ПРИЧИНЫ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЕ
план-конспект по истории на тему

Данная разработка может быть использована как  для проведения уроков истории в 9, 11 классах, так и для проведения внеклассных мероприятий. Уроки мужества представляют собой внеклассные мероприятия, интегрирующее в своей идее эмоционально-чувственную, ценностно-смысловую, морально-волевую, деятельностно-рефлексивную стороны личностного опыта. Именно в этой интеграции заключается особенность использования в воспитательной работе данной формы.

Комплексность воздействия на психический мир личности достигается сбалансированным воздействием информации, иллюстративного материла, артефактов, просмотром художественных и документальных фильмов. При комплексном использовании исторического иллюстративного материала разница и расхождение между историческим фактом (историческим событием) и его интерпретацией исчезает, а вопрос об особенностях памяти о прошлом может не артикулироваться. Урок имеет дискуссионную часть, в ходе которой, например, обсуждается героический поступок, историческое событие.

Победа под Сталинградом имела грандиозные последствия для Красной Армии, советских солдат и офицеров, для всей страны. В ходе Сталинградской битвы идеи чести, свободы, патриотизма, любви к Родине слились в единое целое с противоречивым русским национальным характером, идеологией коллективизма и стали новым, реальным мироощущением десятков и сотен тысяч защитников Сталинграда, всей России. Этому мироощущению соответствовал феномен Победителя, сформировавшийся в кровопролитных боях и пробудивший непобедимый дух воина-освободителя.

Поэтому целью уроков мужества  ставится формирование новых поколений победителей, доверяющих своей стране, ее ценностям, истории, культуре и традициям, вовлеченных в проблемы общественного развития, способных к жизнедеятельности в изменяющемся мире, преодолению вызовов истории и современности, готовых к самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации на благо Отечества, обеспечивающих их социальную успешность, ответственных перед семьей, обществом и государством, занимающих активную гражданскую позицию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon multimediynyy_urok.ppt1.59 МБ
Файл tema.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причины Победы советского народа в Сталинградской битве. Презентация учителя истории МБОУ СОШ № 23 Кущёвского района Можной Татьяны Александровны.

Слайд 2

Характеризовать значимость Сталинградского сражения как коренной перелом во Второй мировой войне. Раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге. Цель Задачи Развивать навыки работы с документами и дополнительной литературой. Развить умение отбирать, оценивать, анализировать изучаемый материал, умение общаться и отстаивать собственную позицию. На примере событий Сталинградского сражения показать мужество стойкость солдат советской армии, тружеников тыла.

Слайд 3

С т а л и н г р а д с к а я б и т в а 17 июля 1942 год -2 февраля 1943 год

Слайд 5

Чем дальше мы от этих событий, тем противоречивее мнение о причинах победы советского народа в этой великой битве. Некоторые западные историки и военачальники (Фуллер, Брайант) заявляют, что причинам поражения гитлеровской армии являются следующие: ужасные холода, грязь, снег, неубранные поля кукурузы и подсолнечника. Можем ли мы с этим согласиться?

Слайд 6

Причины победы Значимость победы Память

Слайд 7

военное искусство и талант советских военачальников; мужество, стойкость, самоотверженность советских солдат и тружеников тыла; воля к победе, сила духа, сила характера русского народа.

Слайд 8

Соотношение сил сторон к началу контрнаступления. Советские войска Войска противника Соотношение Силы и средства Люди1 1015300 13535 979 Орудия 2 Танки 3 1011500 10290 675 1. 1:1 2. 1,3:1 3. 1,4:1

Слайд 10

Итоги и значение Сталинградская победа оказала влияние на укрепление антифашистской коалиции и усилению в ней роли СССР Коренной перелом в ходе войны Немцы утратили боевой наступательный дух

Слайд 11

А зачем нам нужны эти новые сведения и зачем возвращаться к этому и нам и историкам? Ведь некоторые сегодня считают, что мы могли бы жить лучше, если бы не победили.

Слайд 12

Историю нужно изучать, чтобы не повторять ошибки прошлого. Да, вот они, русские характеры: кажется, прост человек, а придет суровая беда, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота. Лев Толстой

Слайд 13

Источники 1.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М.,1971. 2.История Великой Отечественной войны Советского союза 1941-1945. т. II . М., 1961. 3.Самсонов А.М. Вторая мировая война. М., 1985. 4.Хрестоматия Великой Отечественной войны. Сталинградская битва. Т4. 5.Хрестоматия по истории России XX в.Пособие для учащихся 9 Кл / Сост.А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М.: Просвещение, 1999. 6.Великая Отечественная война http://www.otvoyna.ru/nastuplenie.htm 7.Сталинградская битва. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%E0%EB%E8%ED%E3%F0%E0%E4%F1%EA%E0%FF_%E1%E8%F2%E2%E0 8. Российский государственный архив http://www.fgurgia.ru/start.do;jsessionid=33109BB7B2709778570E86509CB99630



Предварительный просмотр:

ТЕМА: ПРИЧИНЫ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА
В СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЕ

Урок педагогического сотрудничества

 учителя истории МБОУ СОШ № 23 Кущёвского района Можной Т.А.

Цели урока:

 Обучающие: охарактеризовать значимость Сталинградского сражения, как коренного перелома в второй мировой войне, раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге.

 Развивающие: развивать навыки работы с документами, дополнительной литературой; умения отбирать, оценивать, анализировать изучаемый материал; умение общаться, отстаивать собственную позицию.

Воспитательные: на примере событий Сталинградской битвы показать мужество и стойкость советской армии, тружеников тыла.

 Оборудование урока: карта второй мировой войны, мультимедийный проектор, книжная выставка на тему: «Подвиг Сталинграда»; фильм «Великая война» 7 серия «Сталинград». Раздаточный материал: документы архивов музея-панорамы «Сталинградская битва», дидактический материал для урока

Ход урока.

Учитель: Великая Отечественная война ... Все дальше и дальше она от нас. Мы стали меньше интересоваться историей той войны, а при освещении событий и фактов гонимся за сенсацией, заменяя научность и доказательность вымыслами.

В ходе изучения основных сражений Великой Отечественной войны мы особое внимание уделили Сталинградской битве. Мы рассмотрели ход боевых действий, отдельные операции, и ее результаты.

Чем дальше мы от этих событий, тем противоречивее мнение о причинах победы советского народа в этой великой битве. Некоторые западные историки и военачальники (Фуллер, Брайант) заявляют, что причинам поражения гитлеровской армии являются следующие: ужасные холода, грязь, снег, неубранные поля кукурузы и подсолнечника, (показывается на карте). Можем ли мы с этим согласиться?

Предполагаемые ответы учащихся: «Да» и «Нет».

Учитель: Даже в классе у нас различные мнения. Поэтому нам необходимо определиться по теме нашего сегодняшнего разговора. Так о чем мы сегодня поговорим? Что вы предлагаете обсудить.

Предполагаемые ответы учащихся.

В процессе дискуссии определяются три блока: значимость; причины; память.

Учитель: Ну, хорошо, я поняла, мы должны будем найти причины победы под Сталинградом, показать значимость Сталинградской битвы и вспомнить наших дедов и прадедов. (Открывает тему урока).

Чтобы решить эту проблему, нужны факты и доказательства. А самым ярким доказательством могут быть документы. Анализировать документы вы будете по группам, которые уже сформировались. Работа будет осуществляться по известным вам памяткам и критериям, которые у вас на столах. Помогать мне будет группа экспертов. Вот вам экспертный лист. Ваша задача внимательно слушать и объективно оценивать участие групп в обсуждении и если нужно задавать им вопросы.

Предлагаю вам для анализа следующие документы:

  1. группа: высказывания историков Англии и США, фрагмент передачи радио Берлина от 15 сентября 1942 года.
  2. группа: статистические данные о потерях воюющих сторон при сражениях у о. Мидуэй, Эль-Аламейне, в Тунисе, под Сталинградом.
  3. группа: таблицы, характеризующие состав сил на советско- германском фронте в период контрнаступления под Сталинградом и в период сражений англо-американских войск под Эль-Аламейном и на Сицилии.

Идет работа с документами - 2 минуты.

Ответы учащихся. От каждой группы выступает по одному ученику.

1 группа: предлагаемые источники позволяют сделать вывод, что западные историки приравнивают значимость Сталинградской битвы к действиям союзников в Северной Африке и Италии, хотя фашистская пропаганда еще до краха гитлеровцев на Волге заявляет о значимости Сталинграда для хода войны в целом.

Учитель: У экспертов есть уточняющие вопросы к группе?

2 группа: статистические данные о потерях воюющих сторон в Северной Африке и на Тихом океане не идут ни в какое сравнение с потерями в битве на Волге (хотя гибель каждого человека это трагедия). Это говорит о большой кровопролитности, о жестоких боях, об огромном напряжении битвы под Сталинградом.

  1. группа: анализ таблицы, рассказывающей о соотношении сил, позволяет сказать, что со стороны советской армии и фашистского блока было задействовано личного состава, боевой техники в несколько раз больше, чем в сражениях под Эль-Аламейном и на Сицилии.

Учитель: Все молодцы! А теперь вы (обращается к группе экспертов) попробуйте подвести итог анализа документов.

Группа экспертов: Работа групп с документами, их выводы, говорит о том, что Сталинградская битва по своим масштабам, по задействованному количеству войск, боевой технике, кровопролитно- сти превосходила по таким же параметрам сражения союзников с гитлеровцами.

Учитель: Итак, грандиозность, масштабность Сталинградской битвы не вызывают сомнения. Помните, что вначале урока мы ознакомились с причинами поражения фашистских войск под Сталинградом и решили выработать свое мнение по данному вопросу, (показывает причины на доске). Вот теперь пригодится ваша работа с документами из архивов музеев города и семейных архивов. Я предлагаю опровергнуть заявление западных историков на основании тех материалов, которые вы нашли. Давайте начнем с официальных документов. Краткий вывод запишите и вывесите на доску.

А вы, ребята, (обращается к экспертам) продолжайте анализировать работу групп по тем же критериям и оцениваете их во второй графе на экспертных листах.

Работа с документами.

Учитель: Итак, какая группа готова?

Ответы учащихся (пока один отвечает, другой вывешивает ответы на доске).

  1. группа.

В качестве аргумента использует военное мастерство, талант советских военачальников, разработанные ими операции («Уран», «Кольцо»), тактические и стратегические новшества (используются видеофильмы из д/ф «Великая Отечественная война»).

3 группа.

В качестве важнейшей причины учащиеся выделяют работу жителей города в помочь армии (рабочее ополчение, деятельность заводов Сталинграда, госпиталей, городского комитета обороны и др.).

Материал основан на документах.

  1. группа.

Доказывает, что одной из важнейших причин победы Красной Армии является героизм, стойкость, самоотверженность советских солдат. При ответе учащиеся используют материал архивов музеев города Волгограда, семейных архивов, слайды. (Говорит о наградном листе.)

Группа экспертов: рассматривает проблему столкновения двух идеологий, силы духа, воли (используют пропагандистские документы, дневники, письма, воспоминания участников боевых действий).

Мы тоже работали в архивах, и нашли памятку советского и немецкого солдат.

Вывешивают на доску.

Учитель: Итак, мы в первой части урока определили значимость Сталинградской битвы, поговорили о причинах победы советского народа и работников тыла на основе анализа официальных документов.

А может быть вы, в своих семейных архивах нашли дополнительные сведения по проблемам нашего урока?

Учитель: А теперь слово экспертам. Вы можете сделать вывод по выступлениям ребят.

Эксперты делают вывод: Причины поражения фашистских войск под Сталинградом, приводимые западными историками и гитлеровскими военачальниками, являются необоснованными. Главная их цель - принизить значение Сталинградской битвы и исказить истинные причины победы советского народа. Мы считаем, что основные причины, определившие исход битвы на Волге, следующие:

  • военное искусство и талант советских военачальников;
  • мужество, стойкость, самоотверженность советских солдат и тружеников тыла;
  • воля к победе, сила духа, сила характера русского народа.

Учитель: Спасибо вам! Но хотелось бы услышать от вас итоги

работы групп.

Эксперты: Мы считаем, что все поработали добросовестно и заслуживают положительной оценки.

Учитель: Итак, я думаю, что мы достигли цели нашего урока, но я хотела бы услышать от вас, что нового вы узнали и чему научились в ходе самого урока и подготовки.

Ученики: Посещая архивы, мы увидели много документов, узнали много исторических фактов и поняли, как важна работа историков и исследователей.

Учитель: А зачем нам нужны эти новые сведения и зачем возвращаться к этому и нам и историкам? Ведь некоторые сегодня считают, что мы могли бы жить лучше, если бы не победили.

Ответ учащихся. Историю нужно изучать, чтобы не повторять ошибки прошлого.

Учитель: Предлагаю минуту молчания.

Идет минута молчания и фрагменты из видеофильма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий историко-литературной композиции "Победе советского народа в Сталинградской битве и Освобождению станицы Староминской от немецко- фашистских захватчиков посвящается"

Цель : воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к Родине, на героическом прошлом своего народа.1.Я тревожный мысленный взглядУстремляю на СталинградХочет враг занять берегаНашей сл...

Конспект урока по истории в 11 классе Тема урока: Великая Отечественная война: итоги, цена и причины Победы советского народа

Итоги  Великой Отечественной войны  и Второй мировой войныПричины победы советского народа в Великой Отечественной войнеЦена и значение Великой  ПобедыВклад наших односельчан в Великую ...

Сценарий урока мужества, посвящённый победе советского народа в Сталинградской битве " Сталинград - пролог победы"

Сценарий урока мужества посвящён празднованию очередной годовщины победы советских войск под Сталинградом. Предназначен для учащихся средних и старших классов. Заставляет задуматься о проблеме примире...

Презентация - К 75 - летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 г.г. Боевой путь простого советского солдата. Пособие к теме «Будь смелым». по Обществознанию в 6 классе.

В этой презентации содержится материал о трудностях фронтовой жизни простых советских солдат в годы Великой Отечественной Войны, важно донести до сознания учащихся, что преодолеть эти трудности было т...

Пояснительная записка. Проект "ОРУЖИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ" посвященный 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной ВД «Мастерица» МОУ СОШ п. Мирный Дергачевский район.

Пояснительная записка. Проект "ОРУЖИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ" посвященный  75-летию Победы советского народа  в Великой Отечественной ВД  «Мастерица» МОУ СОШ п. Мирный Дер...

Сценарий линейки, посвященной Победе советских войск в Сталинградской битве

В целях воспитания чувства патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну размещен сценарий проведения торжественной линейки, посвященной 80-летию разгрома советскими вой...