«Формирование гражданской позиции учащихся во внеклассной работе по истории»
статья по истории на тему

Формирование гражданской позиции учащихся – целенаправленный процесс воздействия на учащихся, который должен активно способствовать формированию у них гражданской ответственности и долга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

с. Межегей Тандинского кожууна

Доклад на тему:

«Формирование гражданской позиции учащихся

во внеклассной работе по истории»

Подготовила: учитель истории

МБОУ СОШ с. Межегей

Тандинского кожууна

Сарыглар Эмма Эрес-ооловна

Кызыл, 2014г.

Тема: Формирование гражданской позиции учащихся во внеклассной работе по истории

В условиях переоценки ценностей и смены идеалов формирование гражданской позиции учащихся является одной из приоритетных. Социальный заказ государства в образовании направлен на формирование человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего гражданской позицией современного человека. Это находит подтверждение в нормативно-правовых документах: «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Президентской программе «Дети России» и др., а также в письме Министерства образования РФ «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации». Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование гражданского пространства, создание условий для проявления гражданской позиции, взаимодействия всех институтов воспитания составляют основу политики в области образования.      

Следуя логике новых образовательных стандартов, страна нуждается в информированных, компетентных людях, имеющих гражданскую позицию, принимающих самостоятельные решения и способных нести ответственность за свои поступки. Суть гражданского образования посредством истории заключается в том, чтобы сформировать у человека гражданскую позицию, которая выражает стремление личности к достижению высоких нравственных идеалов, патриотической и интернациональной сознательности, обеспечивает наиболее полную реализацию творческих возможностей. Значение образовательных учреждений в этом процессе переоценить трудно.

Формирование гражданской позиции учащихся – целенаправленный процесс воздействия на учащихся, который должен активно способствовать формированию у них гражданской ответственности и долга.

Формирование гражданской позиции тесно связано с воздействием массовой информации и переживанием личного опыта участия в гражданских отношениях. В отличие от многих случайных, неупорядоченных воздействий именно школа может осуществлять целостность, систематическое влияние на формирование гражданской позиции учащихся.

Гражданская позиция формируется в процессе общего становления личности. Процесс формирования гражданских качеств имеет свои специфические особенности в каждом возрастном периоде, однако наиболее интенсивно он протекает в старшем школьном возрасте.

По мнению И.С. Кона юношеский возраст является наиболее восприимчивым к усвоению общепринятых образцов и правил поведения в социуме. Для данного возраста характерна противоречивость положения «еще ребенок – уже взрослый». В этот период происходит изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний, т.е. «процесс социального самоопределения, в который входит формирование жизненной перспективы, отношения к труду и морального сознания». (Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980).

Социальное самоопределение и поиск себя способствуют процессу формирования активной гражданской позиций личности старшеклассника. В юношеском возрасте появляется потребность свести многообразие фактов в целостную картину бытия.

Также, по мнению И.С. Кона, «стоящий перед юношей вопрос заключается не только и даже не столько в том, кем быть в рамках существующего разделения труда (выбор профессий), сколько в том, каким быть (моральное самоопределение)».

Для оптимизации процесса гражданского воспитания старшеклассников следует создавать необходимые условия способствующие удовлетворению их потребностей в индивидуальном поиске смысла жизни и формированию навыков построения стратегии своей жизни.

Выпускник средней школы должен уметь идентифицировать себя в культурном, политическом, социальном, экономическом современном пространстве, свободно распознавать роли и статусы, намерения и цели, желаемое и действительность. Старшеклассники должны обладать убежденностью в своей позиции, определенностью в отношении будущей судьбы, умениями использовать существующие в обществе механизмы достижения целей.

Гражданская позиция старшеклассников предполагает приверженность созидательным целям укрепления потенциала общества; высокую познавательную и практическую активность и самостоятельность; умение адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе; устойчивые этические качества, усвоенные правовые нормы – данные цели особенно эффективно реализуются в курсе истории.

Целью исторического образования в старших классах является формирование устойчивого правового поведения, т.е. способности защищать свои права, принимать ответственные решения, реализовывать свободы, осуществлять нравственный выбор. У учащихся старших классов должны быть сформированы полные представления о типе социального устройства, об институтах и функциях государства.

В системе внеклассной работы большое значение имеет внеклассная работа по истории – одна из составных частей деятельности учителя истории. Внеклассная работа преследует те же задачи, что и учебный курс, т.е. приобщает учащихся к пониманию истории, обогащает их знания, расширяет исторический кругозор, содействует росту их интереса к истории. Говоря о содержании, формах и методах формирования гражданской позиции учащихся во внеклассной (внеурочной) деятельности по истории, отметим, что все мероприятия, которые проводят учителя, должны опираться на знания, полученные в процессе изучения основного курса истории, быть логическим продолжением учебной деятельности, учитывать возрастные и индивидуальные особенности старшеклассников, их интересы и желания.

Классные занятия обязательны для учащихся и строятся на основе государственной программы, в которой определен минимальный для данного класса объем знаний. Во внеклассную работу школьники вовлекаются на основе свободного выбора вида занятий. Добровольное начало – один из основных принципов внеклассной работы и в значительной степени определяет ее содержание и методы. Внеклассная работа по истории базируется на тесной связи обучения, воспитания и образования с жизнью. Устанавливая взаимосвязь учебной и внеклассной исторической работы, учитель во внеклассной работе для более глубокого изучения истории широко использует знания учащихся, полученные на уроке. Познание общих закономерностей исторического процесса помогает школьникам глубже понимать основные этапы истории нашей страны, а знание местной истории способствует осознанному пониманию общеисторических закономерностей.

Индивидуальная деятельность во внеклассной работе по истории предполагает чтение дополнительной литературы по истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний и др. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм.

 Одной из эффективной формой внеклассной работы по формированию гражданской позиции является исторический вечер. Его задача состоит в том, чтобы разнообразными средствами искусства (художественным чтением, музыкой, пением, инсценировкой) в дополнение к докладу, лекции помочь учащимся эмоционально воспринять значение, смысл и содержание исторического события, факта, явления.

Переживаемые совместно с другими школьниками эмоции глубоко влияют на формирование таких качеств личности как гражданский долг и гражданская ответственность.

К организации и содержанию вечера учителями предъявляются следующие педагогические требования:

1. Вечер рассматривается не как самоцель, а как средство воспитания, поэтому он должен иметь идейную направленность, т.е. должен вызывать такие переживания детей, которые ведут к воспитанию у них основ нравственности, патриотизма, внимательного и заботливого отношения к людям.

  1. Одно из важнейших педагогических требований к вечеру – привлечение к нему самого широкого круга учащихся, чтобы каждый школьник мог проявить свои дарования и свое желание быть активным. Это требование в свою очередь вызывает необходимость дифференцированного подхода к каждому подростку, внимательного учета его индивидуальных особенностей, интересов и способностей.
  2. Вечер должен быть интересным, занимательным. Интерес вечера зависит от многих условий. Однако одно из условий – разнообразие форм подачи материала. Здесь может быть и доклад, и чтение стихов, и встречи с участниками исторических событий, и обязательно элементы искусства – пение, музыка, инсценировка, хореография и игра, викторины, конкурсы.
  3. Устройство вечера – большое дело. Это значит, что активность, связанная с вечером, несет в себе элементы общественно полезной деятельности. Уже при подготовке отдельного номера программы тем или иным подростком в нем воспитывается чувство общественного долга, ответственности перед коллективом.

Значительно интереснее проходит вечер, если материал доклада включается в другие формы и преподносится учащимся в виде отрывка из очерка и стихотворения, песни и коллективного доклада.

Тематика исторических вечеров разнообразна. Особенность вечера состоит в том, что, наряду с разнообразием жанра, наблюдается тематическая целенаправленность, как сообщений, так и художественной части.

Общей чертой исторического вечера является их тематическая целенаправленность.

Таким образом, необходимо отметить, что исторический вечер как один из видов внеклассной работы по истории может найти применение как эффективное средство формирования гражданской позиции учащихся.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические аспекты формирования гражданской позиции у обучающихся на уроках истории и обществознания».

Доклад учителя истории, обществознания, ОРКСЭ  МБОУСОШ № 7 имени героя России М. Евтюхина  г. Североморска Филяева Алексея Евгеньевича на ГМО учителей истории г. Североморска по теме: :...

проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)

Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания.  Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...

« Использование технологии развития критического мышления в целях формирования гражданской позиции на уроках истории и обществознания

В своей работе я подняла проблему  формирования гражданской позиции с помощью технологии развития критического мышления . Также разработала ряд условий эффективности процесса формирования граждан...

« Использование технологии развития критического мышления в целях формирования гражданской позиции на уроках истории и обществознания

В своей работе я подняла проблему  формирования гражданской позиции с помощью технологии развития критического мышления . Также разработала ряд условий эффективности процесса формирования граждан...

Использование технологии развития критического мышления в целях формирования гражданской позиции на уроках истории и обществознания

В своей работе я подняла проблему формирования гражданской позиции. Ведь сегодня наша страна проживает не самые легкие времена, когда вокруг идут гражданские войны,поэтому данная проблема очень актуал...

«Использование ТРКМ как способ формирования гражданской позиции учащихся в системе патриотического воспитания на уроках истории»

Использование в процессе обучения истории, технология развития критического мышления на уроках позволяет развивать у учащихся навыки критического анализа, повышать уровень их самостоятельности, обеспе...