Правовое воспитание как фактор формирования гражданской позиции учащихся.
учебно-методический материал

Кузьмина Любовь Давидовна

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования. Основным в воспитании является формирование у учащихся гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, толерантности, активной адаптации на рынке труда. Деятельность классного руководителя – это целенонаправленный системный планируемый процесс строящийся на основе личностноориентированного подхода к учащимсяс учетом ситуации в коллективе класса, уровня воспитанности учащихся, социальные и материальные условия их жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правовое воспитание как фактор формирования гражданской позиции учащихся.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования. Основным в воспитании является формирование у учащихся гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, толерантности, активной адаптации на рынке труда. Деятельность классного руководителя – это целенонаправленный системный планируемый процесс строящийся на основе личностноориентированного подхода к учащимсяс учетом ситуации в коллективе класса, уровня воспитанности учащихся, социальные и материальные условия их жизни.

В 2004г. Мне дали трудный класс. В котором из 28 человек 19 мальчики и 11 учащихся воспитывает одна мама. И передо мной стала задача, как из этих ребят вырастить настоящих людей полезных обществу. На внутришкольном учете стоило 7 человек.

Совместно с психологом школы мы провели психолого – педагогическую диагностику класса, которая позволила оценить уровень воспитанности учащихся. Большинство у учащихся уровень воспитанности был средний, 6 человек ниже среднего, 5 человек выше среднего. Я решила, что на ровне со сплочением класса должна воспитывать людей полезных обществу. На тот момент наша школа стала работать по программе  ---------------------------------------- и решила разработать свою воспитательную систему »Правовое воспитание как фактор формирования гражданской позиции учащихся», которая является неотъемлемой частью общешкольной.

Цель:

- формирование правовой культуры личности, как одно из условий успешной социализации и адаптации личности в гражданском обществе.

Задачи:

- создать благоприятные условия для самоутверждения и раскрытие потенциала возможностей каждого учащегося;

- способствовать самоутверждению и самореализации учащихся;

- воспитывать у учащихся потребности к здоровому образу жизни;

-создать условия для формирования правовой культуры личности;

- развивать сотрудничество с учреждениями входящими в систему дополнительного образования.

Воспитательная система состоит из 4 основных разделов:

- Я – гражданин России

- Права и обязанности

- Семья

- Здоровье.

Данная программа составлена с учетом возрастных особенностей, разработаны тематические мероприятие. Предусмотрено сотрудничество с ПДН, ДДТ, школьный парламент, социальные службы.

В организации воспитательной работы должное внимание уделено самоуправлению. Т. К. считаю, что надо учить детей не только подчинятся и выполнять требование учителя, но и уметь организовывать своих сверстников, отвечать не только за свои поступки,  но и за поступки своих одноклассников. У нас ежегодно  проводится «Смотр строя и песни», мы учились в 8 кл. , я заболела. Ребята сами готовились к этому общешкольному мероприятию. Заняли 2 место. Это их заслуга, они почувствовали, что уних многое может получиться если они постараются.

Учеба нам давалась не легко. Я все время нацеливала своих учащихся на то, что в других делах мы всегда должны быть в числе лидеров, это нам удавалось. Они с желанием участвовали во всех общешкольных мероприятиях. Переживали за свою команду всем классом и в «Рыцарском турнире», «Мисс, весна», на турслёте «Земля предков»,  за агитбригаду «Наркотикам нет».

Правовому воспитанию отводилось особое внимание, т.к. считаю что  подросток обладающий правовой культурой гораздо реже совершает поступки и проступки. На ряду индивидуальной работы с учащимися беседы, консультации проводила и коллективные профилактические мероприятия: дисскусия «Подростковые группировки и их влияние на личность», кл час «Виды уголовного наказания несовершеннолетних», практикум «Особенности назначения наказания в виде лишения свободы».  Организовывала встречи с работниками прокуратуры, работниками  ПДН.

На ряду с этим  проводила кл час «Ими гордится наш город»

Мало познакомить ребят с данной программой , надо чтобы и родители были в курсе. Я считаю, что только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Как и все я никогда не говорила о их ребенке плохо , потому что считаю что какой бы он не был плохой для них он самый лучший. Старалась деликатно указать на  неверные  поступки их детей и совместно находили пути решения. Они всегда откликались на наши просьбы. Мы ходили весной на природу, ездили в ледовый дворец, проводили новогодние праздники, совместно с ребятами делали ремонт в классе.

Одним из компонентов  направления «Я - гражданин» я считаю является самоопределение личности в обществе. Проводила беседы, ходили на экскурсии, организовывала встречи с работниками разных профессий нашего города. В подростковом возрасте  они прислушиваются к мнению разных людей, я посчитала. Что творческое сотрудничество с ДДТ просто необходимо. Мы совместно провели элективные курсы «Профориентация», что помогло многим определиться с выбором их будущих профессий.

1 уч. поступил в нижегородское речное училище

1 уч г. Й – Ола

6 уч. техникум, 7 уч. гпту

Оценив результаты пришла к выводу, что при помощи данной воспитательной системы добилась многого

Объединяя в единое целое  мне удалось, повысить уровень воспитанности, уровень общей культуры, дисциплинированность. Снизить количество учащихся стоящих на внутришкольном учете. Ни одного не было поставлено на учет в ПДН, даже пришедшие в 8 кл. редята стоящие на учете в ПДН  не смогли найти среди моих воспитанников себе друзей.

Очень приятно , что мальчишки ушедшие учится в другие учебные заведения приезжали приходили в школу поздравляли с 1 сентября, с Днем учителя. Я думаю, что мой труд не пропал даром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)

Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания.  Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...

Реализация патриотического воспитания как фактора формирования гражданской позиции личности школьников на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОС.

1,Реализация патриотического воспитания как фактора формирования гражданской позиции личности школьников на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОСМедвежова Вера Зиновьевнапедагог-организатор ОБЖУ...

Воспитание толерантности на уроках русского языка и литературы как фактор формирования гражданской позиции учащихся

В статье описана система работы учителя русского языка и литературы по воспитанию толерантности учащихся....

«Использование ТРКМ как способ формирования гражданской позиции учащихся в системе патриотического воспитания на уроках истории»

Использование в процессе обучения истории, технология развития критического мышления на уроках позволяет развивать у учащихся навыки критического анализа, повышать уровень их самостоятельности, обеспе...

Правовое воспитание как фактор формирования гражданской позиции учащихся.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования. Основным в воспитании является формирование у учащихся гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, толер...