«Использование ТРКМ как способ формирования гражданской позиции учащихся в системе патриотического воспитания на уроках истории»
статья по истории

Использование в процессе обучения истории, технология развития критического мышления на уроках позволяет развивать у учащихся навыки критического анализа, повышать уровень их самостоятельности, обеспечивать учёт индивидуальных особенностей. Сама  технология  предполагает  организацию  процесса  обучения  в  трёхфазной  структуре: фаза  вызова; фаза  осмысления; фаза  рефлексии. Рассмотрим некоторые приемы данной технологии: кластер; приём  «толстые»  и  «тонкие»  вопросы; «инсерт».  Таким образом, сама технология и отдельные ее приемы позволяют в ходе урока развить у учащихся критическое, историческое мышление, сформировать познавательный интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trkm_v_sisteme_patrioticheskogo_vospitaniya.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Егорычева Анастасия Александровна

Санкт-Петербургское Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

«Использование технологии развития критического мышления как способ формирования гражданской позиции учащихся в системе патриотического воспитания на уроках истории»

Аннотация: Использование в процессе обучения истории, технология развития критического мышления на уроках позволяет развивать у учащихся навыки критического анализа, повышать уровень их самостоятельности, обеспечивать учёт индивидуальных особенностей. Сама  технология  предполагает  организацию  процесса  обучения  в  трёхфазной  структуре: фаза  вызова; фаза  осмысления; фаза  рефлексии. Рассмотрим некоторые приемы данной технологии: кластер; приём  «толстые»  и  «тонкие»  вопросы; «инсерт».  Таким образом, сама технология и отдельные ее приемы позволяют в ходе урока развить у учащихся критическое, историческое мышление, сформировать познавательный интерес.

Ключевые слова: технология развития критического мышления, фаза  вызова, фаза  осмысления, фаза  рефлексии, кластер, приём  «толстые»  и  «тонкие»  вопросы, «инсерт».

Author: Egorycheva Аnastasiya Аleksandrovna

St. Petersburg State budgetary vocational educational institution «College of sectoral technologies «Krasoderedets»

Title: The use of technology for the development of critical thinking as a way of shaping the citizenship of students in the system of patriotic education in history lessons

Summary: The use of history in the process of teaching, the development of critical thinking in the classroom allows students to develop critical analysis skills, increase their level of independence, ensure that individual characteristics are taken into account. The technology itself involves the organization of the learning process in a three-phase structure: the call phase; conceptualization phase; phase of reflection. Consider some of the techniques of this technology: cluster; reception «fat» and «thin» questions; «Insert». Thus, the technology itself and its individual techniques allow students to develop critical, historical thinking, to form a cognitive interest during the lesson.

Keywords: technology of development of critical thinking, the phase of the call, the phase of reflection, the phase of reflection, the cluster, the method of «thick» and «subtle» questions, «insert».

Патриотизм играет особую роль в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни российского общества. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения своей страны, желанием сохранить ее культурные ценности, а также стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Учебный и воспитательный процесс является неотъемлемой частью патриотизма. Основополагающие идеи, связанные с развитием духовности, гражданственности и патриотизма заложены известными педагогами А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили, В.А.Сухомлинским, Г.Н. Волковым, К.С. Чиряевым.

Главная задача учебных дисциплин - воспитать гражданина России, активного способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры.

Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом.

На уроках истории, как нигде уместны дискуссия и споры. Преподаватель способствует развитию у учащихся умений отстаивать свою точку зрения, работать в группе, быть толерантным и коммуникативным, а это качества гражданина. В конечном счёте, все эти формы работают на необходимый обществу результат.

Использование в процессе обучения истории, технология развития критического мышления на уроках позволяет развивать у учащихся навыки критического анализа, повышать уровень их самостоятельности, обеспечивать учёт индивидуальных особенностей. Использование технологии позволит развивать умения сотрудничать и работать в группе, самостоятельно систематизировать информацию.

На  самом  деле,  несмотря  на  то,  что  единого  взгляда  на  понятие  «критического  мышления»  не  существует,  разработчики  данной  технологии  определяют  под  этим  понятием  стратегию  поиска  разумного,  рефлексивного  мышления,  способ  выдвижения  новых  идей  и  расширение  личностных  возможностей.

Сама  технология  предполагает  организацию  процесса  обучения  в  трёхфазной  структуре:

  1. фаза  вызова;
  2. фаза  осмысления;
  3. фаза  рефлексии.

Рассмотрим некоторые приемы данной технологии.

Кластер – некий  приём,  когда  вокруг  основной  темы,  проблемы  необходимо  выделить  некие  смысловые  единицы.  В виде  кружков,  овалов  вокруг  центральной  темы  учащиеся  располагают  смысловые  единицы  (отдельные  слова  или  словосочетания).  Это  приводит  знания  в  систему  и  порядок.

Таким  образом, кластер  позволяет  систематизировать  имеющиеся  знания.  Поскольку  кластер  может  составляться  не  только  группами,  но  и  индивидуально, то в  этом  приёме  существует  реальная  возможность  учащемуся  выдвинуть  собственную  смысловую  единицу,  а  не  идти  за  группой.  

Кроме кластера, приём  «толстые»  и  «тонкие»  вопросы. Приведем таблицу  подобных  вопросов.

«толстые» вопросы

«тонкие»  вопросы

1. Объясните,  почему…?

1.  Кто?

2. Как  вы  считаете …?

2.  Что?

3. Чем  отличается …?

3.  Согласны  ли  вы…?

4. Почему  вы  сделали  такой  вывод …?

4.  Будет …?

5. Подумайте,  а  могло  ли  быть  по- другому…?

5.  Когда …?

6.  Предположите,  что  будет,  если …?  и   т.д.

6.  Верно  ли …?  и т.д.

Ответы  на  эти  вопросы  требуют  развёрнутого  ответа

Ответы  на  эти  вопросы  требуют  односложного  ответа.

Данный  приём  может  осуществляться  на  любой  фазе  урока,  он  может  быть  применён  для  самостоятельной  учебной  и  домашней  работы.  Систематическое  применение  данного  приёма  учит  обучающихся  грамотно  задавать  вопросы  и  осознавать  их  уровень  сложности.  Вопросы  и  ответы  могут  оформляться  в  таблицу  или  задаваться  устно.

При  изучении  новой  темы,  при  чтении  текста  учебника  или  исторического  документа  учащиеся  должны  произвести  на  полях  маркировку  значками:  «V» - если  учащийся  встретил  уже  известную  ему  информацию,  «+» - если  он  узнал  новое, «-» - если  он  думал  иначе,  «?» - не  понял,  не  усвоил  информацию.  Само  название  «инсерт»  раскрывает  самоактивизирующую,  маркирующую  систему,  при  которой  учащийся  не  просто  читает,  а  осмысливает,  размышляет  над  текстом.  Данный  приём  уместен  также  на  стадии рефлексии,  где  учащиеся  вносят  в  таблицу  результаты  работы  над  документом,  текстом.

«V» – я  уже  это  знал

«+» - для  меня  эта  информация  новая

«-» - я  думал  иначе

«?» - не  понял,  не  усвоил

На  стадии  рефлексии  заполнение  подобной  таблицы  может  идти  в  парах,  группах  или  индивидуально.  Индивидуальная  работа  ценна,  опять же  тем,  что  учащийся  не  испытывает  влияние  группы,  а  значит  получает  возможность  высказать  своё  отношение  к  теме,  вопросу,  какой-либо  проблеме.

Таким образом, сама технология и отдельные ее приемы позволяют в ходе урока развить у учащихся критическое, историческое мышление, сформировать познавательный интерес. Применение данных приемов во внеурочной деятельности не только возможно, но и необходимо, поскольку дополняет умения и навыки, полученные на уроке  возможностью личностного роста. В условиях применения ТРКМ учащийся не оторван от ученического коллектива, а максимально включен в работу и ориентирован на активное участие в решении проблемы, поставленной на уроке.

Список используемой литературы и источников

1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления[Текст] /Р. Бустром . СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. — 134 с.

2. Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В.  «Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения», Санкт - Петербургский университет педагогического мастерства, 2001

3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.

4. Клустер Д. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005. – с. 5 – 13

5. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. - СПб. :КАРО,2009.

6. Полат Е.С.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003.

7. Сафарова С.В. Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога. Педагогическое образование и наука. - 2008 № 2 - с.29-31

1. Bustrom R. Razvitie tvorcheskogo i kriticheskogo myshleniya[Tekst] /R. Bustrom . SPb: Izdatel'stvo «Аl'yans «Del'ta», 2003. — 134 s.

2. Bogatenkova N.V., Mushtavinskaya I.V. «Tekhnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya na urokakh istorii i kraevedeniya», Sankt - Peterburgskij universitet pedagogicheskogo masterstva, 2001

3. Zagashev I. O., Zair-Bek S. I. Kriticheskoe myshlenie: tekhnologiya razvitiya. – SPb : Аl'yans-Del'ta, 2003. – 284 s.

4. Kluster D. CHto takoe kriticheskoe myshlenie. – M.: TSGL, 2005. – s. 5 – 13

5. Mushtavinskaya I.V. Tekhnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya na uroke i v sisteme podgotovki uchitelya: uchebno-metodicheskoe posobie. - SPb. :KАRO,2009.

6. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: Uchebnoe posobie. – M. Аkademiya, 2003.

7. Safarova S.V. Tekhnologiya kriticheskogo myshleniya kak sostavlyayushhaya klyuchevykh kompetentsij pedagoga. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2008 № 2 - s.29-31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме " Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности"

В данной статье обобщен опыт работы по теме "Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности". Данный материал был представлен на краевом уровне и пполучил олож...

Гражданско – патриотическое воспитание на уроках истории

Воспитанию патриотов и граждан России должна способствовать систематическая и целенаправленная работа педагогических коллективов образовательных учреждений....

Гражданско-патриотическое воспитание через уроки истории и внеурочную деятельность как одно из направлений государственной молодежной политики.

Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими...

«Формирование гражданской позиции учащихся во внеклассной работе по истории»

Формирование гражданской позиции учащихся – целенаправленный процесс воздействия на учащихся, который должен активно способствовать формированию у них гражданской ответственности и долга....

Воспитание толерантности на уроках русского языка и литературы как фактор формирования гражданской позиции учащихся

В статье описана система работы учителя русского языка и литературы по воспитанию толерантности учащихся....

Правовое воспитание как фактор формирования гражданской позиции учащихся.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования. Основным в воспитании является формирование у учащихся гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, толер...

Правовое воспитание как фактор формирования гражданской позиции учащихся.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования. Основным в воспитании является формирование у учащихся гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, толер...