Краеведческая интеллектуальная игра для учащихся 9-11 классов, посвященная 70-летию Сталинградской битве
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Вакалова Татьяна Васильевна

Обобщение и углубление исторических знаний по теме «Сталинградская битва»;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yts_hvts.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25

Исторический  этап школьного интеллектуального марафона

«Что?Где?Когда?»

Тольятти,2013

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25

Краеведческая  интеллектуальная игра

для учащихся 9-11 классов,

посвященная 70-летию

Сталинградской битве

Подготовили:

 Вакалова Т.В, учитель истории и обществознания

Киселева Т.В. учитель истории и обществознания, ОБЖ

Тольятти,2013

Краеведческая  интеллектуальная игра

для учащихся 9-11 классов,

посвященная 70-летию

Сталинградской битве.

Для человека все должно быть дорого

На своей Родине: и ее народ, и ее земля,

и ее история, и ее завтрашний день.

Будущее Родины в ваших руках.

Помните об этом, ребята!

Ю.Яковлев

 

Воспаленной губой припади и попей

Из реки по имени факт…

В.Маяковский

Цели: обобщение и углубление исторических знаний по теме «Сталинградская битва»;развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы индивидуально и в группах; развитие умения анализа исторических источников. Воспитание чувства гордости героической историей своей Родины.

Оборудование: компьютер,экран, карты,раздаточный материал для членов жюри и команд, выставка плакатов, портреты героев и командующих; репродукции произведений изобразительного искусства о событиях Сталинградской битвы; презентация «Сталинградская битва»; тексты песен военных лет; музыкальный центр, столы для команд, цветная бумага, красные и черные маркеры.

Подготовка к игре: Участники заранее готовят эмблемы с названием команд, девиз, творческую работу. Изучают  литературу по истории Сталинградской битвы.

Участники игры: ученики 9-11 классов, болельщики.

Описание игры: В команде по 6 человек от класса. Все задания распределяются по командам и выполняются с учетом времени.

 Ход мероприятия

Вступительное слово учителя

1. На уроках истории мы не раз говорили о военной тематике. Мы изучали множество войн, в которых принимала участие наша страна.

Великая Отечественная война стала тяжелейшим трагическим испытанием для всех народов Советского союза. На нашу страну обрушилась отлаженная военно-экономическая машина фашистской  Германии. Идеология Гитлера представляла смертельную опасность  для всего человечества. Народы СССР внесли решающий вклад в разгром фашизма и тем самым спасли мир от угрозы тотального порабощения. 2.Несмотря на тяжелые потери первых дней войны, тяжелым самоотверженным трудом советского народа в районе Сталинграда враг был сломлен, военные действия Красной армии перешли от обороны к наступлению, что и предрешило итог этой страшной войны. В этом году исполняется 70 лет этому выдающемуся событию, которое показало всему миру великую мощь, доблесть и силу русского народа. Великий подвиг защитников Сталинграда продолжает изучаться и раскрывает все новые и новые грани.  Ведущий1:Уважаемые участники нашей интеллектуальной игры, сегодня вам предстоит вспомнить,как это было, продемонстрировать свои знания и эрудицию по истории Сталинградской битвы.Ведущий 2:Оценивать наших участников  будет  уважаемое  жюри в лице …                            (представление помощников и жюри)

Звучит гонг

1.Перекличка команд: «Приветствие» команды объявляют свое название ,девиз и эмблему сдают членам жюри.

2.Конкурс «Разминка»(1 балл за правильный ответ)

1. Назовите хронологические рамки оборонительного этапа  

         Сталинградской битвы 

     2.Назовите хронологические рамки наступательного периода  

        Сталинградской битвы

     3.Сколько дней длилась Сталинградская битва?

     4.Назовите девиз защитников Сталинграда. 

     5.Назовите смысл приказа №227? 

     6.Почему 23 августа отмечается как День памяти?

     7. Что произошло у поселка Латошинка 23 августа 1942г.? 

     8.Какой народный промысел был возрожден в Сталинграде зимой    

       1942- 1943гг?

     9.Как называлась операция по разгрому фашистов под    

        Сталинградом?

    10.Сколько танков выпустил в 1942 г. Сталинградский тракторный    

          завод? 

     11.Сколько человек обороняло Дом Павлова?

     12.Сколько партизанских отрядов действовали на территории    

          Сталинградской области.

      3.Конкурс «Знаешь ли ты?»

 

       1.Какой город (в Волгоградской области) в дни ВОвойны и  

         Сталинградской битвы назывался городом милосердия и  почему? 

       2.О каком оружии, производившемся в Сталинграде, идет речь в      

          этом донесении: «Дизель в 500 лошадиных сил целиком сделан из  

          алюминия?

3.Армии каких стран принимали участие в Сталинградской битве на

   стороне Германии? 

4.Именем какой русской реки была названа группа армии немецко-

   фашистских войск под командованием генерала фельдмаршала    

    Манштейна? 

 5.Назовите имя и звание главнокомандующего 6-й армии немецко-

   фашистских войск, попавших в окружение в Сталинграде? 

6.Как назывался один из участков берега Волги в Волгограде на котором

   в дни Сталинградской битвы воины 138-й стрелковой краснознаменной

   дивизии стояли насмерть, но так и не пропустили врага к

   Волге? 

 7.В подвале какого здания, одного из немногих уцелевших в

   Сталинграде, находился генерал- фельдмаршал Фридрих Паулюс, где

   он и был взят в плен?

 8.Главнокомандующий Паулюс вместе со штабом сдался в плен 31

    января 1942г. а победу под Сталинградом мы отмечаем    

    2февраля.Почему?

9.На какие два самостоятельных фронта разделила Ставка Верховного

    главнокомандующего Сталинградский фронт 5 августа 1942г?

10.Символом стойкости советских воинов стал подвиг взвода  

     гвардейцев, 58 суток защищавших дом в центре города, названный    

    впоследствии Домом Павлова. Назовите имя и звание командира  

   этого взвода, которому позже знаменитый волгоградский хирург

    Водовозов вернул зрение.

11.В Волгограде есть два памятника речникам. Один- известный всем

     «Гаситель». А где расположен и что представляет собой памятник

     волжским речникам и кораблям, погибшим в дни Сталинградской

     битвы?

12.10 января 1943г. советские войска приступили к ликвидации

      окруженных немецко-фашистских войск под Сталинградом.

      Проведение операции возлагалось на Донской фронт под

      командованием генерал- лейтенанта К.К.Рокосовского. Как

      называлась операция» 

4. Конкурс «Знаешь ли ты карту?» (3 балла за правильный ответ)

1.Обозначьте,  красным большим флажком,  место окончательной ликвидации немецко-фашистских войск  2 февраля 1943г.

1.Обозначьте, красными флажками,  места расположения Юго-Западного, Донского и Сталинградских фронтов

2.Покажите, черными стрелками, направления удара немецко-фашистских войск группы армий «Дон», пытавшей прорваться к окруженной группировке.

3.Покажите, красными стрелками, направления ударов советских войск в декабре 1942 года.

 

5.Конкурс  «Узнай героя»(2 балла за правильный ответ)

1.Кто из маршалов советского союза, участников Сталинградской битвы,  захоронен вне Кремлевской стены?

     2.Именем этого 16-летнего разведчика назван сквер и школа в

   Ворошиловском районе города Волгограда и один из детских лагерей

   отдыха. Будучи добровольцем, он 12 раз переходил линию фронта и

   приносил ценные сведения. Был повешен гитлеровцами на Дар-горе.

   Как его звали?

    3.Как звали морского пехотинца, который  объятый пламенем,    

      бросился под гитлеровский танк и поджег его бутылкой с горящей  

      смесью? В память о нем в Волгограде установлен монумент?

4. Как звали командира пулеметной роты, испанца по национальности,

    погибшего под Сталинградом и похороненного на площади Павших  

    борцов?

5.Теряя сознание, он крепко зажал провод  зубами. Восстановив связь,  

    он умер с проволокой в зубах. 

6. Очень широко в обороне Сталинграда применялся огонь снайперов.  

Например, в 2840-й стрелковой дивизии инициатором движения был старшина, комсомолец… чтобы его уничтожить, немецко-фашистское командование доставило в Сталинград руководителя Берлинской школы снайперов майора Конинкса, но через 4 дня тот сам попал на мушку нашего замечательного снайпера. Его звали…

 

6.Конкурс «Рекламная пауза»

(2 балла за содержание, 3 балла за оригинальность)

1. Разработайте текст сообщения об окончании Сталинградской битвы

7.Конкурс «Кто больше?»(1 балл за каждый ответ. 3 минуты)

 

1.Какие памятники увековечили подвиг героев Сталинграда?

 (Написать на листках бумаги, пронумеровать и озвучить.)

 

 9.Конкурс «Угадай песню»  необходимо угадать песню по первых

звукам и исполнить первый куплет с болельщиками (5 баллов)

 

10.Конкурс «Послание потомкам» домашнее задание мини-эссе

«И помнит мир спасенный» (За данный конкурс дается 5 баллов.

При этом учитывается эмоциональность, лаконичность, патриотизм, оригинальность)

Игра со зрителями

 1.Расшифруйте название советского танка КВ (Клим Ворошилов)

2.В массированных ударах по врагу во время Сталинградской битвы активно участвовал «бог войны». Какой род войск так называют? (Артиллерия)

3.Как в народе называют пехоту? «Царица полей»)

4.Именно так Юрий Борисович Левитан- диктор Всесоюзного радио, начинал сводки с фронта. «От Советского информбюро…»)

5.В Англии в серии «Всемирная история» была издана книга под названием «Маршал, который никогда не знал поражения». Чей полководческий талант был оценен так высоко? (Г.К.Жуков)

6.Есть такая присказка: «Я медведя поймал.- так веди его сюда!- Да он не идет!- тогда сам иди!- Не могу, медведь не пускает!» армия Паулюса, окруженная советскими войсками не была похожа на медведя силой, но она держала 7 наших армий. Как называлась операция по уничтожению окруженного противника? («Кольцо»)

7.Итак, германская армия окружена. Гитлер пытался ее спасти. К Сталинграду двинулись войска под командованием известного генерала. Он занимал особое положение среди высокопоставленных генералов, его военная слава вызывала зависть у многих. Фельдмаршала называли человеком, скрывающим свои чувства под маской ледяного спокойствия. Человек- камень по происхождению был из поволжских немцев России. Кто этот генерал? Как называлась операция по освобождению окруженной группировки? ( Манштейн, «Зимняя гроза»)

8.В середине сентября 1942 года был сбит летчик- истребитель лейтенант Аинштедель. Он выбросился с парашютом и попал в плен. На допросе он сказал: «Гитлер нарушил два завета моего великого прадеда:»Никогда не воевать против России и никогда не воевать на два фронта». Чьим правнуком был лейтенант Аинштедель. (Отто фон Бисмарк)

8.Конкурс «Мамаев курган»(1 балл за правильный ответ)

1.Как долго шли  бои за Мамаев курган?

2.Как значился в военных сводках Мамаев курган?

3.В каком году был открыт памятник- ансамбль  «Мамаев курган?»

 4.Кто автор памятника- ансамбля на Мамаевом кургане?

5.Какие памятники на Мамаевом кургане вы можете  перечислить?

6.Чья музыка звучит в Зале Воиской славы?

7.Что вы можете сказать о символической березе, растущей у подножия

    Мамаева кургана?

Исполнение песни «Мы за ценой не постоим»

Слово учителя.

– Последствия  войны еще долго будут отзываться в сердцах настоящих и будущих поколений. Конечно с годами возможна переоценка тех или иных событий войны, уточнение числа потерь, материальных затрат, но никогда нельзя допускать упрощенного взгляда на итоги кровавой битвы, девальвации подвига народа, вынесшего все тяжелейшие испытания войной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра для учащихся 6-7 классов "Он сам был первым нашим университетом", посвященная 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова

 Многими славными именами гордится Россия, но звездой первой величины в России XVIII века по праву является Михаил Васильевич Ломоносов. Первый русский академик, пионер отечественной...

Дидактическая игра-конкурс "Своя игра" для учащихся 7-го класса.

Выбранная форма дидактического конкурса наиболее удобна для проведения коллективных мероприятий, в которых могут принять участие учащиеся всей параллели 7 классов школы.  Поэтому наиболее подходи...

Внеклассное мероприятие для учащихся 10-х классов, посвященное 200-летию победы России в Отечественой войне 1812 года

Мероприятие проводится в виде игры-соревнования по командам. 4 этапа. В сопровождение презентация. В конце игры личное первенство....

Краеведческая интеллектуальная игра для учащихся 9-11 классов, посвященная 70-летию Сталинградской битвы

Краеведческая интеллектуальная игра для учащихся 9-11 классов, посвященная 70-летию Сталинградской битвы...

Литературная игра для учащихся 8-го класса, посвященная жизни и творчеству Н.В. Гоголя

Литературная игра для учащихся 8-го класса, посвященная жизни и творчеству Н.В. Гоголя ЦЕЛЬ: развивать познавательные способности учащихся, воспитывать любовь к литературе и художественному слову...

Урок Мужества "Мои ровесники на войне" для учащихся 10-11 классов посвящён 75-летию Битвы под Москвой

Урок Мужества "Мои ровесники на войне" посвящён 18-летним юношам и девушкам участвовавшим в Битве под Москвой 75-лет назад, в афганской войне, в боевых операциях в Донбасе. В работе использованы матер...