнале прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон»;

Б) помещение в журнале «Всеподданнейшего адреса» тверского дворянства;

В) помещение в журнале романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»?

№3. Прочитайте документ и дайте письменные ответы на вопросы.

Из работы Н.Г. Чернышевского

«Славянофилы и вопрос об общине»

«Обеспечение частных прав отдельной личности было существенным содержанием западноевропейской истории в последние столетия… Но, как всякое одностороннее стремление, и этот идеал исключительных прав отдельного лица имеет свои невыгоды… Отдельный человек, ставши независимым, оставлен беспомощным. Безграничное соперничество отдало слабых на жертву сильным, труд на жертву капиталу…

        Необходимо должны были явиться новые стремления, которыми отстранялись бы невыгоды прежнего одностороннего идеала. После понятия о правах отдельной личности возникла идея о союзе и братстве между людьми: люди должны соединиться в обществе, имеющие общий интерес… В земледелии братство это должно выразиться переходом земли в общинное пользование, в промышленности – переходом фабричных и заводских предприятий в общинное достояние компании всех работающих на этой фабрике, на этом заводе…

        Это новое стремление к союзному производству и потреблению является естественным продолжением, расширением, дополнением прежнего стремления к обеспечению частных прав отдельной личности…

        Порядок дел, к которому столь трудным и долгим путем стремится теперь Запад, еще существует у нас могущественном народном обычае нашего сельского быта. Существовал некогда он и на Западе… но утрачен там односторонним стремлением к полновластной собственности отдельного лица… Пример Запада не должен быть потерян для нас. Вопрос о земледельческом быте – важнейший для России, которая очень долго остается государством по преимуществу земледельческим…

        … Да не дерзнем мы посягнуть на общинное пользование землями – на то благо, от приобретения которого теперь зависит благоденствие земледельческих классов Западной Европы. Их пример да будет нам уроком».

  1. Что считает Чернышевский главным содержанием западноевропейской истории?
  2. Как он оценивает ее результаты?
  3. В каком направлении, считает Чернышевский, будут развиваться события дальше?
  4. В чем, по мнению Чернышевского, состоит преимущество России перед Западом?

№4. Выберите правильный ответ.

  1. Тайная революционная организация «Земля и воля» была создана в:

А) 1858 г.;  Б) 1861 г.; В) 1863г.

  1. Основным политическим требованием «Земли и воли» было:

А) установление конституционной монархии;  Б) созыв Земского собора;  В) установление демократической республики.

  1. Руководители «Земли и воли» считали, что массовые крестьянские выступления произойдут в 1863 г., так как в этом году:

А) истекал срок подписания Уставных грамот между помещиками и крестьянами;  Б) вводилось временнообязанное состояние крестьян;  В) намечалось убийство Александра II.

№5. Определите, какие высказывания принадлежат:

  1. М.А. Бакунину;  2. П.Л. Лаврову;  3. П.Н. Ткачеву.

А) «Первым условием подготовления социальной революции в России должна быть организация революционного меньшинства, понимающая задачи  рабочего социализма, в среде общинных и артельных центров русского народа»;

Б) «Чтобы совершить радикальную революцию, нужно… разрушить собственность и государство…»;

В) «… Истинно революционная партия ставит своей главной, своей первостепенной задачей не подготовление революции вообще, в отдельном будущем, а осуществления ее в возможно ближайшем настоящем».

№6. М.А. Бакунин резко критиковал идею К. Маркса о диктатуре пролетариата, выделяя основные этапы возможного хода событий:

  1. Крестьянский бунт.  2. Диктатура пролетариата.  3. Навязывание крестьянам коммунистических порядков. 4. Появление военного диктатора. 5. Усиление армии.

Расположите эти этапы в нужной последовательности.

№7. Дайте определение понятий.

А) разночинцы;  Б) народники.

№8.  Найди соответствие.

1. М.А. Бакунин

А) Клич «В народ!»

2. П.Л. Лавров

Б) Готовить народ к революции

3. П.Н. Ткачев

В) Поднимать мужиков на бунт

Г) Революцию начнет не народ, а организованное меньшинство.

§ 26. РЕВОЛЮЦИОННОЕ НАРОДНИЧЕСТВО

 ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 60-Х – НАЧАЛА 80-Х ГГ.

№1. Заполните пропуски в тексте.

А) Осенью 1863 г. в Москве был организован кружок саратовского разночинца Н.А. Ишутина. К 1865 г. он вырос в крупную подпольную организацию с филиалом в Петербурге. Ишутинцы под влиянием__(1)__________________ начали устраивать на артельных началах мастерские, чтобы таким образом убедить народ в преимуществах социалистического производства, а затем потребовать от правительства реформ, ведущих к социализму, и, если оно откажется, _(2)______________.

Б) Однако часть ишутинцев стала искать более короткие пути к революции, а самый пылкий из

 них –(1)______________ первым из русских революционеров пошел на (2) _________________.

В) Он решил, что именно (1)_______________ станет (2)_________.

Г) 4 апреля (1)_______ г. у решетки Летнего сада в Петербурге (2)__________________________.

Д) Последствием этого шага стало (1)___________________________________________________.

№2. Заполните таблицу.

«Земля и воля»  образована в …………. г.:

Основные программные задачи:

Способ претворения в жизнь программных задач:

Методы работы

Организаторские:

Дезорганизаторские:

№3. О какой народнической организации идет речь в документах?

 «… Все, что есть благородного и высокого в природе человека, казалось, было сосредоточено в этой горстке героической молодежи. Они хотели освободиться от всяких других помышлений… чтобы отдаться своему делу всецело беззаветно» (С.М. Степняк-Кравчинский).

 «Наш кружок оставался тесной семьей друзей. Никогда впоследствии я не встречал такой группы идеально чистых и нравственно выдающихся людей, как те человек двадцать, которых я встретил на первом заседании кружка…» (П.А. Кропоткин).

А) «Народная расправа»;  Б) кружок Чайковского;  В) кружок Долгушина.

№4. Заполните таблицу.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Раскол в___ г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                №5.  Прочитайте отрывки из стихотворений и дайте письменные ответы на вопросы:

Готов ли? Ну? Теперь смотри,

Ступай по городам и селам

И о грядущем говори

Животрепещущим глаголом.

          (Н. Огарев)

 И вот теперь, со всех сторон                

Идут на бой борцы иные…                

Идут в измученный народ,                

 Идут в голодные селенья;                

Всех русский голос их зовет                 

В бой за народное спасенье.                

    (П. Лавров)        

1. О каком периоде в истории русского народничества идет речь в стихотворных строках?

2. Каковы итоги этого периода?

№6. Прочитайте документы и дайте письменный комментарий.

Из заявления Исполнительного Комитета

«Народной воли» по поводу убийства

президента США Д. Гарфильда  от 10 сентября 1881 г.

        «В стране, где свобода личности дает возможность честной идейной борьбы, где свободная народная воля определяет не только закон, но и личность правителей, - в такой стране политическое убийство как средство борьбы есть проявление того же духа деспотизма, уничтожение которого в России мы ставим задачей».

        

Мнение Ф. Энгельса

        «Политическое убийство в России – единственное средство, которым располагают умные, смелые и уважающие себя люди для защиты против агентов неслыханно деспотического режима».

Народная поговорка 70-х-гг.XIX в.

        Посуду бей, но самовар не трогай.

№7. Выберите правильный ответ.

  1. Александр II был смертельно ранен 1 марта:

А) 1878 г.;  Б) 1879 г.; В) 1881 г.

  1. Непосредственным исполнителем террористического акта, приведшего к смерти императора, стал:

А) И. Греневицкий;  Б) А. Желябов;  В) С. Халтурин.

  1. В апреле 1881 г. были повешены организаторы покушения:

А) О. Аптекман;  Б) А. Желябов;  В) А. Михайлов;  Г) Н. Кибальчич;  Д) С. Кравчинский;

Е) С. Петровская; Ж) Н. Рысаков;  З) М. Фроленко.

§ 27. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

АЛЕКСАНДРА II

№1. Заполните схему.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

№2. Заполните схему

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        №2. Выберите правильный ответ.

  1. Какую позицию заняла Пруссия во время восстания в Польше 1863 г.:

А) присоединилась к требованиям Англии и Франции прекратить кровопролитие в Польше;

 Б) объявила о своем нейтралитете;  В) поддержала действия русского правительства?

2. Кому посвящены следующие стихи Ф.И. Тютчева        ?

Да, Вы сдержали Ваше слово:

Не сдвинув пушки, ни рубля,

В свои права вступает снова

Родная русская земля.

И нам завещанное море

Опять свободною волной,

О кратком позабыв позоре,

Лобзает берег свой родной.

А) А.И. Барятинскому;  Б) А.И. Горчакову; В) М.Г. Черняеву.

3. О каком событии в них идет речь:

А) об окончании Кавказкой войны;  Б) об основании порта Владивосток; В) об отмене нейтрализации Черного моря?

4. От каких статей Парижского договора  отказалась Россия:

А) от запрета иметь свой флот на Черном море;  Б) от закрытия проливов для военных судов; В) от признания вассальной зависимости Сербии и Черногории от Турции?

№4. Заполните пропуски в тексте.

А) В августе 1856 г. Александр II назначил наместником Кавказа и главнокомандующим кавказкой армией князя _____________________________________;

Б) Он начал разработки широкой программы административных преобразований в крае и одновременно активизировал военные операции против горцев. 25 августа ______ г. русской армии сдался _____________.

В) В ноябре _______ г. сложил оружие его соратник Мухамед Аминь. Последний крупный очаг сопротивления горцев – урочище Кбааде – был взят русскими войсками в ______ г. Многолетняя война, которую вела Россия с целью покорения Кавказа, была закончена. Имея в тылу относительно спокойный Кавказ, Россия могла активизировать свою политику в Средней Азии.

№5. Прочитайте документ и отметьте на вопросы.

Из записок военного министра Д.А. Милютина

        «Наше министерство иностранных дел с давних времен держалось в азиатской политике системы пассивного консерватизма. Заботясь более всего о поддержании дружбы с Англией, оно противилось всякому нашему успеху в Средней Азии, дабы не возбуждать дипломатических запросов лондонского кабинета, ревностно следившего за каждым  нашим шагом в степях. Сам вице-канцлер А.М. Горчаков, почти не занимавшийся азиатскими делами и чуждый самых поверхностных сведений об Азии, не хотел даже вникать в обстоятельства, вынуждавшие нас по времени принимать военные меры на азиатских наших окраинах».

  1. В чем различие в походах к среднеазиатской политике в военном министерстве и министерстве иностранных дел?
  2. Чем были обусловлены эти различия?

№6. Заполните таблицу.

Завоевание Средней Азии

Дата

Событие

Значение

№7. Установите соответствие.

Дальневосточная политика России

  1. 1855 г.

А) Айгунский договор

I. Установление границы с Китаем по реке Амур

  1. 1858 г.

Б) Пекинский договор

II. Курильские острова к северу от Итурупа признаны российским владением

  1. 1860 г.

В) Симодский договор

III. Уссурийский край вошел в состав России

  1. 1875 г.

Г) Петербургский договор

IV. Сахалин признан принадлежащим России, а Курильские острова –  Японии

§ 28. РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА

1877-1878 ГГ.

№1. Заполните схему.

                                                                                                                                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        №2. Заполните таблицу.

События на Балканах в 1875 -1876 гг.

Реакция России

№3. Установите соответствие, сопоставив события и главные действующие лица.

Боевые действия летом 1877 г.

1. Освобождение Тырново

А. Н.П. Криденер

2.  Захват Шипкинского перевала

Б. И.В. Гурко

3.  Взятие крепости Никополь вместо Плевны

В. великий князь Николай Николаевич

№5. Дайте письменные ответы на вопросы.

  1. Какой характер носила русско-турецкая война?
  2. Выполнила ли Россия поставленные задачи?
  3. Каковы были положительные результаты войны?
  4. Каковы ее отрицательные последствия?

№6. Заполните сравнительную таблицу.

Условия Сан-Стефанского мирного договора

Условия Берлинского конгресса

§ 29-30 ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИИКА

 АЛЕКСАНДРА III

№1. Выберите правильный ответ.

  1. Кто оказывал решающее влияние на внутреннюю политику Александра III:

А) М.Т. Лорис-Меликов;  Б) К.П. Победоносцев; В) императрица Мария Федоровна?

  1. К. П. Победоносцев занимал должность:

А) министра внутренних дел; Б) министра народного просвещения; В) обер-прокурора Синода.

  1. О ком граф С.Г. Строганов сказал: «(Он) всегда отлично знает, что не надо, но никогда не знает, что надо»:

А) Об Александре III; Б) о Н.П. Игнатьеве; В) о К.П. Победоносцеве?

№2. Заполните таблицу.

Политика в области просвещения и печати

Дата

Мероприятие

Его суть

№3.

  1. Какие меры по крестьянскому вопросу были приняты в царствование Александра III:

А) прекращено временнообязанное состояние крестьян; Б) снижены выкупные платежи;

В) отменена подушная подать; Г) разрешен свободный выход крестьян из общины; Д) облегчена аренда государственных земель; Е) облегчена аренда помещичьих земель.

  1. Год учреждения Крестьянского поземельного банка:

А) 1882 г.; Б) 1885 г.; В) 1890 г.

  1. Закон от 28 декабря 1881 г.:

А) отменял временнообязанное состояние крестьян; Б) регулировал арендные отношения;

В) отменял подушную подать.

№4. Выберите правильный ответ.

        Какие меры предусматривало рабочее законодательство:

А) запрещение труда детей до 12-летнего возраста; Б) запрещение ночного труда для женщин и подростков; В) 8-часовой рабочий день;  Г) запрещение штрафных санкций к рабочим со стороны хозяев; Д) запрещение стачек; Е) введение страхования рабочих?

№5.

        4 мая 1882 г. К.П. Победоносцев получил от Александра III документы, автором которых был министр внутренних дел Н.П. Игнатьев. В тот же день, вечером, он ответил царю: «Прочитав эти бумаги, я пришел в ужас…» Что содержалось в этих документах:

А) проект созыва «Земского собора»; Б) проект конституции; В) план покушения на императора?

№6. Заполните схему.

Дата

_________

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        №7.  Выберите правильный ответ.

  1. «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г. давало право министру внутренних дел:

А) объявлять в стране чрезвычайное положение; Б) объявлять любой район страны на «исключительном положении»; В) выселять всех иноверцев из Москвы и Петербурга.

  1. Режим «исключительного положения» предусматривал право администрации:

А) вводить военно-полевые суды в данной местности; Б) высылать любых «нежелательных лиц»; В) приостанавливать выпуск периодических изданий; Г) закрывать учебные заведения;

 Д) конфисковывать недвижимое имущество без суда;  Е) передавать судебные дела в военные суды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактический материал по истории России 20 век, 9 класс

Задания по истории России 20 век для 9 класса. Задания на соотнесение дат и событий. Тексты с ошибками. Тексты с пропущенными словами....

Дидактический материал: тренинг (история России с древнейших времен до конца 16 века)

Тренинг окажет помощь в повторении и закреплении учебного материала по пройденным темам....

Дидактический материал по истории России

Задания по истории России для 10-11 классов (могут быть использованы в 9 классе)...

Дидактический материал по истории России 8 класс

Задания на соответствие, продолжение высказывания, заполнение таблиц...

Дидактический материал по истории для 10 класса "Зачет по истории России XVII век".

Дидактический материал по истории для 10 класса "Зачет по истории России XVII век"....

Дидактический материал по истории России 8 класс

Дидактический материал по истории России 8 класс...

Дидактический материал по истории России для 6 класса "Исторические диктанты"

Исторические диктанты по истории России для 6 класса...