Таблицы по культуре Руси и Российского государства (до 17 века)
методическая разработка по истории (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Кумалякова Марина Николаевна

В данных таблицах приведены по разделам основные достижения культуры  Руси и Российского государства (до 17 века). Эти таблицы могут использоваться и дополняться при изучении истории России с 6 по 9 класс. При подготовке к ЕГЭ по истории могут использоваться как справочное пособие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культура Древней Руси X-XIII века. Христианская культура и языческие традиции.

Особенности: замедленность темпов развития, традиционализм, господство в идеологии религиозного мировоззрения, влияние культурных традиций соседей.

Этапы: период дохристианской культуры восточных славян; культура Киевской Руси; формирование местных стилевых особенностей в отдельных княжествах и землях.

Литература

Живопись (ремесло)

Архитектура (зодчество)

Театр

Унт – фольклор (песни, заговоры, заклинания, пословицы, поговорки),  былины (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, пахарь- Микула Селянинович), середина 12 – начало 13 века новгородские былины о Садко.

Славянская азбука – Кирилл и Мефодий (вторая половина IX века)

Новгородские берестяные грамоты (сер. XI века) с азбукой из 32 букв, с письменными распоряжениями.

150 книг переводных и русских.

1056 -1057 – Остромирово Евангелие

10551 – «Исповедание веры» митрополит Илларион

1073 – «Изборник» Святослава Ярославича

Переводы – «Хроника» Георгия Амартола, «Иудейская война» Иосифа Флавия.

Апокрифы – не признанные официальной церковью произведения (как сотворен мир, об Адаме и Еве и т.д.)

Жития – монах Нестор «Чтения о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского» игумен Киево-Печерского монастыря.

Хождения и поучения, слово и летописи.

1049 – «Слово о законе и благодати» митрополит Илларион о вхождении Руси в семью христианских народов, «Слово» и «Моление»  Даниила Заточника князю Ярославу Владимировичу (быть защитником), «Слово о полку Игореве» 1185г. о походе Игоря Новгород – Северского на половцев, надо сплотиться,

1113г. – «Повесть временных лет» в составе Ипатьевской и Лаврентьевской летописей,

12 век – «Поучения Владимира Мономаха»

Монументальная живопись:

Фреска – настенные живописные изображения, нанесенные на сырую штукатурку, отличающаяся монументальной формой. Библейские сюжеты, облики членов семьи Ярослава Мудрого.

Мозаика – картины, составленные из камня или разноцветного стекла, вдавленные  в сырую штукатурку. Изображение Дмитрия Солунского в Михайловском златоверхом монастыре и святых Лаврентия и Василия Великого в Софийском соборе в Киеве (9в.)

Станковая живопись:

Иконы 11 – 13 веков вывозились из Византии или выполнялись русскими иконописцами 9 века Олимпий, Олисей, Георгий. Памятники иконописи – «Георгий Воин» (11 – нач. 12 в.), «Спас Нерукотворный» (кон. 12 в.).

Миниатюра, скульптура в каменном барельефе.

Ремесло: оружейники – копья, мечи, щиты.

Ювелиры – зернь (шарики, которые напаивались на изделие), скань – орнамент наносили тонкой золотой проволокой, которую напаивали на металлическую поверхность, эмаль – промежутки заполнялись разноцветной эмалью (перегородчатая эмаль).

Деревянное зодчество: многоярусность, башенки, терема, резьба по дереву. Церковь Ильи в Киеве, тринадцатиглавая деревянная церковь София Новгородская, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде

Каменное строительство: конец X века, 989 -996 – Десятинная церковь в Киеве- церковь Успения Пресвятой Богородицы (Владимир  

Святой); разрушена в 1240 году ханом Батыем

1037 – 13 главый храм Софии в Киеве

(Ярослав Мудрый), Золотые Ворота

1045 -1050 –Софийский собор в Новгороде (строже, 5 куполов, только фрески).

Основной тип сооружения – крестово-купольный храм, материал – плинфа (тонкий кирпич), техника скрытого ряда, равнослойная кладка, серый известняк, штукатурка, кирпич.

С 12 века появляются местные стилевые особенности.

1198 – церковь Спаса – Нередицы в Новгороде

Владимиро-Суздальская Русь – парадный характер, утонченность, романский стиль.

1158 – 1161 – Успенский собор Владимир

1194 – 1197 – Дмитриевский собор Владимир

1165 – церковь Покров на Нерли

В 12 – нач. 13 веков в городах строительство крепостных стен, башен , теремов и церквей (башенный тип постройки – Михайловские в Смоленске, Пятницкие в Чернигове и в Новгороде).

Гостей на пирах развлекал

скоморохи, гусляры.

Города – центры культуры

С 10 века школы для юношей в Киеве, конец 11 века сестра Вл. Мономаха открыла школу для девушек.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Русская культура XVI в.

     Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную жизнь общества. Большую роль в этом сыграл и Стоглавый собор 1551 г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не художественные достоинства его живописи, а иконография — расположение фигур, использование определенного цвета и т. п. в каждом конкретном сюжете и изображении. В зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения митрополита Макария и его кружка.

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. Русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т. п. В XVI в. ощутимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре.

Литература

Живопись (ремесло)

Архитектура (зодчество)

Разное

1. Вытеснение пергамента бумагой. Тексты на отдельных листах либо собраны в тетради и книги. «Столбцы» - длинные бумажные ленты из склеенных листов.

Полуустав вытесняет скоропись.

2. 1480 -1490 гг. «Повесть о Белом Клобуке» - центр христианства Новгород. 1490 г. митрополит Зосим – восхвалитель самодержавия и православия. 1510 -1511 – «Москва – третий Рим» игумен Псковского Трёхсвятительского монастыря Филофей – обращение к Василию III с призывом поддерживать православную государственность и истинную веру.

3. 1560 – 1563гг. «Степенная книга»  - история Руси как преемницы Византии (русские князья от римского императора августа, правление каждого князя – ступень к славе). «Книга Степенная царского родословия». Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням — от Владимира I до Ивана Грозного. Подобное расположение и построение текста как бы символизируют нерушимость союза церкви и царя.

В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое и историческое сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских». Это легендарное сочинение начиналось с рассказа о Великом потопе. Затем следовал перечень властителей мира, среди которых особо выделялся римский император Август. Он якобы послал на берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род легендарного Рюрика. Последний был приглашен в качестве русского князя. Наследник Пруса, Рюрика, а следовательно и Августа, киевский князь Владимир Мономах получил от константинопольского императора символы царской власти — шапку-венец и драгоценные бармы-оплечья. Иван Грозный, исходя из своего родства с Мономахом, с гордостью писал шведскому королю: «Мы родством от Августа кесаря ведемся».

4. Иван Пересветов – челобитные и «Сказание о Мегмет-Салтане» - описывет идеальное государственное устройство: самодержец, советники, самоуправление и законы.

1564 – 1579 – А.Курбский критиковал Ивана Грозного в трёх посланиях, 1573 – «История о великом князе Московском» - о просвещённой сословной монархии.

5. «Домострой» Иван Сильвестр – религия, семейная жизнь, домоводство (Анфиму).

6. 1512 – «Хронограф» - сборник сочинений по всемирной истории.

70-е года 12 томов Великие Четьи –Минеи (о святых по месяцам). 70 – 80-е года Лицевой летописный свод (летописно-хронографическое произведение, сохранилось 10 томов). Его называют Никоновской  летописью (в XVII в. принадлежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи содержит около 16 тыс. миниатюр — цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода («лицо» — изображение).

7. 1563 – государев печатный двор. Русское книгопечатание - 1564 г., когда была издана первая русская датированная книга «Апостол». Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы — книги, изданные до 1564 г. («Триодь постная». «Евангелие»). Организацией работ по созданию типографии занимался один из талантливейших русских людей XVI в.— дъяк Иван Федоров. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу, где построили специальное здание для типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь — «Азбуку». За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI, и в XVII вв.

8. 1565 – «Часословец» - книга обучения грамоте, 1574 – первая печатная русская грамматика.

9. Исторические повести, в которых рассказывалось о событиях того времени. («Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков».

Крупным русским живописцем, жившим в конце XV — начале XVI в., был Дионисий (ок. 1440—1502- 03) .

К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображением сцен из жизни московского митрополита Алексея, 1508 – Благовещенский собор московского Кремля. Живописи Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изысканность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение пропорций человеческого тела, утонченность в отделке каждой детали иконы или фрески.

Одигитрия Смоленская. 1482 г.

Сошествие во ад. 1495—1504 гг.

«Школа Дионисия» - сын Феодосий, живописец Фёдор Едикеев.

После Стоглавого собора иконопись Рублёва была принята за образец -«Иконописные подлинники». Икона становиться более информативной (житийные иконы).

Церковь Воинствующая (Благословенно Воинство Небесного Царя) - икона, написанная в 1550-х по заказу Ивана Грозного в память о его Казанском походе 1552.

Сложилось строение иконостаса (ряды – «чины» икон): нижний, праздничный, пророческий, праотеческий.

Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском 1532 год, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани 1555 – 1560, русские мастера Барма и Постник Яковлев.

1533 – 1538 - прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской (одни историки считают, что название произошло от слова «кита» — вязка жердей, используемых при строительстве крепостей, другие — что либо от итальянского слова «город», либо от тюркского «крепость», либо от татарского - укрепление). Стена Китай-города защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы. В 1585 – 1538 гг. архитектором Федором Савельевичем Конем были возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Москве возвели Земляной вал—15-киломстровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо).

Башни Московского Кремля: три башни (Беклемишевская, Водовзводная и Угловая Арсенальная), стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные — квадратное. 15век - Беклемишевская

 (Москворецкая) башня, Константино-Еленинская  (Тимофеевская) башня, Набатная башня, Спасская (Фроловская) башня, Сенатская башня, Никольская башня, Угловая Арсенальная  (Собакина) башня,  Средняя Арсенальная  (Гранёная) башня, Троицкая башня, Комендантская

 (Колымажная) башня, Оружейная

 (Конюшенная) башня, Боровицкая

 (Предтеченская) башня, Водовзводная

 (Свиблова) башня, Благовещенская башня,  Тайницкая башня, Первая Безымянная башня, Вторая Безымянная башня, Петровская

 (Угрешская) башня.  16 век - Кутафья башня,

 17 век - Царская башня.

Смоленская крепостная стена (иногда применяется неправильное название Смоленский кремль) — оборонное сооружение, выстроенное в 1595—1602 годах в годы правления царей Федора Иоанновича и Бориса Годунова. 38 башен. Архитектор — Фёдор Конь. Протяженность стен — 6,5 км (сохранилось меньше половины стен и башен). Имела огромное оборонное значение в Российском государстве.

 Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве. Подобные храмы были сооружены во многих русских монастырях и как главные соборы — в крупнейших русских городах. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре,

  

Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и других городах.

 Еще одним направлением в архитектуре XVI в. было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определенной специальности, и посвящались определенному святому — покровителю данного ремесла.

Каменные крепости-сторожи были возведены в Поволжье (Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани), в городах южнее (Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленске), на северо-западе России (Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах) и даже на далеком Севере (Соловецких островах).

1. Пищали – гладкоствольное огнестрельное оружие. Стенобитные орудия, затинные пищали.

2.  1586 год Андрей Чохов отлил для Кремля 40тонную Царь – пушку (десяток пушек – Лисица, Троил, Инрог, Аспид, Царь Ахиллес, стенобитная соловей).

3. 1525 – дипломат Дмитрий Герасимов – до индии можно добраться



Предварительный просмотр:

Русская культура XVII века.

    В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название «обмирщение» культуры (от слова «мирской» — светский).

    Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, «латинское» влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей — в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район Бауманской ул.). Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т. д. Расширению политических и культурных связей с странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.

Просвещение

Живопись (ремесло)

Архитектура

Театр

Во второй пол. XVII в. было создано несколько государственных школ.

1649г. – школа Ф.Ртищева (школа в Андреевском монастыре).

1640 – х – школа Епифания Славинецкого в Чудовом монастыре,

1665г. – школа Симеона Полоцкого в Заиконоспасском монастыре  работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора (Типографическая школа 1681г во главе с русским монахом Тимофеем и греком Мануилом), Аптекарского приказа и др. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии ... до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды (после ссылки Лихудов 1701г. Академия пришла в упадок), ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ломоносов.

 Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В. Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения «Считание удобное» (1682). Но: Псалтырь.

   В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины («Травники», «Лечебники», «Фармакопея» Ивана Венедиктова, «О строении тела человеческого» - перевод Епифания Славинецкого)  в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении за природой.

Век великих географических открытий. 1632г. – казаки добрались до Лены, основали якутск; Елисей Буза открыл Яну, Индигирку, а Копылов добрался до Охотского моря (1639г.). В 1643г. Колесников дошёл до Байкала, а Поярков открыл Амур, который был исследован в 1650-1651гг. Хабаровым. 1654г. были открыты реки Аргун, Селенга и Ингода. 1675-1678гг. – экспедиция в Китай О.Н. Спафарий, составлено «Описание первыя части Вселенныя, именуемой Азии», «Сказание о великой реке Амуре».

1692-1695гг. – голландец Исбрант Идес составил описание части России в районе границы с Китаем.  В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой, открыл р. Анадырь. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е. П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в. сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова. 1690г. морской офицер Дубровин составил карту Туркестана. Первая карта Московского государства была составлена на рубеже 16 – 17 веков, 1640г.- «Роспись сибирским городам и острогам», а в 1672г.- «Чертёж Сибирской земли».

Литература. В XVII в. созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в.

Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII в. жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» — судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).

 Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первго русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII — первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории.

Два художественных направления: Годуновская школа и Строгановская (Прокопий Чирин, Никита, Фёдор и Истома Савины). Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» («Троица») хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы.

 Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова (1626 – 1686), тесно связана с распространением в России портретной живописи — парсуны (персоны), изображавшей реальных персонажей, например, царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского и др.

  

 

 

Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.

Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли «каменным узорочьем, дивным узорочьем».

  Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце (1635 – 1636) царя Михаила Фёдоровича в Кремле

 (Б.Огурцовым. А. Константиновым, Т. Шарутиным, Л.Ушаковым , в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в

 Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля — церковь Ильи Пророка 

и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках 

(у станции метро «Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках

 (недалеко от Пушкинской площади), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро «Китай-город»)

 Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатные крыши сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступили место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России.

 В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный характер. Стены крупных русских монастырей, возведенные после польсколитовско-шведской интервенции (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались декоративными деталями.

 Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название нарышкинского (по фамилии главных заказчиков) или московского барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря,  

церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

 Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей и т. п. Наконец, почти во всех зданиях нарышкинского барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.

 В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости Деревянное зодчество: многоярусность, башенки, терема, резьба по дереву. Церковь Ильи в Киеве, тринадцатиглавая деревянная церковь София Новгородская, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде.

Был создан пастором лютеранской церкви Готфридом Грегори придворный театр в Москве (1672, закрыт в 1676), просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли мужчины. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре.

 В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр — театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих. Гостей на пирах развлекал

скоморохи, гусляры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От Руси к России. Создание единого российского государства

От Руси к России. Создание единого российского государства. Завершающий этап объединения русских земель вокруг Москвы. Проблемный урок - попытка определить кто Иван III 0разрушитель или созидатель....

Проверочная работа по теме: "Российское государство в XVII веке"

Проверочная работа по истории в 10 классе...

Тест по истории для 9 класса по теме «Российское государство и общество в конце XIX – начале XX веков».

Тест по отечественной истории 9 класс  по учебнику А. А. Данилов, Г. К. Косулина, История России 20 – начало 21 века. «Российское государство и общество в конце XIX – начале XX ве...

Правители Российского государства (хронология в таблицах)

Прави́тели Руси́, Русского государства, Росси́йской импе́рии, Российской респу́блики / Российского государства, РСФСР, СССР, Российской Федера́ции (862—2015)Ниже перечисляются верховные правители исто...

Контрольная работа на тему искусство Руси и единого Российского государства: IX-XVII вв.

Контрольную работу можно использовать по таким предметам, как история, МХК, духовное краеведение...

Вопросы к практической работе Культура и быт российских сословий 18 века. 8 класс

Вопросы к практической работе Культура и быт российских сословий 18 века. 8 класс...