Советский тыл в годы войны...Вспомним всех поименно.
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Урок разработан по ФГОС. Урок включает: презентацию( с видеофайлами), технологическую карту, рабочий лист ученика, приложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока (занятия) в соответствии с одним из действующих Федеральных государственных образовательных стандартов на тему:

«Советский тыл в годы войны. Вспомним всех поименно….»

Рекомендуемый класс: 9

Время урока: 45 минут

Технологическая карта урока

Цели для ученика

1. Осознать подвиг(нравственный подвиг) рядовых тружеников тыла и деятелей науки и искусства во время ВОВ. Систематизировать  и углубить знания о том, как  и чем жила страна во время ВОВ

2. Помочь учащимся осознать меры ответственности каждого труженика тыла за вклад в общее дело Великой Победы.

3. Вспомнить и узнать имена людей, вписанных в историю Победы.

Цели для учителя

Развивающие: формирование у учащихся способностей к рефлексии как собственных поступков, так и других людей, развивать умения учащихся применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач, работа над формированием высокой коммуникативной культуры учащихся.

Образовательные: Расширить представления учащихся о подвиге советского народа, через работу с документами , (работа с текстом, анализ видеоматериалов, презентация результатов работы), повторение и усвоение исторических терминов и понятий.

Воспитательные: продолжить воспитание по формированию духовно-патриотических ценностей подрастающего поколения, научить уважать труд, а также уважительному отношению к прошлому и настоящему нашей страны.

Метапредметные:

Регулятивные: Организовать пространство диалога, творческой деятельности на уроке. Способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух, развивать умение делать выводы, переключать внимание. Осуществлять познавательную рефлексию и отношение действий по решению учебных и познавательных задач

Познавательные: Применять теоретические положения источников в процессе анализа учащимися фактов истории или современной действительности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; взаимодействие - строить монологическое высказывание. Использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Аргументация своей точки зрения. Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать.

Личностные: Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками. Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества. Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса. Возможность самостоятельно ставить цели и задачи урока. Навык планирования путей достижения целей.

Предметные: Развивать в детях чувство ответственности. Способствовать усвоению новых понятий, знаний о вкладе(открытиях, изобретениях, новые культурные ценности) в историю страны и Победу деятелей искусства и науки а также простых людей.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы урока

Словесный, проблемно-поисковой, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления, игровые технологии

Оборудование урока

Рабочие листы, распечатанные тексты, презентация, видеоролик, ноутбук, проектор, доска

Опорные понятия, термины

Мобилизация, труженики тыла, мобилизация

Новые понятия.

ГКО

тыл

эвакуация

труженики тыла

шарага

Формы контроля

Лист самоконтроля

Домашнее задание: параграф 22

Написать эссе по теме «Все для фронта-все для победы!»

 

Этап урока

Рекомендуемое время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Оборудование урока

1.Постановка цели и задачи урока

7 минут

1.Создает эмоциональный настрой, приветствует учащихся (посмотрели и улыбнулись),

Предлагает погрузиться в фоторяд. (фотографии  с изображением  тружеников тыла )

2. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.

3.Просит сформулировать  цель задачи урока.

4. Организует беседу, выявляющую представления детей о жизни и работе советских людей в эвакуации

5. Подводит итог беседы, фиксируя на доске определения слов эвакуация, тыл.

Просматривают подборку фотографий.

Выдвигают

предположения

о теме урока.

Слушают вопросы

учителя.

Отвечают на вопросы

учителя

Взаимодействуют

с учителем во время

опроса, осуществляемого

во фронтальном

режиме.

Самостоятельно стараются определить цель и задачи урока

Выделять существенную

информацию

из фоторяда.

Выдвигать гипотезу

и обосновывать ее.

Слушать собеседника.

Строить понятные

для собеседника

высказывания

Контролируют

правильность

ответов обучающихся

Уметь слушать в соответствии

с целевой

установкой.

Формулировать,принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Дополнять, уточнять

высказанные мнения

по существу полученного

задания

Фоторяд (слайд 1),рабочий лист, слайд 2,3 презентации

2.Актуализация знаний учащихся

  1. минут

1.Просит прочитать выдержку из обращения Сталина к народу по радио 3 июля 1942г.

2. Просит выдвинуть предположения об условиях, в которых жили и работали люди во время войны.

3.Предлагает посмотреть видеоролики  о работе тыла и обсудить условия жизни.

Слушают вопросы

учителя. 

-Какие слова использует Сталин при обращении к народу?

-Почему?

-Какие призывы звучат по радио?

-Какая общая цель называется?

-Удается ли ему проникнуться население страны?

Отвечают на вопросы

учителя

Взаимодействуют

с учителем во время

опроса, осуществляемого

во фронтальном

режиме.

-В каких условиях жили в городе, отличаются ли они от условий деревенской жизни. Кто выполнял основную работу?

-Как работали люди?

Отвечают на вопросы

учителя

Взаимодействуют

с учителем во время

опроса, осуществляемого

во фронтальном

режиме.

-Что такое –нравственный подвиг? Можно ли назвать работу в таких условиях подвигом?

Отвечают на вопросы учителя Слушать собеседника.

Строить понятные

для собеседника

высказывания

Контролируют

правильность

ответов обучающихся

Приложения, слайд 4,5 , видеоролики

3.Изучение нового материала

15минут

3 минуты

5 минут

1. Работа с приложениями(документами), составление таблицы «Тыл в годы войны».

2.Следит за ходом заполнения таблицы. Задает вопросы о вкладе тружеников в Победу. Поясняет  задание, выполняемое учащимися.Выслушивает ответы, комментирует.

Предлагает проверить таблицу по критериям.

3. Вспомним всех поименно…

Работают над содержанием текста

Организует работу детей в парах и индивидуально.

Заполняют таблицу, работая с выдержками из документов.

Проверяют таблицу по критериям.

Называют имена и вклад  советских людей по таблице.

Опережающее задание. Выступление учеников с короткими докладами о деятельности ученых –конструкторов Яковлева А.С, и Туполева А.Н, писателе Симонове (стихотворение)

Класс: понимать

на слух ответы

обучающихся, фиксировать результат работы в рабочий лист

Слушают, отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, записывают определение в тетрадь, работают с технологической картой, составляют схему.

Поиск в тексте ответов на конкретные вопросы, передают содержимое в преобразованной форме, применяют теоретические положения источника в процессе анализа учащимися фактов

Продолжают заполнять

таблицу, делают выводы,

представляют результаты.

???????????

Выполняют задание в парах.

Проверяют работу

Распечатанные тексты, рабочие листы. Слайд 5,6,7,8,9

4.Первичное осмысление и закрепление.

5 минут

1.Обощение материала урока

Организует работу по вопросу: что нового вы узнали сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы.

5.Рефлексия

3 минуты

1.Подводит итоги урока

2.Предлагает ученикам сформулировать вывод урока

3. Организует заполнение учениками листа самоконтроля

Формулируют выводы, осуществляют самооценку, заполняют листы самоконтроля.

Развивают умение рефлексировать, адекватно оценивать свой вклад в урок и действия других

Рабочий лист, вкладка лист самоконтроля (или отдельно можно распечатать, как удобно)

6.Домашнее задание

2 минуты

1.Объясняет цель и содержание, алгоритм выполнения д\з, отвечает на уточняющие вопросы.

2. Благодарит учащихся за работу на уроке

Параграф 22 Написать эссе  «Все для фронта- все для победы.»

Развивают умение слушать, правильно фиксировать д\з

Слад 10,11,12

Приложение:

Лист самоконтроля урока по теме: Вспомним всех поименно….. Советский тыл в годы войны.

Ф.И.О._________________________________________

Лист самоконтроля урока по теме: Вспомним всех поименно….. Советский тыл в годы войны.

Ф.И.О._________________________________________

Сегодня на уроке я узнал…….

Сегодня на уроке я узнал…….

Мне больше всего запомнилось…..

Мне больше всего запомнилось…..

Написать три прилагательных, характеризующих урок

Написать три прилагательных, характеризующих урок



Предварительный просмотр:

                    Тема:                                                                                              Технологическая карта ученика:

Термины:

1.

2.

3.

4.

5.

Цель:

Задачи:

Элементы лабораторной работы.Таблица: «Тыл в годы войны.»

отрасль

эвакуация

наука

искусство

церковь

Вклад/Имена



Предварительный просмотр:

Карточка №1

Вклад науки в военное производство

В тяжелые военные годы советская наука сосредоточилась на решении проблем, "способствующих достижению победы над фашистской Германией. Необходимо было не только обеспечить армию и флот достаточным количеством технических средств и вооружений, но и превзойти противника по качеству боевой техники. Огромный вклад в советское танкостроение внесли такие конструкторы и ученые, как Ж.Я. Котин, М.Н. Кошкин, А.А. Морозов, Н.Л. Духов и другие. Их усилиями были созданы лучшие танки второй мировой войны – тяжелый ИС (на базе модернизированных КВ, КВ-1 и КВ-2) и средний Т-34. С помощью ученых производство танков было поставлено на поток, а ручная сварка заменена автоматической (по методу академика Е.О. Патона).

Вместо ковки и литья деталей для танков широко использовалась штамповка и термическая обработка токами высокой частоты. Впервые в мире усилиями советских ученых и инженеров такая сложная деталь, как танковая башня, стала изготавливаться посредством штамповки, что резко ускорило сроки сборки этих грозных машин. Важные теоретические и практические проблемы были разработаны советской наукой в области авиации. Трудами таких ученых, как М.В. Келдыш, Н.Е. Кочин, С.А. Христианович и ряда другие, удалось решить сложные задачи, связанные с созданием скоростных самолетов для советской военной авиации. Штурмовики, истребители, бомбардировщики, созданные такими конструкторами, как А.А. Архангельский, С.В. Ильюшин, С.А. Лавочкин, А.И. Микоян, Н.Н. Поликарпов, А.Н. Туполев, А.С. Яковлев и другие, по всем важнейшим показателям превосходили соответствующие типы самолетов фашистской Германии. Значительный вклад в совершенствование авиационной техники в военные годы внесли ученые-конструкторы авиационных двигателей – В.Я. Климов, А.А. Микулин, А.Д. Шевцов и другие.

Советская армия была обеспечена самыми мощными и наиболее совершенными артиллерийскими системами. Артиллерийское оружие, созданное в конструкторских бюро В.Г. Грабина, Ф.Ф. Петрова, И.И. Иванова, Б.И. Шавырина, отличалось от артиллерийских систем фашистской Германии большей мощностью, надежностью в эксплуатации, простотой в обращении, сроками службы. Новые образцы стрелкового оружия были разработаны советскими учеными-оружейниками В.А. Дегтяревым, Ф.В. Токаревым, Г.С. Шпагиным, П.Н. Горюновым, С.Г. Симоновым и другими.

Реактивная артиллерия, ставшая новейшим видом вооружения во второй мировой войне, впервые стала использоваться в боевых действиях Красной Армией. Различные типы реактивной артиллерии, в том числе и знаменитые "катюши", разработанные коллективами советских ученых (в том числе и будущим Главным конструктором, под руководством которого в 1961 году был осуществлен первый полёт человека в космос, – С.П. Королевым), по всем показателям превосходили аналогичные разработки Германии и стран-союзниц.

В апреле 1942 года была создана специальная комиссия по научно-техническим вопросам военно-морского дела. Она занималась модернизацией старых и созданием новых боевых кораблей, поиском способов защиты их от морских мин, повышением эффективности стрельбы корабельной артиллерии. Председателем комиссии был академик А.Ф. Иоффе, ученым секретарем – профессор И.В. Курчатов. Значительную помощь военной промышленности оказали исследования П.С. Александрова, И.М. Виноградова, М.А. Лавреньева, С.А. Соболева в области вычислительной математики, работы физиков под руководством А.Ф. Иоффе по изучению полупроводников и созданию приборов для самолетов, артиллерийских систем и кораблей.

Исследования советских ученых-химиков во главе с Н.Д. Зелинским сыграли важную роль в создании новых взрывчатых веществ. Существенный вклад в развитие теории горения и взрывов внес коллектив ученых, руководимый Н.Н. Семеновым. Большое значение для развития приборостроительной и оптико-механической промышленности имели исследования С.И. Вавилова.

Весьма результативной была и деятельность ученых-медиков. Успешно разрабатывались проблемы хирургии, терапии, эпидемиологии. Многие ученые работали непосредственно на фронтах Великой Отечественной войны. В результате широкого внедрения в практику открытий и достижений медицинской науки, полученных во время войны, ученые-медики добились впечатляющих успехов – более 70% раненых советских офицеров и солдат возвращались в строй.

В годы войны советская наука работала и над перспективными проблемами, проводила фундаментальные исследования, рассчитанные уже на будущее. В мае 1942 года был испытан первый в мире реактивный истребитель, созданный конструктором В.Ф. Болховитиновым. В начале 1945 года был запущен в серийное производство истребитель с турбореактивным двигателем, созданный коллективом ученых под руководством А.И. Микояна. В1943 году возобновились исследования по ядерной проблематике. Они позволили в 1949 году лишить США монополии на атомную бомбу. Первые ее образцы были созданы в лаборатории под руководством И.В. Курчатова.

Преимущественное внимание советских ученых к вопросам, непосредственно связанным с войной, позволило организовать помощь фронту и тылу по самым различным направлениям. Тесная связь науки с производством стала одним из источников победы Советского Союза над фашистским агрессором.

Карточка  №2

Эвакуация

Факты:

  1. Лозунг «Всё для фронта, всё для победы».
  2. Захвачено 1,5 млн.кв.км. территорий с населением 74,5 млн. человек и выпускалось 50% промышленной и сельскохозяйственной продукции.
  3. 24 июня 1941 г. Совет эвакуации (Н.М.Шверник).

Документы.

1. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время»

В целях обеспечения выполнения производственных заданий, связанных с нуждами военного времени, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Предоставить директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли право устанавливать с разрешения Совнаркома СССР как для всех рабочих и служащих, так и для отдельных цехов, участков и групп рабочих и служащих обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1-го до 3-х часов в день.

2. Лица, не достигшие 16 лет, не могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2-х часов в день.

3. Не могут быть привлечены к сверхурочным работам беременные женщины, начиная с шестого месяца беременности, а также женщины, кормящие грудью – в течение шести месяцев кормления.

4. Оплату обязательных сверхурочных рабочим и служащим производить в полуторном размере.

5. Отменить очередные и дополнительные отпуска, заменив их денежной компенсацией за неиспользованный отпуск во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях. Отпуск предоставляется лишь в случае болезни. Отпуска по беременности т родам предоставлять в соответствии со ст. 14 постановления Совнаркома СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 года.

                                                                   Председатель Президиума Верховного Совета

                                                                   СССР М.Калинин

                                                                    Секретарь Президиума Верховного Совета

                                                                   СССР А.Горкин

                                                                    Москва, Кремль. 26 июня 1941 года.

Вопросы к документу.

  1. Как изменились условия труда по сравнению с предвоенным временем? Считаете ли Вы подобные меры необходимыми?
  2. Чем, на ваш взгляд, объяснить специальную статью указа о молодёжи, не достигшей 16 лет к июню 1941 г..
  3. Выясните, кто из ваших родных находился в подростковом возрасте в годы войны. Какова роль подростков в работе тыла?

Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в СССР в 1942–1943 гг. (млн. т)

Виды продукции

1942 г.

1943 г.

1943 г. в процентах к 1942 г.

Зерно

29,7

29,4

99,0

Хлопок-сырец

1,3

0,7

53,8

Картофель

23,8

34,9

146,6

Мясо и сало (убойный вес)

1,8

1,8

100

Производство основных видов боевой техники, вооружения и боеприпасов в СССР в 1943–1944 гг.

Виды вооружения и боевой техники

2-е полугодие 1943 г.

1-е полугодие 1944 г.

1-е полугодие 1944 г. в процентах ко 2-му полугодию 1943 г.

Винтовки и карабины, тыс. шт.

1552,0

1258,0

81,1

Автоматы, тыс. шт.

1065,0

1003,5

94,2

Пулеметы всех видов, тыс. шт.

222,5

230,5

103,6

Минометы, тыс. шт.

13,2

3,7

28,0

Орудия всех видов, тыс. шт.

68,4

61,6

90,0

В том числе 76-мм и выше

24,6

27,1

110,2

Танки, тыс. шт.

10,2

8,1

79,4

В том числе тяжелые и средние

8,9

8,1

91,0

САУ, тыс. шт.

2,7

5,7

211,1

В том числе тяжелые и средние

1,3

2,1

161,5

Самолеты, тыс. шт.

18,3

19,6

107,1

В том числе боевые

16,1

16,3

101,2

Снаряды, млн. шт.

82,4

73,9

89,7

Мины, млн. шт.

37,7

38,0

100,8

Авиабомбы, тыс. шт.

7916,9

7574,2

 

 Производство основных видов промышленной продукции СССР в 1942–1943 гг.

Виды продукции

Выпуск 1942 г.

Выпуск 1943 г.

Кварталы

1943 г. в процентах к 1942 г.

I

II

III

IV

Электроэнергия (млрд. квт-ч)

29,1

32,3

7,2

7,7

8,1

9,3

111,0

Уголь (млн. т)

75,5

93,1

20,8

22,1

23,9

26,3

123,3

Нефть (млн. т)

22,0

18,0

4,3

4,5

4,6

4,6

81,8

Чугун (млн. т)

4,8

5,6

1,1

1,4

1,5

1,6

116,7

Сталь (млн. т)

8,1

8,5

1,7

2,1

2,2

2,5

104,9

Прокат (млн. т)

5,4

5,7

1,2

1,4

1,5

1,6

105,6

Железная руда (млн. т)

9,8

9,3

2,0

2,4

2,5

2,4

94,9

Металлорежущие станки (тыс. шт.)

22,9

23,3

4,4

5,6

5,6

7,7

101,7

Автомобили грузовые (тыс. шт.)

30,9

45,5

10,1

11,6

10,2

13,6

147,2

Тракторы

3520

1063

71

197

405

390

30,2

Карточка №3

Церковь

Ф а к т ы.

Патриарший местоблюститель Сергий за первые два года войны выпустил 23 послания о даровании русскому народу победы. По его предложению верующими были собраны средства на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского.

4 сентября 1943 г. Сталин принял в Кремле митрополита Сергия и двух других высших иерархов Русской Православной церкви. Он высказал одобрение патриотической деятельностью духовенства и верующих Православной церкви и дал согласие на избрание Патриарха Московского и Всея Руси.

8 сентября 1943 г. на Поместном соборе патриархом Русской Православной церкви был избран митрополит Сергий.

Д о к у м е н т ы

Из обращения митрополите Московского и Коломенского, главы Православной церкви в России Сергия

22 июня 1941 г.

Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят ещё раз поставить народ на колени перед неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостностью родины, кровными заветами любви к своему отечеству.

Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьей помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своём долге пред родиной и верой и выходили победителями.

Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжёлый час испытаний всем, чем каждый может:

Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Дмитрия Донского, положивших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче, разбивших наголову Соловья - разбойника.

Из решения Поместного собора Русской Православной церкви

"Осуждение изменников вере и отечеству"

8 сентября 1943 г.

Всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма как противник Креста Господня, да числится отлучённым, а епископ или клирик - лишённым сана.

Из книги М. Джиласа "Лицо тоталитаризма"

Русский патриарх, как только вспыхнула война, начал, не спрашивая разрешения правительства, рассылать гектографированные послания против немецких захватчиков: послания эти находили отклик, охватывая не только подчинённое ему священство, а гораздо более широкие круги. Эти воззвания были привлекательными и по форме - среди однообразия советской пропаганды от них веяло свежестью древнего религиозного патриотизма. Советская власть быстро приспособилась и начала опираться на церковь, хотя продолжала считать её пережитком прошлого: Сталин интуитивно понял, что ни его социальная система, ни власть не удержатся под ударами немецких армий, если не обратиться к исконным стремлениям и самобытности русского народа.

Как и почему изменилось отношение советского государства к Православной церкви?

В чём заключался вклад Православной церкви в общую победу советского народа над врагом?

Карточка  №4

 

Культура

Из отчёта о работе фронтовой группы Государственного театра им. Евгения Вахтангова

Поездка на Калининский фронт (апрель - май 1942 г.). Бригада обслуживала Управление Калининского фронта, после чего была направлена в армию генерал-лейтенанта т. Лелюшенко, все подразделения которого обслужила. Поездка происходила в весеннюю распутицу, когда 150 км по пути в армию пришлось преодолевать 11 суток. Работа протекала на передовых, случалось играть и под огнём. Особый интерес представлял для бригады опыт показа целого спектакля в обстановке передовых позиций. Опыт оказался весьма удачным. Представление целой пьесы производит на бойцов глубокое впечатление. Там, где невозможно было играть спектакль, играли концерты. На Калининском фронте бригада работала два месяца.

Из отчёта директора Центрального Дома работников искусства С. А. Саакова о работе ЦДРИ в дни Отечественной войны

8 мая 1945 г.

Воодушевлённые подвигами нашей Армии мастера искусств собрали средства, на которые ещё в марте 1942 г. был куплен ныне прославившийся танк "Беспощадный" и на вечере "Танкисты" торжественно передан танковому экипажу капитана Хорошилова.

Видимо, это чувство постоянной готовности сделать всё, что можно, для нашей любимой армии, подчинение этому всего остального помогло нашему Дому провести в воинских частях и госпиталях более 25 тыс. шефских выступлений, гостеприимно принять у себя в Доме на 800 вечерах около полумиллиона воинов Красной Армии, обратиться с призывом ко всем работникам искусств и литературы включиться в большое дело по сбору средств в фонд помощи детям фронтовиков, самому организовать сбор творческих подарков среди артистов, художников, писателей, композиторов, внести в фонд помощи детям фронтовиков миллион сто шестьдесят две тысячи рублей и заслужить этим благодарность т. Сталина за заботу о воинах Красной Армии и их семьях.

С первых дней войны деятели отечественной  культуры вносили весомый вклад в достижение победы. На фронт ушли более тысячи писателей и поэтов, в том числе М.А. Шолохов, А.А,. Фадеев, К.М.Симонов, А,Т, Твардовский и мн. другие. Каждый четвёртый из них не вернулся с войны. Литература военного времени пользовалась большим успехом и признанием как на фронте так и в тылу. Мужество героев – блокадников было воспето в «Ленинградской поэме» О. Бергольц.

Подвиг защитников Сталинграда увековечили «Дни и ночи» К.М. Симонова.

     Для выезда на линию фронта создавались фронтовые театры. Более 40 тысяч деятелей искусства побывали на фронте за годы войны.  Самым любимым музыкальным жанром стала лирическая песня «Вечер на рейде» В. Соловьёва – Седого, «Тёмная ночь» Богословского, «В лесу прифронтовом» Блантера.

Особый зрительский успех имели фронтовые  песни артистов эстрады. Наиболее известными исполнителями лирических песен были К. Шульженко, Л. Русланова, М. Бернес.

    Если до войны советская культура помогала людям «строить и жить», то теперь она помогала им побеждать.

Как изменились формы творческой деятельности работников искусств в годы войны?

Какой вклад внесли работники искусств в общее дело разгрома врага?



Предварительный просмотр:

Нравственный подвиг- преодоление нравственно-волевыми усилиями страстей, греха; победа над собой, непозволение себе думать и говорить, а также поступать вопреки вечной правде. Для совершения нравственного героизма нужна большая вера, сильный дух, нравственная устойчивость личности.

Труженики тыла- К данной категории российское законодательство относит лиц, которые во время ВОВ (Великой отечественной войны) работали в тылу не менее полугода, что нашло свое подтверждение в их документах. Под определение «труженики тыла» подпадают и те, кто награжден за свою трудовую деятельность в эти годы орденами и медалями СССР – это избавляет их от необходимости доказывать факт своей работы иным путем.-

Тыл-Территория позади фронта, за боевой линией.

Эвакуация-(лат. evacuatio, от evacuare — опорожнять, удалять) — комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из городов персонала объектов экономики, прекративших свою работу в условиях чрезвычайной ситуации...

ГКО- Государственный комитет обороны

Лист самоконтроля урока по теме: Вспомним всех поименно….. Советский тыл в годы войны.

Ф.И.О._________________________________________

Лист самоконтроля урока по теме: Вспомним всех поименно….. Советский тыл в годы войны.

Ф.И.О._________________________________________

Сегодня на уроке я узнал…….

Сегодня на уроке я узнал…….

Мне больше всего запомнилось…..

Мне больше всего запомнилось…..

Написать три прилагательных, характеризующих урок

Написать три прилагательных, характеризующих урок

Лист самоконтроля урока по теме: Вспомним всех поименно….. Советский тыл в годы войны.

Ф.И.О._________________________________________

Лист самоконтроля урока по теме: Вспомним всех поименно….. Советский тыл в годы войны.

Ф.И.О._________________________________________

Сегодня на уроке я узнал…….

Сегодня на уроке я узнал…….

Мне больше всего запомнилось…..

Мне больше всего запомнилось…..

Написать три прилагательных, характеризующих урок

Написать три прилагательных, характеризующих урок

Из выступления по радио И.В.Сталина

3 июля 1941г.

Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается… Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель, разрушение национальной культуры и национальной государственности  народов Советского Союза, их онемечивание, превращение в рабов… Дело идёт, таким образом, о жизни и смерти народов СССР… Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили свою работу на новый, военный лад, всё подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага…

 

Целью этой всенародной Отечественной войны является не только ликвидация опасности, нависшая над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма.

Как оценил Сталин характер войны, которую развязали фашисты?

Какой по характеру являлась эта война для советского народа?

Из выступления по радио Заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров Союза СССР и Народного Комиссара Иностранных Дел тов. В.М. Молотова

Граждане и гражданки Советского Союза!

Сегодня, в 4 часа утра, без предъявление претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах…

   Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством…

   Правительство Советского Союза выражает твёрдую уверенность в том, что всё население нашей страны, все рабочие, крестьяне, и интеллигенция, мужчины и женщины отнесутся с должным уважением к своим обязанностям, к своему труду... Весь наш Советский народ теперь должен быть сплочён и един,  каждый из нас теперь должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженности, достоянной настоящего Советского патриота, чтобы обеспечить все нужды Красной Армии, флота и авиации, чтобы обеспечить победу над фашистской Германией…

   Правительство призывает Вас все граждане и гражданки Советского Союза ещё теснее сплотить свои ряды, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя тов. Сталина.

    Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.

В чем выражает уверенность правительство Советского Союза, обращаясь ко всему Советскому народу?

Какой призыв к гражданам и гражданкам Советского Союза звучит в этой речи?



Подписи к слайдам:

Тема урока:Вспомним всех поименно… Советский тыл в годы войны
Определим задачи и цели урока:Цель: Увидеть подвиг (нравственный подвиг) рядовых тружеников тыла и деятелей искусства и науки.Задачи:
«…Дело идет, таким образом, о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР, о том - быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение. Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили всю свою работу на новый, военный лад, не знающий пощады врагу..»
5 июля 1941 года – создание Совета по эвакуации

Н. М. Шверник
«…Повесть о том, как целые предприятия и миллионы людей были вывезены на восток, как эти предприятия были в кратчайший срок и в неслыханно трудных условиях восстановлены и как им удалось в огромной степени увеличить производство в течение 1942 года - это прежде всего повесть о невероятной человеческой стойкости …» (корреспондент английской газеты)
Рабочий класс – фронту!
С 1941 по 1944 гг. увеличилось производство самолетов в 3,3 раза авиамоторов в 5,4 раза танков в 2 разадизельных моторов в 4,6 раза
Путь на восток
Эвакуация населения
Эвакуация завода
Перевод экономики на военные рельсы
Работа на эвакуированных предприятиях
Челябинский «Танкоград»
Сборка танков на Челябинском тракторном заводе
К осени 1942 года на Урале работало более 830 эвакуированных предприятий
Так случилось – мужчины ушли…
Молодежь – фронту
«Юных передовиков директор завода приглашал к себе. Первый раз это произошло 14 ноября 1944 года. В кабинет строгого руководителя, робея, вошли 52 подростка. Мальчишки и девочки по такому случаю были умытые, причесанные, в почищенной одежде. Анатолий Солдатов, генерал-майор инженерно-технической службы, усадил их за широкий полированный стол. Произнес речь, угостил чаем и вручил каждому из приглашенных по паре валенок, а в придачу по большой банке фруктовых консервов - варенья, проще говоря». (Из воспоминаний тружеников тыла)
Пермь, 1944 год
Труженики села фронту!
80% всей рабочей силы в деревне составили – женщины, старики и детиЗа 1941-1944 гг. колхозы и совхозы дали стране 4,3 миллиарда пудов зерна
Вспомним всех поименно….:
отрасль
эвакуация
наука
культура
церковь
Вклад/имена
Критерии оценки таблицы
Заполнены все столбцы таблицы таблицы, вписаны основные выводы, имена и вклад деятелей культуры и науки, ответы кратки и лаконичны, соответствуют теме. ОЦЕНКА 5Заполнено 3 или 4 столбца, ответы размыты, не совсем соответствуют теме, выписаны не все имена и вклад людей в Победу. ОЦЕНКА 4Заполнено 2 столбца, выводы размыты, есть фамилии деятелей, но не указан их вклад. ОЦЕНКА 3Заполнен один столбец. ОЦЕНКА 2
Вклад науки в военное производство.
Их усилиями были созданы лучшие танки второй мировой войны – тяжелый ИС и средний Т-34. С помощью ученых производство танков было поставлено на поток, а ручная сварка заменена автоматической.
Котин Ж.Я.
А.А. Морозов
Туполев Андрей Николаевич,Яковлев Александр Сергеевич
Штурмовики, истребители, бомбардировщики, созданные такими конструкторами, как А.А. Архангельский, С.В. Ильюшин, С.А. Лавочкин, А.И. Микоян, Н.Н. Поликарпов, А.Н. Туполев, А.С. Яковлев и другие, по всем важнейшим показателям превосходили соответствующие типы самолетов фашистской Германии. ( як-2, як-9)
Константин Симонов
Жди меня, и я вернусь, Только очень жди.Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут,Позабыв вчера.Жди, когда из дальних местПисем не придет,Жди, когда уж надоестВсем, кто вместе ждет.
Подведем итоги:
Домашнее задание:
Написать эссе по теме «Все для фронта, все для победы! »Параграф 27
Использованные источники:
1. Учебник История Отечества. Л.Н. Загладин и др. 9 класс. – М: изд-во «Русское слово»:http://www.pomnivoinu.ru/home/catalog/6/http://1941-1945.at.ua/dir/http://work-engels.ru/archives/17390http://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/detjam-o-velikoi-otechestvenoi-voine.htmlhttp://memory.cdo-revda.edusite.ru/p69aa1.htmlhttp://victory.rusarchives.ru/http://fb.ru/article/146093/trujeniki-tyila-trujeniki-tyila-velikoy-otechestvennoy-voynyi
Презентация подготовлена учителем истории и обществознания ГБОУ школа №422 Кронштадтского районаСанкт-Петербурга Ю.В.Белявской

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «Хотелось бы всех поименно назвать…»

Внеклассное мероприятие по литературе для старших классов...

Вспомним всех поименно

Классный час, посвященный к 65 –летию Великой Отечественной войны«Вспомним их поименно»Классный руководитель: Ооржак Саяна Эрес-ооловна     Цель: Воспитание у учащихся ч...

Урок истории в 11 классе по теме : «Хотелось бы всех поименно назвать…»

Урок истории в 11 классе по теме : «Хотелось бы всех поименно назвать…»...

ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО...

Великая Отечественная война  22.06.1941 - 09.05.1945г.г.Афганская война 27.12.1979 - 15.02.1989г.г.Чеченская война  10.12.1994 - 16.08.1996г.г.; непонятный переходный период, а реально -...

«ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО…» (литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов, посвященная 10-летию выводы Советских войск из Афганистана)

литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов, посвященная 10-летию выводы Советских войск из Афганистана...

Технологическая карта урока "Музыка в годы ВОВ. Вспомним всех поименно"

Цель урока - осмысление роли музыки в годы Великой Отечественной войны. Произведение Николая Савкова "Седьмая симфония" и отдельные музыкальные фрагменты Ленинградской симфонии, в том числе эпизод наш...

Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига   жителей  в годы Великой Отечественн...